Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дайте определение понятия «официально-деловой стиль».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Раздел 2. Культура научной речи Тема 5. Методология и технология научной работы. Письменная научная коммуникация План темы: 1. Признаки научного стиля. 2. Подстили и жанры научного стиля. 3. Приемы компрессии информации в научном тексте. 4. Вторичные (репродуктивные) научные тексты: план, тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия. 5. Составление и оформление библиографии. Цитирование. Основные понятия: научный стиль; стилистические черты научной речи; методы логической организации научного текста: дедукция, индукция, проблемное изложение; разновидности (подстили) научного стиля; жанры научной литературы; приемы компрессии информации в тексте; вторичные научные тксты: тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия; элементы библиографического описания; библиографическое описание книги, статьи в журнале, диссертации; правила цитирования. Признаки научного стиля Научный стиль (н.с.) обслуживает разнообразные отрасли науки и техники, обеспечивает образовательный процесс в вузах различного профиля (гуманитарного, естественного и технического). Научный стиль – функциональный стиль, связанный с научной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления. Главная функция н.с. – сообщение (передача) научной информации, наиболее точное, логичное и однозначное выражение мыслей в той или иной области знания. Основная цель научного произведения – сообщить адресату новое знание о действительности и доказать его истинность. 1. Н.с. реализуется в двух формах: устной (устная научная речь) и письменной (письменная научная коммуникация). Письменная монологическая речь является основной формой научного изложения. 2. Язык научного изложения дополняется средствами графической наглядности, т.е. чертежами, схемами, графиками, условными обозначениями, формулами, диаграммами, таблицами, рисунками и т.д. Стилистические черты (признаки) научной речи: 1) объективность (изложение разных точек зрения на проблему, отсутствие субъективизма при передаче научного содержания, безличность языкового выражения); 2) логичность (последовательность и непротиворечивость изложения); 3) доказательность (аргументация определенных положений и гипотез); 4) точность (использование терминов, однозначных слов, четкое оформление синтаксических связей в предложении и тексте); 5) сжатость и информационная насыщенность (использование видов компрессии научного текста); 6) обобщенность и отвлеченность суждений (использование общенаучной лексики, существительных с абстрактным значением), 7) безличность и абстрактность высказывания (употребление особых грамматических форм: преобладание возвратных и безличных глаголов, использование 3-го лица глагола, неопределенно-личных предложений, пассивных конструкций); 8) стандартизация средств выражения (использование речевых клише научного стиля для оформления структуры и компонентов научной работы, а также жанров аннотаций, рефератов, рецензий и др.). Для научно-технической литературы характерно также: - отсутствие образности, метафорических оборотов языка и эмоционально-экспрессивных средств, - запрет на использование нелитературной лексики, - почти полное отсутствие признаков разговорного стиля, - широкое использование терминов, абстрактной и узкоспециальной лексики, - использование слов в их прямом (а не переносном) значении, - использование особых способов изложения материала (прежде всего описания и рассуждения) и методов логической организации текста. В рамках научной сферы деятельности выработаны особые методы логической организации текста, а именно: 1) дедукция; 2) индукция; 3) проблемное изложение; Дедукция (лат. deductio – выведение) – это движение мысли от общего к частному. Дедуктивный метод изложения материала используется тогда, когда необходимо рассмотреть какое-то явление на основании уже известного положения и закона и сделать необходимые выводы относительно этого явления. Композиция дедуктивного рассуждения: 1 этап – выдвижение тезиса (греч. thesis -положение, истинность которого должна быть доказана) или гипотезы. 2 этап – основная часть рассуждения – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение. Для доказательства тезиса применяются различные типы аргументов (лат. Argumentum – логический довод): 1) толкование тезиса, 2) «доказательство от причины», 3) мнения авторитетов, 4) факты и примеры, сравнения. 3 этап – выводы, предложения. Дедуктивный метод рассуждения широко применяется в теоретических статьях, в научных дискуссиях по спорным научным вопросам, на учебных и научных семинарах. Индукция (лат. inductio – наведение) – это движение мысли от частного к общему, от знания единичных или частных фактов к знанию общего правила, к обобщению. Композиция индуктивного рассуждения: 1 этап - определение цели предпринятого исследования. 2 этап - изложение накопленных фактов, анализ, сравнение и синтез полученного материала. 3 этап - на основании этого делаются выводы, устанавливаются закономерности, выявляются признаки того или иного процесса и т.п. Индуктивное рассуждение широко используется в научных сообщениях, монографиях, курсовых и дипломных работах, диссертационных исследованиях, научно-исследовательских отчетах. Проблемное изложение предполагает постановку определенной последовательности проблемных вопросов, решая которые, можно придти к теоретическим обобщениям, формулировке правил и закономерностей. Проблемное изложение является разновидностью индуктивного метода рассуждения. В ходе лекции, доклада, в тексте монографии, статьи, дипломного проекта, диссертации автор формулирует ту или иную проблему и предлагает ряд возможных путей ее решения. Наиболее оптимальные из них подвергаются в исследовании подробному анализу (вскрываются внутренние противоречия проблемы, высказываются предположения и опровергаются возможные возражения), и таким образом демонстрируется процесс решения этой проблемы.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.008 с.) |