Глава 1. Теоретические аспекты формирования нравственных понятий младших школьников в 3 классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты формирования нравственных понятий младших школьников в 3 классе



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 3 КЛАССЕ………………………………………………………………………     6
1.1. Подходы к формированию нравственных понятий в 3 классе…….. 6
1.2. Формы и методы формирования нравственных понятий посредством сказок…………………………………………………….   10
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК…………………………………………………………   23
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных понятий у младших школьников на уроках литературного чтения……………………   23
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения..   29
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ……………………………………………………. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 46

 

 


ВВЕДЕНИЕ

В процессе развития педагогики на протяжении многих лет решалась проблема нравственного воспитания. Изучением данной проблемы занимались следующие педагоги и философы: И.А. Ильин, Т.И. Петракова, С.И. Маслов, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, К.Д. Ушинский, З.И. Равкин, Л.Н. Толстой, М.А. Аникеев и др.

В настоящий момент сущность процесса формирования нравственных понятий у младших школьников недостаточно раскрыта – общий подход к пониманию данного процесса отсутствует и недостаточно раскрыты методы формирования нравственных понятий.

Лишь в образовательном процессе возможно наиболее эффективное осуществление данной деятельности, так как, по мнению А.Г. Асмолова: «образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей»

Для эффективного формирования у учащихся начальной школы

нравственных понятий наибольшим потенциалом обладают уроки литературного чтения, поскольку именно на данных уроках можно использовать сказки как одно их средств формирования нравственных понятий. Нравственное развитие и совершенствование личности, а также расширение познавательных возможностей младших школьников и формирование у них позитивного мировоззрения - это одна из целей сказки в начальной школе. Во время изучения сказки учащиеся усваивают, а также оперируют следующими нравственными понятиями: милосердие, доброта, справедливость, совесть, гордость, вина и т.д.

Художественное произведение, в котором раскрываются благородные

человеческие чувства и мысли, позволяет подвести ребенка к оценке и осмыслению собственных качеств и поступков, к усвоению и закреплению знаний и нравственных норм. Ведомый талантливым писателем, ребенок

проникает в суть явления, включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла.

На протяжении всех лет обучения в общеобразовательной школе происходит формирование нравственных понятий у ученика. Но уникальная чувствительность к нравственному развитию и базы нравственных ориентаций закладываются именно в начальных классах. Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства формирования нравственных понятий у младших школьников.

Сказки являются одним из древних средств формирования нравственных понятий будущих членов взрослого общества. Исходя из этого, актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска форм, методов и средств целенаправленной работы по формированию у младших школьников нравственных понятий посредством сказок.

Объект исследования – процесс формирования нравственных понятий

младших школьников.

Предмет исследования – формирование нравственных понятий

младших школьников посредством сказок.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально

проверить эффективность формирования нравственных понятий младших школьников посредством сказок.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу

по проблеме формирования нравственных понятий младших школьников;

2. Ознакомиться с методами формирования нравственных понятий;

3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию

нравственных понятий младших школьников посредством сказок;

4. Разработать комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений на уроках литературного чтения посредством сказок

Методы исследования: в работе использовались теоретические и эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент) методы исследования.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МОУ «СОШ №42» г. Магнитогорска

Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

1. Нравственные понятия отражают стороны нравственных отношений: к другим людям, обществу. Содержание нравственных отношений обуславливается системой нравственных ценностей, принятых в данном обществе.

2. Для формирования у младших школьников целесообразно формировать следующие группы нравственных понятий, отобранные с учетом возрастных особенностей младших школьников, нравственных ценностей, доступных им для усвоения, требованиями к результатам нравственного развития выпускника начальной школы:

1) Чувства: доброжелательность;

2) Качества: милосердие, сострадание;

3) Отношения: семья, дружба.

3. Младший школьный возраст - это особый период, где оказывается существенное воспитательное влияние школы и учителя, и основой является учебно-познавательная деятельность как ведущая для ребёнка. В данном возрасте возникают у младших школьников центральные психологические новообразования: произвольная смысловая память, словесно-логическое мышление, анализ, произвольное внимание, рефлексия содержания, оснований и способов деятельности. Детям свойственна эмоциональная окрашенность воображения, восприятия, умственной деятельности.

4. Специфические особенности младшего школьного возраста позволяют рассматривать данный возрастной период и как самоценную возрастную ступень в нравственном развитии, и как сенситивный период для формирования нравственных понятий.

5. На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования понятий, с выделением особенностей мышления учащихся начальной школы и основных этапов познания, были выявлены этапы формирования нравственных понятий у учащихся начальных классов. Так же сформулированы факторы, дающие определение специфике процесса формирования нравственных понятий у младших школьников: - целенаправленное осмысление эмоционального восприятия нравственных понятий вместе с рациональным познанием воплощает связь эмоций с логикой и приводит к формированию нравственных понятий. Для формирования необходимо отобрать нравственные понятия с учётом возрастных особенностей мышления учащихся, нравственных ценностей, принадлежащих определенному обществу.

6. Сказки обладают достаточно большим потенциалом в формировании нравственных понятий у младших школьников. Ведь сказка, с которой работают, это - художественное произведение - является мощным инструментом в формировании нравственного сознания учащихся. Благодаря созданию условий в образовательном процессе младших школьников для формирования нравственных понятий и целому комплексу педагогических методов, приёмов и приёмов анализа художественного текста.

 

Задание к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

В народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» осуждается обман, жестокость, хитрость, непослушание (Иванушка не послушался, сестры и попал в беду). И одобряется трудолюбие (Алёнушка идёт далеко от дома на работу), порядочность и доброта (Алёнушка ласково общается с братом, после случившейся беды не бросила брата, а привела его в дом, где продолжила заботиться и любить его).

Интереснее говорить о главном герое, представляя, как он выглядит. Но в сказке нет описания Алёнушки. Детям предлагается пофантазировать и представить её образ. Пользуясь вопросом, какая была Алёнушка в сказке, детям предлагается выбрать варианты ответов и рассказать в чём проявляется такое качество, как доброта у главной героини.

Привести пример, какие герои олицетворяют в сказке добро и зло (Алёнушка и ведьма). После ответа обучающиеся рисуют в паре двух действующих персонажей, глядя на которых можно сразу определить, кто из них добрый герой, кто злой.

Для развития нравственного феномена «доброта» с детьми была проведена игра «Скажи наоборот».

Условия игры: обучающиеся делятся на две команды. По очереди каждая команда называет какое-либо нравственное представление, относящиеся к главным героям (Алёнушка и ведьма). Например: Алёнушка - добрая, ведьма - злая. После игры младшим школьникам учитель задаёт вопрос: «Без какого нравственного представления не было бы счастливого конца сказки?» Предложить обучающимся сделать вывод, что такое доброта.

Задание к рассказу «Детство» Л. Толстого.

В отрывке «Детство» Л. Толстого описывается доброта через нежную любовь и уважение братьев, пронесённую автором сквозь года.

Обучающимся предлагается проанализировать значение детских воспоминаний писателя. Однако это задание требует дополнения со стороны учителя.

Одним из интересных вопросов может быть: «Почему Николенька назвал братство именно «муравейным»?»

Класс делится на 2 группы. Одна группа отвечает на вопрос: «Почему в семье писателя дети друг друга называли ласковыми именами?» (Николенька, Митенька, Машенька). Вторая группа рассуждает о том, почему к старшему брату дети обращались на «вы»? После озвучивания своих ответов, младшие школьники делают вывод, что доброта живёт в семье автора через нежную любовь и уважение братьев друг к другу.

В следующем задании обучающиеся должны описать какие чувства испытывают к своим родным. И какими словами они говорят им об этом и т.д.

Так же им предлагается вспомнить яркие воспоминания из своего детства и рассказать о них.

Задания к рассказу «Прыжок» Л. Толстого

В рассказе  Л. Толстого «Прыжок» показано поведение людей в критических ситуациях. Описываемые поступки приводят к благополучному решению ситуаций, хотя, на первый взгляд, они несут угрозу. Задания после текстов призваны донести до обучающихся, что шалость, беспечность могут довести до беды.

После прочтения рассказа Л. Толстого «Прыжок» младшим школьникам предлагается составить словесный портрет капитана. Обучающиеся должны представить каким был внешний вид капитана. Варианты ответов детей учитель записывает на доске. По завершению этого задания учитель выдает листы для самостоятельной работы, в которой перечислены черты характера нескольких героев. Обучающимся надо выбрать только те, которые подходят капитану. Проверка осуществляется таким образом: один обучающийся зачитывает свой вариант ответа, остальные, пользуясь сигнальными карточками, дают свое согласие или несогласие. Если обучающийся пропустил черту характера, которая подходит капитану, то другие могут дополнить его ответ.

Варианты ответов:

- Геройство; Смелость; Хвастовство; Желание испытать себя или покрасоваться; Желание сделать все по-своему; Самоуверенность; Рассеянность; Обидчивость; Самолюбие; Мужественность; Равнодушие; Безжалостность; Агрессивность; Забота; Благоразумие и др. (в перечисленном списке отсутствует черта характера ответственность)

Предложить обучающимся сделать вывод, что такое ответственность. Для развития нравственного феномена «ответственность» обучающимся предлагается написать послание герою рассказа - капитану. В этом письме младший школьник должен описать свои переживания, чувства, выразить свое отношение к герою. И в конце ответить на вопрос: «Если бы ты был на месте героя, как бы ты поступил?»

Задание к поэме «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасов

В поэме Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» основной идеей является любовь ко всему живому, что окружает тебя, доброта и бескорыстие, осуждается бессмысленная жестокость по отношению к животным. Однако в учебнике совершенно отсутствуют задания данной линии, что требует от учителя дополнительных заданий.

Дед Мазай любит всё живое. Этого героя можно назвать гуманистом, хорошим хозяином и добрым охотником, у которого есть честь и доброе сердце. Он не может позволить пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

Класс делим на 3 группы. Каждой группе даётся задание. Первая группа отвечает на вопросы: «С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ?», «О чём он переживает?» (о том, что дичь ловят сетями, силками давят). Вторая группа рассуждает о том, какие человеческие пороки описываются в начале поэмы? Третья группа готовит ответ на вопрос: «Как ласково называл Дед Мазай зайцев?» (бедные зверьки, зайцы мои, зайчики и т.д.).

Проанализировав ответы школьников, учитель проводит игру «Алфавит» для развития нравственного феномена «доброта».

По очереди младшие школьники вытягивают по одной карточке с буквой. Обучающиеся должны назвать нравственное представление, начинающееся на эту букву, которое присуще главному герою произведения. Тем самым, школьники для себя ответят на вопрос: «Какими нравственными представлениями обладал Мазай?»

Обучающиеся называют множество нравственных представлений, которые положительно характеризуют главного персонажа. После этого 40 задания учитель показывает карточку, на которой изображен ребус и предлагает школьников разгадать его, чтобы узнать каким главным нравственным представлением обладал герой поэмы Н. Некрасова.

Ребус к поэме «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасов

После озвучивания ответа учитель предлагает младшим школьникам раскрыть понятие, что такое доброта.

По завершении этого задания школьники также работают в трех группах, где им нужно как можно больше придумать синонимов к слову «доброта». Проверка осуществляется фронтально.

Также в группах обучающиеся должны соединить две части, чтобы получилась пословица. И ответить на вопрос: «Что общего во всех этих пословицах?»

Жизнь дана Без награды не останется
Добрый человек То и праздник
Добрый скорее дело сделает Не убыток
Доброе дело Чем сердитый
Доброму человеку помочь Добру и учит

В заключении даётся творческое задание самостоятельно составить нерифмованное стихотворение про Мазая и записать его в тетрадь.

С помощью этого методического приема мы выясним, понимают ли обучающиеся, что у персонажа рассказа Н. Некрасова присутствует такой нравственный феномен как «доброта».

Задания, которые относятся ко второму критерию: Выделение в тексте содержания, связанного с нравственным феноменом «доброта», «отзывчивость», «ответственность» и «справедливость».

Задание к сказке «Иван-Царевич и серый волк».

В народной «Сказке об Иване-царевиче и сером волке» осуждается лень, зависть и злоба, коварство (братья), воровство (царевич позарился на лишнее богатство: золотую клетку, уздечку и попал в неприятности), а так же показано торжество справедливости, благородства и честности (волк отплатил доброй службой за то, что съел коня царевича, коварные братья наказаны).

В программе на изучение данной сказки отводится 2-3 урока. На первом уроке происходит ознакомление с содержанием сказки и первичная проверка понимания. Основная часть заданий отводится на второй, третий уроки.

Исходя из того, что младшие школьники знают содержание произведения, учитель предлагает разделить сказку на части. Эту работу выполняют коллективно.

После выполнения этого задания, класс делится на группы (по 4 человека) и озаглавливает каждую из частей сказки. Проверка осуществляется фронтально. Выбирается наиболее удачные варианты ответов и составляется единый план сказки, который дети записывают в тетрадь.

Обучающимся предлагается задание расположить события по порядку. Поразмышлять над причинами поступков главных героев, их последствий и дать аргументированную характеристику Волку и Ивану.

Младшим школьникам дается следующее задание: от букв, которые есть в слове волк подобрать слова, которыми можно описать героя сказки.

Проанализировать ответы обучающихся.

Предложить младшим школьникам найти ту часть, в которой произошла встреча Ивана с волком, и зачитать этот отрывок. Порассуждать над такими вопросами: «Почему волк не пробежал мимо Ивана и заговорил с ним?», «Какое чувство испытывал волк к Ивану?» и «Почему волк стал помогать Ивану?». И попытаться ответить на главный вопрос: «Какое нравственное представление сформировалось у волка через чувство жалости и вины, которые испытывал к Ивану?»

Дать задание найти в сказке еще одну часть и зачитать отрывок, в которой описывается ярко выраженное нравственное представление - справедливость. Проанализировать этот отрывок.

Предложить обучающимся сделать вывод, что такое справедливость.

Задание к сказке «Сивка-бурка»

В народной сказке «Сивка-бурка» повествуется об Иване - дураке, который поймал волшебного коня. Этот конь служил ему и помогал в испытаниях, был ему настоящим другом. В сказке осуждается обман, не серьезное отношение к порученному делу (братья всю ночь проспали на сеновале, а отцу сказали, что глаз не смыкали), одобряется ответственность Ивана, упорство, находчивость, вера в добро и дружбу.

Обучающимся предлагается, соединяя буквы, стоящие рядом, найти в загадочном прямоугольнике 5 зашифрованных человеческих качеств, при этом выбрать только те, которые подходят Ивану.

 

(доброта, упорство, смелость, находчивость; жестокость является лишним).

Школьники, перечисляя качества Ивана должны зачитать строки из сказки, где они наиболее ярко описаны.

Класс делим на группы. Даётся вопрос на размышление: «Действительно ли Иван был глупым?» Для подтверждения своих высказываний найти в тексте сказки не менее трех доказательств.

После проделанной работы младшие школьники самостоятельно делают вывод о том, что Иван не был глуп. И отвечают на вопрос учителя, какое нравственное представление помогло Ивану поймать волшебного коня? Проанализировав ответы одноклассников обучающиеся приходят к общему мнению, что благодаря такому нравственному представлению, как ответственность Иван изменил свою жизнь в лучшую сторону.

На парту выдается листок, на котором написано несколько определений нравственного представления ответственность, нужно выбрать подходящее и записать его в тетрадь. По желанию школьники зачитывают свои определения и подтверждают строками из сказки, где это нравственное представление явно прослеживается.

Задание к «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. Пушкина.

В «Сказке о царе Салтане» А. Пушкина осуждается зависть и злоба сестер ткачихи и поварихи, которые хотели погубить свою сестру и ее сына. Показана победа добра, благородства, любви к близким над кознями зла.

На изучение данной сказки отводится 4 урока. На первом уроке происходит ознакомление с содержанием сказки и первичная проверка понимания. Основная часть заданий отводится на 2-4 уроки.

Исходя из того, что младшие школьники знают содержание произведения, учитель предлагает разделить сказку на части. Обучающиеся читают вслух сказку «по - цепочке» и сразу делят на смысловые части.

После деления текста на части, формируются несколько групп из обучающихся, чтобы озаглавить каждую из частей сказки. Проверка осуществляется фронтально. Выбирается наиболее удачные варианты ответов и составляется единый план сказки.

Для развития и понимания нравственных представлений на материале сказки была разыграна следующая игра «Ромашка».

На доске прикреплена ромашка с восьмью лепестками. На обратной стороне лепестка написано одно нравственное представление. Младшие школьники по желанию выходят к доске и отрывают один лепесток. Прочитав нравственное представление, которое указано на лепестке, они должны назвать героя, которому оно принадлежит, и попытаться аргументировать свой ответ с помощью текста сказки.

Примеры нравственных представлений:

- Доброта; Терпение; Мужество; Умение прощать; Умение любить близких; Доверчивость; Зависть; Жестокость (можно предложить свои варианты).

Дать обучающимся вопрос для рассуждения: «Какие поступки совершал царь Салтан?» (приветствуется зачитывание из текста сказки).

Предлагается зачитать последнюю часть сказки и ответить на вопрос: «Какое нравственное представление побудило царя Салтана на такое решение?» и дать определение этому представлению.

Задание к сказке «Лягушка-путешественница» В. М. Гаршина.

 В сказке «Лягушка-путешественница» В. М. Гаршина высмеивается хвастовство, хотя и поощряется находчивость, жажда познания нового (лягушка хотела увидеть другие страны). Хотя главным героем этой сказки является лягушка, но через образ уток в произведении одобряется такое нравственное представление, как доброта (утки согласились нести лягушку на прутике, меняя друг друга каждые два часа и пошли на уступки, когда лягушка попросила их лететь ниже).

В программе «Литературное чтение» на изучение данной сказки отводится 2 урока. На первом уроке происходит ознакомление с содержанием сказки и первичная проверка понимания. Основная часть заданий отводится на втором уроке.

Предлагается младшим школьникам прочитать зашифрованное слово.

DSGYZFWТNVQКJLRИIYU

(УТКИ)

После того, как обучающиеся расшифруют слово, им предлагается коллективно восстановить последовательность событий в сказке, где упоминаются утки.

 1. И добрые утки пообещали лягушке лететь пониже.

2. Утки никогда не вернулись за лягушкой.

3. Две утки взяли в клювы хороший, прочный прутик.

4. Сначала утки хотели съесть лягушку.

По завершению данного задания задается вопрос по содержанию: «Зачем лягушке нужны были утки?».

После ответа, учитель дает самостоятельное задание на листках. Нужно соединить стрелками персонажа (лягушка и утки) и то качество, которое к нему относится.

Варианты ответов: Изобретательность; Сообразительность; Смелость; Ответственность; Хвастливость; Находчивость; Жизнерадостность; Болтливость; Любопытность; Доброта; Терпение; Забота и т.д.

 Проверка осуществляется в паре. Обучающиеся обмениваются листками с выполненной работой.

Младшим школьникам предлагается ответить на главный вопрос: «Почему утки согласились нести лягушку?».

Попросить школьников найти и зачитать строки, в которых прослеживается доброта уток.

Предложить обучающимся дать точное определение нравственному представлению доброта.

Задание к сказке «Мороз Иванович» В. Одоевского

В сказке «Мороз Иванович» В. Одоевского автор и задания после текста, приводят к пониманию того, что нужно быть трудолюбивым, вежливым и тогда будет достойной награда за труд. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены».

В программе «Литературное чтение» на изучение данной сказки отводится 2 урока. На первом уроке происходит ознакомление с содержанием сказки и первичная проверка понимания. Основная часть заданий отводится на втором уроке.

В учебнике после сказки «Мороз Иванович» В. Одоевского подобраны интересные вопросы, которые предложил автор, предлагается поразмышлять над вопросом: «Что бы вы на месте Мороза Ивановича подарили Ленивице?»

Младшим школьникам предлагается в группах заполнить пустую блок - схему словами, обозначающими нравственные представления, которыми обладал Мороз Иванович в сказке В. Одоевского. Проверка осуществляется фронтально. Выбирается наиболее удачные варианты ответов и составляется единая схема

После проверки упражнения поразмышлять над вопросом: «Справедливо ли Мороз Иванович наградил Рукодельницу и Ленивицу?»

Учитель просит найти и зачитать отрывок в тексте, где показана справедливость Мороза Ивановича.

Предложить обучающимся сделать вывод, что такое справедливость. В конце урока интересным вопросом для обучающихся будет: «Чем бы вы наградили главных героинь?»

Для сформированности нравственных представлений используются следующие методы:

- Словесные методы;

- Метод осознания личностного смысла; -

- Метод сравнения.

В ходе реализации словесного метода были использованы такие приёмы, как словесное рисование, объяснение с привлечением примеров, взятых из текста произведений, выборочное чтение, упражнения с учебником (деление текста на смысловые части и составления плана), рассуждение.

Изучая произведения учитель в праве выбрать любую форму работы. Уделим внимание на особые моменты, которые представляются значимыми и будут способствовать положительному влиянию на формирование нравственных представлений младшего школьника. Они могут реализовываться в ходе беседы, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий и упражнений, которые были предложены детям после знакомства с произведением.

С помощью разработанных заданий могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели:

- Познакомились с важнейшими нравственными представлениями;

- В процессе работы над выявлением определенного нравственного представления научились составлять характеристику главных героев произведения;

- Научились самостоятельно подбирать синонимы к основным нравственным представлениям;

- Научились быстро находить отрывки в тексте, где ярко описывается нравственное представление;

- Расширили свой словарный запас за счет слов, обозначающих нравственные представления;

- В процессе обсуждения поступков героев, у детей сформировалось позитивное отношение к проявлению положительных нравственных представлений.

 

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Подводя итог проведённого исследования, можно прийти к главному выводу о том, что использование комплекса заданий на уроках литературного чтения оказывает эффективное воздействие на развитие нравственных представлений у младших школьников.

Так же было доказано, что воздействуя на компоненты нравственных представлений на уроках литературного чтения можно добиться самых лучших результатов в совершенствовании этих качеств.

Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что уроки литературного чтения могут стать важной направляющей в развитии нравственности, при условии целенаправленного, грамотного и планомерного их использования.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При характеристике содержания нравственных понятий было обнаружено, что существует несколько подходов к его определению.

Раскрытие его сущности с точки отражения сторон отношений человека в обществе, к другим людям позволяет трактовать «нравственное понятие» как понятие, отражающее стороны нравственных отношений, определенных системой нравственных ценностей.

Содержание процесса формирования нравственных понятий у младших школьников при работе со сказкой включает в себя номенклатуру нравственных понятий, основанную на классификации нравственных ценностей, с учетом возрастных особенностей восприятия и обобщения у младших школьников и учитывающую требования современной начальной школы.

В процессе обучения у младших школьников приоритетными для формирования являются нравственные понятия, обозначающие:

- Чувства: доброжелательность;

- Качества: милосердие, сострадание;

- Отношения: семья, дружба.

Основными средствами формирования нравственных понятий у младших школьников в образовательной среде школы являются нравственно ориентированные тексты, нравственно-ориентированные задания и иллюстрации, а также специально отобранные методы, формы и средства.

Процесс формирования нравственных понятий у младших школьников осуществляется в соответствии с разработанным комплексом занятий и делится она на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Специфика процесса формирования нравственных понятий у младших школьников с психолого-педагогической точки зрения позволила 76 конкретизировать реализацию методов усвоения нравственных понятий в процессе обучения посредством сказок.

Проведение эксперимента показало, что разработанный комплекс занятий посредством сказок способствует эффективности процесса формирования нравственных понятий у младших школьников.

Результаты опытно - экспериментальной работы по применению педагогического потенциала занятий для формирования нравственных понятий у младших школьников посредством сказок подтвердили рабочую гипотезу исследования по формированию нравственных понятий младших школьников посредством сказок.

Таким образом, формирование нравственных понятий младших школьников является эффективным при организации целенаправленной и планомерной работы с систематическим использованием сказки, содержащей духовно-нравственный аспект.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ИНФРА. – 2013.

3. Аникин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 2016

4. Аплетаев, М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев. – Омск: ОмГПУ. 2012.

5. Афанасьев А.Н., «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

6. Баранов, С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении / С. П. Баранов. – М.: Просвещение. – 2014.

7. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки, Начальная школа, - М.: Просвещение, 2015

8. Божович, Л.И., Конникова, Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопросы психологии. – М. – 2016

9. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

10.  Ведерникова Н.М. Народная сказка. М.: Наука, 2014

11.  Виноградова Н.Ф. Личностно-ориентированное обучение в начальной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015.

12.  Волков, А.М. Волшебные сказки в 3-х книгах / А.М. Волков. - М.: Лексика, 2012

13.  Выготский, Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз. 2015.

14.  Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка - Пресс, 2013 г.

15.  Давыдов, В.В. М. Теория развивающего обучения // Пед. общество России. – 2016.

16.  Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. – М.: Русский язык. – 2013

17.  Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. 2015

18.  Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков – М.: Просвещение. – 2013

19.  Дановский А.В. Детская литература / А.В. Дановский // Хрестоматия с основами литературоведения. - М.: Академия, 2014

20.  Дорофеева, Г. В. Литературное чтение. 1-4 классы. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Тестовые тренировочные задания / Г.В. Дорофеева. - М.: Эксмо, 2013

21.   Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. - М.:Просвещение,2012.

22.  Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образованию. - 2013.

23.  Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет / Н.А. Зайцев. - СПб., 2017

24.  Сказки-подсказки: методический игровой материал / Этери Заболотная. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012

25.  Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2015.

26.  Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 2013.

27.  Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Капрова.- М.: Академия, 2012

28.  Коваленко, Ж. В. Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь» / Ж. В. Коваленко. // Начальная школа. –2015.

29.  Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников / Е.П. Козлов. - М.: Просвещение, 2013.

30.  Кондаков, А.М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. – 2016.

31.  Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2015.

32.  Кузнецова, С. А. Уроки сказок: программы занятий по творческому развитию детей / Светлана Алексеевна Кузнецова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013

33.  Лебединцев, В. Б. Литературное чтение. 1-4 классы. Методический инструментарий. Формирование ключевых умений / В.Б. Лебединцев. - М.: Учитель, 2013

34.  Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н. Лагодина. - М.: Просвещение, 2016

35.  Лев, Николаевич Толстой Детство. Отрочество. Юность / Лев Николаевич Толстой. - М.: Наука, 2014

36.  Ленц, Ф. Образный язык народных сказок [Текст] / Ф. Ленц. – М.: Деметра, 2013.

37.  Литературное чтение. 1-4 классы. Методическое пособие / М.В. Черкезова и др. - М.: Дрофа, 2013

38.  Львова, М. Е. Русские народные сказки на уроке и на внеклассном занятии / М. Е. Львова // Начальная школа. –2014.

39.  Макеева, С.Г. Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках родной словесности /С.Г. Макеева // Учитель в школе. – 2014.

40.  Мамин-Сибиряк, Д.Н. Аленушкины сказки / Д.Н. Мамин-Сибиряк. - М.: Детская литература, 2013

41.  Маслов, С.И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания [Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. – 2015

42. Матвеева, Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Урок литературного чтения / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. - М.: Вита-Пресс, 2012.

43.  Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 2017

44.  Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 2013.

45.  Мои первые сказки. - М.: АСТ, 2014.

46.  Мишакина, Т. Л. Итоговые тесты по литературному чтению для 3 класса / Т.Л. Мишакина, С.А. Гладкова. - М.: Ювента, 2012.

47.  Народные русские сказки А.Н. Афанасьева / ред. Ал. Горелова. - М.: Лениздат, 2013

48.  Никеева, М. М. Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / М. М. Никеева; Марийск. гос. пед. ин-т им. Н. К. Крупской – Йошкар-Ола, 2016.

49.  Пахомова, О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей / О.Н. Пахомова. - М.: Прометей, 2013.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.131 с.)