Ознакомление с темой, постановка учебных задач и темы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомление с темой, постановка учебных задач и темы



МОДУЛЬ

ТЕМА: «ОБЕЗБОЛИВАНИЕ»

Количество часов по учебной программе:

Теоретических – 4

Практических – 6

 

 

Разработан: преп. Кобловой Л. М.

 

 

Автор: Коблова Людмила Михайловна, преподаватель УО «Белорусский государственный медицинский колледж»

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании ЦМК хирургии.

Протокол №__ от _________ 20__г.

 

            СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………

Выписка из КТП………………………………...

План учебного занятия № …………………….

План учебного занятия № ………………….....

План практического занятия № ……………...

Опорный конспект………………………………

Лекция №1 «Обезболивание»………………….

Лекция №2 «Обезболивание»………………….

Презентация «Местное обезболивание»………

Вопросы на закрепление темы…………………

Ситуационные задачи…………………………..

Тесты…………………………………………….

Разноуровневые задания……………………….

Использованная литература……………………

 

План учебного занятия №6

Дата «__» ___________201_г.

Группа __________________

Тема учебного занятия: МЕСТНАЯ АНЕСТЕЗИЯ

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Вид учебного занятия: лекция

Цели обучения, развития и воспитания:

  1. Формирование знаний по рассматриваемой теме
  2. Изучение классификации местной анестезии
  3. Изучение препаратов для местной анестезии
  4. Осложнения местной анестезии

Развитие памяти, клинического мышления, речи.

Воспитание чувства преемственности при оказании медицинской помощи на этапах её оказания.

В результате усвоения учебного материала учащейся должен знать:

1. Отличие местной анестезии от наркоза

2. Определение местной анестезии

3. Классификацию местной анестезии

4. Местные анестетики

5. Показания и противопоказания к местной анестезии

6. Осложнения местной анестезии

Материально – техническое обеспечение учебного занятия:

  1. Таблицы по теме: местная анестезия
  2. Краткий конспект лекции
  3. Презентация по теме: местная анестезия
  4. Ситуационные задачи и тесты по теме: местная анестезия
  5. Игра «Мифы» по теме: Обезболивание

Межпредметные связи:

  1. Сестринское дело и манипуляционная техника – асептика и антисептика
  2. Фармакология – анестетики
  3. Реаниматология – СЛР

Внутрипредметные связи:

  1. Синдром повреждения мягких тканей
  2. СПЭР в хирургическом отделении
  3. Предоперационная подготовка больных
  4. Послеоперационный период

Актуализировать следующие понятия и определения:

  1. Местная анестезия
  2. Местные анестетики
  3. Новокаиновые длокады
  4. Коллапс, обморок
  5. Анафилактический шок
  6. РДТК

 

Ход занятия

Организационно – воспитательный момент:

  1. Приветствие
  2. Выявление отсутствующих
  3. Оценка внешнего вида учащихся и состояние аудитории

Хронометраж: 3 мин.

 

Ознакомление с темой, постановка учебных задач и темы

Хронометраж: 7 мин.

 

Изложение нового материала (основные вопросы, их последовательность и методы изложения):

  1. Определение местной анестезии
  2. Принципиальное отличие местной анестезии от наркоза
  3. Классификация местной анестезии
  4. Местные анестетики
  5. Показания и противопоказания к местной анестезии
  6. Методика проведения местной анестезии
  7. Осложнения местной анестезии

Хронометраж: 45 мин.

 

Закрепление материала:

1. Просмотр и обсуждение презентации по теме местной анестезии

  1. Решение ситуационных задач, тестовый контроль, игра «Мифы»
  2. Использование знаний, полученных на других клинических и смежных дисциплинах

Хронометраж: 25 мин.

 

Рефлексия: Самооценка работы учащихся на занятии.

Хронометраж: 5 мин.

 

Задание на дом: Л.И.Колб. «Общая хирургия» стр. 62 - 80

И.Р.Грицук «Хирургия» стр. 137 – 146

Хронометраж 5 мин.

 

Литература:

  1. Л.И. Колб «Общая хирургия»
  2. Л.И. Колб «СД в хирургии»
  3. И.Р. Грицук «Хирургия»
  4. М.А. Найтарлаков «Общая хирургия»

 

Преподаватель__________

 

План учебного занятия №5

Дата «__» ___________201_г.

Группа __________________

Тема учебного занятия: ОБЩАЯ АНЕСТЕЗИЯ

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Вид учебного занятия: лекция

Цели обучения, развития и воспитания:

  1. Формирование знаний по рассматриваемой теме
  2. Изучение классификаций, препаратов и этапов наркоза
  3. Подготовка больного к наркозу

Развитие памяти, клинического мышления, речи.

Воспитание чувства преемственности при оказании медицинской помощи на этапах её оказания.

В результате усвоения учебного материала учащейся должен знать:

1. Определение обезболивания

2. Определение наркоза

3. Классификацию наркоза

4. Этапы эндотрахеального наркоза

5. Препараты для ингаляционного и неингаляционного наркоза

6. Подготовка больного к наркозу

7. Осложнения наркоза

Материально – техническое обеспечение учебного занятия:

  1. Таблицы по теме наркоз
  2. Краткий конспект лекции
  3. Ситуационные задачи и тесты по теме
  4. Игра «Мифы»

Межпредметные связи:

  1. Сестринское дело и манипуляционная техника – асептика и антисептика
  2. Фармакология – анестетики
  3. Реаниматология – СЛР

Внутрипредметные связи:

  1. Синдром повреждения мягких тканей
  2. СПЭР в хирургическом отделении
  3. Предоперационная подготовка больных
  4. Послеоперационный период

Актуализировать следующие понятия и определения:

  1. Обезболивание
  2. Наркоз
  3. Анестетики
  4. Премедикация
  5. Реанимация
  6. Анестезиология
  7. Мониторинг
  8. Сатурация

 

 

Ход занятия

Организационно – воспитательный момент:

  1. Приветствие
  2. Выявление отсутствующих
  3. Оценка внешнего вида учащихся и состояние аудитории

Хронометраж: 3 мин.

 

План учебного занятия №3

Дата «__» ___________201_г.

Группа __________________

Тема учебного занятия: ОБЕЗБОЛИВАНИЕ: ОБЩЕЕ И МЕСТНОЕ

Тип учебного занятия: урок совершенствования умений и навыков

Вид учебного занятия: практическая

Цели обучения, развития и воспитания:

  1. Формирование навыков и умений в подготовке к наркозу и уходе за больным в послеоперационном периоде
  2. Изучение классификации местной анестезии
  3. Изучение препаратов для местной анестезии
  4. Осложнения местной анестезии

Развитие коммуникативных навыков учащихся при общении с пациентами, применение знаний на практике

Воспитание добросовестного отношения к своим профессиональным обязанностям, чувства сострадания и милосердия к больным

В результате усвоения учебного материала учащейся должен знать:

1. Структуру и организацию ОИТР

2. Определение наркоза и местной анестезии

3. Препараты для наркоза

4. Местные анестетики

5. Показания и противопоказания к местной анестезии и наркозу

6. Осложнения местной анестезии и наркоза

7. СПЭР в ОИТР

Уметь:

  1. Подготовить пациента к наркозу перед экстренной и плановой операцией
  2. Осуществлять мониторное и клиническое наблюдение за больными после проведения наркоза
  3. Подготовить к работе столик сестры – анестезиста
  4.  Составить набор инструментов для местной анестезии

Материально – техническое обеспечение учебного занятия:

  1. Хирургическое отделение стационара и ОИТР
  2. Перевязочный материал
  3. Халаты, маски, перчатки, антисептики, анестетики, инструменты общехирургического набора
  4. Ситуационные задачи и тесты по теме: местная анестезия и наркоз
  5. Деловая игра по теме: «Обезболивание»

Межпредметные связи:

  1. Сестринское дело и манипуляционная техника – асептика и антисептика
  2. Фармакология – анестетики
  3. Реаниматология – СЛР

Внутрипредметные связи:

  1. Синдром повреждения мягких тканей
  2. СПЭР в хирургическом отделении
  3. Предоперационная подготовка больных
  4. Послеоперационный период

 

Ход занятия

Организационно – воспитательный момент:

  1. Приветствие
  2. Выявление отсутствующих
  3. Оценка внешнего вида учащихся и состояние аудитории

Хронометраж: 5 мин.

 

Повторительно – обучающая работа:

  1. Фронтальный, индивидуальный опрос
  2. Ситуационные задачи, тесты

Хронометраж: 20 мин.

 

Рефлексия:

  1. Ответы на вопросы учащихся
  2. Оценка учащимися качества и полезности проведённого практического занятия

Хронометраж: 10 мин.

 

Задание на дом: Л.И.Колб. «Общая хирургия» стр. 43 - 80

 И.Р.Грицук «Хирургия» стр. 123 – 147 

 Хронометраж 5 мин.

Перечень манипуляций:

а) подлежащих усвоению: подготовка к работе столика сестры – анестезиста;

                                        составление набора инструментов для местной анестезии;

б) проведение ПСО и дезинфекции после хирургических вмешательств

 

Литература:

  1. Л.И. Колб «Общая хирургия»
  2. Л.И. Колб «СД в хирургии»
  3. И.Р. Грицук «Хирургия»
  4. М.А. Найтарлаков «Общая хирургия»

 

Преподаватель________________

Общее обезболивание

Для снятия боли при оперативных вмешательствах необходимо обезболивание – обратимое состояние при котором выключены или уменьшены реакции организма на оперативную травму и другие раздражители.

Синоним обезболивания – анестезия (потеря чувствительности).

Обезболивание делят на: местное и общее.

I. ПРЕМЕДИКАЦИЯ

Это непосредственная медикаментозная подготовка к общей анестезии, позволяющая:

1. Предотвратить предоперационный стресс.

2. Избежать нейровегетативных расстройств.

3. Уменьшить секрецию слюнных и бронхиальных желез.

4. Уменьшить реакцию организма на внешние раздражители.

5. Усиливать действие анестезии.

6. Провести профилактику аллергических реакций.

При плановой операции премедикацию осуществляют:

· в 22.00 накануне операции м/с даёт через рот или парентерально седативные препараты или атарактики (сибазон, диазепекс)

· в день операции в 7.00 утра повторяется вечерняя премедикация

· за 30 – 40 мин до операции (после бритья операционного поля) вводят следующие препараты:

1. Атропина сульфат 0.1% - 1мл

2. Промедол 1% - 1мл

3. Димедрол 1% - 1мл

II. ВВОДНЫЙ НАРКОЗ

Используют в/в: гексенал, тиопентал – натрия, пропафол.

 

III. МИОРЕЛАКСАЦИЯ

Расслабление мышц с использованием миорелаксантов

а. миорелаксанты короткого действия (дитилин, листенон, миорелаксин)

б. миорелаксанты длительного действия (тубакурарин, диплацин)

IV. ИНТУБАЦИЯ ТРАХЕИ

Выполняется после полного расслабления мышц и прекращение самостоятельного дыхания.

Для интубации трахеи необходим ларингоскоп, который отодвигает надгортанник, после чего становится видна голосовая щель. В неё вводят эндотрахеальную трубку.

V. БАЗИСНЫЙ НАРКОЗ

Может осуществляться с помощью в/в анестетиков, и тогда через маску подаётся только кислород или осуществляется искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ). И наркотические вещества поступают через эндотрахеольную трубку в смеси с кислородом.

VI. ЭКСТУБАЦИЯ

Удаление эндотрахеальной трубки производится только после восстановления самостоятельного дыхания. Во время наркоза сестра – анестезистка следит за следующими показателями: ЧДД, ЧСС, ЭКГ, АД, сатурация (насыщение крови кислородом))

НЕИНГАЛЯЦИОННЫЙ НАРКОЗ

Ø Чаще в/в наркоз.

Показания к в/в наркозу:

1. Кратковременные операции и манипуляции у больных с больной психикой и у больных с поливалентной аллергией

2. Используется как вводный наркоз

3. Как компонент комбинированного наркоза

Противопоказания к в/в наркозу:

1. отсутствие аппаратуры для ИВЛ

2. кома, бессознательное состояние

Препараты для в/в наркоза:

1. производные барбитуратовой кислоты (тиопентал-натрия, гексенал, сомбревин, виадрил)

2. калипсол (вызывает галлюцинации)

3. пропафол

4. оксибутират-натрия (ГОМК)

 

Ø Нейролептанальгезия

(введение аналептиков и наркотических анальгетиков)

Вводят: дроперидол + анальгетик (фентанил) – эта смесь называется ТОЛОМАНАЛ (обезболивающий эффект в 5 раз сильнее промедола)

Ø Атаралгезия (обездушивание)

введение атарактика (сибазон) и наркотического анальгетика (дипидорол).

Подготовка больного к наркозу

Перед плановой операцией:           

1. Берётся кровь из вены (группа крови, резус фактор, биохимия, ОАК (если эти анализы не были проведены раньше)). Снять ЭКГ, проверить проходимость ВДП.

2. М/с собирает аллергический анамнез.

3. Накануне операции больному рекомендуется диета (после 6 часов не есть).

4. Предупредить в день операции не есть, не пить.

5. В 20.30 больному ставят очистительную клизму. После клизмы он принимает душ или ванну; меняет нательное и пастельное бельё.

6. В 22.00 м/с проводит вечернюю премедикацию назначенную врачом.

7. В день операции в 7.00 повторить премедикацию, которая была выполнена вечером.

8. Проверяет подвижность шейного отдела позвоночника.

9. Порекомендовать снять часы, украшения, съёмные зубы, протезы если есть, женщинам смыть косметику и снять с ногтей лак.

10.  За 1 час до операции бритьё операционного поля.

11.  Перед последней премедикацией пациент должен сходить в туалет.

12.  За 30-40 минут до операции проводят премедикацию: атропин 0.1-1%, промедол 0.1-1%, димедрол 1%.

Осложнения наркоза

Во время наркоза:

I. Со стороны ССС:

1. острый инфаркт миокарда

2. острая сердечная недостаточность

II. Со стороны ЖКТ:

1. регургитация

2. рвота

профилактика асфиксии: в течении 2 часов на спине, голова повёрнута на бок у пациента

3. синдром Мендельсона (аспирационная пневмония)

Высокий процент смертности

III. Со стороны дыхательной системы:

1. асфиксия

2. гипостатическая пневмония (застойная)

Профилактика:

· перед наркозом научить дышать

· ранняя лечебная физкультура

· делать вибрационный массаж

·  борьба с порезом кишечника

· предложить надувать резиновые шарики

· тромбоэмболия легочной артерии (как осложнение при операциях на органах малого таза)

Местная анестезия

это выключение болевой чувствительности на ограниченных участках тела с помощью физических или химических средств при сохранённом сознании.

Показания к местной анестезии:

1. малая хирургия (гинекологические операции, ЛОР операции)

2. отсутствие анестезиолога и аппарата для наркоза

3. недавний приём пищи больным

4. высокая степень риска для проведения общего обезболивания

Противопоказания к местной анестезии:

1. повышенная чувствительность к местной анестезии

2. поливалентная аллергия

3. детский возраст

4. операционные вмешательства у больных с психическими заболеваниями

5. наличие грубых рубцовых изменений в месте введения местного анестетика

Опасности и осложнения при местной анестезии:

1. Аллергическая реакция на анестетик, вплоть до анафилактического шока. Поэтому необходимо хорошо изучить аллергологический анамнез

2. Токсическое действие препарата при передозировке

3. Коллапс

4. Ошибочное использование вместо анестетика других р-ров: гипертонического (приводит к некрозу кожи), спирта (приводит к некрозу клетчатки). Для предупреждения хирург должен внимательно читать этикетку, дату заготовки и концентрацию анестетика. Открытые ранее флаконы использовать запрещено

5. При попадании анестетиков в сосуды развивается быстрая интоксикация – бледность кожных покровов, холодный пот, падение АД, потеря сознания, вплоть до остановки дыхания

6. Постинъекционные инфильтрары и абсцессы после новокаиновых блокад

Классификация местной анестезии:

1. Поверхностная анестезия

2. Инфильтрационная анестезия

3. Проводниковая анестезия

4. Внутрикостная анестезия

5. Местная внутривенная и внутриартериальная

6. Спиномозговая анестезия

7. Эпидуральная анестезия

8. Новокаиновые блокады

9. Терминальная анестезия

10. Плексусная анестезия

11. Каудальная анестезия

Поверхностная анестезия

Препараты:

· 0.5 – 2% раствор дикаина

· 2 – 5% раствор кокаина

· 0.5 – 2% раствор пиромекаина

Показания:

· бронхография, бронхоскопия

· в офтальмологии и ЛОР – практике

Проводниковая анестезия

Проводниковая анестезия - основана на прерывании проводимости по нервному стволу.

Препараты:

· 1% раствор новокаина 5-10 мл

· 2% раствор новокаина 3 мл

Показания:

В стоматологии (при удалении зубов), при операциях на пальцах кисти, при переломах ребер и межреберной невралгии.

Внутрикостная анестезия

Препарат:

· 0.25 – 0.5% раствор новокаина\

Показания:

Операции на конечностях

Спиномозговая анестезия

Препараты:

· 2% раствор новокаина 5 мл

· 1% до 1 мл раствор совкаина

Показания:

При операциях на нижних конечностях и органах малого таза.

Противопоказания:

Низкое АД.

Осложнения:

Повреждения спинного мозга, коллапс, паралич межреберных мышц и диафрагмы, остановка дыхания.

Эпидуральная анестезия

Препараты:

· 2 – 3% раствор тримекаина 10 – 30 мл

· 0.3% раствор дикаина 20 – 25 мл

Противопоказания:

Низкое АД, шок, заболевания ЦНС, патология позвоночника.

Разновидностью проводниковой анестезии являются новокаиновые блокады:

· Паранефральная блокада по Вишневскому: 0.25% раствор 80 – 120 мл новокаина (при остром панкреатите, холецистите, кишечной непроходимести, параличе кишечника).

· Шейные вагосимпотическая блокада: травмы грудной клетки, ИБС.

·  Блокада круглой связки печени: острый холецистит, острый панкреатит.

· Внутритазовая блокада по Школьникову: перелом костей таза.

· Блокада мест переломов костей: в зону гематомы вводят 30 – 50 мл 0.5 – 1% раствора новокаина.

 

 

Тесты по теме местная анестезия:

1. Преимуществом местной анестезии является:

а) быстрота наступления анестезии;

б) полное расслабление мускулатуры;

в) простота методики исполнения;

г) полное обезболивание.

 

2. Место приложения местных анестетиков:

а) ЦНС;

б) образования периферической нервной системы;

в) мышцы;

г) подкожно-жировая клетчатка.

 

3. Недостатки местной анестезии:

а) безопасность;

б) простота методики исполнения;

в) не всегда можно добиться полного обезболивания;

г) дешевизна.

 

4. К местным анестетикам относится:

а) эфир;

б) галотан;

в) калипсон;

г) ультракаин;

 

5. Показания к местной анестезии служат:

а) амбулаторные операции;

б) операции на органах брюшной полости;

в) артериальное кровотечение;

г) детский возраст (до 10 лет);

 

6. Противопоказания к местной анестезии служат:

а) амбулаторные операции;

б) ослабленный и истощенный организм;

в) выраженные фиброзные изменения в тканях;

г) выраженная сердечная недостаточность.

 

 

7. Для поверхностной анестезии используется:

а) новокаин;

б) совкаин;

в) ультракаин;

г) дурасепт.

 

8. Для инфильтрационной анестезии используется:

а) новокаин;

б) ультракаин;

в) дикоин;

  г) лидокаин.

 

9. Для проводниковой анестезии используется:

а) кокаин;

б) пиромекаин;

в) дикоин;

г) навокаин.

 

10. Для внутривенной местной анестезии применяется

а) новокаин;

б) цитанест;

в) ультракаин;

г) совкаин.

 

20. В какой концентрации используется новокаин для проводниковой анестезии?

а) 3,5 %;

б) 2%;

в) 10 %;

г) 0,25 %.

 

Ответы к тесту по теме «Местная анестезия»:

Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ
1 В 2 Б 3 В 4 Г 5 А
6 В 7 Б 8 А 9 Г 10 Б
11 Б                

 

 

Тесты по теме «Наркоз»:

1. ингаляционный наркоз – это:

a) масочный наркоз;

b) внутривенный;

c) внутримышечный;

d) пероральный.

2. В зависимости от количества применяемых веществ различают наркоз:

a) ингаляционный;

b) внутривенный;

c) комбинированный;

d) полный.

3. При передозировке наркотического вещества зрачки:

a) в норме;

b) сужены;

c) расширены;

d) резко расширены.

4. Назовите основное преимущество эндотрахеального наркоза:

a) простота применения;

b) исключается возможность аспирации рвотных масс, западение языка;

c) быстрота наступления;

d) небольшая стоимость.

5. Осложнением интубации является:

a) передозировка вещества;

b) остановка дыхания;

c) введение трубки в пищевод;

d) остановка сердца.

6. Для премедикации используется:

a) папаверин;

b) промедол;

c) анальгин;

d) калипсол.

7. Перечислите недостатки внутривенного наркоза:

a) прост в методике;

b) нет стадии возбуждения;

c) возможность использовать электронож;

d) трудная управляемость наркоза.

 

8. Для кратковременной анестезии используется:

a) тиопентал натрия;

b) кетамин;

c) оксибутират натрия;

d) сомбревин.

9. Галлюцинаторный синдром вызывает:

a) кетамин;

b) оксибутират натрия;

c) сомбревин;

d) тиопентал натрия.

10.   Для нейролептанальгезии используется комбинированное введение:

a) ганглиоблокатора и наркотического анальгетика;

b) М-холинолитика и ненаркотического анальгетика;

c) транквилизатора и наркотического анальгетика;

d) нейролептика и наркотического анальгетика.

 

 

Ответы на тест по теме «Наркоз»:

 

Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ вопрос Ответ Вопрос Ответ
1 a 2 c 3 d 4 b 5 c
6 b 7 d 8 d 9 a 10 d

 

 

Контрольная работа

по теме: «Обезболивание»

I вариант.

I. Выберите правильный ответ:

1. Ингаляционный наркоз – это

А. масочный наркоз

Б. внутривенный

В. внутримышечный

Г. пероральный

2. Какое наиболее тяжелое осложнение при местной анестезии:

А. двигательное возбуждение

Б. судороги

В. нарушение дыхания

Г. анафилактический шок

II. Дополните:

Наркоз – это …

Ш. Перечислите показания к местной анестезии.

IV. Алгоритм подготовки больного к плановой операции с использованием наркоза.

V. Клиническая задача.

Больной Л. 38 лет доставлен в приемное отделение с диагнозом острый аппендицит, местный перитонит. Известно, что полтора часа тому назад больной принимал пищу.

Как подготовить больного к наркозу в данном случае?

 

Контрольная работа

по теме: «Обезболивание»

II вариант.

I. Выберите правильный ответ:

1.Место приложения местных анестетиков:

А. ЦНС

Б.образования периферической нервной системы

В. мышцы

Г. подкожно-жировая клетчатка

2. При передозировке наркотических веществ зрачки:

А. в норме

Б. сужены

В. расширены

Г. резко расширены

II. Дополните:

Местная анестезия – это …

Ш. Перечислите показания к наркозу.

IV. Алгоритм подготовки больного к экстренной операции с использованием наркоза.

V. Клиническая задача.

У больной 27 лет при проведении операции под масочным наркозом внезапно отмечено вытекание обильного желудочного содержимого изо рта и носа, нарастание цианоза кожных покровов. Что случилось? Тактика?

 

Контрольные вопросы по теме «Наркоз».

 

1. Что такое наркоз?

2. Классификация наркоза?

3. Этапы эндотрахеального наркоза?

4. Премедикация. Препараты, применяемые для премедикации?

5. Виды неингаляционного наркоза?

6. Что такое нейролептаналгезия?

7. Что такое атаралгезия?

8. Препараты для ингаляционного наркоза?

9. Препараты для внутривенного наркоза?

10. Показания к наркозу?

11. Осложнения наркоза?

 

 

Контрольные вопросы по теме «Местная анестезия»

1. Что такое местная анестезия?

2. Показания к местной анестезии.

3. Классификация местной анестезии.

4. Препараты для местной анестезии.

5. Что такое терминальная анестезия?

6. Что такое инфильтрационная анестезия?

7. Что такое проводниковая анестезия?

8. Виды блокад.

9. Перечислите препараты для местной анестезии.

10.  Осложнения при местной анестезии.

 

Деловая игра по теме «Обезболивание»

Легенда:  моделирование ситуации «Подготовка больного к наркозу»

Действующие лица:

1. Больной

2. М/c  приемного отделения

3. М/с хирургического отделения

4. Наблюдатели.

Разыгрывается легенда «Подготовка больного к наркозу»

Задания Действия учащегося Эталон ответа
Задание №1 Вы больной сообщаете, что Вам должны сделать операцию аппендектомии.     Задание №2 Вы м/с приемного отделения   Задание№3 Вы м/с хирургического отделения. Вам необходимо подготовить больного к плановой операции холецистэктомии под наркозом. Больной обыгрывает ситуацию.   м/с вызывает врача, устанавливает довери- тельные отношения с пациентом, проводит психологическую подготовку больного к операции, уточняет аллергологический анамнез, проверяет подвижность шейного отдела позвоночника больного, рекомендует снять больному съемные зубные протезы, если они есть. В присутствии старшей м/с отднления по описи принимает ценные вещи. Сдает их старшей м/с на хранение, предлагает больному опорожнить мочевой пузырь, проводит частичную санобработку больного, бритьё операционного поля сухим методом, по назначению врача берет кровь из вены на ОАК, биохимию, группу крови, резус фактор, снимает ЭКГ, приглашает анестезиолога, по назначению анестезиолога проводит премедикацию, на каталке доставляет больного в операционную.     Учащаяся обыгрывает ситуацию. Сообщает, что сегодня с утра заболел живот, была тошнота, субфебрильная температура, боли вначале были в области пупка, затем спустились в подвздошную область. Почти ничего не ел и не пил. Скорая помощь доставила в ЛПУ и ему должны делать операцию, он очень боится операции и обеспокоен исходом.   В день накануне операции м/с определяет рост, вес больного, измеряет давление, сосчитывает пульс и ЧДД, уточняет аллергологический анамнез, проводит психологическую подготовку больного к операции, объясняет особенности диеты накануне операции. Снимает ЭКГ, берет кровь из вены на ОАК, группу крови, резус фактор, коагулограмму, RW. Приглашает анестезиолога. Вечером после 18 часов запрет на прием пищи. В 21.00 делает больному очистительную клизму, затем больной принимает ванну или душ, осуществляет смену нательного и постельного белья. В 22.00 выполняет премедикацию, назначенную анестезиологом. В день операции в 6.00 вторая очистительная клизма, в 7.00 повторяется вечерняя премедикация, больному рекомендуют снять часы, кольца, съемные зубные протезы. Женщинам снять косметику и лак с ногтей. За час до операции порекомендовать опорожнить мочевой пузырь, побрить операционное поле, за 30-40 минут до операции ввести атропин, промедол, димедрол, после премедикации не вставать! Доставить больного в оперблок с историей болезни.    

 

Игра «Мифы»

По теме «Обезболивание»

Правда Миф
1. Синоним анестезии - обезболивание.  2.Для поверхностной анестезии используют аэрозоль 10% раствора лидокаина.  3. Регургитация – это пассивное истечение содержимого желудка в ротовую полость из-за расслабления сфинктеров пищевода. 4. Перед операцией под наркозом с лица удаляют косметику и лак с ногтей. 1.При местной анестезии происходит выключение сознания 2.Для спинальной анестезии используют 0,25% раствор новокаина. 3. Премедикация перед экстренной операцией проводится вечером накануне операции. 4. Сатурация – это введение лекарственных веществ накануне операции с целью снижения числа интра и экстраоперационных осложнений.  

 

Ситуационные задачи по теме «Обезболивание»:

Задача № 1. После того как была произведена местная инфильтрационная анестезия бедра 300,0 мл 1% раствора новокаина для последующей ампутации, у больного возникло двигательное возбуждение, бред и галлюцинации, пульс участился до 120 уд./мин. Какая была допущена ошибка? Как можно объяснить состояние больного и что следует предпринять для его нормализации?

Задача № 2. Через 3 мин. после проведения проводниковой анестезии произведен кожный разрез. Больной жалуется на сильную боль. Какая допущена ошибка? Что следует предпринять хирургу?

Задача № 3. Во время проведения спинномозговой анестезии 5% раствором новокаина обнаружено, что головной конец операционного стола опущен. Какое осложнение может развиться? Что следует сделать.

Задача № 4. для проведения операции по поводу подкожного панариция под местной анестезией по Оберсту-Лукашевичу хирург ввел 20,0 мл 2% раствора новокаина. Какая допущена ошибка, какое осложнение может развиться?

Задача №5. После приема пищи у больного возникла резкая боль в животе. Через 30 мин больной поступил в стационар. Установлен диагноз перфоративной язвы желудка и определены показания к экстренной операции. Какие мероприятия следует провести перед началом общего обезболивания?

Задача №6. во время ингаляционного наркоза у больного начали расширяться зрачки. Одновременно участился пульс, упало артериальное давление, побледнели кожные покровы, отсутствует реакция зрачков на свет и роговичный рефлекс. Что происходит? Что нужно предпринять анестезиологу?

 

 

МОДУЛЬ

ТЕМА: «ОБЕЗБОЛИВАНИЕ»

Количество часов по учебной программе:

Теоретических – 4

Практических – 6

 

 

Разработан: преп. Кобловой Л. М.

 

 

Автор: Коблова Людмила Михайловна, преподаватель УО «Белорусский государственный медицинский колледж»

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании ЦМК хирургии.

Протокол №__ от _________ 20__г.

 

            СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………

Выписка из КТП………………………………...

План учебного занятия № …………………….

План учебного занятия № ………………….....

План практического занятия № ……………...

Опорный конспект………………………………

Лекция №1 «Обезболивание»………………….

Лекция №2 «Обезболивание»………………….

Презентация «Местное обезболивание»………

Вопросы на закрепление темы…………………

Ситуационные задачи…………………………..

Тесты…………………………………………….

Разноуровневые задания……………………….

Использованная литература……………………

 

План учебного занятия №6

Дата «__» ___________201_г.

Группа __________________

Тема учебного занятия: МЕСТНАЯ АНЕСТЕЗИЯ

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Вид учебного занятия: лекция

Цели обучения, развития и воспитания:

  1. Формирование знаний по рассматриваемой теме
  2. Изучение классификации местной анестезии
  3. Изучение препаратов для местной анестезии
  4. Осложнения местной анестезии

Развитие памяти, клинического мышления, речи.

Воспитание чувства преемственности при оказании медицинской помощи на этапах её оказания.

В результате усвоения учебного материала учащейся должен знать:

1. Отличие местной анестезии от наркоза

2. Определение местной анестезии

3. Классификацию местной анестезии

4. Местные анестетики

5. Показания и противопоказания к местной анестезии

6. Осложнения местной анестезии

Материально – техническое обеспечение учебного занятия:

  1. Таблицы по теме: местная анестезия
  2. Краткий конспект лекции
  3. Презентация по теме: местная анестезия
  4. Ситуационные задачи и тесты по теме: местная анестезия
  5. Игра «Мифы» по теме: Обезболивание

Межпредметные связи:

  1. Сестринское дело и манипуляционная техника – асептика и антисептика
  2. Фармакология – анестетики
  3. Реаниматология – СЛР

Внутрипредметные связи:

  1. Синдром повреждения мягких тканей
  2. СПЭР в хирургическом отделении
  3. Предоперационная подготовка больных
  4. Послеоперационный период

Актуализировать следующие понятия и определения:

  1. Местная анестезия
  2. Местные анестетики
  3. Новокаиновые длокады
  4. Коллапс, обморок
  5. Анафилактический шок
  6. РДТК

 

Ход занятия

Организационно – воспитательный момент:

  1. Приветствие
  2. Выявление отсутствующих
  3. Оценка внешнего вида учащихся и состояние аудитории

Хронометраж: 3 мин.

 

Ознакомление с темой, постановка учебных задач и темы

Хронометраж: 7 мин.

 

Изложение нового материала (основные вопросы, их последовательность и методы изложения):

  1. Определение местной анестезии
  2. Принципиальное отличие местной анестезии от наркоза
  3. Классификация местной анестезии
  4. Местные анестетики
  5. Показания и противопоказания к местной анестезии
  6. Методика проведения местной анестезии
  7. Осложнения местной анестезии

Хронометраж: 45 мин.

 

Закрепление материала:

1. Просмотр и обсуждение презентации по теме местной анестезии

  1. Решение ситуационных задач, тестовый контроль, игра «Мифы»
  2. Использование знаний, полученных на других клинических и смежных дисциплинах

Хронометраж: 25 мин.

 

Рефлексия: Самооцен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.389 с.)