Материалы и методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы и методы исследования



В настоящей статье представлен материал, основанный на использовании методов историко-педагогической периодизации и исторической актуализации, а также метода критериального анализа, обосновывающих педагогическую целесообразность изучаемого историко-педагогического явления в системе современного образования. Представляя краткий историко-педагогический экскурс теории развивающего обучения, степень её исследования и разработки применительно к системе дошкольного образования, напомним, что она впервые получает свое обоснование в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и других зарубежных и отечественных исследователей и педагогов. В 1930-е гг. германский психолог О. Зельц экспериментально сумел доказать воздействие обучения на умственное развитие детей.

Впервые глубокое научно-психологическое аргументирование этой теории было дано в исследованиях Л.С. Выготского – выдающегося отечественного психолога-гуманиста, создателя культурно-исторической концепции, согласно которой психические функции человека возникают и развиваются в процессе обучения и во многом определяются культурно-историческим социумом ребенка. Разработки большинства последующих ученых продолжают развитие идей Л.С. Выготского. В 1930–1950-е гг. отечественные психологи закладывали основы формирующего (обучающего) эксперимента как основополагающего метода в решении проблем развивающего обучения (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская и др.). В 1960–1980-е гг. некоторые положения развивающего обучения интерпретируются в сферу дошкольного образования, а также начального и среднего образования (И.Я. Лернер, Л.А. Венгер, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, З.И. Калмыкова, и др.). В конце 1950–1960-х гг. свое дальнейшее продолжение концепция развивающего обучения обрела в экспериментальных работах Д.Б. Эльконина об учебной деятельности как форме самоизменения субъекта, В.В. Давыдова о научных понятиях как специфическом направлении учебной деятельности, Л.В. Занкова о дидактических принципах образовательной системы и других педагогов, основываясь на идее, касающейся того, что традиционное дошкольное и начальное обучение не обеспечивает достижения высокого уровня интеллектуально-психического развития детей [4].

Теоретические исследования теории развивающего обучения второй половины 20 века послужили базой для практического внедрения и использования концептуальных подходов и педагогических технологий во многих современных отечественных и зарубежных образовательных организациях. Так, программы развивающего обучения получили широкое применение в массовой практике дошкольных и начальных образовательных организаций Якутии, чему посвящает свою монографию «Развивающее обучение в системе дошкольного и начального образования республики Саха (Якутия): историко-педагогичексий анализ (1960–2002 гг.)» исследователь С.Н. Архипова [5]. Современный педагог и ученый Ш.А. Бахышева в своих исследованиях и опыте работы дошкольных организаций определяет направления повышения профессионализма педагогов и воспитателей при внедрении в преподавание дошкольных образовательных организаций развивающего обучения, раскрывает сущность и содержание «Куррикулума в дошкольном образовании в Азербайджанской Республике», основанного на принципах развивающего обучения [6, с. 71]. Современный исследователь Э.Ф. Зеер, анализируя становление различных концепций развивающего обучения и образования, обосновывает в качестве смыслообразующего ядра этих концепций – ценностно-смысловую направленность как основу обучения, которое дефинирует как личностно-развивающее образование [7, с. 3].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.004 с.)