Казахское ханство в XV–XV II вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Казахское ханство в XV–XV II вв.



                                 Тестовые вопросы

1. От какого государства отделились султаны Джанибек и Герей?

2. Кто основал Казахское ханство, и где оно было образовано?

3. Как происходило формирование казахской народности?

4. Раскройте значение этнонима «казах»?

5. Раскройте значение термина «жуз»?

6. Какие племена входили в Младший жуз?

7. Какие племена входили в Средний жуз?

8. Какие племена входили в Старший жуз

9. В чем заключалась причина войн между Казахским ханством и ханством Шайбани в начале XVI в.?

10. Как развивались Казахское ханство после хана Касыма, кто из казахских ханов называл себя ханом казахов и калмыков?

11. При каком хане был издан сборник законов «Жеты жаргы»?

 

                       Информационный материал

1В 1465г. возникло Казахское ханство, это был закономерный процесс. Султаны Джанибек и Герей откочевали от Шайбанида Абулхайра в Могулистан.

2 Правитель Могулистана Есен Буга –хан заключил с Джанибеком м Гереем – первыми казахскими ханами – союз, стремясь их использовать как военную силу для укрепления своего государства, он предоставил им земли в междуречье Чу и Таласа. В итоге Джанибек и Герей сосредоточили здесь около 200 тыс. кочевников – своих сторонников. В 1462г. правитель Могулистана Есенбуга –хан умер, это укрепило позиции Джанибека и Герея, обладавших реальной силой. Боясь их усиления Абулхайр в 1468г. предпринял поход против них, но скоропостижно умер. Джанибек и Герей включились в борьбу за власть в Дешт-и- Кыпчаке.

3 Формирование казахской народности происходило на основе племен и племенных объединений, издревле населявших территорию Казахстана. Оно тесно связано с этнополитическим процессом древности и раннего средневековья.

Этногенез включает в себя формирование собственной социально-территориальной организации – государственности; этническое самосознание, то есть осознание этнической принадлежности; общность языка, материальной и духовной культуры, традицией, обычаев, обрядов; самоназвание.

Корень этногенетических процессов в Казахстане уходит в древность и связан он с древнейшими насельниками его территории, а также культурой андроновцев, саков, ранних государств и средневековыми государственными образованиями.

4 С возникновением Казахского ханства возник и этноним «казах», до этого с середины XIVв. население Ак Орды было известно под именем «узбеки», по-видимому, по имени хана Узбека (1312-1342гг.), кочевыми узбеками называли себя и жители Абулхайра. Откочевавшее с Джанибеком и Гереем часть населения Узбекского улуса стало себя казывать «узбек-казаки», а затем «казаки». В период образования самостоятельного ханства Джанибека и Герея имя «казах» приобрело всеобщее значение.

    Этимология термина «казах» уходит своими корнями к тюркским традициям и согласно трактовки известных ученых – востоковедов означает вольный, свободный, независимый человек.

5 Особенностью Казахстана является то, что на его территории возникли жузы – племенные объединения, принадлежащие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. Жузы: Старший, Средний и Младший. Ясно, что появление их – это не единовременный акт, но письменно их существование отражено в восточных хрониках XVIв.

6 Младший жуз составляли три главных рода – алимулы, байулы, жетыру. Алимулы – карасакал, каракесек, торт кара, шомекей, шекты, кытай. Байулы – адай, жаппас, алаша, байбакты, маскар, бериш, таздар, есентерим, шеркеш, тана, казылкурт, шейхарт. Жетыру – табын, тама, кердери, керейт, жагалбайлы, тилеу, рамадан.

7 Канглы, кыпчак, конрат, керей, найман, аргын, уак, таракты.

8 Дулат, албан, жалаир, шапырашты.

9 В XVI в. Казахское ханство расширялось, оно поддерживало связи со Средней Азией, Поволжьем, Сибирью, Россией. После Джанибека и Герея ханом стал сын Герея Бурундук (1480–1511гг.), военачальником у него был султан Касым. Между ними шла борьба за власть, верх в ней одержал Касым и стал ханом (1511–1523гг.), с ним власть перешла к потомкам Джанибека. Касым – хан вошел в историю как «собиратель казахских земель». Главной задачей он считал борьбу за сырдарьинские города с шайбанидами Мавераннахра. Еще будучи султаном, в 1510г. он отвоевал у них большую часть городов Туркестана, а ставши ханом установил контроль над самым южным городом Сайрамом.

10 В 1523 г. Касым –хан умер, его преемником стал Тахир (1523-1533гг.), который в войне с монголами, узбеками утратил контроль над частью территории на юге и северо – западе ханства. Некоторое ослабление позиций Казахского ханства продолжилось и при брате Тахира – хане Буйдаше (1533-1534гг.)

Попытку значительно укрепить и объединить Казахское ханство предпринял сын Касым Хакк – Назар – хан (1538-1580гг.). Ему удалось присоединить территорию по левой стороне Яика, а также сохранить контроль над Туркестанскими землями. После смерти Хакк – Назар –хана его преемником стал внук Джанибека –Шигай (1580-1582гг.),  затем сын Шигая Таваккул (Тевеккель) (1586-1598гг.), который в грамоте русскому царю называл себя «Царем казацким и калмацким». После него ханом стал Есим(1598- 1628 гг), который усилил ханство.После смерти Есима положение Казахского ханства стало ухудшаться – джунгары угрожали Семиречью, бухарские войска – Ташкенту, разразились междоусобицы. Ханом стал Жангир (1628-1680гг.).

11 В 1680г. Ханский престол перешел к сыну Жангира – Тауке (1680-1718гг.), после     смерти которого в каждом жузе стали избирать своего хана. Чувствуя надвигающуюся внешнюю опасность, исходящую от джунгар и внутреннюю – междоусобицы, хан Тауке предпринял попытку сплотить казахское общество. С этой целью были созданы «Жеты Жаргы», буквально «Семь установлений», известных также под названием «Уложения хана Тауке» или «Законы хана Тауке» Существует несколько версий создания «Жеты Жаргы», по одной из них, в этом деле принимали активное участие влиятельные бии всех трех жузов: Старшего – Толе – би; Среднего – Казбек –би; Младшего – Айтеке –би. В своде законов, который образно называют «Степной конституцией», нашли своё отражение обычное право казахов, а также написанные законоположения казахских ханов, предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что он своими коронями уходит к Ясам Чингис – хана.

«Жеты-жаргы» юридически закрепляли нормы средневекового казахского общества. В них были самым тщательным образом изложены нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, семейных отношения, то есть охватывали практически все страны жизни казахского общества.

         



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.67.54 (0.006 с.)