Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Избирательная система Федеративной Республики Германия.

Поиск

Федеративная Республика Германия является страной с парламентской формой правления. В парламентских системах представительный орган призван формировать правительство и, как правило, поддерживает его своим большинством

Федеральный Президент Федеративной Республики Германия является главой государства. По сравнению с главами других государств Федеральный Президент имеет мало возможностей влиять на ежедневную политическую деятельность. Он представляет ФРГ в мире.

Порядок выборов Президента ФРГ прописан в Федеральном законе[24]. В Федеративной Республике Германия избрание президента проходит путём голосования в парламенте, что характерно для парламентарной республики.                                  Для этого, как указано в  Основном законе ФРГ[25], создаётся Федеральное Собрание, которое состоит из членов парламента (Бундестага) и равного числа членов, избранными народными представительствами земель на началах пропорциональности. Кандидатуры на пост президента предлагаются ведущими партиями, и, как оговорено в конституции, в ходе этих выборов в Федеральном Собрании не допускаются какие-либо прения. «Избранным считается лицо, получившее большинство голосов членов Федерального Собрания. Если в двух турах голосования такое большинство не собрано, избранным считается тот, кто в следующем туре соберёт наибольшее число голосов». Президент Федеративной Республики Германия избирается сроком на пять лет.

Федеральное собрание созывается не позднее, чем за 30 дней до истечения срока полномочий Президента ФРГ. Место и время созыва Федерального собрания определяет председатель Бундестага; он же руководит работой собрания.

К выборам президента в Федеративной Республике Германия, как и в других странах, предоставляются определённые требования. Эти требования изложены в Конституции ФРГ[26]. Во-первых, это национально-этнический ценз, то есть кандидат в президенты ФРГ обязательно должен обязательно обладать её гражданством. Во-вторых, это наличие избирательного права, то есть права быть избранным в парламент (Бундестаг). В-третьих, это возрастной ценз, то есть возраст кандидата в президенты должен быть не меньше сорока лет. Непосредственное переизбрание допускается только один раз.

При своём вступлении в должность Федеральный президент приносит перед собравшимися членами Бундестага и Бундесрата присягу.

В Федеративной Республике Германия президент вступает в должность незамедлительно, что характерно для стран, где президент избирается не на всеобщих выборах, а путём голосования в парламенте.

Согласно Основному закону, федеральный президент может быть лишён должности, если Федеральный конституционный суд установит, что он виновен в умышленном нарушении конституции ФРГ или федерального закона. Обвинение в этом могут выдвигать перед Федеральным конституционным судом Бундестаг или Бундесрат (предложение о предъявлении обвинения должно быть предоставлено от имени не менее 1/4 депутатов Бундестага или 1/4части голосов Бундесрата, а решение о предъявлении обвинения требует большинства 2/3 депутатов Бундестага или 2/3 Бундесрата). После предъявления обвинения Федеральный конституционный суд может своим приказом временно отстранить президента от должности[27].  Полномочия Федерального Президента заканчиваются с созывом нового Бундестага

Однако наравне с Федеральным президентом в ФРГ существует вторая должность Главы ФРГ – Федеральный Канцлер ФРГ. Канцлер Германии выбирается, в отличие от Федерального Президента, Бундестагом, а не Федеральным собранием.

Федеральный канцлер избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов членов Бундестага. Канцлер утверждается Федеральным президентом. Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение четырнадцати дней после этих выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, немедленно проводится новый тур голосования, после которого избранным считается лицо, получившее наибольшее число голосов. Если избранное лицо собрало большинство голосов членов Бундестага, Федеральный президент должен назначить его в течение семи дней после выборов. Если   избранное лицо не собрало такого большинства, Федеральный президент должен в течение семи дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг. 

Федеральный Канцлер формирует правительство ФРГ, которое состоит из Федеральных министров. Президент назначает и увольняет министров по предложению Канцлера. При вступлении в должность Федеральный Канцлер и министры приносят присягу Бундестагу, текст присяги тот же, что в присяге Федерального Президента. Канцлер определяет основные направления политики и несёт за них прямую ответственность. Федеральный канцлер ведет дела правительства согласно Регламенту, принятому Федеральным правительством и одобренному Федеральным президентом.

Все вышеперечисленные положения о Канцлере Германии закреплены в Основном Законе ФРГ[28].

По смыслу основного закона и согласно теоретическим концепциям ученых ФРГ, парламент в стране однопалатный; им является Бундестаг, осуществляющий законодательную и иную деятельность, которая прописана в Основном законе ФРГ.[29]

При выборах в Бундестаг действует смешанная избирательная система, поскольку половина депутатов Бундестага избирается в одномандатных избирательных округах, а остальные по партийным спискам (земельным спискам) при наличии «пятипроцентной оговорки», означающей, что партиям, получившим менее 5 % голосов избирателей на территории всей страны, мест в Бундестаге не предоставляется. В Бундестаг 19 созыва (2017 год) вошли 709 депутатов.

Бундестаг избирается на 4 года путем всеобщих, прямых, равных выборов. Депутаты Бундестага, согласно основному закону, являются представителями всего народа, не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести. [30]

Каждый избиратель имеет два голоса — первый для избрания депутата по избирательному округу, второй — для голосования по земельному списку кандидатов. В первом случае избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов (мажоритарная избирательная система). Очень сложен порядок распределения мандатов по земельным спискам (пропорциональная избирательная система); вкратце это происходит следующим образом: подсчитываются только голоса, не набравшие 5%, полученные каждой партией. В соответствии с их числом и соотношением определяется все количество мандатов, получаемых конкретной партией, затем половина мандатов распределяется между кандидатами, победившими в избирательных округах, а остальные отдаются кандидатам, включенным в партийные списки.

При выборах в избирательном округе предложение о кандидатах могут вносить политические партии, а также лица, обладающие активным избирательным правом, группой не менее 200 человек. При этом предложение о кандидате должно содержать имя только одного кандидата. Каждый кандидат может быть предложен только в одном избирательном округе, и только в одном предложении о кандидате по данному избирательному округу.

Земельные списки кандидатов могут быть представлены только партиями. Каждый кандидат может быть выдвинут только в одной земле, и в ней он может быть внесен только в один партийный список.

День выборов назначает Федеральный президент, он должен приходиться на воскресенье или на установленный законом нерабочий день. Голосование осуществляется лично избирателем, к голосованию допускается лишь тот, кто внесен в список избирателей или имеет удостоверение на право голосования; предусмотрена и возможность голосования по почте.                                  

Однако наравне с Бундестагом в ФРГ существует еще один государственный законодательный орган – Бундесрат. Основные положения о Бундесрате прописаны в Основном законе ФРГ.[31]

Некоторые российские теоретики полагают, что парламент в ФРГ состоит из двух палат — Бундестага (нижняя) и Бундесрата (верхняя), не имеющих равного статуса. Последнее обстоятельство находит свое выражение в порядке формирования палат, сроках полномочий, объеме полномочий и т. д. Через посредство Бундесрата земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией и в делах Европейского Союза. Бундесрат состоит из членов правительств земель, которые их назначают и отзывают. Этих лиц могут представлять другие члены правительств земель.

Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами; земли с населением свыше двух миллионов имеют четыре голоса, с населением свыше шести миллионов — пять голосов, с населением свыше семи миллионов — шесть голосов. На 2017 год в Бундесрате 69 членов.

Каждая из 16 земель  может послать в Бундесрат столько членов, сколько она имеет голосов. Голоса земли могут подаваться только согласованно и только присутствующими членами Бундесрата или их представителями.

Члены Бундесрата имеют доступ на все заседания Бундестага и его комитетов. Они должны быть заслушаны в любое время.

При различной раскладке политических сил на уровне федерации и в землях Бундесрат может стать политическим противовесом, он зачастую препятствует Бундестагу в проведении законопроектов, особенно ухудшающих правовой статус земель, так как в бундесрате принято ставить интересы своей земли выше партийной линии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.109 (0.009 с.)