Региональные органы государственной власти и управления: структура и основные функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональные органы государственной власти и управления: структура и основные функции



Непосредственной реализацией государственной федеральной социальноэкономической политики в регионах, а также решением собственных социальноэкономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.

Общая принципиальная схема системы региональных органов государственной власти представлена на рисунке 2.

 

Рис. 2. Принципиальная схема системы региональных органов государственной власти

Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно– властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.

Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:

• комитеты по бюджетно-финансовой политике; налогам, сборам, использованию государственной собственности;

• по экономической политике;

• по социальным вопросам;

• по природным ресурсам;  и другие.

Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.

Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.

Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.

Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.

Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.

Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше). Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.

Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.

Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Разграничение полномочий между органами региональной представительной и исполнительной власти в решении основных задач социально-экономического развития представлено в таблице 2.

Таблица 2

Разграничение полномочий между органами региональной представительной и исполнительной власти в решении основных задач социально-экономического

развития

Задачи социально-экономического развития региона Органы представительной власти Органы исполнительной власти
1. Бюджет региона, дополнения, изменения, отчет об исполнении Утверждение Разработка проекта, представление в орган представительной власти, внесение изменений и дополнений, представление отчета об исполнении
2.    Прогнозы, программы социально-экономического развития региона Утверждение Разработка, представление в орган представительной власти
3. Региональные налоги и сборы Установление Разработка, подготовка предложений, заключений для органа представительной власти
Задачи социально-экономического развития региона Органы представительной власти Органы исполнительной власти
4.Государственная собственность региона Установление        порядка управления Подготовка предложений, заключений по порядку управления собственностью для органа представительной власти
5. Договоры о межрегиональном сотрудничестве Утверждение Подготовка проектов договоров, представление в орган представительной власти

 

Структура органов регионального управления (органов исполнительной власти).

Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона. Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.

1. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центрального Банка и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).

2. Органы регионального управления, непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.

В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:

• финансовое управление;

• управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);

• комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);

• управление по внешнеэкономическим связям;

• комитет по инвестициям;

• управление цен;

• департамент транспорта;

• департамент промышленности;

• департамент агропромышленного комплекса;

• управление ЖКХ;  другие.

В управлении социальной сферой:

• управление здравоохранения;

• управление образования (образования и науки);

• управление культуры;

• комитет по физкультуре и спорту;

• управление по делам молодежи;

• управление социальной защиты населения;

• комитет по труду;  департамент занятости  другие.

В управлении инфраструктурой региона:

• управление капитального строительства;

• управление архитектуры и градостроительства;

• управление автодорог;

• государственный архитектурно-строительный надзор;  другие.

В управлении ресурсной сферой региона:

• комитет по земельным ресурсам;

• комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам;

• управление лесами;

• управление водного хозяйства;  другие.

Указанные управленческие структуры в соответствии с федеральным и региональным законодательством осуществляют весь процесс управления соответствующей сферой или отраслью экономики региона – анализ потенциальных возможностей региона в данной сфере или отрасли; прогнозирование направлений развития; определение целей, приоритетов, задач развития; выработку стратегии развития; разработку и реализацию планов, целевых комплексных программ развития сферы или отрасли, разработку методов управления, непосредственных управленческих воздействий, организацию финансирования.

Территориальные финансовые органы являются функциональными подразделениями территориальных администраций, но одновременно входя г в систему Министерства финансов РФ. Этим обеспечивается единство бюджетной базы, денежной системы,

 

Рис.3. Органы управления территориальными финансами

 

 

Рис. 4. Структура Министерства финансов Ростовской области

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.016 с.)