Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Внутренняя политика Ивана IV (1533–1584)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После смерти Василия III великокняжеский престол занял его трехлетний сын Иван. Фактически же государством правила его мать Елена Глинская. Не утихала борьба за власть между группировками князей, что приводило к ослаблению центральной власти. По мере взросления Ивана постепенно формировалась новая правящая элита. Политическим деятелем, сыгравшим ключевую роль в последующих событиях, был митрополит Макарий. Благодаря Макарию в окружении молодого правителя оказались те люди, которые были способны провести необходимые реформы. Юному царю (в 1547 г. Иван IV впервые в русской истории коронован на царство) необходимо было укрепить свою власть. Русское дворянство было особо заинтересовано в проведении реформ, которые были разработаны И.С. Пересветовым. Необходимость перемен он изложил царю в двух челобитных (прошение, заявление, жалоба в Русском государстве XV – начала XVIII в.): идея сильной царской власти, обуздания боярского самоуправства, опора на служилых людей (дворян). Эта программа была поддержана царем. Была создана Избранная рада, в которую вошли князь А.М. Курбский, М.И. Воротынский, священник Сильвестр, А.Ф. Адашев, И.М. Висковатый. Наиболее авторитетными политиками нового правительства были Адашев и Сильвестр. Избранная рада стала играть роль боярской думы. Она просуществовала до 1560 г. и подготовила ряд преобразований. При Иване IV значение Боярской думы заметно уменьшилось. Возвышение авторитета царской власти, усиление роли духовенства и складывание поместного землевладения привели к возникновению нового органа – Земского собора. В 1549 г. царь впервые выступил перед собранием епископов и находившимися в столице дворянами с речью о злоупотреблениях бояр и наместников во время его несовершеннолетия. Это событие стало первым в нашей истории заседанием сословно‑представительного органа – Земского собора. В его работе участвовали представители всех сословий, кроме крепостных и холопов. Земский собор 1549–1550 гг. принял новый Судебник, где было подтверждено право перехода крестьян только в Юрьев день, увеличено пожилое. По Судебнику все население должно было нести тягло (натуральные и денежные налоги), была установлена единая система обложения – «соха». В начале века в России появились первые приказы (см. приказная система управления), которые первоначально назывались «избами». К середине XVI в. их было уже несколько десятков. Разными сферами государственной жизни ведали Разрядный, Пушкарский, Стрелецкий, Посольский, Приказ Большой казны и т. д. Были приказы, занимавшиеся определенными территориями. Оформление приказной системы позволило централизовать управление, но на местах такая система еще не сложилась. К середине века кормления были отменены. Была проведена реформа управления на местах: возникли должности губных старост (см. губа), которые ведали сбором налогов, податей, вершили суд на местах. В городах управление осуществляли «излюбленные головы». Там, где не было дворянского землевладения, посадские и черносошные крестьяне избирали земских старост (см. Земская изба). Таким образом, сложился аппарат государственной власти в форме сословно‑представительной монархии. Военная реформа ограничивала местничество, но только на время военных действий. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» – 1070 провинциальных дворян, которые должны были укрепить власть царя. Было составлено Уложение о службе. Шагом вперед в военном деле стало создание стрелецкого войска (см. стрельцы).
Тема 4. Внешняя политика
Основными задачами внешней политики были: на западе – проблема выхода к Балтийскому морю, на юго‑востоке – борьба с Казанью и Астраханью, на юге – защита от набегов крымского хана, на востоке – завоевание Сибири. В 1552 г. была взята Казань. Через четыре года после этого события была присоединена Астрахань (1556). Весь Волжский торговый путь оказался в составе России. Добившись блестящих успехов на востоке, Иван IV обратил свое внимание на владения Ливонского ордена. Ливонская война (1558–1583) длилась 25 лет. Целью России было получить выход к Балтийскому морю, приобрести новые, хорошо освоенные земли. Ливонская война имела два этапа. Первый характеризуется успехами России: взято 20 городов, среди них – Нарва, Юрьев. Войска продвинулись к Риге и Ревелю. В 1560 г. войска Ливонского ордена были разбиты, а его магистр попал в плен. Это повлекло за собой распад ордена (1561 г.) и переход земель под власть Польши, Дании, Швеции. Россия оказалась перед коалицией европейских государств, и ситуация резко изменилась. Наступил второй, трудный для России, этап. Среди бояр росло сопротивление политике Ивана IV, его пиком явилась измена одного из ближайших соратников царя – князя А.М. Курбского, перешедшего к полякам. Война стала складываться для России неудачно. В 1569 г. Польша и Литва объединились в одно государство – Речь Посполитую. Король Речи Посполитой Стефан Баторий перенес военные действия на территорию России. Героическая оборона Пскова (1581), когда жители города отбили более 30 штурмов и совершили более 50 вылазок против поляков, позволила заключить перемирие на 10 лет, однако Россия отказывалась от всех завоеваний. Пользуясь слабостью страны, шведы вошли в русские пределы и взяли города Ям, Копорье и Корелу. Ивану пришлось заключить с ними мир (1583), уступив Эстляндию и захваченные шведами русские города. Неудачи в войне были следствием экономической отсталости России, слабой организации войска. Однако разгром Ливонского ордена явился важным политическим событием для Северо‑восточной Европы.
Тема 5. Опричнина (1565–1572)
С первыми поражениями русской армии в Ливонской войне вновь обострилась внутриполитическая борьба. В начале 1560‑х гг. царь отстранил от власти прежнее правительство и казнил нескольких видных бояр. Все это вызвало протест Думы и митрополита, и царь временно вынужден был отступить. Желание Ивана Грозного усилить самодержавную власть натолкнулось на привычное сопротивление бояр и княжат, вызванное традиционными представлениями о власти. Вопрос был в том, какими методами решать данную проблему. Сопротивление знати, неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности неустойчивой психики царя привели к террору как средству усиления центральной власти. Иван твердо усвоил мысль о том, что самодержавная власть есть лучшая форма правления, но его представления о «вольном самодержавстве» не соответствовали нормам поведения высшего слоя общества, так как в России отношения власти и подданных всегда регулировались не сколько законами, сколько неписаными нормами и традициями. Нельзя было просто отрубить голову боярину, надо было предъявить обвинения и заручиться поддержкой Думы. Царь Иван нашел своеобразный выход из создавшегося положения. В декабре 1564 г. он покинул Москву и остановился в Александровой слободе, откуда обратился к населению с двумя посланиями: в послании к духовенству и Боярской думе царь обвинял их в «изменах» и грозил своим отречением; в другом послании, обращенном к посадским людям Москвы, царь сообщал о том, что на горожан гнева не держит. Это был хорошо продуманный шаг – Иван Грозный знал, что его будут умолять вернуться на царство. Так и произошло. Условием возвращения было требование о выделении царю особого удела, который стал называться «опричниной» (от слова «опричь» – кроме). В опричнине вся власть принадлежала царю, в нее были включены наиболее важные, богатые земли и города. Остальная же часть государства стала называться земщиной, в которой власть формально принадлежала Боярской думе. На землях опричнины Иван усиленно стал «сажать» дворян, разоряя старинные удельные владения, выселяя представителей аристократии (бояр‑княжат) на земли земщины. В опричнине сложилась своя система государственного управления. Царь получил право казнить всех изменников, конфисковывать их имущество. Таким образом, главным содержанием опричнины стал террор против феодальной знати и церковных иерархов. Опорой террора явились дворяне, из которых состояло опричное войско. Настоящему разгрому подверглись территории, где сильны были позиции боярства. Главными опричными деяниями в 1565–1570 гг. стал террор против всех недовольных политикой царя, а также карательные походы на Тверь и Новгород с массовыми расправами над их жителями. Опричнина не только физически уничтожала бояр и княжат, но главное – подрывала их экономическую самостоятельность и политическую силу. Оппозицию царь разгромил, но общее положение страны заметно ухудшилось: эпидемия чумы, неурожаи, произвол при взимании налогов, прямые грабежи опричников явились причиной разорения крестьянских хозяйств и дворянских владений. Все это привело к тому, что в 1581 г. крестьянам было запрещено уходить из вотчин и поместий (см. «Заповедные лета»). Неспособность опричного войска отстоять Москву во время набега крымских татар показала необходимость объединить страну для укрепления ее обороноспособности. И в 1572 г. опричнина была ликвидирована. В XVI в. ни русское общество в целом, ни отдельные его сословия не достигли того уровня развития, который позволил бы противодействовать опричному террору. Иван IV опирался не только на насилие, но и на традиционные представления о праве монарха распоряжаться в государстве, как в своей вотчине. В итоге страна получила хозяйственную разруху. Были уничтожены механизмы управления государством, наблюдалось массовое бегство крестьян, холопов и даже дворян на окраины страны, что привело к возникновению системы крепостного права, то есть ликвидации личных прав крестьян. Были ослаблены внешнеполитические позиции России. Таковы были итоги правления Ивана IV Грозного.
МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ Во всех событиях XVI в. ощущался переломный характер. Поэтому описания данной эпохи очень противоречивы. В изучении особенностей политического развития Русского государства в XVI в. можно выделить несколько наиболее дискуссионных проблем. К середине XIX в. в российской исторической науке твердо установилось отношение к царю Ивану IV как к жестокому и злобному тирану. Н.М. Карамзин дал яркое и цельное представление об эпохе этого царя. Он взял на вооружение концепцию «двух Иванов», созданную современником и самым последовательным оппонентом грозного царя князем Андреем Курбским. Суть ее состоит в том, что первое время царь был «добрым и нарочитым», а затем погряз в жестокостях и грехах. В новейшей историографии преобладают негативные оценки личности и политики Ивана Грозного. Следует заметить, что поражающая воображение жестокость русского царя была обычным явлением даже для Западной Европы того периода и мало чем отличалась от деспотизма европейских дворов. В отечественной и зарубежной литературе отсутствует единое мнение относительно формы государственного правления, утвердившейся в России. Одни авторы характеризуют ее как сословно‑представительную монархию, другие – как сословную монархию. Некоторые определяют политическую систему России этого времени как самодержавие, понимая под ним деспотическую форму абсолютизма, приближающуюся к восточному деспотизму. На позиции исследователей оказывают влияние следующие обстоятельства. Во‑первых, негативное отношение к личности и политике Ивана Грозного, начало которой положил Н.М. Карамзин; во‑вторых, неясность, несовпадение смыслов, заключающихся в самих понятиях «самодержавие», «абсолютизм», «восточная деспотия». Наиболее авторитетная позиция состоит в том, что самодержавие XVI в. является русской национальной формой сословной государственности, в сознании народа сильны православные традиции по отношению к мирской власти вообще как к явлению, имеющему сверхъестественную силу. Таким образом, организация государственной власти в России не может быть отождествлена ни с разновидностями восточного деспотизма, ни с европейским абсолютизмом, во всяком случае до реформ Петра I. Схожая ситуация сложилась и в изучении деятельности земских соборов, их формирования, функций, взаимоотношений с царем. Сравнение этого института власти с близкими по характеру и деятельности представительными органами Западной Европы не приводит к согласованию позиций историков, так как содержит взаимоисключающие позиции. Представительные органы в России не имели постоянного состава, четко определенных функций, в отличие от сословно‑представительных органов власти европейских стран. Парламент в Англии и Генеральные штаты во Франции возникли как противовес королевской власти и находились, как правило, в оппозиции к ней, а земские соборы никогда не вступали в конфликт с царем. Эти факты дают возможность некоторым исследователям говорить о неразвитости земских соборов. Споры ведутся о смысле и цели опричнины. Наиболее авторитетным представляется мнение Р.Г. Скрынникова, который отстаивает мысль о том, что опричнина и ее террор не были подчинены единой цели. Начавшись как борьба с прежней правящей элитой – княжатами, опричнина переросла в конфликт между государственной властью и господствующим сословием в целом. Посредством опричнины царь разделил дворянство и натравил одну группу на другую. Итогом этого явилось утверждение неограниченной личной власти, но была утрачена стабильность монархии. Опричнина привела не только к физическому уничтожению людей, но и к тяжелым экономическим последствиям, к разрушению моральных ценностей и устоев общества. Практически все историки видят в опричнине один из факторов, подготовивших Смуту начала XVII века. Даты 1389–1425 – Правление Василия I 1425–1462 – Правление Василия II Темного 1433–1453 – Феодальная война 1440–1503 – Дионисий 1462–1505 – Правление Ивана III (род. в 1440 г.) 1471 – Битва на р. Шелони 1478 – Падение Новгородской республики 1480 – Стояние на р. Угре 1497 – Судебник Ивана III 1505–1533 – Правление Василия III 1533–1584 – Правление Ивана IV Грозного (род. в 1530 г.) 1547 – Провозглашение Ивана IV царем 1548–1560 – Избранная рада 1549 – Созыв первого Земского собора в России 1550 – Судебник Ивана IV 1551 – Стоглавый собор 1552 – Взятие Казани, присоединение Казанского ханства 1556 – Взятие Астрахани, присоединение Астраханского ханства 1558–1583 – Ливонская война 1564 – Издание Иваном Федоровым «Апостола» 1565–1572 – Опричнина 1571 – Набег крымцев на Москву 1581–1585 – Поход Ермака, начало покорения Сибири 1581 – Введение «заповедных лет» 1584–1598 – Правление Федора Иоанновича 1597 – Указы об «урочных летах» и о кабальных холопах 1598 – Конец династии Рюриковичей Личности Максим Грек (наст. имя Михаил Треволис) (ок. 1470–1556) – публицист, писатель, переводчик. В 1518 г. по приглашению князя Василия III прибыл из Афонского монастыря в Русское государство для перевода церковных книг. Принял активное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами, критиковал быт русского духовенства, выступал против эксплуатации крестьянства духовными феодалами, против системы кормлений, что привело к его ссылке. Идеал государства, по Максиму Греку, близок к идее сословно‑представительной монархии. Монарх, по его мнению, в своей деятельности должен руководствоваться нормами христианской морали. Максим Грек прославился как публицист: написал многочисленные проповеди, философские и богословские произведения. Адашев Алексей Федорович (?–1561) – государственный деятель, думный дворянин, окольничий, постельничий. С конца 1540‑х гг. – руководитель Избранной рады, инициатор реформ в области государственного строительства. Много лет был ближайшим сподвижником Ивана IV, хранителем его личной казны и печати. Возглавлял Челобитный приказ, направлявший деятельность практически всех государственных учреждений. Сторонник активной внешней политики России на восточном и южном направлениях. В 1560 г. подвергся опале; умер в Юрьеве. Басманов Петр Федорович (?–1606) – один из приближенных царя Бориса Годунова, боярин (с 1605). После смерти Бориса Годунова перешел вместе с войском на сторону Лжедмитрия I. Убит в мае 1606 г. в ходе восстания в Москве против самозванца. Басмановы – русские бояре и воеводы XV–XVII вв. Алексей Басманов был одним из первых опричников при Иване IV, отличился в Казанских походах (1545–1552), в войне с крымским ханом (1555), в Ливонской войне (1558–1583). Убит по приказу царя в 1570 г. В 1605 г. последний из Басмановых, Петр Федорович, был убит во время восстания в Москве. Баторий Стефан (1533–1586) – польский король с 1576 г. Участник Ливонской войны. В 1579 г. основал Вильнюсский университет. В 1582 г. Баторий заключил Ям‑Запольский мир с Русским государством. Бельские – литовский и русский княжеский род, потомки Гедимина. В конце XV в. приехали из Литвы на Русь. Иван Федорович Бельский с лета 1540 г. возглавлял боярское правление, был «первосоветником» Ивана IV до января 1542 г.; участвовал в борьбе за власть с Василием Шуйским; был сослан и убит по приказу Шуйских. Висковатый Иван Михайлович (?–1570) – государственный деятель, дипломат. Из небогатых феодалов. С 1549 г. – глава Посольского приказа, с 1553 г. – думный дьяк. Участник практически всех переговоров с зарубежными послами в 50–60‑х гг. XVI в. Сторонник активной внешней политики России. Первым начал работу по описанию документов Царского архива. Член Ближней думы царя, хранитель государственной печати. В период опричнины был обвинен в государственной измене и казнен. Воротынский Михаил Иванович (1510–1573) – военный деятель России. Руководитель Большого полка в походе на Казань. Командовал русскими войсками на южных и восточных рубежах страны. В 1573 г. арестован опричниками по обвинению в измене и умер под пытками Глинская Елена Васильевна (?–1538) – дочь князя Глинского, выходца из Литвы, жена Василия III, мать Ивана IV. В 1533–1538 гг. регентша при малолетнем сыне. Есть предположение, что она была отравлена боярами. Дмитрий Иванович (1582–1591) – сын царя Ивана IV Грозного и Марии Нагой. Получил в удел Углич, куда был отправлен вместе с матерью после смерти отца в 1584 г. Борисом Годуновым. Погиб в Угличе. Существуют две версии причины смерти царевича Дмитрия: первая – царевич был убит по приказу Бориса Годунова, устранившего претендента на престол; вторая – царевич сам случайно закололся ножом в припадке падучей болезни. Неправдоподобной является версия о том, что убит был не Дмитрий, которому якобы удалось спастись, а совсем другой человек. Эта версия была использована польскими феодалами для выдвижения самозванцев на русский престол и распространилась в период иностранной интервенции в Россию в начале XVII века. Ермак Тимофеевич (?–1585) – казачий атаман, предводитель похода в Сибирь, в результате которого распалось Сибирское ханство Кучума и было положено начало присоединению Сибири к Русскому государству. Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584) – великий князь московский и всея Руси (с 1533), русский царь (с 1547), сын Василия III и Елены Глинской. Детство прошло в обстановке обострившейся после смерти отца борьбы различных боярских группировок за власть. Был женат семь раз, имел пятерых сыновей и трех дочерей, но, за исключением Ивана, Федора и Дмитрия, все они умерли в малолетстве. Первые годы правил вместе с Избранной радой. Реформировал центральное и местное управление, военное строительство, создал законодательную базу правления. Около 1560 г. порвал с деятелями Избранной рады и подверг их опале. В 1558 г. начал Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю, которая длилась 25 лет и окончилась неудачей. После ряда поражений в войне Иван IV начал искать «виновных в измене». Устранив Избранную раду, Иван IV начал укреплять самодержавную власть, опираясь на дворянство и верхушку горожан. Уже в годы Ливонской войны он усилил борьбу с остатками феодальной раздробленности в стране, причем все чаще методами расправы с политическими противниками становятся опалы, казни, ссылки. С этой целью в 1565 г. была введена опричнина. В ходе опричного террора были истреблены многие представители боярской оппозиции, самих опричников, простого населения. За годы правления Иван включил в состав государства Чувашию, Башкирию, Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, ряд других территорий. В 1572 г. опричнина была отменена. Однако ее итогом явилось разорение и опустошение страны, подрыв крестьянского хозяйства и пресечение династии Рюриковичей (наследник престола, старший сын Иван был убит самим царем в 1581 г.). Характерной чертой социальной политики Ивана IV было усиление крепостного гнета (отмена Юрьева дня и введение «заповедных лет»). Несмотря на это, Иван IV получил в народе прозвище Грозного, отразившее представление о нем как о царе‑тиране, деспоте. Иван IV многое сделал для укрепления сильной централизованной власти в России. Курбский Андрей Михайлович (1528–1583) – князь, воевода, писатель. В течение долгого времени был другом Ивана IV. Член Избранной рады. Отличился в Казанских походах. В Ливонской войне командовал русской армией. Опасаясь начавшихся репрессий против бояр и опалы за военные неудачи, в 1564 г. бежал в Литву. Назначенный польским королем Сигизмундом II членом Королевского совета, воевал на стороне поляков. После побега написал Ивану Грозному три послания, в которых осуждал репрессии, критиковал его правление, отстаивал древние боярские права, высказывал соображения об идеальном государственном устройстве. В своих ответах Иван Грозный писал о необходимости самодержавной власти для России. Макарий (1482–1563) – церковный и политический деятель. Архиепископ Новгородский (с 1526), митрополит Московский и всея Руси (с 1542), сторонник укрепления самодержавия. Под его влиянием Иван IV принял в 1547 г. царский титул. Макарий – глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 г. добился отклонения Иваном IV проекта секуляризации церковных земель. Руководил антиеретическими церковными соборами 1553 и 1554 гг. Мстиславский Иван Федорович (?–1586) – князь, боярин, воевода. Влиятельный член земской Боярской думы в период опричнины. Участник Казанских походов 1549–1552 гг., Ливонской войны. Член регентского совета при Федоре Иоанновиче в 1584 г. Противник Бориса Годунова. Подвергнут опале в 1585 г. Пересветов Иван Семенович – русский писатель‑публицист XVI в., идеолог дворянства. В челобитных (посланиях), направленных Ивану Грозному, он изложил достаточно целостную и четкую концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем. «Государство без грозы, что конь без узды», – считал И.С. Пересветов. Сильвестр (?–1566) – протопоп, политический деятель и писатель, был священником в Новгороде, с 1540‑х гг. – священник Благовещенского собора Московского Кремля. Оказал большое влияние на Ивана IV, будучи его духовником (с 1547). Член Избранной рады. Автор одной из редакций «Домостроя». С 1560 г. – в опале, постригся в монахи. Скуратов‑Бельский Григорий Лукьянович (прозвище – Малюта) (?–1573) – думный дворянин, приближенный Ивана IV. Один из инициаторов и активных деятелей опричнины. Глава опричного террора. Погиб в 1573 г. в Ливонии. Строгановы – русские купцы и промышленники, крупнейшие землевладельцы и государственные деятели XVI – начала XX в. Выходцы из разбогатевших поморских крестьян. Федор Иоаннович (1557–1598) – сын царя Ивана IV Грозного и Анастасии Романовны. Был женат на Ирине Годуновой. Отличался смиренным характером, религиозностью. Царь Федор не был способен управлять государством, и фактически правителем страны являлся брат его жены Ирины – боярин Борис Годунов. Одними из важнейших событий в годы правления Федора были учреждение патриаршества в 1589 г. и издание Судебника. Во внешней политике при Федоре (по инициативе Бориса Годунова) были предприняты шаги по возвращению утраченных при Иване Грозном русских земель на Балтике в ходе русско‑шведской войны (1590–1593). Федор Иоаннович умер в 1598 г., не оставив после себя наследника. Династия Рюриковичей с его смертью пресеклась. Культура На рубеже 15-16 вв. завершился процесс образования единого русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига, завершилось формирование русской народности. Это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов. Общерусская культура этого периода была поностью подчинена служению "государеву делу". Заботами о Российском государстве проникнуты литература и общественная жизнь, зодчество и даже живопись. Царь пушка После долгих лет упадка начался подъем материальной культуры русского народа. Высокого развития достигло ремесленное производство и, особенно, литейное дело. Выделялись отливка пушек и колоколов, ткачество, гончарное дело и др. В 16 веке мастера стали бурить скважины свыше 100м, использовать силу воды в механике, попытались наладить производство бумаги. В Москве открылся пушечный двор. Знаменитым литейщиком 16 века был Андрей Чохов, автор знаменитой "Царь-пушки". Вскоре была организована Оружейная палата, ведавшая изготовлением и хранением ценного оружия и государственных регалий. Оружейная палата Просвещение Хозяйственные и политические достижения Руси этого времени оказали заметное влияние на повышения уровня грамотности и просвещения. Центром распространения грамотности были монастыри и города. Грамоте обучали в частных школах в основном священники и дьячки. Свидетельством довольно широкого распространения грамотности среди городского населения являются новгородские берестяные грамоты. берестяная грамота Иван Федоров Выдающимся событием русской культуры 16 века является книгопечатание, начало которому было положено в 1553 году. Спустя 10 лет в Москве была открыта типография, возглавили которую Иван Федоров (1510-1583) и Петр Мстиславец. В 1564 г. была напечатана первая книга"Апостол". Всего до конца 16 в. было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания. Архитектура. Архитектура конца XV-XVI вв. отразила возрастание международной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими мастерами участвуют мастера из Италии, которая в то время была передовой страной Европы. Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV - начале XVI в. В это время в строительстве стали использовать кирпич и терракоту. Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485-1495 гг. белокаменные стены Московского Кремля были заменены кирпичными. По образцу Успенского собора во Владимире итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти был сооружен новый Успенский собор. Храм поражает красотой пропорций, лаконизмом художественных средств. Русские летописи писали об Успенском соборе, что он "чуден величеством и высотою, и светлостию, и звонностию, и пространством". Успенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в. В 1484-1489 гг. псковскими мастерами был построен Благовещенский собор (домовая церковь великих князей) и церковь Ризположения. Итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 гг. был возведен Архангельский собор. В его внешнем виде уже ярко выразился светский стиль архитектуры. Основная конструкция - традиционная: крестово-купольный пятиглавный храм с шестью столбами, поддерживающими своды. Однако в наружном оформлении архитектор отошел от древнерусской традиции и использовал богатые архитектурные украшения (декор) итальянского Ренессанса. Архангельский собор был храмом-усыпальницей, куда перенесли гробницы всех великих князей, начиная с Ивана Калиты, здесь хоронили всех великих московских князей, а затем - царей до Петра I. В Московском Кремле возводились также и светские постройки, в том числе и Княжеский дворец, состоящий из отдельных построек, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата, построенная итальянскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо в 1487-1491 гг. Грановитая палата (названная так потому, что снаружи выложена большими гранеными камнями) предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Это просторное квадратное помещение с мощным столбом посредине, на который опираются четыре крестовых свода. Архитектурным центром Московского Кремля стал "Иван Великий" - столпообразная церковь-колокольня И. Лествичника надстроена в 1600. В XVII в. были построены Теремный дворец, Патриарший дворец и ряд небольших храмов (в XVIII в. - здание Сената, в XIX в. - Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата).
В XVII в. башни Московского Кремля получили существующие ныне ярусные и шатровые завершения. Среди башен наиболее значительная - Спасская, на ней часы - Кремлевские куранты (часы с боем). На территории Кремля хранятся памятники русского литейного искусства Царь-пушка (XVI в.) и Царь-колокол (XVIII в.). В законченном живописном ансамбле Московского Кремля воплотились идеи величия и силы единого Русского государства. Продолжилось храмовое строительство и в других городах. Монументальные соборы воздвигнуты в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове и в больших монастырях - Кирилло-Белозерском и др. Развивалось также и другое направление в зодчестве, связанное со строительством небольших посадских и вотчинных храмов. К этому времени была изобретена новая система кирпичных перекрытий - кресчатого свода, что позволило строить небольшие бесстолпные храмы. В архитектуре этих храмов более отчетливо выделялись светские элементы. Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа, в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций, основанных на деревянном зодчестве. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1530-1532) стала первым на Руси новым типом строения и по форме, и по высоте (около 60 м). Храм был построен в честь рождения наследника престола Василия III - будущего царя Ивана Грозного. Вариантом шатрового храма стал Покровский собор (собор Покрова на рву), получивший название собора Василия Блаженного - по имени известного московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Построенный в 1555-1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани, собор представляет собой группу из девяти столпообразных (столпных) храмов, размещенных на общем постаменте - высоком подклете и объединенных внутренними переходами и наружной галереей - гульбищем. Центральный храм увенчан большим шатром, вокруг которого расположились купола восьми приделов. Все они имеют форму восьмерика, идущего от традиций русского деревянного зодчества. Архитектурно-декоративное убранство собора богато и разнообразно. Живописность композиции и пышность наружного убранства, а также малая площадь отдельных приделов, где одновременно могут находиться пять-шесть человек, свидетельствуют о том, что собор замышлялся как храм-памятник. Он рассчитан в основном на внешнее восприятие. В XVI в. огромный размах получило крепостное строительство (строительство крепостей). Были построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове и других русских городах. В Москве в 1535-1538 гг. была возведена вторая линия укреплений, которая опоясала торгово-ремесленную часть столицы - Китай-город. В 1585-1593 гг. архитектором Петроком Малым была воздвигнута третья линия каменных укреплений Москвы - Белый город. Работами этими руководил известный мастер Федор Конь. В 1595-1596 гг. он построил Смоленский кремль, в архитектуре которого сочеталось техническое совершенство и изящество оформления. Последняя линия внешнего укрепления Москвы - деревянные стены на Земляном валу (ныне Садовое кольцо) - "Скородом" были поставлены в конце XVI в. в связи с набегами крымских татар.
Новодевичий монастырь Мощные стены и башни были выстроены и во многих монастырях, ставших укреплениями. В окрестностях Москвы такими были монастыри: Новодевичий, Пафнутьево-Боровский, Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, на Севере - Кирилло-Белозерский, Соловецкий и др. Иосифо-Волокаламский монастырь Живопись Живопись конца XV-XVI вв. представлена произведениями талантливого русского мастера Дионисия (ок. 1440-1502/03). Он обладал огромной силой художника и неистощимой творческой фантазией. В 70-е гг. XV в. Дионисий создал росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле (росписи сохранились фрагментарно). Их сюжеты - образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества. Позже Дионисий работал в Иосифо-Волоколамском монастыре, в последние годы жизни вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае, о чем свидетельствует надпись на храме. Это редкий случай, когда фрески сохранились почти полностью в первозданном виде. Выполнено около 25 композиций на тему Богородицы ("Собор Богородицы", "Похвала Богородице", "Акафист Богородице" и др.). Фрески создают праздничное настроение в основном за счет колорита - нежных полутонов: бирюзовых, бледно-зеленых, светло-розовых и других тонов, объединенных ярко-лазурным фоном. Фрески представляют собой многофигурные композиции на фоне пейзажей с далекими светлыми горками и тонкими деревьями. Дионисий. Распятие Дионисий с учениками написал также иконостас этого собора. Кисти самого Дионисия принадлежит икона "Богоматерь Одигитрия" (Путеводительница). Работы Дионисия - иконы и фрески - отмечены утонченным рисунком, изысканным колоритом, пышной декоративностью, отличаются праздничностью и нарядностью, светлой радостью. Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развился жанр исторического портрета, хотя изображение реальных лиц носит все еще условный характер. Интересна в этом плане роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля. Наряду с традиционными изображениями святых и московских князей появляются портреты византийских императоров и античных мудрецов: Гомера в русском платье, Вергилия - в мантии и широкополой шляпе, Плутарха, Аристотеля и др.
Живопись конца XV-XVI в. характеризуется растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям. Эти же мотивы начинают проникать и в другие виды культуры. Успешно развивается декоративно-прикладное искусство. Памятники XVI в. русской резьбы по дереву - "Мономахов трон" Ивана Грозного в Успенском соборе, царские врата, резные иконостасы. В шитье вм<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.233 (0.018 с.) |