Системы навигационного оборудования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы навигационного оборудования.



 

    В качестве плавучих предостерегательных знаков служат светящие и несветящие буи и вехи. В зависимости от их назначения им присваиваются определенные форма, окраска, характер и цвет огня. Буи и вехи могут иметь топовые фигуры определенной формы и цвета.

    В настоящее время действует единая Система ограждения Международной ассоциации маячных служб (МАМС), которая включает 5 типов знаков: латеральные; кардинальные; ограждающие отдельные опасности; обозначающие начальные точки и ось фарватеров (каналов), а также середину прохода (осевые, или знаки чистой воды); специального назначения.

КАРДИНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ представляют собой буи столбовидной формы или вехи. Они предназначены для ограждения отдельно лежащих опасностей относительно сторон света; подразделяются на северные, южные, западные и восточные, и выставляются соответственно к северу, югу, западу и востоку от опасности. Кардинальные знаки окрашены желтыми и черными горизонтальными полосами и имеют топовые фигуры в виде двух черных конусов:

Северный буй – выставляется к Северу от опасности

Южный буй – выставляется к Югу от опасности

Восточный буй – выставляется к Востоку от опасности

Западный буй – выставляется к Западу от опасности

    ЛАТЕРАЛЬНЫЕ ЗНАКИ представляют собой буи цилиндрической, столбовидной и конической формы или вехи. Они предназначены для ограждения сторон фарватеров и каналов. Левая и правая сторона фарватера и канала определяются относительно судна, идущего с моря.

В странах Западной Европы, Азии (кроме Японии и Южной Кореи) и Австралии используются латеральные знаки красного и зеленого цветов для обозначения соответственно левой и правой сторон фарватера (красный слева).

В странах Северной и Южной Америки, Японии и Южной Корее латеральные знаки (огни) зеленого цвета используются для обозначения левой, а красного цвета - правой стороны фарватера.

На латеральных знаках могут наноситься цифры или буквы в последовательности со стороны моря. В отечественных водах четные номера - на левой стороне, нечетные - на правой.

ЗНАКИ, ОГРАЖДАЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ, представляют собой буи любой формы, принятой для латеральных знаков, предпочтительно столбовидные или вехи. Они предназначены для постановки непосредственно над опасностью; могут быть обойдены с любой стороны. Окрашены в черный цвет с одной или несколькими красными горизонтальными полосами. Знаки имеют топовую фигуру в виде ДВУХ ЧЕРНЫХ ШАРОВ, расположенных один над другим, и групповой проблесковый белый огонь (с двумя проблесковыми в группе).

 

При ограждении впервые обнаруженных опасностей, не показанных на картах, не описанных в навигационных руководствах и не объявленных в Извещениях мореплавателям, применяются кардинальные или латеральные знаки. Если впервые обнаруженная опасность представляет серьезную угрозу мореплаванию, выставляется дублирующий знак, который может быть оборудован радиолокационным маяком-ответчиком с кодовым сигналом - длиной одна миля в масштабе развертки РЛС. После достаточно полной информации об опасности дублирующий знак может быть снят.

 

Знаки, обозначающие начальные точки, ось фарватера и середину прохода, представляют собой буи сферической или столбовидной формы или вехи, указывающие, что вокруг них глубины безопасны в навигационном отношении.

 

Знаки окрашены белыми и красными вертикальными полосами и снабжены топовыми фигурами в виде красного шара. На знаках могут зажигаться белые проблесковые огни или передающая буква «А» по коду Морзе.

ЗНАКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ представляют собой буи любой формы или вехи, используемые для обозначения специальных районов или объектов: системы сбора океанографических данных; районов свалки грунта; военных учений; подводных кабелей и т.п.

Они окрашены в желтый цвет и снабжены топовой фигурой в виде желтого косового креста. На знаках зажигаются желтые проблесковые огни. На корпуса буев могут наноситься цифры или буквы, позволяющие определить их назначение.

 

РЕКИ, ОЗЕРА, ВОДОХРАНИЛИЩА.

Река - это водоток значительных размеров, питающийся ат­мосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выражен­ное русло.

Исток реки - начало реки, соответствующее месту, с ко­торого появляется постоянное течение воды в реке.

Водосбор - часть земной поверхности и толща почв и горных пород, откуда вода поступает к водному объекту. Водосборы бывают поверхностные и подземные.

Границы между смежными водосборами называют водоразделами, они бывают поверхностные и под­земные.

Речная система - это совокупность рек, сливающихся вместе и выносящих свои воды в виде общего потока.

Речной бассейн - водосбор реки или речной системы.

В зависимости от площади бассейна реки делятся на большие, средние и малые.

БОЛЬШАЯ РЕКА - это река, бассейн которой располагается в нескольких географических зонах и гидрологический режим ее не свойственен для рек каждой географической зоны в отдельности. К категории больших рек относятся равнинные реки, имеющие бас­сейн площадью более 50 000 км2.

Река Северная Двина - Свой исток берет в Вологодской области, при слиянии двух рек (Сухона и Юг). Площадь бассейна составляет 357 000 квадратных километров.

Дон – река России, берущая своё начало на Среднерусской возвышенности (Тульская область). Его площадь составляет 422 000 квадратных километров, а длина – около 1870 км. Дон – одна из древнейших рек России.

Река Волга берёт своё начало из Валдайского плоскогорья в Тверской области. Волга – одна из самых крупных рек на Земле, её длина составляет 3530 километров, и она расположена на территории двух государств (России и Казахстана). Площадь бассейна – около 1 361 000 квадратных километров, что делает её крупнейшей рекой Европы.

К большим рекам относятся также Амур – река, протекающая на территории трёх государств (России, Монголии и Китая). Площадь бассейна составляет 1 855 000 квадратных километров, а длина реки – 2824 километра. Существует множество точек зрения о происхождении названия Амур, одно из которых – общая основа тунгусо-маньчжурских языков «амар» и «дамур» (большая река).

Енисей – это река в Сибири, впадающая в Карское море. Длина реки, от истоков Малого Енисея – 4287 километров. Енисей протекает на территории двух стран (России и Монголии), его площадь составляет 2 580 000 квадратных километров, что позволяет ему занять второе место среди рек России. В Енисее в 2,5 раза больше воды, чем в великой русской реке Волге. В верховьях реки живут верблюды, в низовьях — белые медведи.

Обь – это река в Сибири, образующаяся путём слияния рек Катуни и Бии. Если считать от истока Иртыша, то она имеет протяжённость – 5410 километров, что делает её САМОЙ БОЛЬШОЙ РЕКОЙ РОССИИ по протяженности. На Севере река впадает в Обскую губу – залив в Карском море. Площадь бассейна Оби – 2 990 000 квадратных километров.

СРЕДНЯЯ РЕКА - это река, бассейн которой располагается в одной географической зо не и гидрологический режим ее свойственен для рек этой зоны. К категории средних рек относятся равнинные ре­ки, имеющие бассейн площадью от 2000 до 50 000 км2.

НЕВА - река в России, протекающая по территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга, соединяющая Ладожское озеро с Невской губой Финского залива Балтийского моря. Длина 74 км, площадь собственного бассейна 5 тыс. км². Нева - это единственная река, вытекающая из Ладожского озера. На берегах Невы расположены четыре города: Шлиссельбург, Кировск, Отрадное, Санкт-Петербург и несколько десятков других населённых пунктов. Судоходна на всём протяжении, является частью Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала.

ШЕКСНА - река в Вологодской области России, левый приток Волги. Длина 139 км, площадь водосборного бассейна -19 тыс. км². Входит в состав Волго-Балтийского водного пути и Северо-Двинской водной системы. На реке 2 гидроузла - Шекснинская ГЭС и Рыбинская ГЭС.

ШЕЛОНЬ – средняя река в Псковской и Новгородской областях России. Впадает с запада в озеро Ильмень. Длина реки - 248 км, площадь водосборного бассейна - 9710 км². Ниже города Сольцы река успокаивается и становится доступной для судов. Шелонь впадает в озеро Ильмень в его западной части, образуя дельту площадью 10 км². В ганзейских документах XV века не раз сообщается о так называемом Лужском пути, который связывал Великий Новгород с Финским заливом. По Шелони проходил один из его участков: Волхов - Ильмень - Шелонь - Мшага - Киба - волок до реки Луга и далее по Луге в Финский залив. Лужский путь был важнейшей транспортной артерией и активно использовался, когда традиционный путь Волхов - Ладога - Нева был по каким-то причинам блокирован.

Луга – река в Ленинградской и Новгородской областях России. Длина реки - 353 км, площадь водосборного бассейна – 13200 м2. Берёт начало из Тёсовских болот в Новгородской области, впадает в Лужскую губу Финского залива двумя протоками, основной и северной, называемой Выбья.

Средние глубины реки Луги составляют 4 м, но встречаются и ямы более 10 м. Река Луга в Ленинградской области судоходна. Самый крупный порт находится на Лужской губе. Называется он Усть-Луга. Здесь построено несколько терминалов. По реке перевозят разные грузы. Имеется паромный комплекс. Порт принимает морские суда, осадка которых не превышает 13,7 м.

 

МАЛАЯ РЕКА - это река, бассейн которой располагается в одной географической зоне, и гидрологический режим ее (под влия­нием местных факторов) может быть не свойственен для рек этой зоны. К категории малых рек относятся реки, имеющие бассейн площадью не более 2000 км2.

В России насчитывается свыше 2,5 миллионов малых рек, формирующих около половины суммарного объёма речного стока, в их бассейнах проживает до 44% городского и почти 90% сельского населения страны. Хозяйственное значение малых рек невозможно переоценить! Как один из главных источников местного водоснабжения и основа гидрографической сети бассейнов средних и больших рек.   

ДОЛИНОЙ РЕКИ называется пониженная часть земной по­верхности, по которой протекает река. Образование долины связано с геологическими процессами, деформациями земной коры, действием ледников и размывающей деятельностью рек. Широкие места долины чередуются с узкими. Ширина долины может достигать несколько, а глубина сотен метров.

Под воздействием речного потока долины постоянно видоизменяют свою форму. Наши большие реки: Волга, Енисей, Обь, Иртыш, Лена и другие имеют доли­ны, где возвышенные участки земли чередуются с равнинами, степя­ми и т. п.     

Коренные берега (кряжи или склоны) - участки земной поверхности, ограничивающие долину с боков.  

Террасы - относительно горизонтальные площадки, распо­ложенные уступами на разной высоте над дном долины.

Поймой называется часть дна речной долины, сложенная наносами и периодически заливаемая в половодье и паводки.

Русло - выработанное речным потоком ложе, по которому осуществляется сток без затопления поймы.

У рек нашей страны обычно правые берега высокие и обрывистые, на некоторых реках такие берега называют горными или го­рой. Левые берега, наоборот, отлогие, их называют луговыми.

На реке Волга, ниже города Казань, особенно ярко выраженные берега: Правый – высокий и обрывистый, а левый низменный.

Рынок горы или горный рынок - угол или мыс горного берега, выступающий в сторону русла реки. На фото Горьковское водохранилище.

Яром называется невысокий обрывистый, как правило, во­гнутый пойменный берег русла реки.

Полица - нижняя площадка низкого яра, спускающегося к реке двумя уступами. Ширина полицы 5-10 м. Во время высоких уровней полица скрыта под водой.

Песок - обычно выпуклый и отлогий берег из наносного пес­ка, находящийся против яра. Иногда в практике судовождения все прибрежные песчаные отложения называют песками.

Урез - линия пересечения поверхности воды с берегом.

Заплесок - узкая полоса отлогого берега, примыкаю­щая к урезу воды.

Река течет с повышенных мест земной поверхности к пониженным, поэтому русло постепенно понижается от истока к устью. Например, исток Енисея находится выше устья на 1500 м. В месте слияния Большого Енисея и Малого Енисея у города Кызыл – 619,5 м.

Перекат - характерная для равнинных рек форма донного рельефа, сформированная отложениями наносов, обычно в виде ши­рокой гряды, пересекающей русло под углом к общему направлению течения и вызывающей отклонение его от одного берега к другому.

ПЕРЕКАТ НА НЕСУДОХОДНЫХ РЕКАХ

 

 

 

  ПЕРЕКАТ НА СУДОХОДНЫХ РЕКАХ                                           ЭЛЕМЕНТЫ ПЕРЕКАТА                                   ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ПЕРЕКАТА

Плес - глубоководный участок реки, находящийся обычно меж­ду перекатами.

На протяжении реки плесы чередуются с перекатами.

Перевал - глубокий перекат, плесовые ло­щины которого плавно сопрягаются между собой через седловину. Верховой и низовой скаты седловины пологие, крутые подвалья отсутствуют.

Нормальный перекат - перекат с незаходящими одна за другую плесовыми лощинами. Плесовые ло­щины, примыкающие к перекату, плавно соединяются ко­рытом через седловину переката.

 

Сдвинутый перекат характерен тем, что его верхняя и нижняя плесовые лощины заходят одна за дру­гую.

 

Сдвоенный перекат по существу, состоит из двух перекатов, причем сочетания их могут быть самые различные. Например, оба переката нормального типа или один перекат нормального типа, а другой сдвинутый.

 

Перекат-россыпь часто образуется на расши­ренных прямолинейных участках русла в результате появ­ления нескольких заструг от противолежащих песчаных кос и разбросанных между ними шалыг. Неопределенность рельефа дна и неустойчивость его формы затрудняют про­меры глубины и уточнение судоходной обстановки.

Устьевой перекат - результат взаимодейст­вия главной реки и притока, приводящий к образованию островов, разделяющих устье на рукава. В этих рукавах обычно расположены перекаты малоустойчивые и наиболее затруднительные для судоходства. На участке главной ре­ки, прилегающем к устью притока, также образуются пе­рекаты-россыпи.

В межень направление течения во многом зависит от формы подвалья, если перекат имеет ровное подвалье, то свальное течение, как правило, отсутствует и наоборот.             

Перекаты постоянно передвигаются вниз по течению со скоростями, зависящими от уклона поверхности воды, размеров переносимых частиц грунта и т.д.

В среднем течении крупных равнинных рек сдвиг перекатов может достигать до 100 метров в год. Для безопасной проводки судна через перекаты основное условие заключается в том, чтобы судно было поставлено параллельно направлению струй течения.

Кроме того, при подходе к гребню необходимо уменьшить скорость хода, так как при большой скорости, вытесненная корпусом вода, ударяясь о гребень переката и отражаясь от него, ударяется в подводную часть судна и вызывает изменение его направления движения (рыскливость).

 

Судоводитель должен знать, что на отдельных участках реки в районах переката течение реки может резко менять свое направление, иногда почти в обратную сторону, а наличие неровностей дна стесняет водный поток и изменяет внешний вид поверхности воды.     

При наличии большого камня на небольшой глубине, вода стремится обойти препятствие со всех сторон.

Часть воды будет обтекать камень, а другая часть поднимется над камнем, в связи с этим над самим препятствием повышенная поверхность потока будет гладкая, а пониженная - неровная (рябь). Определение подводных опасностей судоводителем производится либо с помощь наметки, либо по внешнему виду поверхности воды.

Верхнее, среднее и нижнее течения рек харак­теризуются определенными гидрологическими особенностями. Обыч­но верховье реки по сравнению с низовьем имеет большие скорости те­чения, малые глубины и значительное число перекатов. Например, р. Енисей в верховье имеет скорость течения от 7 до 10 км/ч и глубину 2-3 м, а в низовье скорость около 2,5 км/ч и глубину 20-40м.

Изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах и грунтах называют водным режимом.

Уровень воды - это высота поверхности воды в водном объекте над условной горизонтальной плоскостью сравнения.

Исходный пункт нивелирной сети России (нуль Кронштадтского футштока).

 

ФАЗЫ ВОДНОГО РЕЖИМА РЕКИ.

Фаза водного режима реки — характерное со­стояние водного режима реки, повторяющееся, в определенные гидро­логические сезоны в связи с изменением условий питания. Основными фазами водного режима реки являются половодье, паводок и межень.

ПОЛОВОДЬЕ - фаза водного режима реки, ежегодно повто­ряющаяся в данных климатических условиях в один и тот же сезон, характеризующаяся наибольшей водностью, высоким и длительным подъемом уровня воды и вызываемая снеготаянием или совместным таянием снега и ледников. Различают половодье весеннее, весенне-летнее и летнее.

ПАВОДОК - фаза водного режима реки, которая может много­кратно повторяться в различные сезоны года. Она характеризуется интенсивным, но обычно кратковременным увеличением расходов и уровней воды и вызывается дождями или снеготаянием во время отте­пелей.  

КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ ПАВОДОК - выдающийся по величине и редкий по повторяемости, могущий вызвать жертвы и разрушения.

НАВОДНЕНИЕ - затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием.

МЕЖЕНЬ – ФАЗА ВОДНОГО РЕЖИМА РЕКИ, ежегодно повторяющая­ся в одни и те же сезоны, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ МАЛОЙ ВОДНОСТЬЮ, ДЛИТЕЛЬНЫМ СТОЯНИЕМ НИЗКОГО УРОВНЯ, которая возникает вследствие уменьшения питания реки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.14 (0.071 с.)