Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

                   ПАСПОРТ программы

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

       1.1 Пояснительная записка

       1.2 Цель и задачи программы

       1.3 Планируемые результаты

       1.4 Учебно-тематический план

Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

       2.1 Условия реализации программы

       2.2 Формы аттестации/контроля

       2.3 Оценочные материалы

       2.4 Методические материалы

       2.5 Список литературы и источников (для педагога и учащихся)

            ПРИЛОЖЕНИЯ

            Календарный учебный график

ПАСПОРТ программы

Ф.И.О. разработчиков Бронских Н.А.
Учреждение ГБУДО «Детско-юношеский центр»
Наименование программы Эколог - исследователь
Объединение  
Тип программы дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Направленность естественнонаучная
Образовательная область экология, биология
Вид программы модифицированная
Возраст учащихся 13-16 лет (с 8-10 кл.)
Срок обучения (реализации) 1 год
Объем часов 72 часа
Уровень освоения программы Базовый  
Цель программы формирование основ экологических знаний путем вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность
С какого года реализуется программа С 2019 г.

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог-исследователь» содействует экологическому просвещению детей, позволяет расширить рамки уже имеющихся у обучающихся знаний по целому ряду вопросов, направлена на формирование прочных знаний в области экологии, навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения путем вовлечения обучащихся в реальную исследовательскую деятельность по изучению окружающей среды.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Эколог-исследователь» - естественнонаучная. Её цель и задачи направлены на формирование основ экологической грамотности юных жителей Курганской области. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на комплексное изучение окружающего мира.

Данная программа реализуется на базовом уровне. Программа опирается на содержание основного образования. Освоение содержательного материала предполагает углубление и расширение знаний содержания школьного курса экологии, биологии, географии, формирование элементарных навыков изучения природы.

Актуальность данной программы обусловлена общественной потребностью в грамотных молодых людях с базовыми знаниями в сфере экологии.

Отличительной особенностью программы является сочетание очной и заочной формы обучения с использованием элементов дистанционного обучения.

Программа построена на  интеграции теории и практики на взаимосвязи различных наук, таких, как биология, экология, география.

Важным элементом в программе является наличие практических и лабораторных занятий. На них приходится 50% (36 час.) всех учебных занятий программы.

Программа состоит из 6 разделов.

Раздел 1 «Основы экологических знаний» (14 час.)

Содержание данного раздела предполагает расширенное и углубленное изучение основных экологических понятий. Рассматриваются основные экологические факторы: абиотические и биотические. Изучаются экологические сообщества, взаимоотношения организмов в природе. Рассматриваются методы экологических исследований: полевые, лабораторные.

Раздел 2 «Геоботанические исследования» (11 час.)

Раздел знакомит обучающихся с понятием «геоботаника», «растительные сообщества», «фитоценоза». Рассматривается классификация жизненных форм растений, строение растительных сообществ, сезонные и суточные изменения в растительных сообществах.

Цель и задачи программы

Цель программы – формирование основ экологических знаний путем вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность.

Задачи программы

обучающие:

- расширить и углубить знания, полученные при изучении школьного курса предметов естественнонаучного цикла;

- создать условия для освоения основных методов исследований в природе;

- научить ориентироваться в информационном пространстве;

развивающие:

- способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к исследовательской деятельности;

- развивать эмоциональную, мотивационную сферу обучающихся. экологическое мышление;

Воспитывающие:

- формировать ценностные экологические ориентации, уважительное отношение к природе своей малой родине;

- воспитывать личностно-волевые качества: самодисциплину, усидчивость, терпение.

 

Планируемые результаты

В результате освоения программы предполагается подготовить обучающихся, умеющих самостоятельно проводить наблюдения и исследования в природе, определять растения и животных, знающих правила поведения в природе, умеющих осуществлять экологические исследования экосистем.

Предметные результаты:

- знание биологических и экологических терминов;

     - знание экологических факторов и их значения для природы;

- умение проводить наблюдения в природе;

- понимание взаимосвязей между живой и неживой природой;

- способность к поисковой деятельности в изучении естественнонаучной

информации.

Метапредметные результаты:

- умение организовывать свою работу;

- умение получать необходимую информацию и структурировать её;

- умение делать выводы на основе полученных данных;

- способность к сотрудничеству;

- способность к творческому решению задачи, поиску нестандартных решений.

Личностные результаты:

- мотивация к изучению предметов естественнонаучного цикла;

- умение критически оценивать результаты своей деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к природе.

1.4 Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Всего часов

Количество часов

Виды учебной деятельности

Форма контроля

Теория Практика
Введение. Знакомство с курсом Предмет, задачи и методы экологии 1 1 -  

 

Раздел 1. Основы экологических знаний (14 час.)

1.1

Понятие «Среда обитания (жизни)». Характеристика сред жизни

2 1 1 Работа с сетевыми ресурсами. работа по e-mail

Тестирование Заполнение таблицы

1.2

Экологические факторы. Классификация экологических факторов

2 1 1 Работа с сетевыми ресурсами,  работа по e-mail

Тестирование,

составление схемы

1.3

Экология сообществ. Взаимоотношения организмов в природе

2 1 1 Работа с сетевыми ресурсами работа по e-mail

Тестирование, Заполнение таблицы

1.4

Экосистема. Особенности Экосистем Курганской области

2 2 - Работа с сетевыми ресурсами.  

Тестирование

1.5

Биосфера. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере

2 2 - Работа с сетевыми ресурсами.  

Тестирование

1.6

Человек и биосфера. Охрана природы и рациональное природопользование Экологический мониторинг

1 1 - Работа с сетевыми ресурсами.  

Тестирование

1.7

Методы экологических исследований. Полевые методы. Лабораторные методы. Правила ТБ

2 1 1 Работа с сетевыми ресурсами.  

Тестирование

 

Итоговое занятие

1 - 1  

Итоговое тестирование

 

ИТОГО по разделу 1

14 9 5  

 

Содержание программы

Вводное занятие. Введение. Знакомство со структурой курса. Предмет, задачи и методы экологии. Э.Геккель – основоположник экологии.

Раздел 6. Исследование почв

Теория. Общая характеристика почвы. Виды почв. Состав почвы (минеральные вещества, вода, воздух, живые организмы). Почва как необходимое условие в жизни растений (субстрат для закрепления, источник минерального питания, источник воды, переживание неблагоприятных условий). Биотические факторы почвы. Почвенный профиль. Почвенные горизонты. Растения–индикаторы кислотности почв.

       Практика. Изучение почвенного профиля. Определение механического состава почвы, общей гигроскопической влажности, полной полевой влагоемкости Растения–индикаторы кислотности почв.

       Итоговое занятие. Итоговое тестирование или участие ребят в региональном этапе  слета юных экологов.

 

Формы аттестации/ контроля

На всех этапах реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эколог-исследователь» регулярно и всесторонне проводится педагогический контроль (мониторинг качества освоения программы).

Предметом контроля являются знания, умения и навыки обучающихся, полученные в результате освоения программы, внутренние личностные результаты обучающихся (освоенные способы деятельности, готовность к саморазвитию и самообразованию), обозначенные целью и задачами программы.

Мониторинг проводится посредством входного, текущего, промежуточного, итогового контроля.

Вводный контроль (стартовая диагностика) проводится в начале учебного года в форме предварительного тестирования, по результатам которых у учащихся выявляется уровень теоретической и практической подготовки.

Текущий (тематический) контроль осуществляется на каждом занятии посредством тестирования, педагогического анализа результатов выполнения практической или лабораторной работы. В рамках текущего контроля предполагается также взаимо- и самоконтроль, рефлексия обучающихся собственной деятельности и достигнутых образовательных результатов.

Промежуточный контроль проводится по итогам изучения разделов программы. Проверка качества усвоения программного материала и объема теоретических знаний и практических умений обучающихся проводится посредством тестирования, выполнения самостоятельно практических работ.

Итоговый контроль проводится по завершению учебного года в форме итогового тестирования по основным разделам программы, определяющего уровень сформированности предметных результатов (знаний, умений, навыков) или участия ребят в региональном этапе слета юных экологов.

 

Список литературы и источников

Календарный учебный график

№ п/п

Дата, срок проведения занятия Кол-во часов Тема занятия Виды учебной деятельности Форма контроля Срок выполнения контроля

1

  1 Введение. Знакомство с курсом Предмет, задачи и методы экологии      
2

 

2 Понятие «Среда обитания (жизни)». Характеристика сред жизни Работа с сетевыми ресурсами. работа по e-mail Тестирование Заполнение таблицы  
3

 

2 Экологические факторы. Классификация экологических факторов Работа с сетевыми ресурсами,  работа по e-mail Тестирование, составление схемы  
4

 

2 Экология сообществ. Взаимоотношения организмов в природе Работа с сетевыми ресурсами работа по e-mail Тестирование, Заполнение таблицы  
5

 

2 Экосистема. Особенности Экосистем Курганской области Работа с сетевыми ресурсами.   Тестирование  
6

 

2 Биосфера. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере Работа с сетевыми ресурсами.   Тестирование  
7

 

2 Человек и биосфера. Охрана природы и рациональное природопользование Экологический мониторинг Работа с сетевыми ресурсами.   Тестирование  
8

 

2 Методы экологических исследований. Полевые методы. Лабораторные методы. Правила ТБ Работа с сетевыми ресурсами.   Тестирование  
9 1 Итоговое занятие   Итоговое тестирование  
10 2 Растительные сообщества, их видовой состав Строение растительных сообществ. Классификация жизненных форм и значение биоразнообразия растений Работа с сетевыми ресурсами.   Тестирование  
11 2 Сезонные и суточные изменения в растительных сообществах Работа с сетевыми ресурсами.      
12 2 Понятие фитоценоза Естественные и искусственные фитоценозы. Методы геоботанического описания. Выбор места описания   Работа с сетевыми ресурсами.      
13 2 Геоботаническое описание леса Практическая работа      
14 2 Геоботаническое описание луга Практическая работа.      
15     1 Итоговое занятие      
16 2 Среда обитания и условия существования. Температура среды обитания. Способы добывания пищи. Свет в жизни животных. Сезонные изменения в жизни животных Животные тундр, лесов, степей. Роль животных в природе Работа с сетевыми ресурсами.      
17 2 Классификация птиц, разнообразие и географическое распространение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека Работа с сетевыми ресурсами.      
18 3 Экологические факторы, влияющие на жизнь птиц. Основные орнитологические территории России Работа с сетевыми ресурсами.      
19 3 Определение зверей по следам и отпечаткам, по остаткам шерсти, по норам и гнездам, по остаткам пищи, по погадкам и экскрементам Практическая работа      
20 1 Итоговое занятие      
21 2 Беспозвоночные животные характеристика и классификация. Характеристика основных сред обитания и приспособления к ним беспозвоночных животных Работа с сетевыми ресурсами.      
22 2 Значение беспозвоночных животных природных процессах и жизни человека Работа с сетевыми ресурсами.      
  6 Работа со школьным определителем беспозвоночных животных. Методики наблюдения и сбора беспозвоночных в природе Практическая работа    
  23 1 Итоговое занятие      
24 2 Водная среда. Гидробиология как наука. Типы пресных водоемов. Растения и водная среда обитания Работа с сетевыми ресурсами.      
25 2 Биологическая индикация экологического состояния водоемов. Работа с сетевыми ресурсами.      
26 6 Работа со школьным определителем беспозвоночных. Комплексное описание водоема (рекогносцировочное описание) Практическая работа    
27   Итоговое занятие      
  28 2 Состав почвы. Почва как необходимое условие в жизни растений. Биотические факторы почвы Работа с сетевыми ресурсами.      
  29 2 Состав почвы. Почва как необходимое условие в жизни растений. Биотические факторы почвы Работа с сетевыми ресурсами.      
30 3 Изучение почвенного профиля. Определение механического состава почвы Практическая работа    
31 3 Растения–индикаторы кислотности почв Практическая работа    
32 1 Итоговое занятие      
33 2 Итоговое занятие по всему курсу        
               

СОДЕРЖАНИЕ

                   ПАСПОРТ программы

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

       1.1 Пояснительная записка

       1.2 Цель и задачи программы

       1.3 Планируемые результаты

       1.4 Учебно-тематический план



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.133 (0.009 с.)