Тема 3. Педагогические идеи и деятельность К. Д. Ушинского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Педагогические идеи и деятельность К. Д. Ушинского.



Конспект 3.1.

 

Константин Ушинский появился на свет 19 февраля (3 марта) 1823 г. в Туле. Он рос в семье отставного офицера и чиновника Дмитрия Григорьевича и его супруги Любови Степановны.

Почти сразу после рождения Константина, его отца назначили судьей в маленьком городе Новгороде-Северском (Черниговская губерния). В результате, именно здесь и прошло все детство будущего педагога.

Первая трагедия в биографии Ушинского произошла в 11-летнем возрасте – скончалась его мать, которая любила сына и занималась его

образованием. Благодаря хорошей домашней подготовке, мальчику не составило труда поступить в гимназию и причем сразу в 3-й класс.

Константин Ушинский высоко отзывался о директоре гимназии Илье Тимковском. По его словам мужчина был буквально одержим наукой и стремился делать все возможное, чтобы ученики получали наиболее качественное образование.

После вручения аттестата 17-летний юноша поступил в Московский университет, выбрав юридическое отделение. Особенный интерес он проявлял к философии, правоведению и литературе. Получив диплом парень остался в родном вузе для подготовки к профессорской степени.

В те годы Ушинский размышлял над проблемами просвещения простого народа, который в большинстве своем оставался малограмотным. Когда Константин стал кандидатом юридических наук, он отправился в Ярославль, где в 1846 г. начал преподавать в Демидовском лицее.

Отношения между педагогом и студентами были очень простыми и даже дружескими. Ушинский старался избегать разных формальностей на занятиях, чем вызывал негодование у руководства лицея. Это привело к тому, что за ним установили негласный надзор.

По причине неоднократных доносов и конфликтов с начальством, Константин Дмитриевич решает покинуть лицей в 1849 г. В последующие годы биографии он зарабатывал на жизнь переводами иностранных статей и обзорами в изданиях.

Со временем Ушинский решил уехать в Санкт-Петербург. Там он трудился мелким чиновником в Департаменте духовных дел и иностранных вероисповеданий, а также сотрудничал с изданиями «Современник» и «Библиотека для чтения».

Когда Ушинскому исполнился 31 год ему помогли устроиться в Гатчинский сиротский институт, где он преподавал русскую словесность. Перед ним стояла задача воспитывать учеников в духе преданности «царю и отечеству».

В институте, где были установлены строгие порядки, занимались воспитанием потенциальных чиновников. Студентов наказывали даже за незначительные нарушения. Кроме этого ученики доносили друг на друга, вследствие чего между ними были холодные отношения.

Примерно через полгода Ушинскому доверили должность инспектора. Получив более широкие полномочия, он смог поставить воспитательный процесс таким образом, что доносы, воровство и какая-либо вражда постепенно исчезли.

В скором времени Константин Ушинский наткнулся на архив одного из предыдущих инспекторов вуза. Он состоял из множества педагогических трудов, которые произвели на мужчину неизгладимое впечатление.

Знания, полученные из этих книг настолько воодушевили Ушинского, что он решил написать свое видение о воспитании. Он стал автором одной из лучших работ по педагогике – «О пользе педагогической литературы», которая произвела настоящий фурор в обществе.

Получив немалую популярность Константин Ушинский начал публиковать статьи в «Журнале для воспитания», «Современнике» и «Библиотеке для чтения».

В 1859 г. педагогу доверили пост инспектора классов Смольного института благородных девиц, где он смог провести немало эффективных изменений. В частности, Ушинский добился отмены социального разделения между учащимися – на «благородных» и «неблагородных. К последним относились выходцы из мещанских семей.

Мужчина настоял на том, чтобы дисциплины преподавались на русском языке. Он открыл педагогический класс, благодаря чему ученицы смогли стать квалифицированными воспитательницами. Также он разрешил девушкам во время каникул и праздников навещать свои семьи.

Ушинский был инициатором введения собраний педагогов, на которых обсуждались разные темы и передовые взгляды в области образования. Благодаря таким встречам преподаватели могли лучше узнать друг друга и поделиться своими идеями.

Константин Ушинский имел большой авторитет среди коллег и студентов, однако его новаторские настроения были не по душе руководству вуза. Поэтому, чтобы избавиться от «неудобного» коллеги, в 1862 г. его на 5 лет отправили в командировку за рубеж.

Время, проведенное за границей не прошло для Ушинского даром. Он посетил несколько европейских стран, наблюдая за разными учебными заведениями – детсадами, школами и приютами. Своими наблюдениями он поделился в книгах «Родное слово» и «Детский мир».

Эти работы не теряют своей актуальности и сегодня, выдержав около полутораста переизданий. Помимо научных работ, Константин Дмитриевич стал автором многих сказок и рассказов для детей. Его последний главный научный труд назывался «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Он состоял из 3-х томов, последний из которых так и остался незавершенным.

Женой Ушинского была Надежда Дорошенко, с которой он был знаком еще с юности. Молодые люди решили пожениться в 1851 г. В этом браке у пары родилось шестеро детей: Павел, Владимир, Константин, Вера, Ольга и Надежда.

В последние годы жизни Константин Дмитриевич получил всеобщее признание. Его приглашали участвовать в профессиональных съездах и доносить до людей свои идеи. Одновременно с этим он продолжал усовершенствовать свою педагогическую систему.

За несколько лет до смерти мужчина поехал лечиться в Крым, но по дороге на полуостров простудился. По этой причине он решил остановиться для лечения в Одессе, где позже и скончался. Константин Ушинский умер 22 декабря 1870 г. (3 января 1871 г.) в возрасте 47 лет.

Конспект 3.2.

 Упрямство и пути его преодоления.

Способы преодоления упрямства в зависимости от причин их вызвавших:

Если причина упрямства ребенка в чувстве ложного стыда перед товарищами, то нужно понимать, что это не дурное качество само по себе, и, «заставляя дитя переламывать этот стыд страхом наказаний, можно легко превратить стыдливость в бесстыдство».

В данном случае необходимо изменить ложное понимание ребенка, а понимание от наказаний не зависит. Иногда в целых классах и целых школах заводятся такие ложные понятия о чести, а вследствие того и ложный стыд в отношении, например, повиновения учителю, что любая дисциплина делается невозможной. Но, утверждал ученый, в укоренении таких ложных идей виноваты сами же воспитатели. «Зло без вреда для души и характера воспитанников можно искоренить только исправлением их понятий, а главное, внушением уважения, любви и доверия к воспитателю. Наказания либо совершенно бессильны, либо преодолеваются страхом. Но что же преодолевают? Стыдливость детей и их чувство чести»

 Если же упрямство происходит от раздутого самолюбия, то «лучше всего устроить дело так, чтобы оно само себя наказало глупостью своих последствий».

Если упрямство, происходящее от нелюбви к воспитателю, будет сломлено наказаниями, то последствия такого перелома - трусость, скрытость, лживость, тайная злоба и т.п. Возможный выход – это изменить чувства, из которых вытекает упорство. «Если же воспитатель не может внушить ни уважения, ни любви к себе, то пусть лучше оставит дело воспитания. Если он поставлен в такое положение, что всякая досада ему будет радостью для воспитанников, и не может изменить этого положения, то он уже не воспитатель»

 Встречаются характеры до того испорченные, что для них всякое повиновение кажется оскорбительным и всякое неповиновение как бы долгом совести. Ученый рекомендует в отношении таких детей обходить прямое столкновение с их упорством, и обходить сознательно, спокойно. Если при этом в ребенке не пробудится сознание всей незаконности или неразумности своего упорства, то и прямой борьбой с этим упорством нельзя достичь хороших результатов. Такие упорные характеры, считал Ушинский, «не следует избавлять от взысканий, вообще принятых в классе или в школе, но не иначе, как наравне со всеми другими воспитанниками, не выказывая никакого особенного раздражения и не только не изыскивая встречи с таким упорством, но открыто и сознательно избегая ее» 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.125.144 (0.011 с.)