Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ учебников Н. Б. ИстоминойСтр 1 из 4Следующая ⇒
Подготовительный этап Подготовительный этап проводится в 3 классе. Во время подготовительного этапа учащихся начинают знакомить с тройками величин. Обычно в качестве первой берут тройку «цена – количество – стоимость». Для ознакомления организуют дидактическую игру «в магазин» (канцелярский). Учитель выставляет у доски «товар» и на каждый предмет прикрепляет ценник. Разыгрывают ситуации, в процессе которых вводят понятие «цена» - стоимость одного товара, «количество» - сколько предметов купили, «стоимость» - сколько денег заплатили (можно использовать бумажные монеты). Составляют тройки взаимообратных задач и учатся их записывать кратко в таблицу (учат составлять таблицу)
Стоимость выступает как произведение. (некоторые учителя даже подписывают знак умножения, т.е., чтобы найти стоимость надо цену умножить на количество) Решая эти задачи, дети постепенно усваивают три правила нахождения стоимости, цены и количества. Таким же образом вводятся и другие тройки величин на других уроках (1 тройка величин -1 урок), при введении лучше использовать практическую работу (лучше разыграть ситуации). При изучении каждой из троек вводится по 3 правила (если в учебнике недостает каких-то из троек величин, то учитель сам знакомит с ними). При изучении каждого вида задач рассматриваются по три задачи (данная и две обратные). На подготовительном этапе учащиеся должны научиться решать простые задачи с тройками величин разного рода. Позднее из этих простых задач составляют составные нетиповые задачи в два-три действия, которые сначала делятся на простые.
Анализ учебников М. И. Моро (М3Мч1 стр. 22)
(М3Мч1 стр. 23)
(М3Мч1 стр. 27) В учебниках Моро подготовительный этап проходит в 3 классе и начинается с простых задач, которые знакомят детей с понятиями «цена», «количество» и «стоимость». раскрывают принципы: если мы знаем стоимость всех одинаковых предметов и их количество, можем узнать стоимость одного такого предмета, разделив стоимость всех предметов на их количество, а также они показывают, что, чтобы узнать стоимость всех предметов, необходимо цену умножить на количество предметов, и что, чтобы узнать количество предметов, необходимо стоимость разделить на цену. Также на этом же уроке детей учат составлять и заполнять таблицы.
Далее на следующих уроках отрабатываются умения находить цену, количество и стоимость, а также навык составления и заполнения таблиц. Ведется работа с таблицами, дети составляют по ним задачи.
Вывод В каждом из рассмотренных учебников подготовительная работа проходит по одному и тому же сценарию: дети знакомятся с тройкой величин, моделью – таблицей, учатся заполнять таблицы, знакомятся со способами нахождения каждой из величин. Наиболее удачная подготовительная работа проводится в учебниках Дорофеева и Демидовой, т.к. все идет по порядку и разъяснено простым и понятным для детей языком, присутствует наглядность (картинки).
Сделайте сравнительный анализ альтернативных учебников математики (программы М. И. Моро и Н. Б. Истоминой) и выясните, с какими видами задач на нахождение 4-го пропорционального знакомят учащихся начальных классов по различным программам. Какова последовательность их введения? Когда они появляются в учебнике впервые? Проведите анализ учебников по двум программам. Для выбранных задач составьте таблицы. 1)
2)
3)
4)
5)
6)
Такие задачи отражают прямую и обратно пропорциональную зависимость. 1 – 4 вид отражают прямо пропорциональную зависимость. Например, чем больше цена (количество), тем больше стоимость при постоянном количестве (цене). (их вводят в 3 классе) 5 – 6 вид задач на обратно пропорциональную зависимость.
Например, чем больше цена, тем меньше количество при постоянной стоимости и наоборот. (их вводят в 4 классе) Представление об этих зависимостях формируется у детей постепенно в процессе решения таких задач. Их можно решать двумя способами: 1 способ – через нахождение постоянной величины (при решении задачи этим способом полезно опираться на таблицу, т.к. в ней отображена зависимость между тройкой величин) 2 способ – через нахождение коэффициента пропорциональности (здесь опираемся на графическую схему) Анализ учебников М. И. Моро Все задачи на нахождение четвертого пропорционального по программе М.И. Моро вводятся постепенно в 3-4 классах. Анализ учебников по программе М.И. Моро показывает, что задачи 1-2 видов вводятся на специальном уроке, а методика введения остальных видов задач нарушена, т.к. нет специальных уроков их введения и недостаточно задач этих видов для формирования умения, и некоторые виды задач вообще в учебнике отсутствуют. Чтобы исправить этот недостаток учебника, учитель должен сам построить тематический план ознакомления с задачами каждого из 6 видов.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
При решении этих задач одну сумму значений величин делят на другую: Проверять решение таких задач удобно способом подстановки и устанавливать связи между найденным искомым и одним из данных задачи. Кроме таблицы в качестве модели может быть использована условно-схематическая модель. Например, для первого вида:
1 – 4 вид задач — это задачи на прямо пропорциональную зависимость, а 5 – 6 вид – на обратно пропорциональную зависимость. Решаем эти задачи с различными тройками величин.
Методика их изучения по программе Моро М. И. такая: каждый вид вводят по очереди в три этапа: подготовка, ознакомление и формирование умения решать такие задачи. Но анализ учебников показывает, что не все 6 видов есть в учебнике. Есть специальные уроки для введения 1 и 2 видов, можно найти задачи 3 вида. Нет задач 5 и 6 видов, следовательно, учитель сам продумывает тематический план их введения и, если класс сильный, можно рассмотреть все 6 видов, если слабый, то первые 4 вида. 1)
2)
3)
4)
5)
6)
Эти задачи удобно отражать и на схематичной модели. Например, схема к 1 виду: Такие задачи удобно проверять способом подстановки. Методика работы с задачами этого типа такая: все виды вводят по очереди и отрабатывают на различных тройках величин. Анализ учебников по программе М. И. Моро показывает, что эта схема выполняется не полностью. Есть специальные уроки, где вводят задачи 1 вида и можно найти задачи 2 вида, а введение остальных видов не предусмотрено. Но учитель может предусмотреть это сам, для сильного класса возможно введение 6 видов, а для слабого достаточно 2 видов. Анализ учебников М. И. Моро Подготовительный этап Подготовительный этап проводится в 3 классе. Во время подготовительного этапа учащихся начинают знакомить с тройками величин. Обычно в качестве первой берут тройку «цена – количество – стоимость». Для ознакомления организуют дидактическую игру «в магазин» (канцелярский). Учитель выставляет у доски «товар» и на каждый предмет прикрепляет ценник. Разыгрывают ситуации, в процессе которых вводят понятие «цена» - стоимость одного товара, «количество» - сколько предметов купили, «стоимость» - сколько денег заплатили (можно использовать бумажные монеты). Составляют тройки взаимообратных задач и учатся их записывать кратко в таблицу (учат составлять таблицу)
Стоимость выступает как произведение. (некоторые учителя даже подписывают знак умножения, т.е., чтобы найти стоимость надо цену умножить на количество) Решая эти задачи, дети постепенно усваивают три правила нахождения стоимости, цены и количества. Таким же образом вводятся и другие тройки величин на других уроках (1 тройка величин -1 урок), при введении лучше использовать практическую работу (лучше разыграть ситуации). При изучении каждой из троек вводится по 3 правила (если в учебнике недостает каких-то из троек величин, то учитель сам знакомит с ними). При изучении каждого вида задач рассматриваются по три задачи (данная и две обратные). На подготовительном этапе учащиеся должны научиться решать простые задачи с тройками величин разного рода. Позднее из этих простых задач составляют составные нетиповые задачи в два-три действия, которые сначала делятся на простые.
Анализ учебников М. И. Моро (М3Мч1 стр. 22)
(М3Мч1 стр. 23)
(М3Мч1 стр. 27) В учебниках Моро подготовительный этап проходит в 3 классе и начинается с простых задач, которые знакомят детей с понятиями «цена», «количество» и «стоимость». раскрывают принципы: если мы знаем стоимость всех одинаковых предметов и их количество, можем узнать стоимость одного такого предмета, разделив стоимость всех предметов на их количество, а также они показывают, что, чтобы узнать стоимость всех предметов, необходимо цену умножить на количество предметов, и что, чтобы узнать количество предметов, необходимо стоимость разделить на цену. Также на этом же уроке детей учат составлять и заполнять таблицы. Далее на следующих уроках отрабатываются умения находить цену, количество и стоимость, а также навык составления и заполнения таблиц. Ведется работа с таблицами, дети составляют по ним задачи.
Анализ учебников Н. Б. Истоминой (М3Ич2 стр. 21) (М3Ич2 стр. 22) (М3Ич2 стр. 23) (М3Ич2 стр. 32) (М3Ич2 стр. 40-41) (М3Ич2 стр. 42-43) В учебниках Истоминой подготовительный этап начинается чуть позже, но также в третьем классе. Сначала детей знакомят с задачами на нахождение четвертого пропорционального. Ученикам предлагается ознакомится с текстом задачи и выбрать таблицу, которая ей соответствует. В процессе решения этих задач дети знакомятся с прямо пропорциональной и обратно пропорциональной зависимостью, со способом решения подобных задач, заполнять таблицы. Затем на специальном уроке дети знакомятся с тройкой величин «цена» - «количество» - «стоимость», в процессе игры «в магазин» и разбора простых задач, усваивают зависимость между этими величинами (стоимость = цена * количество). На последующих уроках дети закрепляют свои умения заполнять таблицы и с их помощью находить ответ на вопрос задачи, переходят к сложным задачам.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.07 с.) |