Тема 2. Политическое развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Политическое развитие



 

В марте 1990 г. прошли выборы народных депутатов РСФСР, и в мае–июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал Б.Н. Ельцина главой государства, Р.И. Хасбулатова – его первым заместителем. Был создан двухпалатный Верховный Совет. 12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, провозглашающую верховенство законов РСФСР над союзными. Через год, 12 июня 1991 г., на всенародных выборах Б.Н. Ельцин был избран президентом России, а А.В. Руцкой – вице‑президентом (за них было подано 57,3 % голосов).

По отношению к Б.Н. Ельцину постепенно складывалась оппозиция трех типов. Демократическая, полностью приветствующая произошедшие в стране изменения, призывала власть последовательно проводить либеральный курс в экономике, отстаивать ценности демократии. Радикальная коммунистическая (зачастую экстремистская) оппозиция не имела влияния на власть и доступа к ней, но открыто боролась со сложившейся системой. Существовала также умеренно‑коммунистическая оппозиция, которая вела политическую борьбу в рамках конституции, но ставила перед собой цель после прихода к власти легальным путем полностью ликвидировать существующую систему.

На фоне стремительно ухудшающегося положения в экономике и социальной сфере обострились отношения между исполнительной и законодательной властью, что особенно ярко проявилось в марте 1993 г. на VIII Съезде народных депутатов. В стране сложилось своеобразное двоевластие: в оппозиции к Ельцину выступили председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов и вице‑президент А.В. Руцкой, поддержанные частью депутатов. По предложению президента 25 апреля 1993 г. прошел референдум по вопросам о доверии президенту и проводимой им и правительством социальной политике, о необходимости досрочных выборов президента и народных депутатов. В референдуме участвовало 64 % имеющих право голоса. 58,7 % высказались за президента, 53 % поддержали проводимую им политику.

Значительно осложнили обстановку такие события, как кровавое столкновение в Москве 1 мая 1993 г. демонстрантов с органами охраны порядка, объявление об обмене наличных денег (пятидесяти и сторублевых купюр). Неподготовленная и скоропалительная акция Центрального банка не только ухудшила положение в стране, но и вызвала отрицательную реакцию стран СНГ.

В июне–июле 1993 г. работала Конституционная комиссия, которая выработала проект новой конституции. Однако это не ослабило напряженности в стране.

В августе 1993 г. правительство предложило программу «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» на 1993–1995 гг. Положение страны было оценено как «тяжелейшая фаза кризиса». Был подтвержден курс на построение рыночной экономики. Но для этого нужно было национальное согласие, значительное ограничение вмешательства государства в экономику, сокращение доли государственного сектора, снижение налогов и государственных расходов, развитие предпринимательства и конкуренции. Реформы, начавшиеся в январе 1992 г., привели к состоянию временного неустойчивого равновесия. Были внесены коррективы в ход осуществления реформ с учетом полученного опыта и намечено три этапа выхода из кризиса. Эти мероприятия и сроки остались нереализованными, так как для решения поставленных задач требовалась политическая стабильность, а ее в Российской Федерации не было.

В обострившейся обстановке двоевластия Б.Н. Ельцин Указом № 1400 21 сентября 1993 г. объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно на 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное Собрание, состоявшее из двух палат. Совет Федерации формировался по принципу: 2 представителя от каждого из 88 субъектов федерации (кроме Чеченской республики, руководство которой не считало Чечню субъектом России) – всего 176 депутатов. Государственная Дума насчитывала 450 депутатов, из которых половина (225) избиралась по партийным спискам, остальные избирались населением. Верховный Совет не признал указ Б.Н. Ельцина. 23 сентября срочно собравшийся Х Съезд народных депутатов лишил его президентских полномочий, передав эти обязанности А.В. Руцкому. Депутаты во главе с Хасбулатовым и Руцким решили оборонять Белый дом. 3–4 октября 1993 г. произошли вооруженные столкновения у Белого дома и здания телецентра. 4 октября прибывшие войска обстреляли Белый дом и захватили его. Руководители оппозиции были арестованы. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой конституции, которая была одобрена большинством избирателей. 11 января 1994 г. парламент (Федеральное Собрание) приступил к работе. Одним из первых решений депутатов было освобождение из заключения участников неудавшегося путча в августе 1991 г. и событий в октябре 1993 г. Двоевластие было ликвидировано, но социально‑политическая и экономическая обстановка в России осталась сложной.

17 декабря 1995 г. были проведены выборы в новый парламент. В Думе образовалось четыре фракции победивших партий и блоков: КПРФ (Компартия России, лидер Г.А. Зюганов), ЛДПР (Либерально‑демократическая партия, лидер В.В. Жириновский), блок «Наш дом – Россия» во главе с В.С. Черномырдиным и блок «Яблоко» (лидер Г.А. Явлинский).

Летом 1996 г. состоялись выборы президента. На этот пост претендовало 9 кандидатов. 16 июня большинство голосов получили Б.Н. Ельцин, глава КПРФ Г.А. Зюганов и генерал А.И. Лебедь. Перед вторым туром выборов Б.Н. Ельцин назначил А.И. Лебедя секретарем Совета безопасности, отстранил от должности министра обороны П.С. Грачева, провел кадровые перестановки и тем самым укрепил свои позиции. 3 июля во втором туре президентских выборов Ельцин получил 53,5 %, а Зюганов – 40,5 % голосов. Президентом на четырехлетний срок вновь стал Ельцин. 10 августа Госдума утвердила Черномырдина главой правительства.

Осенью 1996 г. состояние здоровья Б.Н. Ельцина ухудшилось, и врачи настояли на проведении операции на сердце, которая прошла благополучно. После болезни Ельцин вернулся к исполнению обязанностей и провел реорганизацию правительства. Первыми заместителями (вице‑премьерами) Черномырдина были назначены «молодые реформаторы» А.Б. Чубайс – министр финансов и Б.Е. Немцов – министр топлива и энергетики. Считалось, что упорядочение сбора налогов позволит значительно пополнить казну и расплатиться по долгам с пенсионерами, работниками бюджетной сферы, военнослужащими, а также с бастующими разных отраслей народного хозяйства. Погасить долги частично удалось, но основные проблемы решены не были. В конце года «молодые реформаторы» были освобождены от министерских постов, хотя остались вице‑премьерами.

23 марта 1998 г. указом президента РФ Ельцина было отправлено в отставку правительство во главе с Черномырдиным, а через месяц Государственная Дума с третьего раза утвердила председателем правительства С.В. Кириенко. Обвал национальной валюты в августе–сентябре 1998 г. привел к неизбежной отставке Кириенко, а в России началась «министерская чехарда»: в сентябре 1998 г. председателем правительства был назначен Е.М. Примаков, в мае 1999 г. его сменил С.В. Степашин, в августе правительство возглавил В.В. Путин. Умеренно‑либеральный курс при этом не изменялся.

19 декабря 1999 г. в России в установленный срок состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Большинство мест в парламенте вновь завоевали коммунисты, чуть меньшее количество голосов получили представители проправительственного блока «Единство». Пятипроцентный барьер преодолели еще четыре объединения. В целом же состав Государственной Думы оказался менее оппозиционным президенту и правительству, чем состав Думы второго созыва (1995).

После успеха проправительственного блока на парламентских выборах Ельцин принял решение о передаче своих полномочий председателю правительства В.В. Путину (31 декабря 1999 г.). На выборах, которые состоялись 26 марта 2000 г., в первом же туре президентом был избран В.В. Путин.

С самого начала работа президента облегчалась тем, что впервые за время существования парламентаризма в России он получил возможность почти гарантированно проводить нужные ему решения через Государственную Думу, опираясь на верные ему фракции «Единство», «Народный депутат», а также на демократов (СПС, «Яблоко»), которые почти всегда голосовали против оппозиционных власти коммунистов и аграриев.

На пост председателя правительства была предложена кандидатура М. Касьянова, которая была одобрена Государственной Думой. Новое правительство ориентируется на углубление рыночных отношений, на усиление роли государства в социально‑экономической сфере. Правительственная, а следовательно, и президентская программа, разработанная группой Г. Грефа, рассчитана на несколько лет и затрагивает все стороны государственной и общественной жизни – от экономики до судебной реформы.

Президент осуществил ряд реформ по повышению роли государства, укреплению вертикали власти и усилению федерализма. Было создано семь федеральных округов: Центральный, Северо‑Западный, Северо‑Кавказский (вскоре переименованный в Южный), Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Их возглавили представители президента. Семь полпредов в этих округах получили широкие полномочия и были приравнены к вице‑премьерам и заместителям главы Администрации президента. Местным законодательным органам субъектов федерации было предложено привести законодательство в соответствие с Конституцией России. Совет Федерации поначалу открыто полемизировал с президентом, критиковал федеративную реформу, но вскоре согласился с предложениями президента, тем более что Путин в ряде вопросов шел навстречу губернаторам. В 1994–2000 гг. членами Совета Федерации являлись главы законодательной и исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации. То, что руководители исполнительных органов выступали одновременно членами законодательного органа России, противоречило принципу разделения законодательной и исполнительной ветвей государственной власти и создавало немало трудностей в работе Совета Федерации. В 2000 г. были изменены принципы и порядок формирования этого законодательного органа. В соответствии с законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» данная реформа была завершена в декабре 2001 г. Вместо действующих глав администраций субъектов Федерации в Совете Федерации стали заседать представители законодательных органов субъектов РФ, а главой верхней палаты вместо Е. Строева был избран С. Миронов.

Другой важной задачей Путина было укрепление международных позиций России. В апреле 2000 г. Дума под давлением президента ратифицировала договор СНВ2. Голосование по этому вопросу впервые продемонстрировало доминирование в Думе некоммунистического большинства, которое сохраняется и поныне.

За относительно короткий срок были приняты необходимые стране законы: налоговое законодательство, предусматривающее единую ставку подоходного налога для физических лиц, закон о земле, закон о партиях, Трудовой кодекс Российской Федерации и др.

Дальнейшая политическая судьба В.В. Путина как президента РФ будет зависеть от двух факторов – эффективного решения важнейших социально‑экономических проблем и чеченской проблемы.

 

Тема 3. Социально‑экономическое развитие

 

На V Съезде народных депутатов в октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выдвинул программу экономических реформ, основанную на либерализации (свободе) цен, приватизации и развитии предпринимательства. Авторами программы были молодые экономисты‑реформаторы Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс, вошедшие в новое правительство. Главой правительства оставался сам президент, намеревавшийся своим авторитетом поддержать малоизвестных министров. Наибольшим влиянием в правительстве пользовался заместитель председателя правительства Е.Т. Гайдар. Он считал, что для быстрого перехода от командно‑административной системы к рыночной экономике необходим одномоментный запуск всех рыночных механизмов без каких‑либо ограничений. Для преодоления экономического кризиса нужно полностью положиться на рынок, отказавшись от ведущей, регулирующей роли государства.

Главным мероприятием правительства была либерализация (отпуск) цен. Рост цен прогнозировался примерно в 3 раза, но в условиях всеобщего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей цены выросли в 10 раз. В результате запланированный рост заработной платы на 70 % оказался недостаточным для предотвращения падения жизненного уровня россиян. В Верховном Совете РСФСР стала нарастать оппозиция монетаристскому курсу правительства. Более половины его состава перешли в ряды противников правительства и вместе с консервативным крылом депутатов образовали оппозиционное большинство.

Правительство взяло курс на создание широкой социальной базы. Для этого была разработана программа разгосударствления экономики. Началась ваучерная приватизация. Все граждане России получили приватизационные чеки (ваучеры) стоимостью 10 тыс. руб., которые можно было вкладывать в акции приватизированных предприятий. Резко сокращалось промышленное производство. Колхозы и совхозы преобразовывались в производственные товарищества, создавались фермерские хозяйства. Кризис экономики значительно снизил уровень жизни, обострил социальную и политическую обстановку в стране. Сложно шло преодоление трудностей переходного периода и становление новой России. Борьба противников и сторонников правительственной программы развернулась в декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов, который выразил недоверие курсу Е.Т. Гайдара. Б.Н. Ельцин из предложенных съездом кандидатур выбрал В.С. Черномырдина, который на 6 лет возглавил правительство. Новое правительство в основном придерживалось прежнего монетаристского курса.

Несмотря на принимаемые правительством усилия, существенно стабилизировать экономику страны не удалось. Наиболее негативное последствие имело обвальное падение рубля, получившее название «черный вторник» (11 октября 1994 г.). Оно привело к новому взлету цен на самые необходимые товары, к еще большему падению уровня жизни населения. Страну захлестнули преступность и терроризм.

Президент и правительство России, опираясь на помощь развитых стран Запада и международных финансовых организаций, пытались контролировать проведение реформ. В 1996–1997 гг. путем установления «валютного коридора» и массовой задержки выплат зарплаты бюджетным категориям населения была приостановлена галопирующая инфляция и достигнута финансовая стабилизация. Это позволило к концу 1997 г. остановить катастрофический спад производства. 1 января 1998 г. в стране была осуществлена деноминация, введены новые российские деньги, уменьшенные по номиналу в 1000 раз.

Для современной России характерны следующие явления: значительная поляризация в распределении богатств и денежных доходов, платежный кризис, криминализированная экономика, рост зависимости от внешнеэкономических факторов, отток капитала из страны, разрушение ее национального богатства – ранее накопленных материальных и интеллектуальных ресурсов. Перед государством стоит задача формирования смешанной экономики переходного периода, когда при существовании рыночной системы как основы экономики государство регулирует все народное хозяйство, исходя из национальных особенностей России.

В конце 1997 г. разразился мировой финансовый кризис. Он создал угрозу срыва финансовой стабильности в России. В этих условиях попытка председателя правительства С.В. Кириенко проводить монетаристский экономический курс закончилась резким обвалом национальной валюты в августе–сентябре 1998 г. Правительство отказалось от обязательств по внутреннему долгу (дефолт) и ввело 90‑дневный мораторий по выплате долгов. Началась паника на российском финансовом рынке, резкое падение курса рубля и его фактическая девальвация. Кириенко был отправлен в отставку. Негативные последствия этих событий до сих пор ощущаются в экономической и социальной сферах развития страны. В 1998 г. среднедушевой доход в России составил 90,8 % от прожиточного минимума. Доходы самых богатых и бедных слоев населения разнятся в десятки раз. Это ведет не только к сокращению внутреннего спроса, но и к усилению социальной напряженности в обществе.

К 1998 г. был ликвидирован товарный дефицит за счет резкого роста цен и снижения заработной планы при общем падении уровня отечественного производства. Другой результат проводимой политики – быстрое становление рыночной конкурентной инфраструктуры, необходимой для нормального функционирования экономического организма страны в условиях интеграции со странами рыночной экономики. Были созданы коммерческие банки, товарные биржи, валютный рынок, страховые компании, пенсионные фонды. Началось бурное развитие частного предпринимательства, формирование слоя предпринимателей. Приватизация способствовала появлению значительного количества частных и акционерных предприятий.

Вместе с тем реформы имели и значительные негативные последствия. Произошло обесценивание сбережений населения. Обострились социальные проблемы общества, такие как безработица, невыплата заработной платы, падение жизненного уровня. Это имело удручающий морально‑психологический эффект, превративший часть населения в противников реформ, что способствовало углублению политического кризиса. Проведенная приватизация фактически превратилась в раздачу государственной собственности за минимальные суммы чиновникам, директорскому корпусу и криминальным группам. В ходе первоначального накопления капитала немалая часть предприятий оказалась под влиянием криминальных структур. Легализовав значительные средства, криминальные элементы стали рваться во власть.

Экономические трудности привели к тому, что финансовая поддержка государством науки, образования и культуры стала минимальной. Массовый характер приняла «утечка мозгов» за границу, особенно представителей естественных и технических наук.

Однако кризис 1998 г. имел и позитивные последствия. Рост цен на импорт стимулировал отечественную промышленность, особенно легкую и пищевую. Политическая стабильность, достигнутая с приходом к власти В.В. Путина, положительно сказалась на показателях развития российской экономики. Страна вступает на принципиально новый этап своего развития, который может привести к определенным позитивным результатам при условии грамотного принятия политических решений.

События на Северном Кавказе. В марте 1992 г. был подписан Федеративный договор о взаимоотношениях между входящими в РФ субъектами. Удалось достичь компромисса и взаимопонимания с Татарстаном и другими республиками. Чечня (Республика Ичкерия – президент Джохар Дудаев), выйдя из состава Чечено‑Ингушской республики, взяла курс на полное отделение от РФ. Конфликты на Кавказе привели к тому, что поток беженцев устремился в другие районы России.

В декабре 1994 г. в Чечне начался военный конфликт. Власти России использовали армию для свержения режима Д. Дудаева, что привело к многочисленным человеческим жертвам, усилило внутреннюю политическую и экономическую напряженность. В 1996 г. война в Чечне, несмотря на проходившие переговоры о ее прекращении, продолжалась. В апреле погиб Джохар Дудаев, и руководство Республикой Ичкерия перешло к З. Яндарбиеву. В мае Б.Н. Ельцин провел с ним переговоры о прекращении боевых действий с 1 июня, но договоренность не была выполнена. В августе боевики предприняли новый штурм Грозного. А.И. Лебедь, став секретарем Совета безопасности, получил от президента чрезвычайные полномочия по урегулированию положения в Чечне и добился прекращения войны (так называемые Хасавюртовские соглашения). С декабря 1994 г. по май 1996 г. в Чечне погибло 8 тыс. солдат федеральных войск и 2,5 тыс. чеченских боевиков, а также тысячи мирных жителей.

В январе 1997 г. президентом Чечни был избран А. Масхадов. В мае того же года Ельцин и Масхадов подписали Договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и Республикой Ичкерия. Однако напряженность в этом регионе не ликвидирована. Чечня превратилась в оплот терроризма и коррупции.

В августе 1999 г. нападением на Дагестан и рядом крупных террористических актов чеченские боевики спровоцировали начало новой военной кампании на Северном Кавказе. Федеральные войска вновь были введены на территорию Чечни. В течение 2000–2001 гг. антитеррористическая кампания на территории Чечни привела к разгрому основных банд чеченских сепаратистов и исламских наемников‑ваххабитов. Однако чеченские террористические группы получают финансовую и организационную поддержку международных исламских террористических организаций, возглавляемых лидером исламских экстремистов Усамой бен Ладеном. На территории Афганистана ведется подготовка террористических групп для продолжения военных действий в Чечне.

Внешняя политика строится в двух направлениях: ближнее зарубежье (страны, входившие в СССР, страны СНГ) и дальнее зарубежье – остальные страны мира. Россия стала правопреемницей СССР, она стремилась наладить дружественные связи с другими странами. На встрече Б.Н. Ельцина и Д. Буша была принята Кэмп‑Дэвидская декларация (1992), в которой указано, что «Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством».

Министром иностранных дел России стал А. Козырев, а с января 1996 г. – Е. Примаков. В январе 1993 г. между Россией и США подписан договор ОСНВ2 о значительном сокращении ядерного арсенала. 31 августа 1994 г. завершен вывод российских войск из Восточной Германии и Прибалтики. Улучшились отношения со многими странами, в том числе с Китаем, Южной Кореей, Японией. В июне 1995 г. Российская Федерация присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», потребовав создания новой системы безопасности в Европе и отказа от расширения НАТО на Восток. В мае 1997 г. в Париже принят «Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности» 16 странами‑участниками НАТО и Россией, официально завершивший 50‑летний период «холодной войны».

В июне 1997 г. Россия вступила в «семерку» развитых стран мира, которая превратилась в «восьмерку». Россия оказывает поддержку многосторонней деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

С распадом СССР Россия потеряла многие стратегические преимущества: сократились выходы к Балтике и Черному морю, многие границы отошли к другим странам, отрезавшим РФ от Европы и Средней Азии. Европейская часть России превратилась во внутриконтинентальную территорию. Поэтому одной из первоочередных задач для преодоления сложившейся изоляции является дружественная политика в отношении страна СНГ. Руководство России стремится преодолевать имеющиеся разногласия с участниками СНГ. Особенно трудно происходило разделение Черноморского флота между Россией и Украиной, решение вопросов о принадлежности Крыма, об экономических взаимоотношениях в налаживании хозяйственной интеграции. Спорные проблемы решаются в процессе переговоров, которые постепенно приводят страны к согласию. СНГ играет положительную роль в укреплении связей между его участниками.

В странах ближнего зарубежья и СНГ России приходится оказывать помощь по защите границ, по налаживанию добрых отношений, отстаивать интересы русскоязычного населения. Необходимо учитывать и тот факт, что после крушения СССР рухнула мощная сверхдержава и решающее влияние в мире приобрели США, которые диктуют миру свои условия внешней политики. Во внешней политике Россия провозгласила концепцию многополюсного мира. Условиями многополюсности являются неравномерное развитие стран и их взаимозависимость. США отстаивают концепцию однополюсного мира с центральной ролью США, что наиболее ярко проявилось в косовском кризисе на Балканах.

После беспрецедентного террористического акта, совершенного 11 сентября 2001 г. в Нью‑Йорке и Вашингтоне, началась антитеррористическая операция США и их союзников по уничтожению режима талибов и самого бен Ладена на территории Афганистана. Руководство России поддержало эти усилия.

 

Даты

1985–1991 – М.С. Горбачев во главе КПСС и Советского государства (с 1989 г.)

1988 – Начало вывода советских войск из Афганистана

1990 – Избрание М.С. Горбачева Президентом СССР

1991, 12 июня – Избрание Б.Н. Ельцина Президентом России

1991, август – Путч ГКЧП

1991, 8 декабря – Беловежские соглашения о прекращении деятельности СССР

1991, 25 декабря – Отставка М.С. Горбачева с поста Президента СССР

1992, январь – Начало рыночных реформ в России

1993, 3–4 октября – Подавление оппозиции в Москве

1993, 12 декабря – Выборы в Государственную Думу

1994, декабрь – Ввод российских войск в Чечню

1995, 17 декабря – Выборы в Государственную Думу второго созыва

1996, июль – Повторное избрание Б.Н. Ельцина Президентом России

1999, август – Начало второй чеченской войны

1999, декабрь – Выборы в Государственную Думу третьего созыва

2000, март – Избрание В.В. Путина Президентом России

 

Культура

Распад Советского Союза активизировал те процессы, которые происходили в области культуры и искусства в последние годы существования СССР. В рыночные отношения втягиваются новые сферы культуры (в том числе образование и наука), возникают международные и российские фонды поддержки культуры, зарубежное и отечественное спонсорство, расширяется культурный плюрализм.

Государство, отказавшись от роли руководителя и гарантированного заказчика в сфере культуры и искусства, резко снижает их финансирование. Здесь, как и в промышленности, усиливается отток кадров в сферу предпринимательства, торговли, услуг; возрастает «утечка мозгов», востребованных на западном рынке труда, – ученых, специалистов, творческой интеллигенции, спортсменов.

В области культуры государство больше внимания уделяет системе образования. В 1992 г. был принят закон «Об образовании», положивший начало реформированию российской средней и высшей школы. В законе декларировался отказ от командно‑административного управления системой народного образования, приоритет гуманистических принципов в обучении и воспитании, адаптивность системы образования. Средним и высшим учебным заведениям была предоставлена определенная академическая свобода. Главной своей задачей государство считает сохранение единого образовательного пространства страны.

За 90‑е годы резко изменилось культурное пространство России. На первый план выдвинулась массовая культура. Шоу‑бизнес занял прочные позиции на радио, телевидении, в периодической печати, в массовых зрелищных мероприятиях. Книжный рынок, насытив первоначальный спрос населения на детектив, эротику, мистику, стал способен удовлетворять потребности в самой разнообразной литературе. Большинство театров, музеев других учреждений культуры, преодолев серьезные материальные трудности первых лет экономических реформ, сумели найти свою нишу и приспособиться к новым реалиям.

Снятие идеологических преград позволило России резко активизировать культурные связи с миром. Наряду с западной массовой культурой, со всеми ее негативными явлениями, расширение контактов с зарубежными странами в целом оказало позитивное влияние на российскую культуру. Современные средства международной информации (спутниковое телевидение, интернет) значительно раздвинули культурные горизонты, сделали мировые культурные события мгновенным достоянием и граждан нашей страны.

Культуре современной России, как и многому другому в сегодняшней жизни страны, трудно дать однозначную оценку. В представлении одних, она находится в состоянии глубокого кризиса, для других же культурный плюрализм явился важным достижением.

Личности

Алексий II (в миру Ридигер Алексей Михайлович) (род. в 1929 г.) – Патриарх Московский и всея Руси; родился в Таллине. Образование: духовная семинария; Духовная академия (1953); доктор богословия. Рукоположен в сан священника в 1950 г., настоятель Богоявленской церкви г. Йыхви, Эстония; настоятель Успенского собора г. Тарту и благочинный Тартуско‑Вильяндиского округа (1957–1961); в марте 1961 г. принял монашеский постриг; с 1964 г. – архиепископ Таллинский и Эстонский, управляющий делами Московской Патриархии, член Священного Синода; митрополит Таллинский и Эстонский (1968); митрополит Ленинградский и Новгородский (1986–1990); управляющий Таллинской и Эстонской епархией; с 1990 г. – Патриарх Московский и всея Руси.

Андропов Юрий Владимирович (1914–1984) – советский партийный и государственный деятель, генерал армии (1976). Родился в Ставрополе в семье рабочего. В 1940–1944 гг. – первый секретарь ЦК ЛКСМ Карелии. Один из активных участников партизанского движения. В 1951–1952 гг. – на ответственной работе в ЦК КПСС. 1954–1957 гг. – Чрезвычайный и Полномочный посол СССР в Венгерской Народной Республике, где принимал активное участие в подавлении восстания 1956 г. С 1967 г. по май 1982 г. – председатель Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР (с 1978 г. – КГБ СССР), который превратил в инструмент тотального контроля над обществом. В 1982–1984 гг. – генеральный секретарь ЦК КПСС, одновременно в 1983–1984 гг. – председатель Президиума Верховного Совета СССР. Пытался жесткими административными методами остановить нараставший в стране кризис и навести порядок. Умер от тяжелой болезни, не реализовав свои планы.

Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) – деятель партии и Советского государства. Родился и начал свою политическую деятельность на Украине. В партию вступил в 1931 г. С 1937 г. – на партийной работе. В 1939–1941 гг. – секретарь Днепропетровского обкома КП Украины. В 1941–1945 гг. – начальник политотдела 18‑й армии, начальник политуправления фронта, полковник. В 1946–1950 гг. – первый секретарь Запорожского, Днепропетровского обкомов КП(б) Украины, с 1950 по 1952 г. – первый секретарь ЦК КП Молдавии. В 1952–1953 гг. – секретарь ЦК. 1954–1956 гг. – второй, первый секретарь ЦК КП Казахстана. С 1960 по 1964 г. – председатель Президиума Верховного Совета СССР. В 1956–1982 гг. – член Политбюро ЦК и секретарь ЦК. 1964–1966 гг. – первый секретарь, а с 1966 по 1982 г. – генеральный секретарь ЦК КПСС. С 1977 г. – одновременно председатель Президиума Верховного Совета СССР, председатель Совета обороны СССР, Маршал Советского Союза. В период пребывания Брежнева на посту генерального секретаря в стране возобладали консервативные тенденции, нарастали негативные тенденции в экономике, социальной и духовной сферах жизни общества. Эпоха Брежнева определялась в литературе его времени как «развитой социализм», а позже стала называться «застоем». Периоды ослабления международной напряженности, связанные с заключением серии договоров с США, ФРГ и другими странами Запада, а также с разработкой мер по безопасности и сотрудничеству в Европе, сменялись резкими обострениями международных противоречий (1968 г. – введение войск стран Варшавского договора в Чехословакию; 1979 г. – вторжение в Афганистан). Брежнев отличался непомерным честолюбием: присвоил себе звание Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда. Похоронен у Кремлевской стены.

Вознесенский Николай Александрович (1903–1950) – партийный и государственный деятель. В 1938–1949 гг. – председатель Госплана СССР. 1941–1949 гг. – первый заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР. Академик. Член Политбюро ЦК, депутат Верховного Совета СССР 2‑го, 3‑го созывов, лауреат Сталинской премии (1948). В годы войны занимался вопросами производства оружия и боеприпасов. В 1942–1945 гг. – член ГКО. Репрессирован по «Ленинградскому делу». Военной коллегией Верховного суда СССР 30 сентября 1950 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян 1 октября 1950 г. Реабилитирован в 1954 г.

Гагарин Юрий Алексеевич (1934–1968) – первый в мире космонавт. Летчик‑космонавт СССР (1961), полковник (1963), Герой Советского Союза (1961). 12 апреля 1961 г. совершил орбитальный полет на космическом корабле «Восток». Участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов. Погиб во время тренировочного полета на самолете.

Гайдар Егор Тимурович (род. в 1956 г.) – российский государственный деятель. Родился в Москве, окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук. С 1980 г. работал во Всесоюзном НИИ системных исследований; ведущий научный сотрудник Института экономии и прогнозирования научно‑технического прогресса АН СССР (1985–1987); заместитель председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики; министр экономики и финансов РСФСР (1991–1992); с июня 1992 г. – исполняющий обязанности председателя правительства Российской Федерации; с декабря 1992 г. – директор Института экономических проблем переходного периода. Лидер партии «Демократический выбор России».

Горбачев Михаил Сергеевич (род. в 1931 г.) – государственный и политический деятель, родился в Ставропольском крае. Окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, экономический факультет Ставропольского сельскохозяйственного института (заочно). В 13 лет – помощник комбайнера машинно‑тракторной станции. С 1955 по 1966 г. – на комсомольской и партийной работе. Первый секретарь Ставропольского крайкома (1970–1978); секретарь ЦК КПСС (1978–1985); кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС (1979–1980); член Политбюро ЦК КПСС (1980–1991); генеральный секретарь ЦК КПСС (1985–1991). Первый и последний президент СССР (1990–1991). Инициатор «перестройки», которая планировалась им в рамках социалистического выбора. После августовского кризиса 1991 г. и приостановления деятельности КПСС на территории России ушел с поста генерального секретаря. В том же году, в связи с образованием СНГ, заявил о прекращении своей деятельности в качестве президента СССР. С декабря 1991 г. – президент Международного фонда («Горбачев‑фонд»). В 1996 г. безуспешно баллотировался на пост президента РФ. Лауреат Нобелевской премии мира (1990).

Грачев Павел Сергеевич (род. в 1948 г.) – военачальник, генерал армии. Родился в деревне Рвы Тульской области, окончил Рязанское высшее воздушно‑десантное командное училище, Военную академию им. М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Участвовал в боевых действиях в Афганистане (1981–1988). Первый министр обороны Российской Федерации (1992–1996). С 1998 г. – советник госкомпании «Росвооружение».

Громыко Андрей Андреевич (1909–1989) – государственный и партийный деятель, дипломат. В годы войны – посол в США и на Кубе, глава и участник ряда международных конференций. После войны – посол в США, Великобритании, заместитель министра иностранных дел. С 1957 по 1985 г. – министр иностранных дел СССР. Одновременно с 1983 г. – первый заместитель председателя Совета Министров СССР. В 1985–1988 гг. – председатель Президиума Верховного Совета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.178.207 (0.073 с.)