Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика уровня сформированности нравственных понятий у младших школьников на уроках литературного чтения
Цель диагностики: Выявить уровень сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста, разработать комплекс заданий для их эффективного формирования. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования: 1. Определить критерии сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста. 2. Описать уровни сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста. 3. Подобрать диагностический материал для выявления уровня сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста. 4. Проанализировать полученные результаты диагностической работы, сделать выводы. 5. Составить комплекс заданий по формированию нравственных представлений на уроках литературного чтения. Для диагностики уровня развития нравственных представлений младших школьников была выбрана база МОУ «СОШ № 42» г. Магнитогорска. Диагностика нравственных представлений проходилась в 3 «В» классе. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста. Реализация проекта длилась в течение недели, в ходе которой была проведена диагностика уровня сформированности нравственных представлений у обучающихся 3 класса (Таблица № 1). Таблица № 1.
«Критерии и уровни сформированности нравственных представлений»
Первое задание нашего эксперимента, ориентировано на развитие представлений о нравственном феномене «доброта». Младшим школьникам предлагалось пофантазировать и представить образ Алёнушки из русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Пользуясь вопросом № 7 на с. 27 учебника, детям предлагалось выбрать варианты ответов какая была Алёнушка в сказке (предложенные автором учебника) и рассказать в чём проявляется такое качество, как доброта у главной героини. После чего обучающиеся должны были сделать вывод, что такое доброта. Выполняя задание, младшие школьники выявляли уровень развития своего нравственного представления. Результаты диагностики оценивались по трёхбалльной системе, каждый балл которой соответствовал своему уровню развития. В соответствии с данным критерием была проведена диагностика нравственных представлений и выявлен уровень их сформированности. Были получены следующие результаты, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1. «Показатель уровня нравственных представлений у младших школьников по наличию/отсутствию феномена «доброта» Из приведённой диаграммы видно, на оптимальном уровне в 3 «В» классе находится 20% школьников; на допустимом уровне в 3 «В» классе находится 72% младших школьников; на критическом уровне в 3 «В» классе находится 8% учащихся. Второе задание ориентировано на выделение в тексте содержания, связанного с нравственным феноменом «справедливость». Исходя из того, что младшие школьники знают содержание произведения, предлагалось разделить сказку на части. Эту работу выполняли дети коллективно. После выполнения этого задания, класс делился на группы (по 4 человека) и озаглавливали каждую из частей сказки. Пользуясь учебником, в котором обучающимся предлагалось расположить события по порядку. Поразмышлять над причинами и последствиями поступков главных героев и дать аргументированную характеристику Волку и Ивану. Задавался детям вопрос: кого из главных героев вы считаете справедливым и почему? И обучающиеся должны были сделать вывод, что такое справедливость. Найти в тексте и зачитать строки о том, как Волк признаётся Ивану, что съел его коня, и будет служить ему верой и правдой. Выполняя задание, младшие школьники выявляли уровень развития своего нравственного представления. Результаты диагностики оценивались по трёхбалльной системе, каждый балл которой соответствовал своему уровню развития. В соответствии с данным критерием была проведена диагностика нравственных представлений и выявлен уровень их сформированности. Были получены следующие результаты, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2. «Показатель уровня сформированности развития нравственных представлений младших школьников по выделению в тексте содержания, связанного с нравственным феноменом «справедливость».
Оптимальный уровень развития выявлен у 28% учеников 3 «а» класса; доступный уровень в 3 «а» выявлен у 68% учеников; на критическом уровне в 3 «а» классе находится 4% учеников. Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая диагностика является необходимым компонентом в процессе развития нравственных представлений младших школьников. Она направлена на выявление уровня сформированности нравственных представлений младших школьников по заданным критериям и показателям, а именно: наличие/отсутствие представлений о нравственном феномене «доброта», «отзывчивость», «ответственность» и «справедливость»; выделение в тексте содержания, связанного с нравственным феноменом «доброта», «отзывчивость», «ответственность» и «справедливость». В ходе проведения диагностики уровня сформированности нравственных представлений у обучающихся 3 «В» класса наблюдалось за тем, как младшие школьники проявляют на уроках, внеурочной деятельности и переменах такие феномены, как: «доброта», «отзывчивость», «ответственность» и «справедливость». После наблюдения я пришла к выводу, что не все обучающиеся могут использовать знания о нравственных представлениях в жизненных ситуациях, тогда как на уроке литературного чтения свободно разбираются в них: могут дать определение феномену и привести примеры, как из литературного произведения, так и из жизненного опыта. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нравственные представления у младших школьников сформированы недостаточно, в связи, с чем возникает необходимость проведения специальной работы на уроках литературного чтения.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.008 с.) |