Новые черты в развитии торговли в XVI - XVII вв.
Ученики выполняют познавательное задание:
1) Анализируют информацию раздела "Рост рынков" — с. 33 - 34 — и выписывают в тетрадь новые черты в развитии торговли в XVI - XVII вв.:
Ученики записывают в тетрадь:
Новые черты в развитии торговли:
1. Рынки стали работать ежедневно;
2. строились крытые рынки;
3. торговля велась также в лавках, располагавшихся в первых этажах городских домов;
4. практиковалась торговля вразнос.
2) Делают выписки из раздела "Развитие мировой торговли" — с. 34 - 37 — с целью характеристики развития мировой торговли.
Ученики записывают в тетрадь:
Развитие мировой торговли:
· Центрами мировой торговли стали Голландия и Англия.
· Город Антверпен стал "воротами Европы".
· Купцы объединялись в торговые компании: Ост-Индская и Московская компании в Англии.
3) Самостоятельно и с помощью учителя записывают определения "биржа", "банки"— с. 37 - 38.
Ученики записывают в тетрадь:
Биржа — место, где могли встречаться для заключения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики.
Банки — предприятия, функцией которых является посредничество в платежах, расчетах и кредите.
NB: ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
Мануфактура — предприятие нового типа.
Дальнейшая работа посвящена ответу на проблемный вопрос "Почему возникновение мануфактурного производства является признаком рождения капитализма?"
1) Ученики устно отвечают на вопрос "Почему нужда в крупных предприятиях увеличивалась?". Для этого исследуют [читают] начало раздела "Мануфактура — предприятие нового типа" — с. 39.
Предполагаемый ответ:
1. Увеличился спрос на изделия ремёсел;
2. средневековая цеховая система с её ограничениями стала помехой в развитии хозяйства.
2) Письменное задание: выписать в тетрадь типы мануфактур — с. 39, абзац 6:
Ученики записывают в тетрадь:
1. Вначале каждый работник трудился у себя на дому — это рассеянная мануфактура;
2. когда в одном здании работали наемные работники разных специальностей — это централизованная мануфактура.
3) Письменно ответить на вопрос "Отличие мануфактуры от ремесленных мастерских " — с. 39, абзац 7, 8; с. 40, 1-е предложение:
Ученики записывают в тетрадь:
Отличие мануфактуры от ремесленных мастерских:
1. Разделение труда.
2. Величина мануфактуры — на ней трудились десятки, сотни наемных работников.
Далее учитель помогает ученикам записать определение мануфактуры — с. 40:
Мануфактура — это предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.
Далее ученики записывают в тетрадь:
Разделение труда повышает его производительность. Произведенные товары поступают на рынок. =>
Вывод:
Развитие мануфактур является признаком рождения капитализма — общества, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве.
III. Рефлексия.
Вопросы:
1. Какое влияние на развитие торговли оказал процесс создания купеческих компаний, банков и бирж?
2. Почему возникновение мануфактурного производства считается признаком рождения капитализма?
IV. Домашнее задание.
Выучить §4. Составить в тетради план ответа на вопрос "Развитие мануфактурного производства".
ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: Дух предпринимательства преобразует экономику.
Предмет: история.
Класс: 7.
Тип урока: комбинированный.
Цели
|
Образовательные: выяснение роли духа предпринимательства в зарождении капитализма — общества, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве; формирование навыков решения познавательных проблем: выявление предпосылок, анализ целей и результатов, объяснение преимуществ и недостатков, выявление общего и различного, объяснение фактов; разным способам работы с книгой, в том числе способам самостоятельной работы. Выработка отношения к истории как к способу понимания современности.
Формировать УУД:
· Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, оценивание усваиваемого содержания, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
· Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
· Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
· Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
|
Планируемые результаты
| Предметные:
Знать: о развитии торговли в XVI - XVII веках, о появлении в ней новых черт по сравнению с XIV - XV веками; о роли банков, бирж в хозяйстве; о мануфактуре как предприятии нового типа, видах мануфактур; отличии мануфактуры от ремесленных мастерских.
Уметь: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Личностные: приобщение к культурно-историческому наследию человечества, интерес к его познанию; опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.
Метапредметные: способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность; готовность формулировать и высказывать собственное мнение, вести конструктивный диалог; умения проводить поиск основной и дополнительной информации; способность решать творческие и проблемные задачи.
|
Основные элементы системы знаний
| Исторические события: развитие торговли в XVI - XVII веках; развитие мануфактурного производства; зарождение капитализма.
Понятия: абсолютизм, мануфактура, капитал, банк, биржа, рыночное хозяйство, капитализм.
|
Межпредметные связи
| История России (развитие мануфактурного производства).
Обществознание (формы правления, рыночное хозяйство).
География (Великие географические открытия, развитие мировой торговли).
|
Ресурсы:
| Учебник: Юдовская А.Я. Новая история, 1500 — 1800: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. — 18-е изд. — М.: Просвещение, 2013.
Иллюстрации: "Крытый рынок в Париже", "Торговец вразнос", "Площадь биржи в г. Брюгге" и др.: слайдовая презентация.
Карта "Развитие мировой торговли в XVI - XVII веках".
Интернет-ресурсы:
http://www.history.standart.edu.ru — предметный сайт издательства "Просвещение".
http://www.pish.ru — сайт научно-методического журнала "Преподавание истории в школе".
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://nsportal.ru — Социальная сеть работников образования.
|
ФОПД
| Фронтальная и индивидуальная работа.
|
№
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формируемые УУД
|
1.
1 мин.
| Организационный момент.
Задачи:
1) обеспечить комфортную обстановку для работы на уроке;
2) психологически подготовить учащихся к общению на уроке.
| Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Психологический настрой на урок. Организация внимания.
| Приветствуют учителя, размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.
| Личностные: внимание, уважение к сверстникам.
Коммуникативные: планирование учебной деятельности.
Регулятивные: мобилизация силы, энергии.
|
2.
3 мин.
| Мотивация к учебной деятельности.
Задачи:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока.
| Проводит объяснение-мотивацию, его суть: выработка отношения к истории как к способу понимания современности.
| Мотивируются на урок через принятие объяснения учителя.
| Личностные УУД:
положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желают приобрести новые знания.
Регулятивные УУД: умение планировать учебную деятельность.
Познавательные УУД: Умение ставить познавательные задачи.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
3.
7 мин.
| Проверка домашнего задания
| Организует проверочную беседу по узловым вопросам заданного материала:
1. Каким образом абсолютизм способствовал оформлению централизованных государств?
2. Чем характеризуются взаимоотношения монархов и представительных органов при абсолютизме?
3. С какой целью короли провозглашали свою власть божественной?
| Вступают в диалог с учителем и отвечают на вопросы.
Демонстрируют выполнение заданий № 2 и №5 на с. 30.
| Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
|
4.
2 мин.
| Подготовка к восприятию нового материала.
Задачи:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
| Осуществляет целеполагание с привлечением обучающихся.
| Участие в целеобразовании.
Записывают в тетрадь тему урока.
| Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебные задачи.
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
5.
9 мин.
| Изучение нового материала.
Задачи:
1) организовать самостоятельную работу учащихся;
2) разработать проблемно-познавательные задания;
3) создать ситуацию для свободного творчества ребёнка.
| 1. Новые черты в развитии торговли в XVI - XVII вв.
Учитель организует выполнение познавательного задания:
1) Анализ информации из раздела "Рост рынков" — с. 33 - 34 — с целью обнаружения новых черт в развитии торговли;
2) сделать выписки из раздела "Развитие мировой торговли" — с. 34 - 37 — с целью характеристики развития мировой торговли;
3) самостоятельно и с помощью учителя записать определения "биржа", "банки"— с. 37 - 38.
| Ученики выполняют познавательное задание:
1) Анализируют информацию раздела "Рост рынков" — с. 33 - 34 — и выписывают в тетрадь новые черты в развитии торговли в XVI - XVII вв.
2) Делают выписки из раздела "Развитие мировой торговли" — с. 34 - 37 — с целью характеристики развития мировой торговли:
· Центрами мировой торговли стали Голландия и Англия.
· Город Антверпен стал "воротами Европы".
· Купцы объединялись в торговые компании.
3) Самостоятельно и с помощью учителя записывают определения "биржа", "банки"— с. 37 - 38.
| Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждения.
Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем и одноклассниками, умение вступать в диалог.
|
6.
2 мин.
| Физкультминутка.
Цель: применение здоровье сберегающих технологий на уроке истории.
| Предлагает выполнить комплекс физических упражнений.
| Выполнение простых движений, позволяющих в момент выполнения наладить коммуникативное общение с классом.
| Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация к культуре здоровья.
|
5.
10 мин.
| Изучение нового материала. Продолжение.
| 2. Мануфактура — предприятие нового типа.
Дальнейшая работа посвящена организации ответа на проблемный вопрос "Почему возникновение мануфактурного производства является признаком рождения капитализма?":
1) Учитель предлагает ответить на вопрос "Почему нужда в крупных предприятиях увеличивалась?"
2) Письменное задание: выписать в тетрадь типы мануфактур — с. 39, абзац 6.
3) Проблемное задание "Отличие мануфактуры от ремесленных мастерских" — с. 39, абзац 7, 8; с. 40, 1-е предложение.
4) Учитель помогает ученикам записать определение мануфактуры — с. 40.
5) Учитель методом беседы или объяснения помогает ученикам ответить на поставленный ранее проблемный вопрос "Почему возникновение мануфактурного производства является признаком рождения капитализма?"
| 1) Ученики устно отвечают на вопрос "Почему нужда в крупных предприятиях увеличивалась?"
Для этого исследуют [читают] начало раздела "Мануфактура — предприятие нового типа" — с. 39.
Предполагаемый ответ:
1. Увеличился спрос на изделия ремёсел;
2. средневековая цеховая система с её ограничениями стала помехой в развитии хозяйства.
2)Ученики записывают в тетрадь:
· Вначале каждый работник трудился у себя на дому — это рассеянная мануфактура;
· когда в одном здании работали наемные работники разных специальностей — это централизованная мануфактура.
3)Ученики письменно выполняют задание "Отличие мануфактуры от ремесленных мастерских":
· Разделение труда;
· величина мануфактуры — на ней трудились десятки, сотни наемных работников.
4) Записывают в тетрадь:
Мануфактура — это предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.
5) Ученики записывают в тетрадь:
- Разделение труда повышает его производительность; произведенные товары поступают на рынок. =>
Вывод:
Развитие мануфактур является признаком рождения капитализма — общества, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве.
|
|
7.
2 мин.
| Домашнее задание.
Цель:
1) закрепить изученный материал.
2) Выучить §4.
3) Составить в тетради план ответа на вопрос "Развитие мануфактурного производства".
| Учитель поясняет, как выполнить домашнее задание.
| Учащиеся записывают задание в дневник.
| Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
|
8.
4 мин.
| Рефлексия деятельности.
Задачи:
1) Оценить результаты собственной деятельности.
2) Зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, наметить направление будущей учебной деятельности.
| Вопросы:
1. Какое влияние на развитие торговли оказал процесс создания купеческих компаний, банков и бирж?
2. Почему возникновение мануфактурного производства считается признаком рождения капитализма?
Можно предложить учащимся продолжить следующие предложения:
1. Меня удивило, что...
2. На будущее я учту...
| Ученики отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.
| Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.
|
Тема 46 - 47. Эпоха Возрождения. § 7 - 9.
Урок 1. Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе. § 7 - 8.
Цель: ознакомление учащихся с главными идеями и ценностями эпохи Возрождения.
Тип урока: комбинированный.
Способы организации деятельности: объяснение учителя; выполнение проблемно-познавательного задания — заполнение таблицы.
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы для опроса:
1. Что такое мануфактура? Какие типы мануфактур вам известны?
2. В чём состоит преимущество мануфактуры по сравнению с ремесленной мастерской? (Разделение труда повышает его производительность. Произведенные товары поступают на рынок.)
3. Почему развитие мануфактур является признаком рождения капитализма? (Потому и является — Разделение труда повышает его производительность. Произведенные товары поступают на рынок.)
4. Проверка выполнения задания по составлению плана "Развитие мануфактурного производства".
Развитие мануфактурного производства.
План:
1. Причины увеличения потребности в крупных предприятиях в XVI веке. — С. 38.
2. Способы организации крупного производства — типы мануфактур. — С. 39.
3. Отличия мануфактуры от ремесленных мастерских. — С. 39 - 40.
4. Развитие мануфактур — признак рождения капитализма. — С. 40.