Наука и ее роль в современном обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука и ее роль в современном обществе.



Наука и ее роль в современном обществе.

План.

Наука как особая система знаний о мире.

2. Специфические признаки науки:

а) объективность; б) рационализм; в) системность и упорядоченность; г) проверяемость (верифицируемость); д) особый язык и особая подготовка.

Характерные черты науки.

1) универсальность.

2) безграничность.

3) Сочетание дифференциации и интеграции исследований.

4) Сближение науки с потребностями развивающегося общества, сближение науки с производством

4. Основные функции науки:

1) мировоззренческая

2) познавательная

3) прогностическая

4) социальная:

5) практически-действенная, производственная (непосредственная производительная сила).

5. Классификация наук:

1) По предмету познания:

А) естественные

Б) общественные

В) гуманитарные

Г) технические

2)По удаленности от практики:

А) фундаментальные

Б) прикладные.

Наука и научные революции, научно-технический прогресс. См. лекция 9 Д.

Этика науки и ответственность ученых перед обществом в современном мире.

8. Особенности современной науки:

1) Постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается каждые 5-10 лет)

2) Охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)

3) Растет количество ученых (в начале 20 в-100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)

4) Наука превратилась в особую профессию.

9. научная картина мира: понятие и этапы:

1. Классическая картина мира.

2. Неклассическая картина мира.  

3. Постнеклассическая картина мира.

Проблемы развития науки в современной РФ.

1) недофинансирование наукоемких технологий

2) «утечка мозгов» в коммерческие структуры и за границу

3) разработка, в основном, прикладных наук и технологий, а не фундаментальных исследований.

Вопрос 1. Наука как особая система знаний о мире.

Наука – во-первых, особая система знаний; во-вторых, система специфических организаций с работающими в них людьми; в-третьих, особый вид деятельности, система научных исследований.

Наука – совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли (н-р, математическая наука, химическая наука и т.д.)

Главная задача науки – производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки.

Цель науки – постижение истины и открытие объективных законов.

Наука – это:

1) социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.). признанным центром науки является РАН (Российская академия наук), РАМН (Российская академия медицинских наук)

2) отрасль духовного производства (НИОКР);

3) особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).

Вопрос 2. Специфические признаки науки:

а) объективность (субъективный фактор отсутствует, обоснование теории строится на объективных, не зависящих законах бытия); б) рационализм (непротиворечивость, доказательность); в) системность и упорядоченность (научные знания должны быть систематизированы, логически выстроены и опираться на уже открытые и изученные законы существования); г) проверяемость (верифицируемость) – методы проверки научных знаний разные, н-р, описание, наблюдение, эксперимент; приемы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, моделирование и т.д.,; д) особый язык и особая подготовка (язык – это символы, знаки, формулы, характерные для той или иной науки).

Б) экономисты, анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынка, полученные данные ложатся в основу разработки правительством бюджета страны на следующий год.

В) ученые-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.

6) производственная (непосредственная производительная сила). Н-р, ученые разработали новую модель буровой установки и организовали ее производство.

План.

Образование как социальный институт.

2. Основные принципы современного российского образования:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;

2) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

3) общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

4) светский характер образования в государственных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6)  демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

3. Основные тенденции в развитии образования:

1) гуманизация

2) интернационализация

3) гуманитаризация

4) компьютеризация.

5) Переход к непрерывному образованию

6) развитие компетентности

7) Демократизация

4. Система образования и ее элементы:

1) Общее образование: дошкольное;начальное, основное общее и среднее общее образование;

2) Профессиональное образование: начальное (лицей) и среднее специальное образование (колледж);

3) высшее профессиональное образование: бакалавриат, магистратура.

5. дополнительное образование для детей и взрослых

6. Основные направления модернизации российского образования.

7. Функции образования:

Воспитания.

Подготовка кадров.

4) Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе

5) Социальная селекция

6) Проведение социальных и культурных изменений в обществе

8. Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности в современном обществе.

Вопрос 1. Образование как социальный институт.

Образование – во-1, целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию; во-2, целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства; в-3, социальный институт, отвечающий за передачу накопленного человечеством опыта новым поколениям.

Цели образования – приобщение индивида к ценностям цивилизации, сохранение культурного достояния.

Пути получения образования – обучение в различных учебных заведениях и самообразование.

Если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других, то говорят о самообразовании.

Социальный институт образования отвечает потребностям личности и общества в приобретении знаний, является системой учреждений, обладающей материальными средствами, коммуникациями, выполняет функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.

Школа несет ответственность перед обществом и государством за доступность, качество образования, его соответствие современным научным воззрениям.

Первый ориентир образования в России – личностный. Образование ориентируется на личность, т. к. личность признается высшей ценностью, а право на образование – фундаментальным правом человека.

Почему образование так значимо для личности:

1. Образование - процесс социализации

2. Образование обеспечивает знаниями

3. Образование вводит человека в культурную жизнь

4. Определяет гражданскую позицию

5. Определяет человеческий интеллектуальный капитал

От уровня образования прямо зависит социальный статус, продвижение по службе, заработок человека, однако в нашей стране образованность не является гарантией благополучия человека.

Второй ориентир образования в России – социальный.

1. Образование должно быть ориентировано на интересы общества и государства.

2. Образование влияет на социальные, демократические процессы в обществе.

3. Образование влияет на национальную безопасность, укрепляет экономическую безопасность и экологию, укрепляет военно-технический потенциал.

Вопрос 2. Основные принципы современного российского образования:

1) гуманистическийхарактер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;

2) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

3) общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

4) светский характер образования в государственных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6)  демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

Вопрос 3. Основные тенденции в развитии образования:

1) гуманизация (учет индивидуальных духовных запросов и потребностей участников образовательного процесса; особое внимание уделяется личности, ее интересам); в центре образования стоит учащийся, его индивидуальные способности, интересы, потребности, что ведет к индивидуализации образования. Н-р, этому способствует профильное обучение в школах.

2) Интернационализация – образование становится международным институтом и выходит за рамки национальных государств. Н-р,Вступление России в Болонскую систему. Формирование единого глобального образовательного пространства);

3) гуманитаризация (усиление внимания к дисциплинам, раскрывающим природу человека и общества);

4) компьютеризация (информатизация образования). Все большую роль в образовании начинают играть информационные технологии, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Н-р,В школе обучение проходит с помощью ПК и компьютерных программ. Учителя используют такие образовательные ресурсы, как ЦОР и ФЦИОР.

5) Переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, переподготовка в связи с меняющимися условиями, образование через всю жизнь)

6) развитие компетентности, которая является основой конкурентоспособности, усиление практической направленности образования.

7) Демократизация

Вопрос 4. Система образования и ее элементы:

1) Общее образование: дошкольное (это детский сад); начальное, основное общее и среднее общее образование; помни: обязательным по закону «Об образовании в РФ» является основное общее образование (т.е. с 1 по 9 класс)

2) Профессиональное образование: начальное (лицей) и среднее специальное образование (колледж, техникум);

3) высшее профессиональное образование: бакалавриат, магистратура (вузы: институты, академии, университеты)

4) дополнительное образование для детей и взрослых.

Вопрос 5. Основные направления модернизации российского образования.

Причины необходимости модернизации российского образования:

1. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МИРЕ ТРЕБУЮТ ПОДГОТОВКИ ЛЮДЕЙ К ЖИЗНИ В БЫСТРО МЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ.

2. ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗАНЫ С СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ПОЛИТИЧЕСКИМИ ТРАНСФОРМАЦИЯМИ В СТРАНЕ.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРИОРИТЕТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

МОДЕРНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧИ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОХРАНЕНИЯ ЕГО ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ И СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.

Направления модернизации:

1. в школах и вузах  введены новые образовательные стандарты, подготовлены новые учебники;

2. осуществлен переход к ЕГЭ,

3. школьники и учителя получают знания с помощью передовых компьютерных технологий,

4. разработана программа организации профильного обучения в старших классах.

В России наряду с государственными образовательными учреждениями работает много негосударственных учебных заведений, предполагающих оплату обучения. И государственные образовательные учреждения также предоставляют дополнительные платные образовательные услуги населению.

Соотношение платного и бесплатного в образовании является одним из наиболее острых и дискуссионных вопросов.

Вопрос 6. Функции образования:

1) Передача знаний подрастающему поколению.. Н-р, ученики в школе получают необходимый для продолжения обучения в профессиональном учебном заведении минимум знаний.

2) Воспитания. Н-р, учреждения образования закладывают основы личности.

3) Подготовка кадров. Н-р, профессиональное образование готовит кадры для экономики.

4) Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе

5) Социальная селекция (размещение в социальной структуре)

6) Проведение социальных и культурных изменений в обществе

Вопрос 7. Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности в современном обществе.

Для эссе в том числе:

Одна из существующих проблем нашего времени – проблема соотношения личности, общества и образования.

В центре проблемы – противоречие между интересами современного человека, общественными запросами и целями, содержанием образования.

Суть противоречия – отставание образования от потребностей личности и динамично развивающегося общества.

О школьном образовании.

Понятие: школьное образование – это этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков, чаще всего в возрасте 7-18 лет.

О тенденции развития современного школьного образования: Современное школьное образование характеризуется гуманизацией, т.е. вниманием школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

Одна из задач школьного образования – подготовка молодежи к поступлению в вуз.

 

План.

Оценочно-императивная.

Мировоззренческая.

8. Закономерности развития морали:

1) Историческое движение морали.

2) Постоянное развитие и динамическое взаимодействие моральной системы и ее элементов

3) Мораль оказывает обратное воздействие на все формы духовной культуры.

4) Влияние морали на решение глобальных проблем.

9. Нравственность и этапы нравственного поведения:

1) Человек не совершает дурных поступков, т.к. боится наказания.

2) Человек не совершает дурных поступков, т.к. дорожит мнением других людей

3) Человек не совершает дурных поступков, т.к. его поведение определяется определенными принципами.

4) Золотоеправило нравственности – универсальный закон жизни человека в обществе: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

 

 

Воспитательная – формирование нравственных устоев и ценностей (осваивая моральные принципы и нормы, понимая свой долг, учась быть справедливым, человек становится духовной личностью). Н-р, родители объясняют своим детям, «что такое хорошо и что такое плохо».

4) Мотивационная. Моральные принципы мотивируют поведение человека, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать).

Оценочно-императивная – человек оценивает мир и себя с точки зрения нравственности (не только деятельность людей, но и всю социальную среду, ее воздействие на личность). Н-р, ученик после прочтения книг о животных стал лучше относиться к собственным домашним питомцам, выгуливать собаку.

Мировоззренческая - Мораль помогает человеку объяснить мир с точки зрения добра и зла, объяснить поступки людей. Н-р, моральные правила помогают человеку выжить, выстоять даже в трудных обстоятельствах. Во время войны сознание моральной правоты помогло советским людям победить фашизм.

Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.

Традиция (от лат. traditio — передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы.

Обычай, унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

ТАБУ (от полинезийского слова, означавшего - запрет) - негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.).

План.

Огромное влияние религии на жизнь общества связано с тем, что ее структуры присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Религия исторически оказывала огромное влияние на общественную мораль (вспомним роль религии в Средневековой Европе или в дореволюционной России, где в школах преподавался закон Божий.

Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания, которая предполагает, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.

Локальные религии.

Конфуцианство.

Китай. Правитель получает божественный мандат -мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. «24 примера сяо».Идеал совершенного человека- цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.

Даосизм.

Китай. Дао-путь. Человек- посредник, «передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип у вэй - соблюдение естественного хода вещей. 2 начала- Инь - темное, Ян -светлое.

Иудаизм.

Палестина. Бог Яхве.

Зороастризм.

Иран. Культ огня и чистоты.

Синтоизм.

Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками -дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай - тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы.

Индуизм.

Индия. Брахманы - белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.

Ясперс- теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, послужило толчком для развития культур востока и запада.

Мировые религии

План.

1. Религии современного мира:

1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии

3) мировые религии: буддизм

Понятие о мировых религиях.

  1. Характерные признаки (особенности) мировых религий:

1) широкое распространение в мире;

2) открытость, отрицание этнической избирательности;

3) универсальный набор ценностей

4) прозелитизм – стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания.

4. Важнейшие мировые религии и их характеристика:

1) буддизм;

2) христианство;

3) ислам.

 

Вопрос 1. Религии современного мира:

•родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

•национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);

•мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)

Мировые религии – это группа религий, отличающихся распространенностью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих.

Вопрос 3. Характерные признаки (особенности) мировых религий:

1) широкое распространение в мире;

2) открытость, отрицание этнической избирательности;

3) универсальный набор ценностей (вера в единого Бога, эгалитарность – проповедование равенства)

4) прозелитизм – стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания.

Вопрос 4. Важнейшие мировые религии и их характеристика:

1) буддизм;

возник в 6 веке до н.э. в Индии.

Смысл буддизма:

1. страдания правят миром.

2. Причиной страданий является жизнь с ее страстями и желаниями.

3. Уйти от страданий можно, погрузившись в нирвану.

Заповеди буддизма:

1. Не причинять вред живому.

2. Не брать чужой собственности.

3. Не касаться чужой жены.

4. Не говорить неправды.

5. Не пить вина.

Реинкарнация – учение о перерождении душ.

Священная книга – Типитака (Три корзины)

Направления буддизма:

1. Махаяна – Большая колесница – широкий путь спасения.

2. Хинаяна – Малая колесница – узкий путь для монахов-отшельников.

Священная книга – Коран.

Искусство

План.

Театр, кино

Театр, кино

по средствам выражения: простое (в основе – одно средство художественного выражения, н-р, поэзия-слово) и сложное (в основе – несколько средств выразительности, н-р, театр, балет).

По отражению действительности: изобразительное (н-р, живопись) и речевое (литература);

Синтетические искусства – те, которые стремятся объединить в себе достижения других видов (н-р, кино, мультипликация, фотография).

Наука и ее роль в современном обществе.

План.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.093 с.)