Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Навигационные и другие опасности на реках и водохранилищах.
КАРЧА - дерево (или пень), упавшие в русло реки с подмытого или подмываемого берега ТОПЛЯК – ЗАТОНУВШЕЕ ИЛИ ПЛЫВУЩЕЕ ПОД ВОДОЙ БРЕВНО.
КАМЕНЬ-ОДИНЕЦ - камень более или менее значительных размеров, лежащий в русле. ЯКОРЯ и ЛОТЫ, утерянные судами и плотами, суда, затонувшие в результате аварии, уменьшают глубину пути, искривляют фарватер и могут быть причиной пролома корпуса. МОСТ железнодорожный, шоссейный или городской постоянного типа, пересекающий судоходный путь, стесняет русло реки, вызывает увеличение скорости течения, косоструйность и может быть причиной аварий судов и плотов, особенно во время половодья. Мост наплавного типа (на понтонах, баржах, плотах) с разводной частью, пересекающий судоходный путь, стесняет ходовую полосу русла до ширины разводной части моста и может быть причиной аварии судов и плотов; невозможность разводки моста при сильном ветре или несвоевременная разводка может вызвать задержку или остановку движения судов. Выправительные сооружения - береговые укрепления, полузапруды и струенаправляющие дамбы, возведенные в русле реки для улучшения судоходных условий, изменяют характер течения в районе расположения сооружений, что требует от судоводителей осторожности при движении. Подводные трубопроводы (нефтепроводы, газопроводы и т. п.) или кабели (силовые и связи), пересекающие реку или канал и ограничивающие надводные габариты пути, требуют от судоводителей осторожности и соблюдения особых правил движения в районе этих сооружений. ПЛОТИНЫ, ШЛЮЗЫ, подходные каналы к ним и гидроэлектростанции, ограничивающие габариты пути, затрудняют проход судов и плотов, движение в зоне влияния сброса воды через плотину и ГЭС. КОСА или ПЕСОК, ПОБОЧЕНЬ, ЗАСТРУГА, ЗАКОСОК уменьшают ширину и глубину ходовой полосы, образуют перекаты, затрудняют движение судов, нередко являются причиной аварий. ЗАМАНИХА - большая заструга, далеко уходящая в русло и имеющая крутой тыловой скат. Встречается на глубоких участках реки и опасна для судов, идущих по тиховоду возле песков. Течение над застругами обычно носит неровный характер.
ВЫСЫПКА - уменьшает ширину и глубину ходовой полосы в районе устья речки или оврага и может вызвать образование осередка и переката с галечно-гравеилистым и даже каменистым грунтом.
ШАЛЫГА - небольшая отдельно лежащая песчаная отмель-бугор. Образуется на судовом хрду или перекатах с легко подвижными наносами, а также за затонувшими крупногабаритными предметами или за сидящими на мели судами. После подъема предмета или снятия судна с мели шалыга размывается. ОСЕРЕДОК - уменьшает ширину и глубину ходовой полосы, по мере роста и покрытия растительностью может превратиться в остров. ОСТРОВ делит русло на два рукава, иногда затруднительных для прохождения судов и плотов. ГРЯДА, ОГРУДОК - большое скопление камней в русле, либо каменистая коса. Течение на грядах довольно быстрое, а судовой ход - извилистый и узкий. ЛЕЩАДЬ (ДРЕСВА) - небольшая подводная галечная отмель, вытянувшаяся вдоль русла реки с каменистым грунтом. ПОРОГИ - каменистые участки русла с большим уклоном. Течение на порогах достигает скорости 18 км/ч, судовой ход имеет небольшие глубины, извилист и стеснен камнями.
УЗКОСТЬ стесняет движение и маневрирование судов, ограничивает встречи и обгоны судов или совсем не допускает их (в этом случае обставляется семафорами или светофорами). В узкостях образуются большие скорости течения. УЗКОСТЬ - район водной поверхности, доступный для плавания как по ширине, так и по глубинам, но стесняющий свободное маневрирование из-за близости берегов, рифов отмелей и кос. Неправильные течения - ПРИЖИМНЫЕ течения, приводящие к навалу судов на берег, особенно при движении их сверху вниз. Прижимное течение у речного вокзала Санкт-Петербурга.
СУВОДЬ - вызывает рыскливость судов, от судоводителя требуется осторожность при движении в районе суводи.
Ходовые ТИХОВОДЫ благоприятны для судоходства и используются при движении против течения; местные тиховоды осложняют проход судов, особенно буксируемых составов. ПЕСЧАНЫЕ ГРЯДЫ. Это основной вид наносного образования в русле, из-за которого песчаное дно реки неровное (волнообразное). Гряды двигаются вниз по течению благодаря постоянному перемещению частиц и оседанию их на тыловых скатах гребня гряд. Скорость перемещения гряды обычно в сотни раз меньше скорости потока. Крупные гряды на больших реках перемещаются со скоростью до нескольких метров в сутки. С ростом скорости потока увеличивается и скорость движения гряд.
ВОДОХРАНИЛИЩЕ - искусственный (рукотворный) водоём, образованный, как правило, в долине реки водоподпорными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве. Водохранилища делятся на два вида: озёрные; речные (русловые). После создания водохранилища под воздействием волнения происходит разрушение берегов. Продукты размыва крупных размеров, откладываясь вблизи, образуют береговую отмель, а мелкие частицы переносятся в глубь водоема, постепенно оседая на дне. Берег водохранилища в течение одного лета может обрушаться в глубину на несколько десятков метров, а по длине - на несколько километров. Рост береговой отмели и разрушение берега продолжаются до тех пор, пока не создастся защитная отмель (пляж). Размыв берегов зависит от многих факторов: характера волнения, рода грунта, крутизны склонов, растительности.
Скалистые берега менее подвержены разрушению. Однако на Братском водохранилище каменистые берега обрушиваются из-за образования плывуна, возникшего вследствие разжижения мелкозернистых грунтов. В результате происходит мощная просадка грунта и сползание его в водохранилище. Необычно обрушиваются берега в новом Вилюйском водохранилище, расположенном в зоне вечной мерзлоты. Образование водохранилища привело к протаиванию мерзлого грунта, которое по прогнозу будет продолжаться в течение 50 лет, постепенно распространяясь в глубину и охватывая подводные склоны. В настоящее время происходит просадка грунтов, в берегах образуются заполненные водой ниши с нависающими над ними незатопленными участками берега, обреченными на обрушение. Заиление (загрязнение воды, вызванное твёрдыми частицами обломочного материала, в котором преобладают частицы ила или глины) водохранилищ происходит в основном от твердого стока впадающих рек и продуктов разрушения берегов. Кроме того, заилению способствует сдувание наносов с поверхности бассейна и отмирание растительности и организмов. Продолжительность заиления водохранилища зависит от его емкости и величины годового стока наносов. Очень быстро заносятся горные водохранилища. Водохранилища равнинных рек, наоборот, заносятся очень медленно. Например, для заполнения наносами и илом самой нижней части чаши Рыбинского водохранилища необходимо около 700 лет, а для заиления Иваньковского водохранилища -не менее 1000 лет.
На водохранилищах к НАВИГАЦИОННЫМ ПРЕПЯТСТВИЯМ относят нижеследующие. БЕРЕГОВЫЕ ОТМЕЛИ, которые создаются при разрушении берегов и иногда далеко вдаются в сторону водохранилища, уменьшая глубины. При плавании, особенно в первые годы после образования водохранилища, не следует близко приближаться к берегам. У некоторых водохранилищ подводные откосы стали пологими. Судам не рекоменду ется приближаться к таким берегам ближе чем на 100 м. РАЗРУШАЮЩИЕСЯ БЕРЕГА - высокие отвесные берега, состоящие из известняков и гипсовых пород, легко размываемых водой с образованием больших пустот и ниш.
Большие массивы берега, подмытые снизу, иногда рушатся в воду. Судно, проходящее в этом районе, может получить серьезные повреждения. ЗАТОПЛЕННЫЙ ЛЕС может встретиться на судовом ходу. Ложа водохранилищ, расположенных в лесных районах, до затопления были покрыты лесом. Как правило, перед затоплением лес вырубают, но в отдельных районах вне судового хозяйства это может быть не сделано. Дрейфующим льдом такой лес выкорчевывается и переносится на судовой ход, засоряя его. При обвале берегов, поросших лесом, участок водохранилища будет засорен древесными стволами и корнями, встреча с которыми может привести к пролому корпуса судна.
ВСПЛЫВШИЙ ТОРФ - опасность, встречающаяся на некоторых водохранилищах. Особенно это наблюдается в первые два-три года после образования водохранилища. Массивы торфа достигают площади 100 га и толщины 1-6 м. Бывали случаи, когда суда, вставшие на якорь над торфяным массивом, ускоряли его всплытие. ЗАРОСЛИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ (тростника и камыша) иногда образуются в прибрежных районах и препятствуют судоходству.
К навигационным опасностям на водохранилищах относятся также: ОСТАТКИ СТАРЫХ СООРУЖЕНИЙ вблизи судоходной трассы; наносы и косы в устьях впадающих рек; малая глубина на поймах и извилистый судовой ход, идущий по старому руслу; колебания уровней воды при сработке ГЭС и быстрое понижение уровня при сгонных ветрах.
На водохранилищах рейды, предназначенные для укрытия судов на период штормовой погоды, называют портами-убежищами. Убежища сооружают путем дноуглубительных работ и строительства молов и волноломов, а также размещают в долинах затопленных рек и оврагов. Русловой режим в устье естественных убежищ бывает иногда весьма сложным. У многих заливов вход со стороны водохранилища быстро перекрывается наносами. При понижении уровня воды наносы обсыхают и выступают на несколько метров над уровнем, отделяя залив от водохранилища. Порты-убежища размещены на водохранилищах таким образом, чтобы при заблаговременном (6-часовом) предупреждении о шторме суда и плоты могли укрыться в них. Для поддержания убежищ в нормальных эксплуатационных условиях на их акваториях и на подходах к ним регулярно проводят траление и дноуглубительные работы.
Основными навигационными опасностями на озерах являются: мелководья, обширные береговые отмели и косы, подводные обособленные отмели (банки), камни, заросли растительности в прибрежных участках и др.
Условия судоходства на озерах можно сравнить с условиями плавания в прибрежных морских районах. НАВИГАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА. Для обеспечения безопасности плавания и сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях используется навигационное оборудование, представляющее собой систему береговых и плавучих знаков и огней.
НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ И ОГНИ предназначены для:
- указания судового хода на реках, каналах, водохранилищах и озерах, а также ограждения отдельных навигационных опасностей; - указания судоходных пролетов мостов, служащих для прохода судов и проводки плотов, а также регулирования пропуска судов через наплавные мосты;
- указания охранных зон подводных и воздушных переходов (линий связи и электропередачи, трубопроводов, дюкеров, водозаборов, водовыпусков) и других искусственных сооружений;
- указания подводных переходов;
- указания границ рейдов, якорных стоянок, свальных течений и других особенностей участков пути, где судоводители должны принимать меры предосторожности; - регулирования движения на засемафоренных участках пути.
Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие. БЕРЕГОВЫЕ ЗНАКИ. В состав береговых знаков входят: - знаки ограждения (обозначения) судового хода;
К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся: - СТВОРНЫЕ. При расстановке береговых навигационных знаков в речных условиях в качестве основных, как правило, применяют осевые створные знаки. При этом руководствуются следующими условиями:
- Прямолинейные участки судового хода должны обозначаться двумя парами створных знаков (встречных и обратных). Односторонние створы применяют в этом случае, если по очертанию и характеру берега встречные (обратные) створы установить невозможно.
- На магистральных водных путях встречные створы должны устанавливаться с расчетом, чтобы видимость знаков и их сигнальных огней при высокой прозрачности атмосферы (τ = 0,84) обеспечивалась по всей длине застворенного участка.
- При непрерывном последовательном обозначении судового хода несколькими створами необходимо, чтобы оси створов пересекались в пределах судового хода, причем ось каждого створа по всему застворенному участку по возможности должна совпадать с осью судового хода или располагаться вблизи от нее.
- ПЕРЕВАЛЬНЫЕ; Перевальный знак предназначен для обозначения направления судового хода. Знак представляет собой щит прямоугольной или трапецеидальной формы красного или белого цвета. Навигационный огонь на знаке, установленном на правом берегу, - красного, белого или желтого цвета, на левом берегу, - зеленого, белого или желтого цвета, постоянный или проблесковый.
- ХОДОВЫЕ; Ходовой знак предназначен для обозначения судового хода, расположенного у берега. Знак представляет собой щит ромбовидной формы, установленный так, чтобы большая диагональ ромба располагалась вертикально. Знак, установленный на правом берегу красного цвета, на левом - белого цвета. Навигационные огни знака, установленного на правом берегу, - красного цвета, на левом - зеленого цвета, проблесковые.
- ВЕСЕННИЕ; Весенний знак предназначен для обозначения затопленных берегов. Знак, установленный на правом берегу, представляет собой щит круглой формы красного цвета, на левом - трапецеидальной формы белого цвета. Навигационный огонь знака, установленного на правом берегу, - красного цвета, на левом - зеленого цвета, постоянный. - ЗНАКИ «ОРИЕНТИР»; Знак «ОРИЕНТИР» предназначен для обозначения характерных мест судоходного пути. Знак представляет собой щит прямоугольной или трапецеидальной формы. Знак, установленный на правом берегу, красного цвета с двумя горизонтальными белыми полосками, на левом - черного цвета с двумя горизонтальными белыми полосками. Навигационный огонь знака, установленного на правом берегу, - красного, белого или желтого цвета, на левом - зеленого, белого или желтого цвета, двухпроблесковый.
- ПУТЕВЫЕ ОГНИ СУДОХОДНЫХ КАНАЛОВ; Знак «Путевой огонь» предназначен для обозначения берегов (кромок) судоходного канала. Знак представляет собой навигационный огонь, установленный на правом берегу, - красного цвета, на левом - зеленого цвета, постоянный или проблесковый.
- ЗНАКИ СИГНАЛИЗАЦИИ СУДОХОДНЫХ ПРОЛЕТОВ МОСТОВ;
Для обозначения оси судового хода в судоходном пролете моста устанавливаются щиты квадратной, круглой или треугольной формы. При светлом фоне мостовых конструкций цвет указанных щитов - красный, при темном фоне мостовых конструкций - белый. Для судов и составов, идущих снизу, используются щиты квадратной формы. Для судов и составов, идущих сверху, используются щиты квадратной формы, установленные таким образом, чтобы одна из диагоналей квадрата располагалась вертикально.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.054 с.) |