Обучающая (просветительская) программа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучающая (просветительская) программа



ОБУЧАЮЩАЯ (ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ) ПРОГРАММА

По вопросам здорового питания взрослого населения всех возрастов

I. Общие положения

 

Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для взрослого населения всех возрастов разработана в целях реализации федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)» национального проекта «Демография», а также в соответствии с Планом мероприятий Роспотребнадзора по реализации мероприятий федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» на 2019 год и перспективный период 2020-2024 годов, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 25.01.2019 № 29, для решения задач по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания.

 

II. Целевой раздел

 

Актуальность программы:

В современных условиях уровень здоровья населения является одним из факторов обеспечения экономического роста и национальной безопасности государства и, в этой связи, вопросы здорового питания взрослого населения всех возрастных групп в целях реализации мероприятий федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография», направлены на улучшение качества и продолжительности жизни.

 

2.2. Цель программы:

Целью программы является увеличение к 2024 году доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, включая соблюдение принципов здорового питания, через формирование информационно-образовательной среды, способствующей распространению устойчивых изменений в образе жизни, включая приверженность схемам питания, обеспечивающим ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли, добавленного сахара, насыщенных жиров, увеличение потребления овощей, фруктов, обеспечивающих профилактику алиментарно-зависимых заболеваний.

 

2.3. Задачи программы:

Разработка, внедрение образовательной программы по вопросам здорового питания взрослого населения всех возрастов.

1. Освоение населением базовых принципов здорового питания.

2. Выработка у населения навыков, способствующих формированию персонального рациона питания.

3. Приобретение обучающимися практического опыта в области безопасного потребительского поведения.

4. Освоение обучающимися технологий приготовления блюд здорового питания.

 

Целевая аудитория программы

Население в возрасте старше 18 лет, а также педагогические и медицинские работники, специалисты по вопросам здорового и лечебного питания, гигиены питания, работники пищевых производств и организаций общественного питания, специалисты профильных направлений научных и практических организаций.

 

Разработка программы

Образовательная программа объемом 15 часов состоит из четырех разделов, охватывающих тематику принципов здорового и безопасного питания в целом.

По функциональному принципу – образовательные программы для взрослого населения всех возрастов в области здорового питания и их методическое обеспечение, включает программы, методики и методические материалы для проведения просветительских мероприятий по вопросам формирования приверженности принципам здорового питания.

По территориальному принципу – реализуется комплекс исследований всех возрастных групп взрослого населения, программы которых рассмотрены и утверждены объединенным консультативным органом (научно-методическим советом).

Оказание консультативно-методической помощи органам и организациям Роспотребнадзора, медицинским организациям, работникам пищевых производств и организаций общественного питания и населению старше 18 лет по вопросам здорового питания.

Основными формами реализации программы выступят комбинированные уроки, лекционные и практические занятия. Также предполагается работа по освоению навыков построения и контроля собственной системы питания, ориентированной на здоровьесбережение и безопасность питания.

 

Реализация программы

Проведение обучения сотрудников территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по обеспечению внедрения обучающих (просветительских) программам по вопросам здорового питания в соответствии с «дорожной картой».

 

Планируемые результаты освоения программы

Результатами освоения образовательной программы должно стать:

1. Ликвидация информационного дефицита должны стать приоритетным этапом при формировании у взрослого населения навыков здорового питания.

2. Совершенствование системы лечебно-профилактического питания, которое способствует повышению общей резистентности организма, защитных функций физиологических барьеров, изменению метаболизма ксенобиотиков, компенсированию повышенных затрат пищевых и биологически активных веществ, воздействие пищевых веществ с заданными лечебно-профилактическими свойствами на состояние органов и систем организма.

3. Коррекция питания за счет применения биологически активных добавок, полиненасыщенных жирных кислот и фосфолипидов, витаминов, минеральных веществ и пищевых волокон.

4. Соблюдение основных принципов оптимального (здорового) питания, рекомендации по изменению структуры продовольственной корзины в сторону увеличения потребления овощей, фруктов и ягод, уменьшения потребления сахара.

III. Содержательный раздел

 

3.1. Общее содержание обучающей (просветительской) программы:

 

Образовательная программа включает четыре логически взаимосвязанных блока, изложение которых представлено в следующей последовательности:

- структура питания взрослого населения РФ; химический состав и энергетическая ценность рациона оптимального питания;

- пирамида здорового питания, основные группы пищевых продуктов, продукты, содержащие критически значимые компоненты пищи, правила здорового питания, специализированные пищевые продукты, БАД;

- принципы составления рациона здорового питания, технология приготовления блюд здорового питания, режим питания;

- качество и безопасность питания.

Широкое распространение заболеваний, риски возникновения которых напрямую связаны с нарушением питания (заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, ожирение, некоторые виды злокачественных новообразований и др.), представляет серьезную медико-социальную проблему, обусловленную неуклонным ростом числа больных, высокой частотой, тяжестью и прогрессированием различных осложнений, снижением продолжительности жизни.

Ведущее место в системе лечебно-профилактических мероприятий, содержащей новые технические и санитарно-гигиенические решения, занимает профилактика неинфекционных заболеваний, которую следует рассматривать как существенную интегральную характеристику здоровья населения.

Среди факторов питания, имеющих важнейшее значение для поддержания здоровья, работоспособности и активного долголетия, особая роль принадлежит полноценному и регулярному снабжению организма человека всеми необходимыми макро- и микроэлементами.

В современных условиях для коррекции состава рационе особый интерес представляет применение специализированной пищевой продукции, обладающей протекторными свойствами или повышающей резистентность организма. Разработан целый ряд профилактических продуктов с заданными свойствами за счет обогащения их пищевыми волокнами, витаминами, минеральными веществами и др.

В образовательной программе представлены сведения о значении в питании основных пищевых веществ и пищевых продуктов, а также критических компонентов пищевых продуктов, о роли лечебно-профилактического питания в профилактике неинфекционной заболеваемости работающих в тяжелых и вредных условиях труда.

 

IV. Организационный раздел

4.1 Общие рамки организации обучающего процесса:

Курс рассчитан на 15 учебных часов и предполагает различные виды деятельности слушателей (прослушивание лекций, практическую работу и самостоятельную работу). В рамках изучения используются разнообразные источники информации (электронные ресурсы, учебная литература, нормативные документы, карты). Технологическое обеспечение курса подразумевает наличие в учебной аудитории презентационной техники (проектор, экран, компьютер/ноутбук) с соответствующим программным обеспечением, меловую (и) или маркерную доски, а также, оснащение компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет.

4.2. Учебный план

Название раздела/темы

Количество часов/вид работы

лекция и практические работы самостоя-тельная работа

всего

1 Законы правильного питания 2 1

3

1.1 Структура питания взрослого населения РФ. Что такое правильное (оптимальное) питание? Законы правильного питания 1 -
1.2 Химический состав и энергетическая ценность рациона оптимального питания (макро- и микронутриенты, минорные биологически активные вещества, вода) 1 1
2 Правила здорового питания 2 2

4

2.1 Основные группы пищевых продуктов. «Пирамида питания». Правила здорового питания   1 1
2.2 Продукты, содержащие критически значимые компоненты пищи 1 1
3 Принципы формирования рациона здорового питания 2 2

4

3.1 Принципы составления рациона здорового питания, технология приготовления блюд, режим питания 1 1
3.2 Специализированные пищевые продукты, БАД 1 1
4 Безопасность питания 2 1

3

4.1 Гигиенические принципы приготовления, хранения и потребления пищи 1  
4.2 Этикеточная надпись. Пищевые добавки 1 1

 

Итоговое занятие

  1

1

15
           

 

Вопросы для проверки знаний

1. В чем функциональное значение пищи?

2. Что такое здоровое питание?

3. В чем сущность первого закона питания?

4. В чем сущность второго закона питания?

5. Какова энергетическая ценность белков, жиров и углеводов?

6. Какие пищевые вещества и продукты являются источниками энергии?

7. На что расходуется энергия в организме?

8. Как рассчитать суточные энерготраты?

9. Как рассчитать калорийность рациона?

10. Что такое макронутриенты?

11. В чем состоит функциональная роль белка?

12. Чем заменимые аминокислоты отличаются от заменимых?

13. Чем отличаются белки животного и растительного происхождения?

14. Из чего состоят жиры и какова их пищевая ценность?

15. Какие различия между насыщенными, моно- и полиненасыщенными жирными кислотами?

16. Что такое холестерин и чем опасно его избыточное потребление?

17. На какие основные группы подразделяются углеводы?

18. Какие вещества относятся к полисахаридам?

19.  В чем состоит физиологическая роль пищевых волокон?

20.  Какие продукты являются основными источниками белков, жиров, холестерина, углеводов и пищевых волокон?

21. Что такое микронутриенты?

22. В чем различие водо- и жирорастворимых витаминов?

23. Как проявляется витаминная недостаточность?

24. Какие основные функции витаминов?

25. В чем различие макро- и микроэлементов?

26. Какое физиологическое значение минеральных веществ?

27. Какие продукты являются источниками витаминов и минеральных веществ?

28. Какие основные причины недостаточности витаминов и минеральных веществ?

29. Что такое «минорные компоненты пищи»?

30.  Какие продукты являются источниками основных групп минорных компонентов пищи?

31.  Какими свойствами обладают минорные компоненты пищи?

32.  Какова суточная потребность в воде?

33.  Каковы последствия недостаточного и избыточного потребления воды?

34. Какие группы пищевых продуктов используются в питании?

35. Каковы пропорции потребления продуктов основных групп?

36. Каков химический состав и свойства продуктов каждой группы?

37. Можно ли употреблять продукты только одной группы и к чему это приведет?

38. Какие продукты из шестой группы употреблять не обязательно?

39. Что такое функциональные пищевые продукты?

40. С какой целью производят биологически активные добавки к пище?

41. Нужно ли всем считать калории?

42. Рацион здорового питания обеспечивается разнообразиемпродуктов.

43. Какое количество продуктов необходимо потреблять?

44. Как самостоятельно оценить уровень физической активности и величину энерготрат?

45. Какие группы продуктов условно обозначают зеленым, желтым и красным цветом?

46. Привести примеры планирования питания для лиц с разной физической активностью.

47. Как проверить выполнение основных законов о питании?

48. Какие основные принципы питания при ожирении?

49. Сколько соли рекомендуется употреблять при ожирении?

50. Каков питьевой режим?

51. Как правильно распределять калорийность рациона в течение дня?

52. Каков должен быть режим питания?

53. Каково рекомендуемое количество порций продуктов и блюд в низкокалорийных рационах?

54. Каков рекомендуемый набор продуктов и блюд при ожирении?

55. С какой целью необходимо применять разгрузочные дни?

56. Какие существуют разгрузочные дни?

57.  Какова методика применения разгрузочных дней?

58. Какие существуют правила потребления продуктов животного и растительного происхождения?

59. Каковы рекомендации относительно потребления продуктов первой группы?

60. Как часто надо употреблять овощи и фрукты?

61. Какие рекомендации касаются потребления жира?

62. Каковы рекомендации по потреблению молочных продуктов?

63. Сколько надо употреблять соли и сахара?

64. Какие размеры потребления алкогольных и безалкогольных напитков?

65. Почему необходимо поддерживать нормальную величину массы тела?

66.  Каков должен быть режим питания?

67.  Как правильно готовить пищу?

68. Как правильно выбрать продукты?

69. Каковы правила хранения продуктов и готовых блюд?

70. Как соблюдать личную гигиену во время приготовления пищи?

71. Как поддерживать санитарное состояние кухни?

72. Каковы основные правила приготовления пищи?

4.4. Рекомендуемая литература

1. Батурин А.К., Погожева А.В., Сазонова О.В. Основы здорового питания. Образовательная программа для студентов медицинских вузов и врачей. Методическое пособие. Москва, 2011г. 79с.

2. Богатырев А.Н., Пряничникова Н.С., Макеева И.А. Натуральные продукты питания - здоровье нации // Пищевая промышленность. - 2017. - №8. – С. 26-29.

3. Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации за январь-декабрь 2018 г., Росстат, 201

4. Кайшев В.Г., Серегин С.Н. Функциональные продукты питания: основа для профилактики заболеваний, укрепления здоровья и активного долголетия // Пищевая промышленность. - 2017. - №7. – С. 8-14.

5. Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Никитюк Д.Б., Тутельян В.А. Витаминная обеспеченность взрослого населения Российской Федерации (1987-2017 гг.) // Вопросы питания. 2018. Т.87, №4. С. 62-8. doi: 10.24411/0042-8833-2018-10043.

6. Коденцова В.М., Рисник Д.В., Никитюк Д.Б., Тутельян В.А. Витаминно-минеральные комплексы в лечебном питании // Consilium Medicum. 2017. Т. 19, № 12. С. 76–83.

7. Койнова А.Н. Индустрия пищевых добавок: состояние и перспективы развития // Пищевая индустрия. – 2019. - № 3 (41). – С. 36-39.

8. Литвинова О.С. Структура питания населения Российской Федерации. Гигиеническая оценка // ЗНиСО. - 2016. - №5 (278). – С. 11-14.

9. Нутрициология и клиническая диетология: национальное руководство/ под ред. В.А.Тутельяна, Д.Б. Никитюка. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 632 с.: ил.DOI:10.33029 /9704-5352-0-NKD-2020-1-632.ISBN 978-5-9704-5352-0

10. Онищенко Г.Г. Главное — профилактика // Стандарты и качество. 2016. № 8.С. 8–13

11. Онищенко Г.Г. Государственная политика по укреплению

12. Погожева А.В., Батурин А.К. Правильное питание - фундамент здоровья и долголетия // Пищевая промышленность. - 2017. - №10. – С. 58-61.

13. Погожева А.В., Батурин А.К. Питание и профилактика неинфекционных заболеваний. Beau Bassin: Lambert Academic Publishing, 2017. – 184 с. ISBN 978-620-2-07176-5

14. Ратушный А.С., Брыксина К.В., Борзикова С.С. Роль продуктов функционального назначения в питании человека // Наука и образование: научный рецензируемый электронный журнал. – 2018. - № 1.

15. Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2019 - 549 с.

16. Скальный А.В. Оценка и коррекция элементного статуса населения - перспективное направление отечественного здравоохранения и экологического мониторинга // Микроэлементы в медицине. 2018. Т. 19, № 1. С. 5–13.

17. Тармаева И.Ю., Ефимова Н.В., Баглушкина С.Ю. Гигиеническая оценка питания и риск заболеваемости, связанный с его нарушением // Гигиена и санитария. - 2016. - № 95 (9). – С. 868-872.

18. Тутельян В.А., Суханов Б.П., Керимова М.Г., Елизарова Е.В. Актуальные вопросы диетологии, диетотерапии, госсанэпиднадзора и контроля лечебного питания в медицинских организациях. Учебное пособие. М.: 2016.-265с.

19. Тутельян В.А., Жилинская Н.В., Саркисян В.А., Кочеткова А.А. Анализ нор-мативно-методической базы в сфере специализированной пищевой продукциив Российской Федерации // Вопр. питания. 2017. Т. 86, № 6. С. 29–35.

20. В.А.Тутельян, Г.Г. Онищенко, К.Г.Гуревич, А.В.Погожева. Здоровое питание. Роль БАД. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. ISBN 978-5-9704-5543-2

21. Устранение транс жиров из продуктов питания в Европе. Краткий аналитический обзор. Всемирная Организация Здравоохранения, Европейское бюро ВОЗ, 2015 Eliminating trans fats in Europe. A policy brief. The Regional Office for Europe of the World Health Organization, 2015.

22. Энциклопедия питания. Том 2. Нутриенты пищевых продуктов. Справочное издание / Черевко А.И. под общ. ред., Михайлов В.М. под общ. ред. и др. – Москва: КноРус, 2019. - 128 с.

23. Ющук Н.Д., Маев И.В., Гуревич К.Г. (ред.) Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. М.: Практика, 2015. 416 с.

24. CAC/GL 2-1985 Guidelines on Nutrition Labelling.

25. Draft Order laying down the additional form of presentation of the nutrition declaration recommended by the State pursuant to Articles L3232-8 and R3232-7 of the Public Health Code; Version as at 5 April 2017.

26. Fats and Fatty Acids in Human Nutrition: Report of an expert consultation: FAO Food And Nutrition Paper No. 91. Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations; 2010.

27. Guidance for Industry: A Food Labeling Guide. Food and Drag Administration, USA; 2013.

28. Guide to creating a front of pack (FoP) nutrition label for pre-packed products sold through retail outlets, UK; 2016.

29. Pan American Health Organization Nutrient Profile Model. Washington, DC: РАНО; 2016.

30. WHO Guideline: Sodium intake for adults and children. Geneva: World Health Organization; 2012.

31. WHO Guideline: Sugars intake for adults and children. Geneva: World Health Organization; 2015.

32. WHO Regional Office for Europe nutrient profile model. WHO Regional Office for Europe, Copenhagen; 2015.

 

Электронные ресурсы

1. Федеральная служба по аккредитации. Официальный интернет ресурс. URL: https://fsa.gov.ru/.

2. Официальный сайт Всемирной Организации Здравоохранения. URL:  https://www.who.int/ru/home.

3. Пищевая система MyPyramid (2005 г.) // https://www.choosemyplate.gov/brief-history-usda-food-guides; Food Pyramids: What Should You Really Eat? //Harvard School of Public Health. 2007. https://cdn1.sph.harvard.edu/wp-content/uploads/sites/30/2012/10/healthy-eating-pyramid-huds-handouts.pdf.

4. Мой здоровый рацион – приложение для ведения дневника питания и тренировок. URL: https://health-diet.ru/health_diet/.

5. Канадское руководство по здоровому питанию // Официальный сайт правительства Канады. URL: https://www.canada.ca/en/health-canada/services/canada-food-guide/resources/snapshot/languages/russian-russe.html.

6. Официальный сайт Гидрометцентра России. URL: https://meteoinfo.ru/

7. Заболеваемость населения по основным классам болезней на 28.11.2019 https://www.gks.ru/folder/13721

8. Заболеваемость населения социально-значимыми болезнями на 28.11.2019 https://www.gks.ru/folder/13721

9. Итоги выборочного наблюдения рациона питания населения в 2018 году, Росстат, 2019 https://gks.ru/free_doc/new_site/food18/index.html

10. Результаты мониторинга здорового образа жизни, Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2019 https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9713

11. Результаты исследования о рационе питания россиян и представлениях о правильном питании, Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2019. https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=10047

12. Итоги выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения в 2018 году, Росстат https://www.gks.ru/free_doc/new site/ZDOR /Factors2018 2812/index.html

13. Итоги выборочного наблюдения рациона питания населения в 2013 году, Росстат, 2013 https://www.gks.ru/free_doc/new_site/food1/survey0/index.html

14. Руководство: по потреблению сахаров взрослыми и детьми. Резюме http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/155735/WHO_NMH_NHD_15.2_rus.pdf?sequence=3

Нормативные документы

1. Федерального закона от "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (ред. от 01.03.2020) N 29-ФЗ

2. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 05.12.2019) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». [Электронный документ]. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17579/.

3. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. [Электронный документ]. URL: http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA57/A57_R17-ru.pdf.

4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей». [Электронный документ] Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/.

5. МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». [Электронный документ]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200076084.

6. Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) № 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания».

7. Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) № 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и вспомогательных средств».

8. Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) № 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

9. Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации».

10. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 1364-р об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года.

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2017 № 738-р об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года.

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 № 1873-р об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.

14. Приказ Минздрава России от 19 августа 2016 г. № 614 «Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания»

15. Цветовая индикация на маркировке пищевой продукции в целях информирования потребителей. Методические рекомендации. МР 2.3.0122-18.


 

Приложение

к обучающей (просветительской) программе по вопросам здорового питания для взрослого населения разного возраста

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Питание является обязательным условием существования человека, основой физиологических процессов, протекающих в его организме, здоровья, долголетия и работоспособности. Пища служит единственным источником энергии, белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов.

Пища или пищевые продукты - это все объекты окружающей природы и продукты их переработки, которые используются человеком для питания как источники энергии и пищевых веществ. Энергия - это способность выполнять какую-либо работу.

Здоровое питание – ежедневный рацион, полностью обеспечивающий физиологические потребности индивида в энергии, пищевых и биологически активных веществах, состоящий из пищевой продукции, отвечающей принципам безопасности и характеризующейся оптимальными показателями качества, создающий условия для нормального роста, физического и интеллектуального развития и жизнедеятельности, способствующий укреплению здоровья и профилактике заболеваний.

Еще одним важным принципом построения рациона здорового питания является его персонализация, которая имеет гендерные и возрастные особенности, зависит от генетических особенностей, состояния пищевого статуса, и в частности, физического развития.

    

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Физическое развитие — динамический процесс роста (увеличение роста (длины) и массы тела, развитие органов и систем организма и их функциональных показателей) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства или обратной инволюции органов и систем, тканей организма и ослабление всех функций в пожилом возрасте. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависит от его конституции. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека, при этом питание является одним важнейших факторов, влияющим на физическое развитие.

Комплексная оценка физического развития включает полное антропометрическое обследование с 44 антропометрическими и 6 функциональными показателями, самототипологию и анализ состава тела. Однако в повседневной практике физическое развитие оценивают по антропометрическим показателям - рост стоя, масса тела (МТ), индекс массы тела (ИМТ), окружность грудной клетки (ОГК), окружность талии (ОТ), окружность бедер (ОБ) и индекс ОТ/ОБ

 

Индекс массы тела (ИМТ) = вес тела (кг) / рост (м2)

Таблица 1

ЗАКОНЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

 

Когда речь идет о здоровом, оптимальном питании, следует помнить о двух основных законах.

Таблица 2

Рекомендуемые рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания

№ п/п Наименование продуктов кг/год/человек
1. Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые), в том числе: 96
  мука для выпечки хлеба и кондитерских изделий из неё*: 64
  ржаная 20
  пшеничная, в том числе: 44
  мука пшеничная витаминизированная 24
  крупы, макаронные изделия и бобовые, в том числе: 32
  рис 7
  прочие крупы, в том числе: 14
  гречневая 4
  манная 2
  овсяная 2
  пшенная 2
  прочие 4
  макаронные изделия 8
  бобовые (горох, фасоль, чечевица и др.) 3
2. Картофель 90
3. Овощи и бахчевые, в том числе: 140
  капуста белокочанная, краснокочанная, цветная и др. 40
  помидоры 10
  огурцы 10
  морковь 17
  свекла 18
  лук 10
  прочие овощи (перец сладкий, зелень, кабачки, баклажаны и др.) 20
  бахчевые (арбузы, тыква, дыни) 15
4. Фрукты свежие, в том числе: 100
  виноград 6
  цитрусовые 6
  косточковые 8
  ягоды 7
  яблоки 50
  груши 8
  прочие фрукты 5
  сухофрукты в пересчете на свежие фрукты 10
5. Сахар 24
6. Мясопродукты, в том числе: 73
  говядина 20
  баранина 3
  свинина 18
  птица (цыплята, куры, индейка, утки, гуси и др.) 31
  мясо других животных (конина, оленина и др.) 1
7. Рыбопродукты 22
8. Молоко и молокопродукты всего в пересчете на молоко,  
  в том числе: 325
  молоко, кефир, йогурт с жирностью 1,5 - 3,2% 50
  молоко, кефир, йогурт с жирностью 0,5 - 1,5% 58
  в том числе витаминизированные 50
  сметана, сливки с жирностью 10 - 15% 3
  масло животное 2
  творог с жирностью 9 - 18% 9
  творог с жирностью 0 - 9% 10
  сыр 7
9. Яйца (штук) 260
10. Масло растительное 12
11. Соль поваренная, всего 4
  в том числе йодированная 2,5

* Не менее 30% муки должно быть представлено сортами грубого помола.

        

Характеризуя вышеуказанные нормы следует особенно подчеркнуть, что их качественная и количественная продуктовая составляющая в полной мере отвечает принципам здорового питания и, что очень важно, отражает ситуацию с современным питанием населения России, включая его развитие. 

 

Таблица 3

Зерновые

Цельнозерновые продукты: Цельнозерновые: хлеб, хлопья и крекеры, овсянка, гречиха, киноа, попкорн (без соли или сахара) и коричневый рис 50 хлеб 150-200 каши 2-3 кусочка батона нарезного, 1 средняя булочка, 3-4 ст.л. каши, стакан попкорна Продукты из очищенного зерна (их выбор должен быть обоснован) белый хлеб, крупы из очищенного зерна (рис, кукуруза, пшено, манка, перловка) и хлебобулочные изделия (макароны, сухари и др.) 50 хлеб 150-200 каши 2-3 кусочка батона нарезного, средняя булочка, 3-4 ст.л. каши, стакан попкорна

Молочные продукты

(предпочтение должно отдаваться обезжиренным продуктам или с низким содержанием жира без добавленного сахара)

Жидкие молочные продукты Молоко, кефир, простокваша, ряженка, йогурт и др. питьевые молокопродукты 180-200 1 стакан Пастообразные и полутвердые Творог 120  

Белковые продукты

Мясо, птица, яйца Мясо (говядина, баранина, свинина, конина, оленина и др. без видимого жира), птица (без кожи), яйца. 100 г (80-120) кусок мяса размером в колоду карт, 2-3 куриных крыла, 1 куриный окорочок, 2 куриных яйца Морепродукты Рыба морская и речная, ракообразные (креветки, раки и др.), моллюски (улитки, мидии, гребешки, устрицы, кальмары и др.), иглокожие (трепанг), рыбные консервы в собственном соку 100 г (80-120) 3-4 крупные креветки Бобовые (фасоль горох) орехи и семена, грибы Зрелый горох, бобы фасоли, нута, сои и др., продукты на основе концентратов и изолятов сои 100 (80-100) 2/3 стакана отварного гороха или фасоли  Растительные масла Подсолнечное, кукурузное, соевое, льняное, оливковое 5 мл 1 чайная ложка

Продукты с высоким содержанием жира, соли или сахара, потребление которых должно быть ограничено

Овощные консервы с высоким содержанием соли и/или жира Соленые и маринованные огурцы, помидоры, квашеная капуста, овощные салаты и закуски, овощная икра из баклажан, кабачков и др., консервированные грибы 30-50 Небольшой огурец или помидор, 1-2 ст.л. как компонент гарнира или в составе салатов Фрукты консервированные Компоты с сахаром, фруктовые нектары, морсы 125 (100-150) 150 мл нектара Изделия из муки и круп с высоким содержанием сахара или жира: Сдобная выпечка, жареные пирожки, чебуреки, беляши, запеканки, пудинги, круассаны 75 50-100   1 калорийная булочка Мучные кондитерские изделия. Печенье, пряники, вафли, торты и пирожные 50 (30-70) 3-5 шт. печенья, 1-2 пряника,   кусочка батона нарезного, 1 средняя булочка, 3-4 столовые ложки каши, стакан попкорна Жидкие и полужидкие молочные продукты Йогурты с фруктовыми наполнителями, молочные десерты 80-120   Пастообразные, с жирностью более 3,5% и/или с сахаром. Творожки, сырковая масса, сырки глазированные   2-3 ст.л. Продукты из мяса, птицы Колбасные изделия, паштеты, консервы, мясные деликатесы, 30   Морепродукты Соленая, копченая и вяленая рыба, рыбные консервы, рыбные деликатесы 20-30   Жировые продукты Масло сливочное, сметана, сливки 5 1 ч.л. Кондитерские изделия Конфеты 15  

 

Выбор пищи для составления здорового рациона может осуществляться по определенной схеме согласно принципу «или-или». Это значит, что из каждой группы пищевых продуктов выбирается любой один. Частота потребления продуктов представлена в количестве порций в день. В схему включены некоторые рекомендации по выбору продуктов (табл. 4).

 

Таблица 4.

Правильное питание - выбирайте по принципу «или-или»

МЯСО, РЫБА, ПТИЦА
Выбирайте нежирные сорта мясных продуктов 2-3 раза в день; на 1 прием:            
80-100 г говядины или баранины или 60-80 г свинины
1-2
или 80-100 г птицы (куриная ножка)  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.113.136 (0.124 с.)