Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Параметры субъективного отношения личности к ПриродеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Формально-количественная характеристика субъективного отношения по принципу «больше — меньше» включает 10 параметров: 4 базовых, первого порядка (широта. Интенсивность, осознанность, устойчивость) и 6 дополнительных, второго порядка (эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, сознательность).
В основе субъективного отношения к Природе лежит запечатленность в тех или иных ее представителях и явлениях потребностей личности. Человек может обращать внимание на одни составляющие Природы, «видеть» их, а другие — нет. Ее характеризуют три параметра:
Параметр широты. - Вкаких именно представителях и явлениях Природы по оси «отдельное - совокупное» запечатлены потребности. Одного человека могут привлекать только отдельные животные или растения. В этом случае можно сделать вывод о небольшой широте субъективного отношения: потребности запечатлены в очень незначительном круге объектов природы. Другой любит самые разнообразные природные объекты, как говорится, «природу вообще» — значительный уровень широты. Одному нравятся собаки, другому — кошки: содержательно различающаяся широта и т. д. Параметр интенсивности. В какой степени запечатлены потребности личности в представителях и явлениях Природы, насколько они являются для нее значимыми, по оси «редкое - постоянное», а также в каких сферах и в какой степени по шкале «слабое - сильное» проявляется субъективное отношение. Одному просто «приятно побывать на природе» и не больше — низкая интенсивность отношения. Другой, «фанат», заводит дома аквариум, попугая, разводит цветы, собирает книги о природе, ездит в другие города на зоологические выставки и т. д. высокий уровень интенсивности. Один просто эмоционально наслаждается красивым цветком; другой стремится найти о нем побольше информации: научное название, строение, где обычно растет и т. п.; третий пытается сам вырастить его у себя дома и т. д. В структуре интенсивности отношения к Природе выделяются четыре компонента: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный. · Перцептивно-аффективный компонент интенсивности характеризуют уровни:
1) эстетического освоения Природы - восприимчивость, понимание и творческая трансформация в деятельности их чувственно-выразительных элементов: формы, очертаний, силуэта, цвета, симметрии; величины, размера; светотеневых особенностей; динамических свойств; осязаемых свойств поверхности; звуковых характеристик (тона, тембра, ритма, высоты) и т.д. Так, обычный человек слышит просто пение соловья, а любители способны отличать более десятка напевов. 2) отзывчивости на витальные проявления представителей Природы - способность эмоционально отзываться на различные проявления жизнедеятельности их организмов один человек может испытать жалость к дворняжке, которая сидит, съежившись от холода, а другой этого не заметит, «обычный» человек просто поливает комнатные растения, «чтобы они не засохли»; в то же время существует множество людей, которые, поливая их, стараются доставить им радость, удовольствие, один способен на эмпатию и идентификацию с представителем Природы, другой — нет; 3) этического освоения - способность воспринимать мир Природы сквозь призму человеческих этических норм - моральной оценки «безнравственного» поведения кукушки, подкидывающей своих детей в чужие гнезда, и восхищения «благородным самопожертвованием» куропатки, которая, притворяясь раненной, отвлекает хищника от места, где находится выводок · Когнитивный компонент - уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с Природой, которые проявляются в готовности лишь перерабатывать поступающую о ней информацию, его активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией, (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) самостоятельно получать, искать и перерабатывать информацию объектах природы, в особой «информационной сенситивности» к ним и т. д. · Практический компонент характеризует уровень готовности и стремления к практическому взаимодействию с представителями Природы, осваивать необходимые для этого технологии (умения и навыки) и т. д. При низком уровне человек готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность, которую организовывают другие люди. При высоком — сам стремится к разносторонней практической деятельности с природными объектами, имеет разнообразные увлечения, связанные с природой: например, он по выходным любит работать на своем огороде, часто ходит за грибами и ягодами, держит дома собаку и т. д. · Поступочный компонент характеризует уровень активности личности, направленной на изменение ее окружения и принципиально отличается от практического: уход за аквариумными рыбками и активное участие в экологическом движении, охране природы — это две разные модели взаимодействия с природой. «Единицей» первой является то или иное практическое действие, «единицей» второй — именно поступок, являющийся актом нравственного самоопределения человека. В практическом компоненте взаимодействие с объектом отношения самоценно, а изменения окружения — лишь непринципиальное следствие; в поступочном — такое изменение становится как раз целью деятельности. В конечном счете, практический компонент — это «для себя», поступочный — «для других». Кормить свою собаку — это практическое действие; покормить голодную дворняжку — поступок; ласкать кошку друга — практическое действие; приютить у себя дома брошенного котенка — поступок; покопаться в выходной день на даче — практическое действие; порасчищать вместе с «зелеными» в этот день лес от мусора — поступок.
В целом, от перцептивно-аффективного к поступочному компоненту интенсивности растет степень проявления субъективного отношения во внешнем плане, а также значимость собственной, надситуативной активности личности. Параметр осознанности. В какой степени,насколько - по оси «осознанное – неосознанное» - личность отдает себе отчет о своей запечатленности потребностей в представителях и явлениях Природы Люди в разной степени могут осознавать свою привязанность к природе: один не очень-то отдает себе в этом отчет, а для другого взаимодействие с Природой становится профессией.
Эти три параметра являются хотя и связанными, но достаточно независимыми друг от друга. Человек может любить лишь некоторых животных, но зато очень сильно; достаточно хорошо осознать свою привязанность к природе, но вовсе не быть «фанатом» и т. д. Они являются базовыми, задают некий объем, «субъективное пространство» данного отношения, и чем оно больше, тем большую роль оно играет в жизни человека. Параметры субъективного отношения личности к Природе второго порядка, отражающие запечатленность в связи с другими характеристиками:
Параметр эмоциональности характеризует субъективное отношение по оси «рациональное — эмоциональное». Это показатель того, насколько данное отношение может быть рационально контролируемо. Крайние проявления фанатичной любви к своему животному, когда, например, хозяин кошки готов «перебить всех собак» во дворе, которые мешают его любимице там разгуливать, как раз обусловлены его субъективным отношением с крайне высоким уровнем эмоциональности.
Параметр обобщенности характеризует субъективное отношение по оси «частное — общее». Это показатель сформированности отношения не только к отдельным объектам или явлениям, но и их группам. Как правило, любовь к Природе возникает из любви к отдельным животным или растениям: например, ребенок любит свою конкретную собаку. Затем он может начать любить любых собак этой породы, вообще всех собак, затем животных в целом и, наконец, эта любовь может перерасти в любовь к «природе вообще».
Параметр доминантности описывает субъективное отношение по оси «незначимое — значимое». Чем большую роль играет определенное отношение в жизни человека, чем более высокое, «центральное» место оно занимает во внутреннем мире, тем более оно доминантно. Человек может любить природу, но она в его жизни по значимости стоит после работы, семьи, друзей, хобби и т. д., — субъективное отношение к Природе характеризуется низкой доминантностью. И наоборот, в Природе может быть заключен весь смысл жизни человека — максимально доминантное отношение. Параметр когерентности характеризует субъективное отношение по оси «негармоничное — гармоничное». Это показатель степени согласованности всех отношений личности - является ли данное субъективное отношение чем-то обособленным во внутреннем мире личности или оно тесно с ним связано, высоко интегрировано в него, находится ли это субъективное отношение на «центральной магистрали» или это «боковое ответвление». Например, некогерентным является отношение к Природе лесника, который ответственно выполняет профессиональные обязанности, остро переживает неудачи в работе, но не любит саму Природу. Параметр принципиальности характеризует субъективное отношение по оси «зависимое — независимое». Это показатель взаимосвязи отношения со всем комплексом принципов, принятых личностью, и готовности отстаивать его при оказании давления. Непринципиальным является субъективное отношение у человека, который, например, очень любит кошек, но никогда (чтобы «не нарываться на неприятности») не остановит своего соседа, который издевается над живущим во дворе котенком. И. наоборот, высоко принципиальным является субъективное отношение к природе у сторонников движения «Гринпис», которые осуществляют свои акции, несмотря на угрозу собственному благополучию. Параметр сознательности характеризует субъективное отношение по оси «неосознанное — сознательное». Это показатель сформированности позиции личности как общественного субъекта. Сознательность подразумевает интеграцию данного отношения со всеми другими и проявление его в активной социальной избирательности поведения личности. Личность сознательно ставит перед собой задачу, связанную с этим отношением, и проявляет активность по ее решению. Параметр устойчивости занимает особое место, является базовым и характеризует субъективное отношение по оси «неустойчивое — устойчивое». Это показатель стабильности субъективного отношения во времени. Сегодня любовь к природе у данного человека может быть очень доминантна, отличаться высокой интенсивностью, широтой и т. д., но уже через год это увлечение, вполне возможно, пройдет; иными словами, его субъективное отношение является недостаточно устойчивым. Качественно-содержательная характеристика
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.108 (0.006 с.) |