Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема1. Спортивная тренировка.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Спортивная тренировка - это составная часть подготовки спортсмена. Она представляет собой педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств, способностей и формирование необходимых знаний, умений и навыков, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в избранном виде спортивной деятельности. Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего демонстрацию запланированных спортивных результатов в ответственных соревнованиях. Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи: 1. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины. 2. Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов. 3. Совершенствование психических процессов, функций, морально-этических, эмоционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований. 4. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально строить тренировку, управлять ею, обеспечивать тесное содружество спортсмена, тренера, научного работника и врача. 5. Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах и соревнованиях сезона. Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортивной тренировки. Каждая группа задач тесно связана с основными видами (сторонами) подготовки спортсмена в процессе тренировки - технической, тактической, физической, психологической, теоретической (интеллектуальной) и интегральной. В результате решения этих задач обеспечивается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом и характеризуют готовность спортсмена к спортивным достижениям в избранном виде спорта.
Основные задачи спортивной тренировки детализируются в зависимости от: 1. Индивидуальных особенностях спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.); 2. Специфики вида спорта и отдельной спортивной дисциплины; 3. Периода, этапа тренировки и целого ряда других факторов. Спортивную тренировку характеризуют некоторые отличительные черты, которые можно определить следующим образом: - направленность ее на достижение индивидуально возможного высшего результата в одном виде спорта или спортивной дисциплине; - ранняя (своевременная) и углубленная специализация спортсмена в избранном виде спорта или его конкретной дисциплине; - тщательный отбор спортсменов для систематических занятий тем или иным видом спорта; - большая продолжительность занятий, необходимая для достижения спортивных максимальных результатов, и относительно ограниченный период их демонстрации; - исключительно высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок, предъявляющих повышенные требования к состоянию здоровья спортсменов, его психофизическим возможностям; - высокая степень индивидуализации процесса подготовки спортсменов; - необходимость систематического и углубленного комплексного контроля над состоянием спортсмена в процессе тренировочных занятий и соревнований; - руководящая роль тренера при достаточно высокой самостоятельности и творческом отношении к тренировочному процессу самого спортсмена; - широкое использование в тренировочном процессе неспецифических средств и методов подготовки, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена. Средства спортивной тренировки отвечают на вопрос: с помощью чего можно повысить уровень физической, технической, тактической, психологической подготовленности спортсмена и обеспечить готовность к спортивному достижению. Весь комплекс средств спортивной тренировки, применяемый в процессе подготовки спортсменов, условно можно подразделить на две группы. Собственно тренировочные упражнения являются главным средством потому, что их применения позволяет решать основные задачи спортивной тренировки. В зависимости от сходства и различия с видом спорта, избранным в качестве предмета специализации, все физические упражнения подразделяются на соревновательные и подготовительные, а последние, в свою очередь, на специально – подготовительные и общеподготовительные.
Соревновательные упражнения – это целостные действия или совокупность действий, которые служат средством ведения соревновательной борьбы в том же составе, что и в условиях соревнований по избранному виду спорта. Например, в легкой атлетике к ним относятся различные виды метаний: копья, диска, молота. В методическом отношении различают: а) собственно соревновательные упражнения, которые выполняются в реальных условиях спортивного состязания, в полном соответствии с правилами соревнований, установленными для данного вида спорта; б) тренировочные формы соревновательных упражнений, которые совпадают с соревновательными упражнениями по составу действий и общей направленности, но отличаются от них по особенностям режима и форме действий. Это так называемые модельные формы соревновательных упражнений. Специально-подготовительные упражнения – это такие действия, которые имеют существенное сходство с соревновательным упражнением по координационной структуре движений, пространственным, пространственно – временным, ритмическим и энергетическим характеристикам, нервно – мышечным напряжениям и по преимущественному проявлению физических способностей. Например, к числу специально подготовленных упражнений бегуна относится бег по отрезкам избранной дистанции; у гимнастов – выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций. Подбор специально – подготовительных упражнений определяется спецификой избранного вида спорта, а поэтому круг этих упражнений обычно сравнительно ограничен. Подбор их как раз и осуществляется с таким расчетом, чтобы обеспечить направленное и дифференцированное воздействие на развитие специальных физических способностей и техники движений, необходимых спортсмену. Специально – подготовительные упражнения в зависимости от назначения подразделяют на: а) подводящие – направленные в основном на освоение техники движений; б) развивающие – направленные главным образом на развитие физических и психических способностей; в) комбинированные – направленные на одновременное развитие качеств и технике движений. Соревновательные и специально – подготовительные упражнения являются средствами специальной подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения – это такие действия, которые оказывают разнонаправленное воздействие на спортсмена, способствуют развитию комплекс физических качеств, а также формированию разнообразных умений и навыков. К их числу относятся: 1. Упражнения своего вида спорта, но отличающиеся от него режимом функционированием организма, способом и условиями выполнения действий. Например: у прыгуна, прыжки выполняемые различным способами. 2. Упражнения из других видов спорта. В практике спорта обще подготовительные упражнения применяются: 1. Для формирования, закрепления или восстановления умений и навыков, играющих вспомогательную роль в спортивном совершенствование спортсмена; 2. Для повышения общего уровня работоспособности спортсмена или поддержании его; 3. Для создания функционального фундамента для специализированного развития физических способностей;
4. Для активного отдыха, ускорения восстановительных процессов в организме после длительных нагрузок, устранения монотонности тренировки. Общеподготовительные упражнения являются средством общей подготовки спортсмена. В группу естественно–средовых средств тренировки входят солнечная радиация, водные и воздушные процедуры, пребывание в среднегорье и высокогорье. Они используются для повышения устойчивости организма к влиянию охлаждения, согревания, недостатку кислорода, т.е. для закаливания и укрепления здоровья спортсмена. К медико-биологическим средствам спортивной тренировки относятся: рациональный суточный режим и личная гигиена спортсмена, гигиеническое обеспечение мест занятий, гигиеническое состояние спортивного оборудования и инвентаря; рациональное питание с использованием препаратов и продуктов повышенной биологической ценности, вдыхание кислорода, гидропроцедуры, световые, тепловые воздействия, различные виды массажа и.т.д. Средства психологического воздействия весьма разнообразны. К важнейшим из них относятся: идеомоторные упражнения (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением); внушенный сон – отдых; мышечная релаксация; аутогенная психомышечная тренировка, музыка, просмотр фильмов, организация быта и досуга, соблюдений правил психогигиены. К материально – техническим средствам относятся спортивные тренажеры, специализированные снаряды, контрольная и информационная аппаратура. По назначению их условно можно подразделить на следующие группы: 1. Технические средства по получению информации о выполненных действиях. Примером их являются приборы «срочной информации», большое число которых было разработано по инициативе и руководством В.С. Фарфеля. Они применяются для получения информации после или в ходе выполнения упражнения о положения тела, скорости, темпе и ритме движений, величине прилагаемых усилий. 2. Технические средства по программированию действий, поведения спортсмена или запланированных физиологических сдвигов в организме занимающихся. Это в частности, различные планирующие устройства типа звуко-, свето-, авто-, и кардиолидеров, позволяющих задать спортсмену внешнюю (скорость, темп, длительность выполнения упражнения) или внутреннюю величину нагрузки (определенную частоту сердечных сокращений); технические устройства, моделирующие игровые и боевые ситуации и ответные действия в спортивных играх и единоборствах.
3. Тренажерные устройства, предназначенные преимущественно: а) для разучивания, совершенствование техники движений и тактических навыков; б) совершенствование специальной физической подготовленности в структуре двигательного действия, близкой к соревновательному упражнению. Комплексное использование перечисленных выше средств – необходимое условие эффективного решения задач в процессе спортивной тренировки юных спортсменов.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.211 (0.01 с.) |