Физиология с основами анатомии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиология с основами анатомии



Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра физиологии

УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и воспитательной работе, председатель ЦКМС ________________ Д.В. Килейников «30» июня 2011 г.


Рабочая программа дисциплины

ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ АНАТОМИИ

 

для студентов 1 курса,

 

направление подготовки (специальность)

Фармация (060301)

 

форма обучения

очная

 

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры «27» мая 2011 г. (протокол № 17)     Зав. кафедрой ________Кромин А.А. Разработчик рабочей программы: к.м.н, доцент Петров Г.А. Под редакцией д.м.н., профессора Кромина А.А.

 

 

Тверь, 2011


I. Внешняя рецензия дана «28» апреля 2011 г. зав. кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, профессором, д.б.н. В.М. Смирновым (прилагается).

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании профильного методического совета (комиссии) «12» мая 2011 г. (протокол № 6)

 

Рабочая программа утверждена на заседании центрального координационно-методического совета «30» июня 2011 г. (протокол № 7)

 


II. Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по специальности 060301 Фармация, Основной образовательной программой высшего профессионального образования по специальности 060301 Фармация (Тверь, 2012), примерной (типовой) учебной программой дисциплины Физиология с основами анатомии (Москва, 2012 г.).

1. Цель и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины «Физиология с основами анатомии» - формирование и развитие у обучающихся по специальности «Фармация» компетенций, направленных на практическое использование методов медико-биологических наук, путем изучения закономерностей деятельности организма здорового человека в его неразрывном единстве с внешней средой.

Задачами освоения дисциплины являются:

· научить обучающихся применению на практике методологических подходов медико-биологических наук в профессиональной и социальной деятельности;

· обучить проведению анализа физиологических процессов и проблем, связанных с поддержанием здоровья человека;

· научить применять логический и аргументированный анализ в публичной речи при ведении дискуссии и полемике с использованием анатомической и физиологической терминологии;

· научить обучающихся работать с научной литературой, анализировать информацию для поиска решения профессиональных задач, связанных с оценкой физиологических функций;

· обучить постановке научно-исследовательских задач и их экспериментальной реализации с регистрацией показателей физиологических функций человека.

 

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Физиология с основами анатомии» входит в базовую часть С.2 математического, естественно-научного и медико-биологического цикла дисциплин ООП подготовки специалиста. Содержательно она закладывает основы знаний о строении организма человека и его жизнедеятельности, а также практических умений исследования основных физиологических функций.

Данная дисциплина является методологическим фундаментом профилактического направления медицины и научной основой диагностики здоровья и прогнозирования функциональной активности организма человека.

2.1. Уровень начальной подготовки для успешного освоения дисциплины

· Иметь знания в объеме программы образовательной средней школы по физике, химии и биологии.

2.2. Перечень дисциплин и практик, усвоение которых студентами необходимо для изучения физиологии с основами анатомии

Нет.

2.3. Перечень дисциплин, для которых освоение физиологии с основами анатомии необходимо как предшествующее

· Анатомия человека

· Патология

· Фармакология

 

3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 академических часов.

Результаты обучения

4.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Физиология с основами анатомии»:

1. ОК- 1. Применяя методологические подходы медико-биологических наук, провести анализ социально-значимой проблемы в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

2. ОК- 5. Редактировать медицинский текст, содержащий анатомические и физиологические термины; использовать логический и аргументированный анализ в дискуссии, полемике, публичной речи.

3. ПК- 48. Осуществить поиск медицинской литературы и проанализировать полученную информацию, превращая прочитанное в средство для решения научно-практической задачи, связанной с оценкой физиологических показателей жизнедеятельности организма человека.

4. ПК- 49. Участвовать в планировании и постановке научной задачи с последующей экспериментальной реализацией с использованием методов регистрации и анализа физиологических функций человека.

 

4.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

•Знать:

· основные анатомические и физиологические понятия и термины, используемые в медицине;

· морфо-функциональную организацию организма человека и физиологические основы его жизнедеятельности;

· основные пути регуляции функции физиологических систем организма;

· принципы взаимодействия организма человека с внешней средой и механизмы функционирования сенсорных систем;

· механизмы адаптации и защиты здорового организма при воздействии факторов среды обитания;

· физиологические основы психической деятельности.

•Уметь:

· измерять важнейшие показатели жизнедеятельности человека в покое и при нагрузке;

· оценивать основные функциональные показатели жизнедеятельности здорового человека;

·  оформлять отчетную документацию по экспериментальным данным и клиническим наблюдениям.

•Владеть:

· навыками регистрации и оценки основных функциональных характеристик организма – частота сердечных сокращений, частота дыхания, артериальное давление, дыхательные объемы, сила мышц.

 

5. Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: лабораторное занятие, лекция-визуализация, традиционная лекция, лекция с демонстрацией эксперимента, компьютерные обучающие программы, метод малых групп, ролевая учебная игра, просмотр видеофильмов и мультимедийных презентаций, участие в научно-практических конференциях, учебно-исследовательская работа студентов, подготовка и защита рефератов.

Элементы, входящие в самостоятельную работу студента: подготовка к лабораторным занятиям и экзамену, написание тематических рефератов, работа с Интернет-ресурсами.

Самостоятельное освоение разделов:

1. Органы, части тела, анатомические системы организма.

2. Кости, виды их соединений.

3. Невозбудимые клетки и ткани организма.

4. Молекулярная организация и функции мембранных ионных каналов.

5. Молекулярная организация и функции клеточной мембраны, подмембранных и надмембранных структур.

6. Обонятельный и вкусовой анализаторы.

7. Репродукция и половое поведение человека.

8. Овариально-менструальный цикл женщины и контрацепция.

9. Функциональные системы, поддерживающие оптимальный для метаболизма уровень рН, осмотическое и онкотическое давление крови.

10. Гистогематические барьеры, их строение и функции.

11. Функциональные системы, поддерживающие уровень АД и постоянство газового состава в организме.

12. Функциональная система, поддерживающая уровень питательных веществ в организме.

 

Аудиторные занятия

Итого часов

Формируемые компетенции

Используемые образовательные технологии, способы и методы обучения

Примеры заданий в тестовой форме

Инструкция. Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Укажите номера правильных ответов.

1. объем крови у взрослого человека составляет

1) 30 л

2) 10 л

3) 3,5 л

4) 4-6 л

5) 1,5-2 л

 

2. средняя величина объема плазмы крови у взрослого человека составляет

1) 30 л

2) 10 л

3) 3,5 л

4) 4-6 л

5) 1,5-2 л

 

3. уменьшение объема крови НАЗЫВАЮТ

1) гиперволемия

2) полицитемия

3) гиповолемия

4) олигоцитемия

 

4. увеличение объема крови НАЗЫВАЮТ

1) гиперволемия

2) полицитемия

3) гиповолемия

4) олигоцитемия

 

5. уменьшение количества форменных элементов крови

1) гиперволемия

2) полицитемия

3) гиповолемия

4) олигоцитемия

 

6. увеличение количества форменных элементов крови

1) гиперволемия

2) полицитемия

3) гиповолемия

4) олигоцитемия

 

7. гематокрит – это

1) общий объем крови

2) часть объема крови, который занимают форменные элементы

3) часть объема крови, который занимают форменные элементы

4) часть объема лимфы, который занимают форменные элементы

 

8. нормальная величина гематокрита у женщин

1) 44-48%

2) 41-45%

3) 52-56%

4) 55-59%

 

9. нормальная величина гематокрита у мужчин

1) 44-48%

2) 41-45%

3) 52-56%

4) 55-59%

 

10. концентрация альбуминов плазмы крови СОСТАВЛЯЕТ в норме

1) 65-85 г/л

2) 38-50 г/л

3) 20-30 г/л

4) 2-4 г/л

 

Эталоны ответов

1 – 4. 2 – 3. 3 – 3. 4 – 1. 5 – 4. 6 – 2. 7 – 2. 8 – 2. 9 – 1. 10 – 2.

 

Примеры контрольных вопросов

Дайте понятие внутренней среды организма.

Охарактеризуйте основные водные пространства и биологические жидкости внутренней среды.

Дайте понятие о системе крови (Г.Ф. Ланг).

Дайте характеристику состава крови.

Назовите и охарактеризуйте основные функции крови.

Расскажите о физико-химических свойствах крови.

Расскажите о видах гемолиза.

 

Критерии оценки ответа на контрольные вопросы:

«5» (отлично) – студент демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы.

«4» (хорошо) – студент демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем.

«3» (удовлетворительно) – студент демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает не достаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем.

«2» (неудовлетворительно) – студент демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательностью изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем.

Примеры ситуационных (учебных) задач

Эталоны ответов

1 – 2, 4. 2 - 1. 3 – 3. 4 – 4. 5 – 3.

 

Примеры заданий в тестовой форме

Инструкция. Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Укажите номера правильных ответов.

1. нормальное количество эритроцитов в крови у мужчин

1) 4,5-5,0 х 1012

2) 4-4,5 х 1012

3) 4-9 х 109

4) 150-300 х 109

 

2. нормальное количество эритроцитов в крови у женщин

1) 4,5-5,0 х 1012

2) 4-4,5 х 1012

3) 4-9 х 109

4) 150-300 х 109

 

3. основная функция эритроцитов

1) транспортная

2) защитная

3) гомеостатическая

4) гемостатическая

 

4. внешний фактор кроветворения

1) В12

2) В9

3) В6

4) В2

5) РР

6) С

7) Е

 

5. средняя продолжительность жизни эритроцитов в крови

1) 100-120 дней

2) 60-90 дней

3) 8-12 дней

4) 6-10 часов

5) 7-12 часов

 

6. основной путь разрушения молодых эритроцитов

1) внутриклеточный гемолиз

2) внутрисосудистый фрагментоз

3) внутрисосудистый осмотический гемолиз

 

7. для нормального эритропоэза ежесуточно с пищей должно поступать

1) 20-25 мг

2) 18-23 мг

3) около 1 мг

                                                               ЖЕЛЕЗА

 

8. ежесуточная потребность организма в железе, необходимом для нормального эритропоэза, составляет

1) 20-25 мг

2) 18-23 мг

3) около 1 мг

 

9. Эритропоэз стимулируется

1) ацетилхолином

2) мужскими половыми гормонами

3) женскими половыми гормонами

4) гормонами передней доли гипофиза

5) продуктами гемолиза эритроцитов

6) гормонами мозгового слоя надпочечников

7) йодсодержащими гормонами щитовидной железы

 

10. Эритропоэз угнетается

1) ацетилхолином

2) мужскими половыми гормонами

3) женскими половыми гормонами

4) гормонами передней доли гипофиза

5) продуктами гемолиза эритроцитов

6) гормонами мозгового слоя надпочечников

7) йодсодержащими гормонами щитовидной железы

 

Эталоны ответов

1 – 1. 2 – 2. 3 – 1. 4 – 1. 5 – 2. 6 – 2. 7 – 3. 8 – 1. 9 – 2, 4, 5, 6, 7. 10 – 1, 3.

Примеры контрольных вопросов

Расскажите об особенностях строения и основных функциях эритроцитов.

Расскажите о роли витаминов и микроэлементов в кроветворении.

Охарактеризуйте виды физиологического лейкоцитоза.

Критерии оценки ответа на контрольные вопросы:

«5» (отлично) – студент демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы.

«4» (хорошо) – студент демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем.

«3» (удовлетворительно) – студент демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает не достаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем.

«2» (неудовлетворительно) – студент демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательностью изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем.

Примеры ситуационных (учебных) задач

Эталоны ответов

1 – 5. 2 – 2, 4. 3 – 3. 4 – 3. 5 – 4.

Примеры вопросов контрольной работы

Инструкция. Вашему вниманию предлагаются задания-вопросы, на которые надо ответить в письменной форме. В скобках для каждого задания указано максимальное число баллов, которые можно получить при полном правильном ответе.

1. Дайте понятие чужеродных объектов. (2)

2. Сформулируйте закон биологической индивидуальности. (1)

3. Дайте понятие антигенов. (2)

4. Перечислите основные свойства антигенов. (3)

5. Что является мерой антигенности чужеродного агента? (1)

 

Эталоны ответов

1. Чужеродные объекты - вещества и живые тела, имеющие структурные признаки не характерной для данного организма генетической информации.

2. Согласно закону биологической индивидуальности, во внутренней среде организма не могут находиться объекты, обладающие чуждой для него структурой.

3. Антигены - генетически чужеродные для организма крупномолекулярные вещества, которые вызывают защитную реакцию организма.

4. Чужеродность, антигенность, специфичность.

5. Выраженность защитной реакции.

 

Критерии оценки

Студентом даны правильные ответы (из 70 максимально возможных баллов):

- 70% и менее - оценка «2»

- 71-80% заданий – оценка «3»

- 81-90% заданий – оценка «4»

- 91-100% заданий – оценка «5»

 

Темы УИРС

· Динамометрия: определение силы мышц сгибателей кисти и разгибателей спины

· Определение сухожильных спинальных рефлексов: коленный, локтевые, ахиллов

· Клинически важные пробы для выявления симптомов поражения мозжечка: пробы на дисметрию, адиадохокинез и нистагм

· Эстезиометрия: определение пространственных порогов тактильной чувствительности на коже и слизистой оболочке рта

· Определение остроты зрения по таблице

· Определение объема внимания по таблицам Шульте

· Определение объема кратковременной памяти

· Определение структуры темперамента методом идентификации

· Исследование тонуса симпатического и парасимпатического отделов автономной нервной системы

· Определение длительности сердечного цикла по пульсу

· Функциональная проба на выносливость сердечно-сосудистой системы

· Измерение артериального давления по Рива-Роччи

· Измерение артериального давления по Короткову

· Регистрация и первичный анализ электрокардиограммы человека

· Измерение жизненной емкости легких и ее составных частей

· Определение должной жизненной емкости легких по номограмме

· Определение минутного объема дыхания в покое и после дозированной физической нагрузки

· Определение физической выносливости человека

· Определение величины должного основного обмена по Рубнеру, по номограмме и по таблицам Бенедикта

· Определение состояния основного обмена по Джейлю

Критерии оценки УИРС

«зачтено» - студент знает теоретические основы и методику выполнения учебно-исследовательской работы, самостоятельно демонстрирует мануальные навыки, анализирует результаты исследования и формулирует выводы (допускаются некоторые малосущественные ошибки, которые студент обнаруживает и быстро исправляет самостоятельно или при коррекции преподавателем);

«не зачтено» - студент не знает методики выполнения работы, не может самостоятельно провести исследование, делает грубые ошибки в интерпретации полученных результатов, не может сформулировать выводы.

 

3. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины физиология с основами анатомии (трехэтапный курсовой экзамен)

Первый этап экзамена

Проводится на последнем занятии цикла.

Примеры вопросов контрольной работы для проверки знаний основных физиологических констант

Инструкция. Вашему вниманию предлагаются задания-вопросы, на которые надо ответить в письменной форме. В скобках для каждого задания указано максимальное число баллов, которые можно получить при полном правильном ответе.

1. Назовите среднюю величину систолического артериального давления у здорового молодого человека в состоянии покоя. (1)

2. Назовите среднюю величину диастолического АД у здорового взрослого человека в состоянии покоя. (1)

3. Назовите среднюю величину пульсового давления у здорового взрослого человека в состоянии покоя. (1)

4. Назовите нормальную скорость распространения пульсовой волны. (1)

5. Назовите среднюю величину остаточного объема легких. (1)

 

Эталоны ответов

1. 110-120 мм рт. ст.

2. 60-80 мм рт. ст.

3. 40-50 мм рт. ст.

4. 7-8 м/с

5. 1000-1200 мл

 

Критерии оценки

Студентом даны правильные ответы (из 20 максимально возможных баллов):

- 70% и менее - оценка «2»

- 71-80% заданий – оценка «3»

- 81-90% заданий – оценка «4»

- 91-100% заданий – оценка «5»

 

Второй этап экзамена

Примеры заданий в тестовой форме для экзамена

Инструкция. Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Укажите номера правильных ответов.

1. объем крови у взрослого человека составляет

1) 30 л

2) 10 л

3) 3,5 л

4) 4-6 л

5) 1,5-2 л

 

2. средняя величина объема плазмы крови у взрослого человека составляет

1) 30 л

2) 10 л

3) 3,5 л

4) 4-6 л

5) 1,5-2 л

 

3. уменьшение объема крови НАЗЫВАЮТ

1) гиперволемия

2) полицитемия

3) гиповолемия

4) олигоцитемия

 

4. увеличение объема крови НАЗЫВАЮТ

1) гиперволемия

2) полицитемия

3) гиповолемия

4) олигоцитемия

 

5. уменьшение количества форменных элементов крови

1) гиперволемия

2) полицитемия

3) гиповолемия

4) олигоцитемия

 

6. увеличение количества форменных элементов крови

1) гиперволемия

2) полицитемия

3) гиповолемия

4) олигоцитемия

 

7. гематокрит – это

1) общий объем крови

2) часть объема крови, который занимают форменные элементы

3) часть объема крови, который занимают форменные элементы

4) часть объема лимфы, который занимают форменные элементы

 

8. нормальная величина гематокрита у женщин

1) 44-48%

2) 41-45%

3) 52-56%

4) 55-59%

 

9. нормальная величина гематокрита у мужчин

1) 44-48%

2) 41-45%

3) 52-56%

4) 55-59%

 

10. концентрация альбуминов плазмы крови СОСТАВЛЯЕТ в норме

1) 65-85 г/л

2) 38-50 г/л

3) 20-30 г/л

4) 2-4 г/л

 

Эталоны ответов

1 – 4. 2 – 3. 3 – 3. 4 – 1. 5 – 4. 6 – 2. 7 – 2. 8 – 2. 9 – 1. 10 – 2.

 

Третий этап экзамена

Примеры ситуационных задач для экзамена

Эталоны ответов

1 – 2, 4. 2 - 1. 3 – 3. 4 – 4. 5 – 3.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ

ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ АНАТОМИИ»

для студентов фармацевтического факультета

(очная форма обучения)


Приложение 2

 

 

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра физиологии

УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и воспитательной работе, председатель ЦКМС ________________ Д.В. Килейников «30» июня 2011 г.


Рабочая программа дисциплины

ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ АНАТОМИИ

 

для студентов 1 курса,

 

направление подготовки (специальность)

Фармация (060301)

 

форма обучения

очная

 

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры «27» мая 2011 г. (протокол № 17)     Зав. кафедрой ________Кромин А.А. Разработчик рабочей программы: к.м.н, доцент Петров Г.А. Под редакцией д.м.н., профессора Кромина А.А.

 

 

Тверь, 2011


I. Внешняя рецензия дана «28» апреля 2011 г. зав. кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, профессором, д.б.н. В.М. Смирновым (прилагается).

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании профильного методического совета (комиссии) «12» мая 2011 г. (протокол № 6)

 

Рабочая программа утверждена на заседании центрального координационно-методического совета «30» июня 2011 г. (протокол № 7)

 


II. Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по специальности 060301 Фармация, Основной образовательной программой высшего профессионального образования по специальности 060301 Фармация (Тверь, 2012), примерной (типовой) учебной программой дисциплины Физиология с основами анатомии (Москва, 2012 г.).

1. Цель и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины «Физиология с основами анатомии» - формирование и развитие у обучающихся по специальности «Фармация» компетенций, направленных на практическое использование методов медико-биологических наук, путем изучения закономерностей деятельности организма здорового человека в его неразрывном единстве с внешней средой.

Задачами освоения дисциплины являются:

· научить обучающихся применению на практике методологических подходов медико-биологических наук в профессиональной и социальной деятельности;

· обучить проведению анализа физиологических процессов и проблем, связанных с поддержанием здоровья человека;

· научить применять логический и аргументированный анализ в публичной речи при ведении дискуссии и полемике с использованием анатомической и физиологической терминологии;

· научить обучающихся работать с научной литературой, анализировать информацию для поиска решения профессиональных задач, связанных с оценкой физиологических функций;

· обучить постановке научно-исследовательских задач и их экспериментальной реализации с регистрацией показателей физиологических функций человека.

 

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Физиология с основами анатомии» входит в базовую часть С.2 математического, естественно-научного и медико-биологического цикла дисциплин ООП подготовки специалиста. Содержательно она закладывает основы знаний о строении организма человека и его жизнедеятельности, а также практических умений исследования основных физиологических функций.

Данная дисциплина является методологическим фундаментом профилактического направления медицины и научной основой диагностики здоровья и прогнозирования функциональной активности организма человека.

2.1. Уровень начальной подготовки для успешного освоения дисциплины

· Иметь знания в объеме программы образовательной средней школы по физике, химии и биологии.

2.2. Перечень дисциплин и практик, усвоение которых студентами необходимо для изучения физиологии с основами анатомии

Нет.

2.3. Перечень дисциплин, для которых освоение физиологии с основами анатомии необходимо как предшествующее

· Анатомия человека

· Патология

· Фармакология

 

3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 академических часов.

Результаты обучения

4.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Физиология с основами анатомии»:

1. ОК- 1. Применяя методологические подходы медико-биологических наук, провести анализ социально-значимой проблемы в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

2. ОК- 5. Редактировать медицинский текст, содержащий анатомические и физиологические термины; использовать логический и аргументированный анализ в дискуссии, полемике, публичной речи.

3. ПК- 48. Осуществить поиск медицинской литературы и проанализировать полученную информацию, превращая прочитанное в средство для решения научно-практической задачи, связанной с оценкой физиологических показателей жизнедеятельности организма человека.

4. ПК- 49. Участвовать в планировании и постановке научной задачи с последующей экспериментальной реализацией с использованием методов регистрации и анализа физиологических функций человека.

 

4.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

•Знать:

· основные анатомические и физиологические понятия и термины, используемые в медицине;

· морфо-функциональную организацию организма человека и физиологические основы его жизнедеятельности;

· основные пути регуляции функции физиологических систем организма;

· принципы взаимодействия организма человека с внешней средой и механизмы функционирования сенсорных систем;

· механизмы адаптации и защиты здорового организма при воздействии факторов среды обитания;

· физиологические основы психической деятельности.

•Уметь:

· измерять важнейшие показатели жизнедеятельности человека в покое и при нагрузке;

· оценивать основные функциональные показатели жизнедеятельности здорового человека;

·  оформлять отчетную документацию по экспериментальным данным и клиническим наблюдениям.

•Владеть:

· навыками регистрации и оценки основных функциональных характеристик организма – частота сердечных сокращений, частота дыхания, артериальное давление, дыхательные объемы, сила мышц.

 

5. Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: лабораторное занятие, лекция-визуализация, традиционная лекция, лекция с демонстрацией эксперимента, компьютерные обучающие программы, метод малых групп, ролевая учебная игра, просмотр видеофильмов и мультимедийных презентаций, участие в научно-практических конференциях, учебно-исследовательская работа студентов, подготовка и защита рефератов.

Элементы, входящие в самостоятельную работу студента: подготовка к лабораторным занятиям и экзамену, написание тематических рефератов, работа с Интернет-ресурсами.

Самостоятельное освоение разделов:

1. Органы, части тела, анатомические системы организма.

2. Кости, виды их соединений.

3. Невозбудимые клетки и ткани организма.

4. Молекулярная организация и функции мембранных ионных каналов.

5. Молекулярная организация и функции клеточной мембраны, подмембранных и надмембранных структур.

6. Обонятельный и вкусовой анализаторы.

7. Репродукция и половое поведение человека.

8. Овариально-менструальный цикл женщины и контрацепция.

9. Функциональные системы, поддерживающие оптимальный для метаболизма уровень рН, осмотическое и онкотическое давление крови.

10. Гистогематические барьеры, их строение и функции.

11. Функциональные системы, поддерживающие уровень АД и постоянство газового состава в организме.

12. Функциональная система, поддерживающая уровень питательных веществ в организме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.33 с.)