Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия.



К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др

г) использование предметных и других ориентиров;

д) звуко- и светолидирование;

е) различные тренажеры, регулирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений.

В этом случае применяются:

а); общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой,

соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники выбранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

Этапы и содержание технической подготовки в многолетнем и годичном циклах тренировки.

Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей многолетней тренировки спортсмена.

Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно подразделить на три стадии:

1.Стадию базовой технической подготовки.

2.Стадию углубленного технического совершенствования и достижение высшего спортивно-технического мастерства.

3.Стадию сохранения спортивно-технического мастерства.

Процесс овладения и совершенствования техники движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы.

В связи с этим в годичном цикле выделяют три этапа технической подготовки:

1.Поисковый;

2. Стабилизации;

3 Адаптивного совершенствования (приспособительного).

Техническая подготовка на первом этапе направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного материала), улучшения ее предпосылок ее практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного периода.

На втором этапе техническая подготовка направленная на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода.

На третьем этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости),надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период в целом.

Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствование технического мастерства являются:

1. Достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в избранном виде спорта, повышение их эффективности в соревновательных условиях;

2. Частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование кинематики или динамики отдельных деталей навыка с точки зрения достижений современной науки и требований спортивной практики.

 

Методы и методические приемы технической подготовки.

Метод усложнения внешней обстановки при выполнении технических приемов реализуется в ряде методических приемов.

1. Методический прием сопротивления условного противника используется, главным образом, в спортивных играх в единоборствах. Элементы борьбы с условным противником помогают спортсмену совершенствовать структуру и ритм выполнения технического приема, быстрее достигнуть стабильности и результативности. Он обеспечивает также высокую плотность нагрузки в занятии, является действенным психологическим фактором для воспитания уверенности в собственных силах, для воспитания смелости и решительности.

2. Методический прием трудных исходных положений и подготовительных действий. Так в прыжках в воду уменьшается высота трамплина, футболистам предлагается выполнять удары ногой и головой по мячу, летящему по сложной траектории и.т.д.

3. Методический прием максимальной скорости и точности выполнения действий. Например, в боксе спортсмену задается высокий темп ударов за определенный промежуток-1раунд, в прыжках в длину-разбег выполняется со слегка наклонной дорожке и др.

4. Методический прием ограничения пространства для выполнения действий позволяет выполнять условия ориентировки при совершенствовании навыка. Так в боксе используется уменьшенный ринг, в беге и прыжках шаги выполняются по заранее сделанным меткам и др.

5. Методический прием выполнения действий в необычных условиях предполагает изменение условий тренировки (естественныхусловий, оборудования, инвентаря), содействует совершенствованию одной или нескольких характеристик техники движений (пространственных, временных, динамических, ритмических т.т.д.). Например, в легкой атлетике проводится бег или разбег в прыжках против сильного ветра, на увлажненном грунте, а в лыжных гонках-передвижение по обледенелой лыжне.

Метод упражнения при состояниях организма спортсмена, затрудняющих выполнение технических действий, также реализуется в многообразных приемах.

1.Методический прием выполнения действия в состоянии значительного утомления. В этом случае спортсмену предлагают упражнения на технику после физической нагрузки большого объема и интенсивности. Так, в гимнастике в конце занятия спортсмен выполняет «на технику» наиболее сложную комбинацию.

2.Методический прием выполнения действия в состоянии значительного эмоционального напряжения осуществляется введением контрольных, соревновательных и игровых методов в выполнении упражнений на технику.

3.Методический прием переодического выключения или ограничения зрительного контроля позволяет избирательно воздействовать на рецепторно-анализаторные компоненты двигательного навыка. В результате у спортсменов повышается способность к тонкому восприятию и тщательной оценке собственных движений по кинетическим ощущениям. Например, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать ход лодки и легче осуществлять контроль за стабильностью навыка при помощи «мышечного чувства».

4.Методический прием формирования рабочей обстановки настраивает спортсмена на обязательное выполнение усовершенствованного технического приема в соревновательной обстановке, стимулирует его активность в процессе совершенствования навыка. Так, в тренировочном бою фехтовальщик получает установку концентрировать внимание преимущественно на технических приемах защиты или, наоборот, на атакующих приемах.

Метод облегчения условий выполнения технических действий состоит из целого ряда методических приемов. Вот некоторые из них.

1.Методический прием вычленения элемента действия. Например в плавании выделяется работа рук и ног.

2.Механический прием снижения мышечных напряжений позволяет спортсмену более тонко корректировать отдельные движения в двигательном навыке, контролировать координацию движений(по механизму обратной связи), что ускоряет процесс совершенствования. Так в борьбе подбирается противник более легкого веса.

3.Методический прием дополнительных ориентиров и срочной информации содействует наиболее быстрому овладению необходимой амплитдой движения, темпом, ритмом, активизирует процесс осознания выполняемого действия. Например, для копьеметателя чертится прямая линия, строго вдоль которой он и выполняет разбег.

Метод сопряженных воздействий реализуется в спортивной тренировке в основном при помощи двух приемов.

1.Методический прием специализированных динамических упражнений основан на взаимном развитии способностей и совершенствовании двигательных навыков. Это достигается путем подбора специальных упражнений. Так в плавании используются ласты и лопатки на руках для создания дополнительного сопротивления при гребковых движениях.

2.Методический прием специализированных изометрических упражнений предполагает использование изометрических упражнений в определенных суставных углах, характерных для технического приема. Например, в тяжелой атлетике изометрические напряжения спортсмен выполняет в положении низкого седа при углах сгибания ног не менее 90 градусов.

На содержание и формы технической подготовки спортсмена влияют уровень его предварительной подготовленности, особенности выбранного вида спорта, структура годичного цикла и другие факторы. Поэтому в практике спорта имеют место различные варианты ее построения.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Понятие о физической подготовке спортсмена. Ее роль в современном спорте.

Физическая подготовка спортсмена направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей-силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.

Современный спорт предъявляет высокие требования к физической подготовленности спортсменов. Это объясняется следующими факторами:

1.Рост спортивных достижений всегда требует нового уровня развития физических способностей спортсмена. Например, для того чтобы толкнуть ядро за 20 метров, необходима не только совершенная техника, но и очень высокий уровень развития силы и быстроты.

2. Высокий уровень физической подготовленности-одно из важных условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок. За последние 20-25 лет показатели нагрузок в годичном цикле у сильнейших спортсменов увеличились в 3-4 раза. Вследствие этого резко возросло и количество спортсменов с хроническим перенапряжением миокарда.

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов-уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации.

2.1. Виды, задачи и средства физической подготовки.

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности.

Задачи ОФП:

1. Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма.

2. Развитие всех основных физических качеств-силы,быстроты,выносливости, ловкости и гибкости.

3. Устранение недостатков в физическом развитии.

Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости. У бегунов на длинные дистанции, наоборот упражнения на развитие общей выносливости играют особую роль.

СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована

На максимально возможную степень их развития.

Задачи СФП:

1.Развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта.

2.Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.

3.Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности.

4.Формирование телосложение спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины. Например, показатели телосложения (рост, вес, конституция и.т.д.) у легкоатлетов, специализирующихся на разные дистанции, как правило, отличаются между собой.

Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и др.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортивной тактикой и достижения тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика-это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Тактика может быть также пассивной, активной и комбинированной (смешанной).

Пассивная тактика-это заранее предусмотренное предоставление противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия. Например, финишный «бросок» из-за спины в беге.

Активная тактика-это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег.

Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним. Все разнообразие таких задач в конечном счете можно свести к четырем:

1.Показать максимальный, рекордный результат.

2.Победить соперника независимо тот того, какой будет показан результат.

3.Выиграть соревнования и одновременно показать высший результат.

4.Показать результат, достаточный для выхода в следующий тур соревнований-четвертьфинал, полуфинал и финал.

От решения какой-либо одной из этих задач в соревновании и будет зависеть, какую тактику изберет спортсмен или команда. Можно выделить четыре тактические формы ведения соревновательной борьбы:

1.Тактику рекордов.

2.Тактику выигрыша соревнований независимо от показанного результата.

3.Тактику выигрыша соревнований с высоким результатом.

4.Тактику выхода в очередной тур состязаний.

Рассмотрим наиболее типичные варианты и комбинации тактических приемов при использовании каждого вида соревновательной тактики.

Тактика рекордов. В циклических видах спорта чаще всего применяется тактика лидирования в ходе состязания. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия

 основных конкурентов, заставить их нервничать, менять свои тактические планы.

Выделяют два варианта тактики лидирования:

- лидирование с равномерной скоростью при прохождении дистанции- в беге плавание, гребле;

- лидирование с изменением скорости, темпа на дистанции.

Тактика выигрыша соревнований независимо от показанного результата. Эту тактику обычно применяют в финальных соревнованиях, а также тогда, когда показанный спортивный результат не может повлиять на окончательное распределение мест между основными соперниками.

Как правило спортсмен:

1.стремится достигнуть максимальной результативности и оторваться от соперника в начале состязания(«тактика отрыва») –развить максимальную скорость в первой половине дистанции; прыгнуть на максимальную длину или высоту в первой зачетной попытке; выполнить хорошо самое трудное упражнение в первой части обязательной или произвольной программ в гимнастике, прыжках в воду и.т.д.

2.сохраняет силы для решающего финишного рывка («тактика финишного спурта»). После старта сразу же занимает место за лидером и внимательно следит за всеми конкурентами или держится в лидирующей группе, готовясь в любой момент предпринять маневр;

3.умышленно изменяет скорость, темп движений, отдельные тактические приемы и их комбинации в ходе состязания(«тактика изматывания соперника» –резко изменяет скорость на дистанции в беге, плавании, в лыжных гонках, проводит эпизодические взрывные атаки в боксе, в фехтовании), часто изменяет технические приемы, тем самым ставя соперника в затруднительное положение и.т.д.

Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом. Это довольно редкая тактика. Она встречается тогда, когда места в соревнованиях определяются без финалов, т.е. по результатам, показанным в различных забегах, заплывах в конькобежном спорте, тяжелой атлетике, плавании.

При решении этой задачи возможны две ситуации:

1.когда основные соперники уже стартовали и спортсмену известен их результат;

2.когда основные конкуренты стартуют в последующих забегах, заплывах.

В первом случае спортсмен должен показать результат выше, чем у его основного соперника(«тактика побития результата соперника»):

а) пройти дистанцию по графику соперников с небольшим запасом в беге, плавании, гребле и т.д;

б) поднять штангу большего веса, чем у конкурента;

в) метнуть снаряд на большее расстояние;

г) забить больше голов, набрать больше очков- в футболе, гандболе борьбе и др.

Во втором же случае спортсмен стремится показать высокий результат в первых попытках («тактика первого удара», «тактика отрыва»).

Тактика выхода в очередной тур состязаний.

Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затрачивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижают свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал. Чтобы избежать этих ошибок необходимо:

1.Знать, сколько спортсменов(команд) попадает в финал

2.Иметь представление о силе соперников

3.Уметь показать результат, достаточный для выхода в полуфинал, финал.

В практике спорта при решении этой тактической задачи спортсмен(команда) стремится:

1. Показать результат, достаточный для выхода в следующий этап состязаний («тактика рационального распределения сил на ходу состязания»).

2. Показывать высокие результаты на каждом этапе состязаний(«тактика поддержания психологического преимущества и непобедимости»).

3.1. Виды, задачи и средства тактической подготовки спортсмена.

Принято различать общую и специальную тактическую подготовку.

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовка направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в избранном виде спорта.

 В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:

1.Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эффективных формах, тенденциях развития в избранном и смежных видах спорта).

2.Сбор информации о соперниках, условиях предстоящих состязаний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере в этой стране и разработка тактического плана выступление спортсмена на соревновании.

3.Освоение и совершенствование технических приемов ведения соревновательной борьбы.

4.Формирование тактического мышления и непостредственно связанных с ним способностей наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника.

5. Овладения приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.

В тактических действиях выделяют три главные фазы:

1.восприятие и анализ соревновательной ситуации;

2.мыслительное решение тактической задачи;

3.двигательное решение тактической задачи.

В зависимости от этапа подготовки эти упражнения применяются: в облегченных условиях, в усложненных условиях, в условиях максимально-приближенным к соревнованиям.

Спортсмен должен знать:

-правила соревнований, особенности их судейства и проведения, условия соревнований и своих противников;

-основы тактических действий в спорте, их зависимость от физической, технической и волевой подготовленности; главные особенности тактики своего вида спорта и др;

 Важное значение имеет изучение специальной литературы, изучение правил, особенности судейства и проведения соревнований, анализ фото киноматериалов по тактике, анализ наблюдений на соревнованиях, изучение условий и мест соревнований.

Содержание и методика составления тактического плана выступления спортсмена в соревнованиях.

Все средства, способы и формы ведения соревновательной борьбы излагаются в тактическом плане. Тактический план имеет следующие разделы:

1.Главная задача, которая ставится перед спортсменом или командой в этих соревнованиях.

2.Общая форма тактической борьбы активная, пассивная, комбинированная.

3.Распределение сил на протяжении всего соревнования с учетом режима соревнований;

4.Распределение сил в процессе каждого выступление(график скорости прохождения дистанции, темп игры, боя, длительность и характер разминки;

5.Возможные переключения от одного вида тактики к другому непосредственно в процессе соревнования в связи возможными изменениями задач и остановки тактической борьбы;

6.Способы маскировки собственных намерений (действий);

7.Данные о противниках, слабые и сильные стороны в их полготовки;

8.Данные о местах соревнования, о погоде, о судействе предстоящих соревнований и о зрителях.

4. Психологическая подготовка спортсмена.

Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства.

Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях.

Психологическая подготовка к тренировочному процессу.

В качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и.т.д.

У юных спортсменов, как правило, преобладают опосредованные мотивы занятия спортом-быть сильным, здоровым, ловким, всесторонне физически развитым и др. С возрастом, и по мере роста достижений, эти мотивы отходят на второй план, на первый выходят непосредственные мотивы спортивной деятельности выполнить спортивный разряд, стать мастером спорта, войти в состав сборной команды страны, добиться высоких результатов во всероссийских международных соревнованиях, стать чемпионом мира или Олимпийских игр, получить крупные денежные вознаграждения и др.

Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка.

Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей, возникающих на пути к цели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.079 с.)