Предупреждение преступности военнослужащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предупреждение преступности военнослужащих



Применительно к преступности военнослужащих теория предупреждения обладает определенными особенностями, поскольку:

  • 1) личность преступника-военнослужащего существенно отличается от личности обычного преступника;
  • 2) механизм преступного поведения военнослужащих в связи с особыми функциональными задачами, стоящими перед ними, а также обладанием оружия, специфичен;
  • 3) потребностно-мотивационная сфера военнослужащих необычна и направлена в первую очередь на удовлетворение простейших желаний;
  • 4) военнослужащие вынуждены в течение длительного времени находиться в однополой социальной группе.

Профилактика преступности военнослужащих должна реализовываться в рамках реформирования вооруженных сил страны. В частности, нужно в полной мере использовать такие факторы, как резкое повышение технического оснащения армии, т.е. приход в нее технически грамотных специалистов, что означает рост числа образованных и культурных людей в войсках. Они максимально должны использоваться в качестве антикриминогенного фактора, в том числе путем создания вокруг себя соответствующей духовно-нравственной атмосферы.

Необходимо всемерно укреплять сержантский контингент и повышать уровень его культуры. Помимо чисто оборонных задач сержанты обязаны обеспечивать надлежащую дисциплину. Сержанты должны иметь достаточное денежное содержание и специальную подготовку. Возглавлять сержантский корпус страны обязан человек, освобожденный от выполнения других задач.

Кроме того, нужно следующее.

  • 1. Повысить призывной возраст до 21 года. Существующий довольно низкий призывной возраст порождает массу проблем. Например, от имени государства молодому человеку вручается оружие и отдаются приказы о выполнении боевых задач, связанных в последнее время с участием в вооруженных конфликтах, т.е. с применением боевого оружия. При этом никто серьезно не задумывается о социальных и психологических проблемах, с которыми в дальнейшем может столкнуться молодой человек. Кстати, во многих странах мира призывной возраст равен 20—21 годам (Турция, Швейцария).
  • 2. Постепенно перевести весь рядовой состав военнослужащих на контрактную — платную — основу. Поведение человека, который бесплатно служит, существенно отличается от поведения того, кто работает за деньги, которые позволяют ему содержать себя, и если она есть, семью, помогать близким.
  • 3. Кардинально улучшить социально-бытовые условия военной службы и предоставить возможность военнослужащим удовлетворять свои потребности законными средствами. Увеличить мероприятия, связанные с положительными эмоциями военнослужащих: культурно-массовые и спортивные, приглашение родственников и т.п.
  • 4. Развить институт офицеров-воспитателей, чтобы военнослужащим, особенно в первые месяцы их службы, было к кому обратиться в трудную минуту. Работа офицеров-воспитателей должна быть связана с работой военкоматов и основываться на материалах личного дела призывника. Немалую помощь им могут оказать священнослужители.
  • 5. Принципиально изменить отношения высших должностных лиц вооруженных сил вообще и офицеров в частности к фактам коррупции и хищениям воинского имущества, немедленно уволить из рядов вооруженных сил офицеров, замеченных в злоупотреблениях такого рода, или предать их суду.
  • 6. Улучшить работу органов военной юстиции, и прежде всего работу военных дознавателей, необходима военная полиция. Об этом следует принять законодательный акт. Задачи полиции должны быть близки к функциям обычной полиции, но в условиях вооруженных сил. Военный полицейский должен: а) иметь специальное образование; б) обладать навыками оперативной работы; в) быть выведенным за штат воинской части и из подчинения командира; г) действовать в строгом соответствии с направлением деятельности военной прокуратуры.
  • 7. Сделать дифференцированной ответственность военнослужащих, т.е. зависящей от общественной опасности содеянного должна наступать дисциплинарная или уголовная ответственность.

Службу в вооруженных силах следует поощрять. Изменить существующий порядок можно, следуя некоторым направлениям: а) военнослужащие должны получать существенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения; б) рекламировать необходимо не саму воинскую службу, а профессии, которые она позволяет получить и которые ценятся работодателями; в) следует широко оповещать о возможных вариантах службы, в том числе за границей, например в составе Вооруженных сил ООН или на территориях зарубежных российских военных баз; г) необходимо твердо соблюдать порядок направления военнослужащих в "горячие точки" только с их письменного согласия, а в случае, если военнослужащий является единственным ребенком мужского пола в семье, и с письменного согласия родителей.

Должна быть продумана частичная легализация неформальной структуры "дедовщины", хотя она сейчас и ослаблена. Представляется, что, поскольку полностью уничтожить "дедовщину" в настоящее время невозможно, необходимо искать какие-либо варианты смягчения негативных последствий от ее проявления. Один из таких вариантов видится в легализации посвящения новобранца в солдаты. Можно также было бы продумать, каким образом формализовать традиционные солдатские праздники: 100 дней до приказа об увольнении, "дембель", наконец, проводы военнослужащего из части. Примером частичной легализации неформальных взаимоотношений между молодыми и старослужащими солдатами могут служить правила, установленные в одном из самых престижных учебных заведений США — Военном университете в Вест-Пойнте, который был создан в 1802 г. указом президента Томаса Джефферсона. По традиции курсанты первого года обучения выполняют всю грязную работу. В присутствии старших курсантов молодые должны молчать. За нарушение этих традиций возможно наложение наказания в виде часового выхаживания по плацу с винтовкой.

Необходимо правовое обеспечение военной реформы. Поскольку военная служба — это особый вид государственной службы, она должна всесторонне обеспечиваться нормативным регулированием. Среди необходимых законов, которые следовало бы разработать и принять, можно назвать федеральные законы о военном бюджете, об альтернативной гражданской службе, о военно-юридическом аудите и др.

 

При проведении правового воспитания военнослужащих командирам необходимо добиваться, чтобы специальные воспитательные мероприятия повседневно подкреплялись твердым воинским правопорядком, построенным в строгом соответствии с требованиями законов и уставов.

1. Существенное влияние на предупреждение преступных проявлений среди подчиненных оказывает личный пример командиров и других начальников в соблюдении законов. Должностные лица Вооруженных Сил, строго соблюдая нормы права, своим примером воспитывают у подчиненных уважение к законам, предупреждая тем самым антиобщественные поступки. Давно известно, что навыки правомерного поведения, привычка всегда и во всем поступать в соответствии с нормами закона формируются у человека не только и не столько под действием слов, убеждений, сколько под влиянием примера окружающих его людей, и в первую очередь примера воспитателей. Поэтому любой поступок командира, отражающий его отношение к праву, надо рассматривать под углом зрения того воспитательного воздействия, которое он оказывает на подчиненных. Абсолютное большинство командиров являются образцом строжайшего исполнения законов, что оказывает исключительно благоприятное влияние на поведение подчиненных им военнослужащих. Однако отдельные случаи бестактного, аморального, а иногда и неправомерного поведения начальников еще встречаются. Необходимость укрепления дисциплины и предупреждения антиобщественного поведения военнослужащих требует решительного устранения подобных явлений, ибо, становясь достоянием подчиненных, они могут способствовать совершению менее устойчивыми лицами из рядового или сержантского состава уголовно наказуемых деяний.

2. Эффективной мерой раннего предупреждения преступности военнослужащих являются и индивидуальный подход в правовом воспитании военнослужащих, и умелое использование в индивидуальной работе с военнослужащими знаний по психологии, педагогике, криминологии и другим наукам. Те воспитатели, которые вооружены современными знаниями о закономерностях формирования психических процессов, об особенностях реакции человека на различные раздражения, и причиной обусловленности преступного поведения военнослужащих в каждой конкретной ситуации, имеют значительно больше возможностей предвидеть поведение подчиненных и умелым педагогическим подходом предупредить возникновение отрицательных побуждений, направив волю воспитуемого на выполнение задач по службе. Целенаправленная индивидуальная воспитательная работа требует от непосредственных начальников и других лиц, участвующих в воспитательном процессе, знать, как влиять на того или иного человека в той или иной ситуации, различные методы воздействия (убеждения, наставления, приказы, наказания) и как воспринимаются ими эти воздействия предубежденно, критически, негативно и т.д.). Умение понять подчиненного в конкретной жизненной ситуации - ключ к выбору нужных воспитательных воздействий. А это значит, что воспитатель должен не только обладать определенными теоретическими знаниями, но и постепенно изучать подчиненных, быть в курсе всей жизни подчиненных.

3. Предупреждение и искоренение преступлений в воинских частях и подразделениях во многом зависит от степени участия армейской общественности в этой работе.

Воинские коллективы, как правило, молодежные. Поэтому роль коллективов в предупреждении преступности, особенно среди военнослужащих срочной службы, там особенно велика. Это и понятно. Ведь жизнь и деятельность каждого воина проходит в них на глазах у сослуживцев.

Объективно в руки воинских коллективов вложена большая сила, которая должна умело использоваться командованием и для предупреждения правонарушений. Здоровый армейский коллектив с его зрелым общественным мнением практически в состоянии предупредить, предотвратить или пресечь многие преступные деяния.

Перечень мер воспитательного характера, конечно, не исчерпывается сказанным. Профилактическая работа тесно связана со всем процессом обучения и воспитания военнослужащих. В предупреждении преступности имеют большое значение, например, формирование профессиональных навыков, высоких морально-боевых и психологических качеств, нравственное воспитание, физическая закалка и т.д.

Наряду с перечисленными выше мерами воспитательного характера существенная роль в предупреждении преступного поведения военнослужащих принадлежит мерам организационного, управленческого содержания. Организационно-управленческие меры имеют целый ряд аспектов.

Важнейшей из таких мер является строгое соблюдение установленных требований в организации жизни, быта и деятельности частей, подразделений, поддержание должного уставного воинского порядка. Строгий уставной порядок - это в первую очередь образцовое несение боевого дежурства, караульной и внутренней служб, четкая организация боевой и гуманитарной подготовки и технически грамотная эксплуатация вооружения, правильные взаимоотношения военнослужащих, точное выполнение распорядка дня, учебных планов и программ, забота о быте, разумная организация досуга личного состава, спортивно-массовой работы.

Лишь при условии соблюдения этих требований у каждого воина будут успешно формироваться организованность, дисциплинированность, привычка всегда и во всем следовать нормам законов и воинских уставов.

Но воинский режим - это не только целесообразный распорядок жизни военнослужащих, построенный на правильных педагогических воззрениях. Распорядок дня воинского подразделения строится на требованиях уставов и приказов начальников, имеющих для военнослужащего силу закона. Поэтому любое необоснованное нарушение его дает личному составу повод считать, что выполнение уставов и приказов не всегда является обязательным. А такое мнение уже может послужить правонарушителю "теоретической базой" для определения своего неправомерного поведения.

Необходимую меру в предупреждении воинских преступлений представляет строгий контроль над деятельностью подчиненных. Связь бесконтрольности с некоторыми видами преступлений является бесспорной и давно установленной. Тем не менее факты бесконтрольности, которые способствуют совершению уголовно наказуемых деяний, еще имеют место.

Контроль над подчиненными не может быть построен автономно, без четкой организации службы войск, без добросовестного выполнения своих должностных обязанностей каждым начальником и лицом суточного наряда. Поэтому рассматриваемая мера является составной частью общего повышения уставных требований к военнослужащим. Там, где уставной порядок находится не на должном уровне, организация контроля представляет большую трудность. В такой обстановке могут родиться "негласный контроль", система "ответственных дежурных" и прочие неуставные формы контроля. Такого рода меры лишь порождают взаимное недоверие военнослужащих, круговую поруку, беспечность лиц суточного наряда и поэтому не могут рассматриваться как действенное средство предупреждения правонарушений.

В Вооруженных Силах все необходимые формы контроля предусмотрены в уставах. Только строгий контроль над деятельностью военнослужащих, осуществляемый должностными лицами частей, учреждений, комендатур, госпиталей, внутренним нарядом и патрульной службой, способствует дисциплинированию военнослужащих, предупреждению и пресечению целого ряда форм неправомерного поведения.

К эффективным организационно-дисциплинарным мерам предупреждения преступного поведения военнослужащих относится также последовательное проведение в жизнь принципа неотвратимости наказания за совершение тех или иных проступков.

Для претворения данной меры в жизнь необходима постоянная борьба с любыми искривлениями дисциплинарной практики, и особенно с безнаказанностью. Безнаказанность, как правило, открывает путь к более опасным и уголовно наказуемым правонарушениям. Поэтому Устав обязывает командира (начальника) не оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненного.

Устав четко определяет обязанности начальника при совершении подчиненными правонарушения, а также порядок наложения взыскания и приведения его в исполнение, правила учета дисциплинарных взысканий и т.д. Таким образом, эта мера, как и предыдущие, вытекает из требований уставов Вооруженных Сил.

Профилактическая работа по предупреждению преступлений в войсках не исчерпывается рассмотренными выше воспитательными, организационными и правовыми мерами. При этом наибольший успех в ней достигается проведением комплексных мероприятий.

Комплексные мероприятия по предупреждению преступности включают в себя направления профилактической работы, проводимой командованием и органами военной юстиции по совместно разработанным планам. При этом мероприятия разъяснительного характера обязательно согласуются по времени и по объектам с мерами, направленными на укрепление уставного порядка в различных сферах жизни и деятельности личного состава (учебный процесс, служба войск, быт, досуг и др.). Такой метод проведения профилактической работы является наиболее действенным, ибо он устраняет непосредственную почву правонарушений.

Наведение должного порядка там, где он у нас пока еще нарушается, представляет собой большой резерв в развитии нашего общества. Несомненно, это является большим резервом и в укреплении воинской дисциплины, повышении боеспособности и боевой готовности воинских частей и подразделений. (1)

 

 

<1> Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 442; Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 194 - 195; Криминология: Учебник / Под ред. Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 271, 280.

 

 

Заключение

В результате проведенного анализа нормативных правовых актов, научной и учебной литературы пришли к следующим выводам:

- определено, что под преступлениями против военной службы следует понимать общественно опасные, противоправные действия или бездействия, совершенные в форме умысла или неосторожности военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по

контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов, направленные против установленного порядка прохождения военной службы, за которые главой XI УК РФ предусмотрена уголовная ответственность;

- выделить отдельные периоды в развитии уголовной ответственности за преступления против военной службы:

1) зарождение первых военно-правовых актов (XVII – начало XVIII века), который характеризуется появлением первых норм об уголовной ответственности за военные преступления. При этом такие нормы еще не объединяются в отдельные акты, разрознены и не систематизированы;

2) развитие военно-уголовного законодательства и отрасли военного-уголовного права (начало XVIII – начало XX века), который характеризуется появления первых военно-уголовных кодексов;

3) совершенствование норм о военных преступлениях (1917-1991 годы), характеризуется появлениям в законодательстве понятия «военные преступления», постоянным уточнением диспозиций соответствующий преступлений, совершенствованием системы наказаний за них.

- установлено, что основными преступлениями против в военной службы, распространенными на территории Российской Федерации являются преступления против порядка пребывания на военной службе: ст.ст. 337–339 УК РФ и преступления против порядка подчиненности и воинских уставных


взаимоотношений: ст.ст. 332–335 УК РФ. Количественные показатели совершения таких преступлений можно считать относительно стабильными. Рост числа некоторых из них в 2014-2015 годах связано с началом конфликта на юго-востоке Украины – уклоняться от военной службы и самовольно покидать ее военнослужащие стали опасаясь того, что будут направлены в зону вооруженного конфликта на Донбассе.

- поддержана позиция, согласно которой родовым объектом преступлений против военной службы является установленный порядок прохождения военной службы;

- обобщено, что преступления против военной службы могут совершаться как в форме бездействия, так и путем совершения активных действий. Рассматриваемые преступления могут иметь как формальный (преимущественно против установленного порядка подчиненности и

воинских уставных взаимоотношений), так и материальный (преступления против порядка несения специальных видов службы, порядка сбережения во- енного имущества, порядка эксплуатации военно-технических средств) состав; ряд преступлений в качестве обязательного элемента объективной стороны предполагают способ совершения преступления (применение насилия, оружия, унижение чести и достоинства, издевательство, обман).

- обобщено, что субъектами преступлений против военной службы являются: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту; граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных

сборов;

- установлено, что большинство преступлений против военной службы совершаются с умышленной формой вины. При этом, преступления имеющие формальный состав характеризуются прямой формой умысла, материальный – косвенной. Ряд преступлений против порядка эксплуатации военной техники предполагают возможность смешанной формы вины


(умысла или неосторожности по отношению к деянию и неосторожности по отношению к последствиям).

- охарактеризованы основные квалифицирующие признаки преступлений против военной службы.

- выявлена необходимость в уточнении субъекта преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ граждан, связанная с разрешением вопроса относительно возможности граждан, пребывающих в запасе быть субъектом данного преступления во время прохождениями ими военных сборов;

- обоснована необходимость разъяснения оценочных понятий, используемых в главе 33 УК РФ Пленумом Верховного Суда Российской Федерации;

- указано на необходимость рассмотрения органами досудебного следствия и суда всей множественности причин, которые привели к общественно опасным последствиям материальных составов преступления против военной службы для установления наличия причинно-следственной

связи между ними и деянием виновного лица, необходимость тщательного анализа субъективных и объективных признаков преступлений против военной службы.

- обобщено, что за преступления против военной службы к виновным лицам применяются два специальных военных вида наказаний (содержание в дисциплинарной воинской части и ограничение по военной службе), а также арест и лишение свободы;

- определено, что требует совершенствования механизм исполнения уголовного наказания в виде ареста, поскольку в настоящее время арест как мера наказания не применяется;

- установлено, что наказание в виде содержания в воинской дисциплинарной части применяется преимущественно за насильственные преступления, когда характер насилия был явно несоразмерен поводу, по которому оно было применено к лицам, которые имеют отрицательную


служебную характеристику; лишение свободы – за преступления, которые причинили тяжкий вред здоровью человека или смерть;

- установлена, что судебная практика применяет необоснованно низкие размеры наказания в виде содержания в воинской дисциплинарной части;

- поддержана позиция о рассмотрении возможности декриминализации уклонения от военной службы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.035 с.)