Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дайте определение понятия «официально-деловой стиль».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Раздел 2. Культура научной речи Тема 5. Методология и технология научной работы. Письменная научная коммуникация План темы: 1. Признаки научного стиля. 2. Подстили и жанры научного стиля. 3. Приемы компрессии информации в научном тексте. 4. Вторичные (репродуктивные) научные тексты: план, тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия. 5. Составление и оформление библиографии. Цитирование. Основные понятия: научный стиль; стилистические черты научной речи; методы логической организации научного текста: дедукция, индукция, проблемное изложение; разновидности (подстили) научного стиля; жанры научной литературы; приемы компрессии информации в тексте; вторичные научные тксты: тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия; элементы библиографического описания; библиографическое описание книги, статьи в журнале, диссертации; правила цитирования. Признаки научного стиля Научный стиль (н.с.) обслуживает разнообразные отрасли науки и техники, обеспечивает образовательный процесс в вузах различного профиля (гуманитарного, естественного и технического). Научный стиль – функциональный стиль, связанный с научной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления. Главная функция н.с. – сообщение (передача) научной информации, наиболее точное, логичное и однозначное выражение мыслей в той или иной области знания. Основная цель научного произведения – сообщить адресату новое знание о действительности и доказать его истинность. 1. Н.с. реализуется в двух формах: устной (устная научная речь) и письменной (письменная научная коммуникация). Письменная монологическая речь является основной формой научного изложения. 2. Язык научного изложения дополняется средствами графической наглядности, т.е. чертежами, схемами, графиками, условными обозначениями, формулами, диаграммами, таблицами, рисунками и т.д. Стилистические черты (признаки) научной речи: 1) объективность (изложение разных точек зрения на проблему, отсутствие субъективизма при передаче научного содержания, безличность языкового выражения); 2) логичность (последовательность и непротиворечивость изложения); 3) доказательность (аргументация определенных положений и гипотез); 4) точность (использование терминов, однозначных слов, четкое оформление синтаксических связей в предложении и тексте); 5) сжатость и информационная насыщенность (использование видов компрессии научного текста); 6) обобщенность и отвлеченность суждений (использование общенаучной лексики, существительных с абстрактным значением), 7) безличность и абстрактность высказывания (употребление особых грамматических форм: преобладание возвратных и безличных глаголов, использование 3-го лица глагола, неопределенно-личных предложений, пассивных конструкций); 8) стандартизация средств выражения (использование речевых клише научного стиля для оформления структуры и компонентов научной работы, а также жанров аннотаций, рефератов, рецензий и др.). Для научно-технической литературы характерно также: - отсутствие образности, метафорических оборотов языка и эмоционально-экспрессивных средств, - запрет на использование нелитературной лексики, - почти полное отсутствие признаков разговорного стиля, - широкое использование терминов, абстрактной и узкоспециальной лексики, - использование слов в их прямом (а не переносном) значении, - использование особых способов изложения материала (прежде всего описания и рассуждения) и методов логической организации текста. В рамках научной сферы деятельности выработаны особые методы логической организации текста, а именно: 1) дедукция; 2) индукция; 3) проблемное изложение; Дедукция (лат. deductio – выведение) – это движение мысли от общего к частному. Дедуктивный метод изложения материала используется тогда, когда необходимо рассмотреть какое-то явление на основании уже известного положения и закона и сделать необходимые выводы относительно этого явления. Композиция дедуктивного рассуждения: 1 этап – выдвижение тезиса (греч. thesis -положение, истинность которого должна быть доказана) или гипотезы. 2 этап – основная часть рассуждения – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение. Для доказательства тезиса применяются различные типы аргументов (лат. Argumentum – логический довод): 1) толкование тезиса, 2) «доказательство от причины», 3) мнения авторитетов, 4) факты и примеры, сравнения. 3 этап – выводы, предложения. Дедуктивный метод рассуждения широко применяется в теоретических статьях, в научных дискуссиях по спорным научным вопросам, на учебных и научных семинарах. Индукция (лат. inductio – наведение) – это движение мысли от частного к общему, от знания единичных или частных фактов к знанию общего правила, к обобщению. Композиция индуктивного рассуждения: 1 этап - определение цели предпринятого исследования. 2 этап - изложение накопленных фактов, анализ, сравнение и синтез полученного материала. 3 этап - на основании этого делаются выводы, устанавливаются закономерности, выявляются признаки того или иного процесса и т.п. Индуктивное рассуждение широко используется в научных сообщениях, монографиях, курсовых и дипломных работах, диссертационных исследованиях, научно-исследовательских отчетах. Проблемное изложение предполагает постановку определенной последовательности проблемных вопросов, решая которые, можно придти к теоретическим обобщениям, формулировке правил и закономерностей. Проблемное изложение является разновидностью индуктивного метода рассуждения. В ходе лекции, доклада, в тексте монографии, статьи, дипломного проекта, диссертации автор формулирует ту или иную проблему и предлагает ряд возможных путей ее решения. Наиболее оптимальные из них подвергаются в исследовании подробному анализу (вскрываются внутренние противоречия проблемы, высказываются предположения и опровергаются возможные возражения), и таким образом демонстрируется процесс решения этой проблемы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.232 (0.01 с.) |