Навигационные и другие опасности на реках и водохранилищах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Навигационные и другие опасности на реках и водохранилищах.



КАРЧА - дерево (или пень), упавшие в русло реки с подмытого или подмываемого берега

ТОПЛЯК – ЗАТОНУВШЕЕ ИЛИ ПЛЫВУЩЕЕ ПОД ВОДОЙ БРЕВНО.

 

КАМЕНЬ-ОДИНЕЦ - камень более или менее значительных размеров, лежащий в русле.

ЯКОРЯ и ЛОТЫ, утерянные судами и плотами, суда, за­тонувшие в результате аварии, уменьшают глубину пути, искривляют фарватер и могут быть причиной пролома кор­пуса.

МОСТ железнодорожный, шоссейный или городской по­стоянного типа, пересекающий судоходный путь, стесняет русло реки, вызывает увеличение скорости течения, косоструйность и может быть причиной аварий судов и плотов, особенно во время половодья.

Мост наплавного типа (на понтонах, баржах, плотах) с разводной частью, пересекающий судоходный путь, стес­няет ходовую полосу русла до ширины разводной части моста и может быть причиной аварии судов и плотов; не­возможность разводки моста при сильном ветре или не­своевременная разводка может вызвать задержку или ос­тановку движения судов.

Выправительные сооружения - береговые укрепления, полузапруды и струенаправляющие дамбы, возведенные в русле реки для улучшения судоходных условий, изменяют характер течения в районе расположения сооружений, что требует от судоводителей осторожности при движении.

Подводные трубопроводы (нефтепроводы, газопроводы и т. п.) или кабели (силовые и связи), пересекающие ре­ку или канал и ограничивающие надводные габариты пу­ти, требуют от судоводителей осторожности и соблюде­ния особых правил движения в районе этих сооружений.

ПЛОТИНЫ, ШЛЮЗЫ, подходные каналы к ним и гидро­электростанции, ограничивающие габариты пути, затруд­няют проход судов и плотов, движение в зоне влияния сброса воды через плотину и ГЭС.

КОСА или ПЕСОК, ПОБОЧЕНЬ, ЗАСТРУГА, ЗАКОСОК уменьшают ширину и глубину ходовой полосы, образуют перекаты, за­трудняют движение судов, нередко являются причиной ава­рий.

ЗАМАНИХА - большая заструга, далеко уходящая в русло и имеющая крутой тыловой скат. Встречается на глубоких участках реки и опасна для судов, идущих по тиховоду возле песков.

Течение над застругами обычно носит неровный характер.

 

ВЫСЫПКА - уменьшает ширину и глубину ходовой полосы в районе устья речки или оврага и может вызвать обра­зование осередка и переката с галечно-гравеилистым и да­же каменистым грунтом.

ШАЛЫГА - небольшая отдельно лежащая песчаная отмель-бугор. Образуется на судовом хрду или перекатах с легко подвижными наносами, а также за затонувшими крупногабаритными предметами или за сидящими на мели судами. После подъема предмета или снятия судна с мели шалыга размывается.

ОСЕРЕДОК - уменьшает ширину и глубину ходовой поло­сы, по мере роста и покрытия растительностью может пре­вратиться в остров.

ОСТРОВ делит русло на два рукава, иногда затрудни­тельных для прохождения судов и плотов.

ГРЯДА, ОГРУДОК - большое скопление камней в русле, либо каменистая коса. Течение на грядах довольно быстрое, а судовой ход - извилистый и узкий.

ЛЕЩАДЬ (ДРЕСВА) - небольшая подводная галечная отмель, вытянувшаяся вдоль русла реки с каменистым грунтом.           

ПОРОГИ - каменистые участки русла с большим уклоном. Течение на порогах достигает скорости 18 км/ч, судовой ход имеет небольшие глубины, извилист и стеснен камнями.

 

УЗКОСТЬ стесняет движение и маневрирование судов, ог­раничивает встречи и обгоны судов или совсем не допу­скает их (в этом случае обставляется семафорами или светофорами). В узкостях образуются большие скорости течения.

УЗКОСТЬ - район водной поверхности, доступный для плавания как по ширине, так и по глубинам, но стесняющий свободное маневрирование из-за близости берегов, рифов отмелей и кос.

Неправильные течения - ПРИЖИМНЫЕ течения, приводя­щие к навалу судов на берег, особенно при движении их сверху вниз.

Прижимное течение у речного вокзала Санкт-Петербурга.

 

СУВОДЬ - вызывает рыскливость судов, от судоводителя требуется осторожность при движении в районе суводи.

 

Ходовые ТИХОВОДЫ благоприятны для судоходства и используются при движении против течения; местные тихо­воды осложняют проход судов, особенно буксируемых со­ставов.

ПЕСЧАНЫЕ ГРЯДЫ. Это основной вид наносного образования в русле, из-за которого песчаное дно реки неровное (волнообразное). Гряды двигаются вниз по течению благодаря постоянному перемещению частиц и оседанию их на тыловых скатах гребня гряд. Скорость перемещения гряды обычно в сотни раз меньше скорости потока. Крупные гряды на больших реках перемещаются со скоростью до нескольких метров в сутки. С ростом скорости потока увеличивается и скорость движения гряд.

 

ВОДОХРАНИЛИЩЕ - искусственный (рукотворный) водоём, образованный, как правило, в долине реки водоподпорными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве. Водохранилища делятся на два вида: озёрные; речные (русловые).

После создания водохранилища под воздействием волнения проис­ходит разрушение берегов. Продукты размыва крупных размеров, откладываясь вблизи, образуют береговую отмель, а мелкие частицы переносятся в глубь водоема, постепенно оседая на дне. Берег водо­хранилища в течение одного лета может обрушаться в глубину на не­сколько десятков метров, а по длине - на несколько километров.

Рост береговой отмели и разрушение берега продолжаются до тех пор, пока не создастся защитная отмель (пляж).

Размыв берегов зависит от многих факторов: характера волнения, рода грунта, крутизны склонов, растительности.

 

Скалистые берега менее подвержены разрушению. Однако на Братском водохранилище каменистые берега обрушиваются из-за образования плывуна, воз­никшего вследствие разжижения мелкозернистых грунтов. В ре­зультате происходит мощная просадка грунта и сползание его в водо­хранилище.

Необычно обрушиваются берега в новом Вилюйском водо­хранилище, расположенном в зоне вечной мерзлоты. Образование во­дохранилища привело к протаиванию мерзлого грунта, которое по прогнозу будет продолжаться в течение 50 лет, постепенно распростра­няясь в глубину и охватывая подводные склоны.

В настоящее время происходит просадка грунтов, в берегах образуются заполненные водой ниши с нависающими над ними незатопленными участками бе­рега, обреченными на обрушение.

Заиление (загрязнение воды, вызванное твёрдыми частицами обломочного материала, в котором преобладают частицы ила или глины) водохранилищ происходит в основном от твердого стока впадающих рек и продуктов разрушения берегов. Кроме того, заиле­нию способствует сдувание наносов с поверхности бассейна и отми­рание растительности и организмов.

Продолжительность заиления водохранилища зависит от его ем­кости и величины годового стока наносов.

Очень быстро заносятся горные водохранилища. Водохранилища равнинных рек, наоборот, заносятся очень медленно. Например, для заполнения наносами и илом самой нижней части чаши Рыбинского водохранилища необходимо около 700 лет, а для заиления Иваньковского водохранилища -не менее 1000 лет.

 

На водохранилищах к НАВИГАЦИОННЫМ ПРЕПЯТСТВИЯМ относят нижеследующие.

БЕРЕГОВЫЕ ОТМЕЛИ, которые создаются при разрушении берегов и иногда далеко вдаются в сторону водохранилища, умень­шая глубины.

При плавании, особенно в первые годы после образова­ния водохранилища, не следует близко приближаться к берегам. У не­которых водохранилищ подводные откосы стали пологими. Судам не рекоменду ется приближаться к таким берегам ближе чем на 100 м.

РАЗРУШАЮЩИЕСЯ БЕРЕГА - высокие отвесные берега, состоящие из известняков и гипсовых пород, легко размываемых водой с образованием больших пустот и ниш.

Большие массивы берега, подмытые снизу, иногда рушатся в воду. Судно, проходящее в этом райо­не, может получить серьезные повреждения.

ЗАТОПЛЕННЫЙ ЛЕС может встретиться на судовом ходу. Ложа водохранилищ, расположенных в лесных районах, до затопления были покрыты лесом. Как правило, перед затоплением лес вырубают, но в отдельных районах вне судового хозяйства это может быть не сделано. Дрейфующим льдом такой лес выкорчевывается и переносит­ся на судовой ход, засоряя его.

При обвале берегов, поросших ле­сом, участок водохранилища будет засорен древесными стволами и корнями, встреча с которыми может привести к пролому корпуса судна.

 

ВСПЛЫВШИЙ ТОРФ - опасность, встречающаяся на неко­торых водохранилищах. Особенно это наблюдается в первые два-три года после образования водохранилища. Массивы торфа достигают пло­щади 100 га и толщины 1-6 м. Бывали случаи, когда суда, встав­шие на якорь над торфяным массивом, ускоряли его всплытие.

ЗАРОСЛИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ (тростника и камыша) иног­да образуются в прибрежных районах и препятствуют судоходству.

 

К навигационным опасностям на водохранилищах относятся так­же: ОСТАТКИ СТАРЫХ СООРУЖЕНИЙ вблизи судоходной трассы; наносы и косы в устьях впадающих рек; малая глубина на поймах и извилистый судовой ход, идущий по старому руслу; колебания уровней воды при сработке ГЭС и быстрое понижение уровня при сгонных вет­рах.

 

На водохранилищах рейды, предназначенные для укрытия судов на период штормовой погоды, называют портами-убежищами. Убежища сооружают путем дноуглубительных работ и строитель­ства молов и волноломов, а также размещают в долинах затопленных рек и оврагов. 

Русловой режим в устье естественных убежищ бывает иногда весь­ма сложным. У многих заливов вход со стороны водохранилища бы­стро перекрывается наносами. При понижении уровня воды наносы обсыхают и выступают на несколько метров над уровнем, отделяя за­лив от водохранилища.

Порты-убежища размещены на водохранилищах таким образом, чтобы при заблаговременном (6-часовом) предупреждении о шторме суда и плоты могли укрыться в них.

Для поддержания убежищ в нормальных экс­плуатационных условиях на их акваториях и на подходах к ним регу­лярно проводят траление и дноуглубительные работы.

 

Основными навигационными опасностями на озерах являют­ся: мелководья, обширные береговые отмели и косы, подводные обособленные отмели (банки), камни, заросли растительности в при­брежных участках и др.

 

Условия судоходства на озерах можно сравнить с условиями пла­вания в прибрежных морских районах.

НАВИГАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА.

Для обеспечения безопасности плавания и сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях используется навигационное оборудование, представляющее собой систему береговых и плавучих знаков и огней.

  

НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ И ОГНИ предназначены для:

 

- указания судового хода на реках, каналах, водохранилищах и озерах, а также ограждения отдельных навигационных опасностей;

- указания судоходных пролетов мостов, служащих для прохода судов и проводки плотов, а также регулирования пропуска судов через наплавные мосты;

 

- указания охранных зон подводных и воздушных переходов (линий связи и электропередачи, трубопроводов, дюкеров, водозаборов, водовыпусков) и других искусственных сооружений;

- указания подводных переходов;

 

 

- указания границ рейдов, якорных стоянок, свальных течений и других особенностей участков пути, где судоводители должны принимать меры предосторожности;

- регулирования движения на засемафоренных участках пути.

 

 

Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие.

БЕРЕГОВЫЕ ЗНАКИ. В состав береговых знаков входят:

- знаки ограждения (обозначения) судового хода;


- информационные знаки.

 

К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся:

- СТВОРНЫЕ.

При расстановке береговых навигационных знаков в речных условиях в качестве основных, как правило, применяют осевые створные знаки. При этом руководствуются следующими условиями:

 

- Прямолинейные участки судового хода должны обозначаться двумя парами створных знаков (встречных и обратных).

Односторонние створы применяют в этом случае, если по очертанию и характеру берега встречные (обратные) створы установить невозможно.

 

- На магистральных водных путях встречные створы должны устанавливаться с расчетом, чтобы видимость знаков и их сигнальных огней при высокой прозрачности атмосферы (τ = 0,84) обеспечивалась по всей длине застворенного участка.

 

- При непрерывном последовательном обозначении судового хода несколькими створами необходимо, чтобы оси створов пересекались в пределах судового хода, причем ось каждого створа по всему застворенному участку по возможности должна совпадать с осью судового хода или располагаться вблизи от нее.

 

- ПЕРЕВАЛЬНЫЕ;

    Перевальный знак предназначен для обозначения направления судового хода.

Знак представляет собой щит прямоугольной или трапецеидальной формы красного или белого цвета.

   Навигационный огонь на знаке, установленном на правом берегу, - красного, белого или желтого цвета, на левом берегу, - зеленого, белого или желтого цвета, постоянный или проблесковый.

 

- ХОДОВЫЕ;

    Ходовой знак предназначен для обозначения судового хода, расположенного у берега.

Знак представляет собой щит ромбовидной формы, установленный так, чтобы большая диагональ ромба располагалась вертикально.

      Знак, установленный на правом берегу красного цвета, на левом - белого цвета.

Навигационные огни знака, установленного на правом берегу, - красного цвета, на левом - зеленого цвета, проблесковые.

 

- ВЕСЕННИЕ;

Весенний знак предназначен для обозначения затопленных берегов.

Знак, установленный на правом берегу, представляет собой щит круглой формы красного цвета, на левом - трапецеидальной формы белого цвета.

Навигационный огонь знака, установленного на правом берегу, - красного цвета, на левом - зеленого цвета, постоянный.

- ЗНАКИ «ОРИЕНТИР»;

Знак «ОРИЕНТИР» предназначен для обозначения характерных мест судоходного пути.

Знак представляет собой щит прямоугольной или трапецеидальной формы.

Знак, установленный на правом берегу, красного цвета с двумя горизонтальными белыми полосками, на левом - черного цвета с двумя горизонтальными белыми полосками.

Навигационный огонь знака, установленного на правом берегу, - красного, белого или желтого цвета, на левом - зеленого, белого или желтого цвета, двухпроблесковый.

 

- ПУТЕВЫЕ ОГНИ СУДОХОДНЫХ КАНАЛОВ;

Знак «Путевой огонь» предназначен для обозначения берегов (кромок) судоходного канала.

Знак представляет собой навигационный огонь, установленный на правом берегу, - красного цвета, на левом - зеленого цвета, постоянный или проблесковый.

 

- ЗНАКИ СИГНАЛИЗАЦИИ СУДОХОДНЫХ ПРОЛЕТОВ МОСТОВ;

 

Для обозначения оси судового хода в судоходном пролете моста устанавливаются щиты квадратной, круглой или треугольной формы.

При светлом фоне мостовых конструкций цвет указанных щитов - красный, при темном фоне мостовых конструкций - белый.

Для судов и составов, идущих снизу, используются щиты квадратной формы.

Для судов и составов, идущих сверху, используются щиты квадратной формы, установленные таким образом, чтобы одна из диагоналей квадрата располагалась вертикально.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.054 с.)