Сравнительно-правовой анализ избирательных систем России и Германии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительно-правовой анализ избирательных систем России и Германии.



В Российской Федерации существует один глава государства – Президент России. В Федеративной Республике Германия же существуют две должности Главы государства – Федеральный Президент и Федеральный Канцлер.

В России Президент избирается путём прямых выборов, в Германии Канцлера без прений выбирает Парламент, т.е. Бундестаг, что характерно для парламентской республики, Федерального Президента выбирает Федеральное Собрание.

В Германии выборы в Бундестаг играют ведущую роль потому, что именно в Бундестаге избирается Федеральный Канцлер и итог зависит от партии или блока партий, которые заняли большинство мест в Бундестаге. Федеральный Президент ФРГ избирается Федеральный Собранием, органом, который состоит из депутатов Бундестага и равного числа членов представителей Федеральных земель, Федеральное Собрание созывается специально для выбора Федерального Президента. При выборах Федерального Президента результат зависит и от принадлежности к партии членов представителей Федеральных земель.

В России выборы в Государственную Думу и выборы Президента страны никак не связаны, избранный Президент РФ не обязательно является членом победившей на выборах в ГД ФС РФ партии. В Германии результат выборов Канцлера и Президента, как уже было сказано, зависит от победившей партии на выборах в Бундестаг, т.к. результат выборов зависит от большинства мест в Бундестаге. Срок легислатуры Федерального Канцлера равен сроку легислатуры Бундестага, новый Бундестаг заново избирает Канцлера. Федеральный Президент Федеративной Республики Германии сохраняет свои полномочия на протяжении 5 лет до созыва нового Федерального Собрания. Президент России избирается гражданами России сроком на 6 лет с 2012 года, ранее срок полномочий Президента РФ составлял 4 года. Подобных изменений в избирательной системе ФРГ не было.

Как можно заметить, в Германии выборы Канцлера и Президента напрямую зависят от выборов в Парламент, что подтверждает наличие в ФРГ парламентской республики. В России выборы в Парламент и выборы Президента никак не связаны, более того, Президент РФ может распустить Государственную Думу – одну из палат Парламента, что может свидетельствовать о сильной президентской власти, т.е. о наличии президентской республики.

Президент России приносит присягу в торжественной обстановке с депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, присяга обращена к народу, а текст установлен в Конституции: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»[32].

Федеральный Президент Федеративной Республики Германии тоже имеет присягу, которую он приносит перед членами Бундестага и Бундестага, её текст также установлен в Основном Законе ФРГ: «Я клянусь посвятить свои силы благу немецкого народа, умножать его достояние, оберегать его от ущерба, блюсти и охранять Основной закон и законы Федерации, добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношению к каждому. Да поможет мне Бог».[33]

Можно заметить, что в присяги Федерального Президента присутствует религиозное обращение, однако оно не обязательно должно быть включено в присягу Федерального Президента.

Президентом Российской Федерации может стать гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет. Федеральным Президентом Федеративной Республики Германия может стать гражданин ФРГ, достигший 40 лет.

Президент РФ не может занимать совою должность более двух сроков подряд, а Президент ФРГ может переизбираться только 1 раз, т.е. не может занимать должность Президента более двух сроков.

   Назначение выборов Президента России относится к ведению Совета Федерации. Днем выборов является Первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня его избрания. Если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента.

Кандидат на пост Президента РФ, может быть выдвинут партией или выдвинут в порядке самовыдвижения. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей.

Политическая партия обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей. Ранее число собранных подписей для выдвижения в порядке самовыдвижения должно было равняться не менее 1.000.000 человек. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.

Кандидатов на пост Федерального Президента выдвигают партии Бундестага, далее за его кандидатуру голосуют депутаты Бундестага.

Назначение выборов Президента ФРГ относится к ведению специального органа – Федерального Собрания. Федеральное собрание созывается не позднее, чем за 30 дней до истечения срока полномочий Президента ФРГ. Место и время созыва Федерального собрания определяет председатель Бундестага; он же руководит работой собрания.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России.

В Германии, в отличие от России, существует однопалатный Парламент - Бундестаг. Но, как было сказано во второй главе, государственный законодательный орган Бундесрат можно назвать Верхней палатой Парламента, хотя по законодательству Парламент ФРГ однопалатный (Бундестаг).

Парламент в РФ, Федеральное Собрание, двухпалатный. Но его Двухпалатность не ведет к признанию одной палаты Верхней, а другой Нижней. Государственная Дума и Совет Федерации, составляющие Федерального Собрания, являются равноправными палатами Парламента, которые действуют независимо друг от друга и могут собираться совместно лишь в отдельных случаях.

В ФРГ члены Бундесрата, в отличие от членов Совета Федерации, имеют право присутствовать на заседаниях Бундестага и его комитетов.

Совет Федерации и Бундесрат являются представительными органами Субъектов Федерации в России и Федеральных земель в Германии, это их сходство, различается только порядок формирования. В Германии Бундесрат формируется пропорционально количеству жителей той или иной Федеральной земли, в России формирование Совета Федерации не зависит от количества жителей Субъекта Федерации, вне зависимости от демографического показателя в СФ ФС РФ входят по 2 представителя от каждого Субъекта Федерации. В Совет Федерации на 2017 год входят 170 членов, а в Бундесрат 69.

Российская и Германская избирательные системы при выборах в Парламент стран  имеют сходство в том, что каждый избиратель обладает двумя голосами, а также, что голосование идет как по партийным спискам, так и по кандидатам, т.е. наличием смешанной системы.

  Голосование по одномандатным округам проходит в России и в Германии по мажоритарной системе простого большинства. Только в Германии, в отличие от России, результаты голосования по одномандатным округам и по земельным спискам партий связаны.

Из отличий следует отметить еще и то, что в России используются общефедеральные партийные списки, а в ФРГ – земельные, т.е. в России партийный список един и распространяется на всю страну, а в Германии партийный список составляется для каждой Федеральной земли, которые в совокупности и составляют Федеративную Республику Германию

Что касается сходства, то стоит упомянуть и 5%-й барьер, который установлен в обоих государствах для того, чтобы партия получила представительство в парламенте.

Также следует отметить, что в России Депутаты Государственной Думы избирались по пропорциональной системе в 2007 и 2011 годах, с повышенным до 7% проходным барьером, в избирательной системе ФРГ с 1990 года не было подобных изменений.

Количество мест в Государственной Думы строго определено и равняется 450 депутатам. Бундестаг имеет минимум – 598 мест, но на данный момент в Бундестаг входят 709 Депутатов. Это связано со сложной системой распределения депутатских мест по пропорциональной системе.

Делегация молодых немецких политиков посетила Россию в рамках программы молодых лидеров в 2012 году. Во время визита Немецкие политики высказывались о схожести Государственной Думы и Бундестага: «Многие делегаты отмечали, что российский парламент и Бундестаг имеют много общего. Однако российские законодательные инициативы не всегда доводятся до конца, так как у Думы в отличие от Бундестага нет таких широких полномочий. И политические дискуссии проходят не так напряженно».[34]

После утверждения Конституции Российской Федерации в 1993 году, Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избирались на два года(1993—1995), что было установлено в разделе «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ. Это было вызвано необходимостью обеспечить плавный переход от старой конституционной системы, с тем, чтобы сначала выявить жизнеспособность нового парламента и критерии оценки депутатов. В декабре 1995 г. Совет Федерации уже не избирался, а был сформирован на новой основе (депутаты, как и предусмотрено Конституцией РФ, стали именоваться членами Совета Федерации), а депутаты Государственной Думы были избраны на срок четыре года.

После объединения Германии в 1990 году такого переходного периода, как в России, не было. Законы ГДР полностью утратили силы, а власть ФРГ распространилась на все земли Германии, сохранилось и официальное название – Федеративная Республика Германия.

 


 

Заключение.

Итак, делая окончательные выводы, мы можем справедливо отметить, что цель данной работы можно считать достигнутой. В этой работе мы постарались проанализировать все аспекты избирательных систем Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, которые касаются выборов Глав Государств и выборов в Парламент двух стран. Мы достаточно подробно рассмотрели основные виды избирательных систем – мажоритарная система, пропорциональная система и смешанная система. В особенности фокус нашего внимания был устремлён на изменения, которые происходили в области избирательных систем заявленных стран в период с 25 декабря 1993 года и 3 октября 1990 года для России и Германии соответственно.

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Общность в избирательной системе России и Германии, двух стран с федеративным национально-государственным устройством, заключается в том, что выборы в Парламент стран проходят по смешанной избирательной системе. Только в России распределение депутатских мест в Государственной Думе по мажоритарной избирательной системе и по пропорциональной избирательной системе никак не зависят друг от друга, число мандатов строго определено. В Германии же результаты голосования по одномандатным округам и по земельным спискам партий связаны. Число депутатских мест в Бундестаге имеет минимум – 598 мест, но на деле депутатов больше, это происходит из-за перерасчета мандатов в округах, где изменяется численность проживающих избирателей.

2. Разность в избирательных системах РФ и ФРГ заключается в форме выборов Глав Государств. В Германии две должности Главы Государства – Федеральный Президент и Федеральный Канцлер, причём у Президента гораздо меньше государственных функций, чем у Канцлера. В России одна должность Главы Государства – Президент Российской Федерации. Выборы Федерльного Президента ФРГ происходят в Федеральном собрании, специально органе, который состоит из равного числа депутатов и представителей Федеральных земель и созывается специально для выбора Федерального Президента. Федеральный Канцлер Федеративной Республики Германия избирается в Бундестаге по предложению Федерального президента. Выборы Канцлера и Президента в Германии доказывают, что в Германии утвердилась Парламентская республика. Президент Российской Федерации выбирается путём всеобщего голосования граждан, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок легислатуры Федерального Канцлера и Федерального Президента зависит от срока легислатуры Бундестага. Срок действия полномочий Президента Российской Федерации не зависит от срока полномочий Государственной Думы, Президент РФ не обязательно является членом партии, которая занимает большинство депутатских мест в ГД РФ.

Список используемой литературы.

Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», №31 от 4 августа 2014 года, ст. 4398

2. Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991.

3. Закон о выборах Федерального Президента Федеральным собранием от 25 апреля 1959 года.

4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" от 30.12.2008 N 6-ФКЗ.

5. Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Научная литература:

6. Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия. – М.: НОРМА,2012.

7. Веденеев Ю.А., Мостовщиков В.Д. Введение в избирательное право. - М.: РЦИОТ, 2008

8. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2001.

9. Дейшле В. А., Лобжанидзе А. А. ПОЛИТОЛОГИЯ: терминологический словарь // Уч. пособие. – М.: МАДИ, 2012

10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999.

11. Любарев А.Е. Избирательные системы: российский и мировой опыт - М.: РОО «Либеральная миссия»; Новое литературное обозрение, 2016.

12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации 6-е издание, измененное и дополненное.- М.: НОРМА,2007

13. Зарубежные страны: Конституции и законодательные акты: Сборник документов./ Сост. Мальцев В.А. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2000.

14. Международные избирательные стандарты. / Отв. ред. кандидат юридических наук А.А. Вешняков / Науч. ред. доктор юридических наук В.И. Лысенко. – М.: Весь Мир, 2004.

15. Сморгунов Л. В. Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012.

Интернет - ресурсы.

16.  Бондаренко М. ЦИК обнародовал окончательные итоги выборов в Госдуму [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbc.ru

17. Бундестаг и Бундесрат Германии: порядок формирования, внутренняя организация, компетенция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net

18.  Кочеткова А. Немецкие политики сравнили Думу и Бундестаг [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.mk.ru

19.  Лейбо Ю.И. Избирательная система германии: традиции и перспективы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.mgimo.ru

20. Пропорциональная избирательная система и ее разновидности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/.

21. Результаты выборов в Думу II созыва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politika.su

22.  Результаты выборов в Думу IV созыва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politika.su

 

 

 

 


[1] Международные избирательные стандарты. М., 2004. С. 43.

[2] Дейшле В. А., Лобжанидзе А. А. ПОЛИТОЛОГИЯ: терминологический словарь // Уч. пособие. Москва,2012 с.22

[3] Там же

[4] Дейшле В. А., Лобжанидзе А. А. ПОЛИТОЛОГИЯ: терминологический словарь. Учебное пособие. Москва,2012 с.22

[5] Дейшле В. А., Лобжанидзе А. А. ПОЛИТОЛОГИЯ: терминологический словарь. Учебное пособие. Москва,2012 с.23

[6] Конституция Российской Федерации статья 81.

[7] Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы".

[8] Конституция Российской Федерации статья 81, п.2.

[9] Конституция Российской Федерации статья 81, п.3.

[10] Конституция Российской Федерации статья 102 ч.1 п. «д»

[11] Конституция Российской Федерации статья 82.

[12] Конституция Российской Федерации статья 94.

[13] Конституция Российской Федерации глава 5.

[14] Конституция Российской Федерации статья 95.

[15] Конституция Российской Федерации статья 99.

[16] Конституция Российской Федерации статья 100

[17] Конституция Российской Федерации статья 95 часть 2

[18] Конституция РФ статья 96 часть 2.

[19]Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

[20] Дума отменила графу "против всех" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vesti.ru

[21] Бондаренко М. ЦИК обнародовал окончательные итоги выборов в Госдуму [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbc.ru

[22] Результаты выборов в Думу IV созыва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politika.su

[23] Результаты выборов в Думу II созыва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politika.su

[24] Закон о выборах Федерального Президента Федеральным собранием от 25 апреля 1959 года.

[25] Основной закон Федеративной Республики Германия статья 54 часть 3.

[26] Основной закон Федеративной Республики Германия статья 54

[27] Основной закон Федеративной Республики Германия статья 61

[28] Основной закон Федеративной Республики Германия статьи 63-69.

[29] Основной закон Федеративной Республики Германия статьи 38-48.

[30] Основной закон Федеративной Республики Германия статьи 38 и 39.

[31] Основной закон Федеративной Республики Германия статьи 50-53.

[32] Конституция Российской Федерации статья 82 п.1

[33] Основной Закон Федеративной Республики Германия статья 56.

[34] Кочеткова А. Немецкие политики сравнили Думу и Бундестаг [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.mk.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.064 с.)