Классификация повреждений зубов, предложенная клиникой стоматологии детского возраста ммсі 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация повреждений зубов, предложенная клиникой стоматологии детского возраста ммсі



I. Ушиб зуба (без повреждения или с повреждением сосудистого пучка).

II. Вывих зуба:

1. Неполный (без повреждения или с повреждением сосудисто-нервного пучка).

2. Вколоченный

3. Полный.

III. Перелом зуба: 1. Коронки зуба. 2. Шейки зуба. 3. Корня зуба.

IV. Травма зубного зачатка.

V. Дентоальвеолярные повреждения.

Ушиб зуба - часто сопровождается кровоизлиянием в периодонт или пульпу зуба за счет разрыва сосудисто-нервного пучка. Сразу после ушиба возникают симптомы острого травматического периодонтита, хотя положение зуба в лунке не меняется. Иногда наблюдается окрашивание коронки зуба в розовый цвет. Если жизнеспособность пульпы сохранена, то окрашивание зуба постепенно исчезает и возобновляется нормальная электровозбудимость пульпы. Травма зуба с несформированным корнем может остановить дальнейшее развитие корня зуба. Некроз пульпы, в дальнейшем может привести к хроническому периодонтиту.

Лечение ушиба зуба при сохраненной пульпе основано на иммобилизации, т.е. выведении зуба из функции, а в дальнейшем из рациона временно исключается твердая пища. При некрозе пульпы зуб лечат эндодонтически.

Вывих зуба - сопровождается разрывом тканей периодонта. При этом отмечаются смещение зуба в лунке и его значительная подвижность. Различают вывих полный и неполный. В связи с этим разделением, корень зуба может оставаться в лунке или полностью смещаться за ее пределы. При вывихах зубов отмечаются жалобы на изменение положения зуба, боль в зубе и при прикосновении к нему. Прием пищи затрудненный. Пульпа зуба при вывихах погибает не всегда. Рентгенологически при вывихах определяется изменение ширины периодонтальной щели и в некоторых случаях проекционное укорачивание длины зуба. Периодонтальная щель при вколоченном вывихе исчезает. Вколоченный молочный зуб может повредить фолликул постоянного зуба. Реакцию сосудисто-нервного пучка при травме зуба с достаточной степенью достоверности можно определить одонтодиагностикой. При отсутствии выраженных клинических симптомов вывиха зуба необходимо врачебное наблюдение в течение 3 - 4 недель. Этот период времени нужен для репаративных процессов в пульпе и в поврежденном периодонте.

В случаях смещения зубов относительно лунки необходимо придать зубу нормальное положение, то есть сделать репозицию. Это вмешательство требует местного обезболивания. Репонований зуб необходимо хорошо фиксировать в лунке в правильном положении. Еще один тактический прием в лечении вывихов зубов - это реплантация. Она делается в разный срок после травмы, но не позже 72 часов. Одним из важных условий приживления реплантированого зуба есть его хорошая фиксация.

Методы фиксации репонированых и реплантированых зубов.

1) Лигатурные восьмиобразные повязки.

2) Гладка шина-скоба, фиксированная лигатурной проволокой.

Вывихнутые зубы также, можно фиксировать быстротвердеющей пластмассой по всем правилам в ортопедии. Однако, шинирование быстротвердеющими пластмассами хуже, потому что пластмассы шершавые и дополнительно травмируют слизистую оболочку десны, плюс мономер оказывает токсичное действие на организм пациента. А также излишки пластмассы, не убранные вовремя во время формирования шины, мешают языку, небу, губам, вызывая пролежни.

Переломы зубов - могут наблюдаться в области коронки (без повреждения или с повреждением пульпы), шейки или корня. Переломы в области шейки или корня иногда могут диагностироваться только рентгенологически. Переломы зубов бывают поперечными, продольными и косыми. Переломы коронки постоянного зуба в пределах эмали требуют ее косметического восстановления. При отломе части коронки с близким расположением пульпы желательно на поверхность отлома наложить гидроокись кальция, резорцин-тимолову пасту, кальцин или кальцемин, что способствуют образованию вторичного дентина. Для лучшей фиксации лечебных средств на зуб надевают пластмассовую коронку - колпачок. Через 8 - 12 месяцев дефект коронки можно устранить реставрацией или постоянной коронкой. При травме зуба, который сопровождается обнажением пульпы, применяют эндодонтическое лечение. При переломах корня зуба в зависимости от уровня можно применить удаление зуба (средняя треть), операцию резекции верхушки корня (верхняя треть). Продольные переломы зуба, являются абсолютным показанием к удалению его. Стоит помнить, что приблизительно 75% повреждений фронтальных зубов соединяются с частичными переломами альвеолярного отростка.

Переломы альвеолярного отростка чаще встречаются на верхней челюсти и нередко сопровождаются вывихом сразу нескольких зубов или их переломами. Во всех случаях при переломах альвеолярных отростков наблюдается подвижность отломков и разной степени нарушения прикуса.

Лечение при переломах альвеолярных отростков заключается в фиксации отломков шинами из алюминиевого или стального провода (гладкая шина-скоба, двухчелюстная шина с зацепными петлями) или шинами-капами.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: А. Задания для самоконтроля.  

№ п/п Основные задания. Выучить. Указания
1. Этиология травм зубов и альвеолярного отростка.  Перечислите этиологические факторы, которые способствуют возникновению травмы. 
2. Классификация огнестрельных и неогнестрельных травм зубов и альвеолярного отростка.  Назовите классификации огнестрельных и неогнестрельных травм зубов и альвеолярные отростка.
3. Клиническое течение огнестрельных и неогнестрельных травм зубов и альвеолярного отростка.  Перечислите клинические проявления, которые сопровождают огнестрельные и неогнестрельные травмы зубов и альвеолярного отростка.
4. Первая медицинская помощь при огнестрельных и неогнестрельных травмах зубов и альвеолярного отростка.  Назовите схемы лечебных мероприятий при оказании первой медицинской помощи.
6. Первая врачебная помощь при лечении огнестрельных и неогнестрельных травмах зубов и альвеолярного отростка.  Назовите схемы лечебных мероприятий при оказании первой врачебной помощи.
7. Квалифицированная помощь при лечении огнестрельных и неогнестрельных травмах зубов и альвеолярного отростка. Назовите схемы лечебных мероприятий при квалифицированном лечении данной травмы.
8. Специализированная помощь при лечении огнестрельных и неогнестрельных травмах зубов и альвеолярного отростка.  Назовите схемы лечебных мероприятий при специализированном лечении данной травмы.

Б. Задачи для самоконтроля: 1. В клинику обратился больной 25 лет с полным вывихом 12 зуба. Пациенту показана реплантация зуба, но реплантация зуба при вывихе проводится в том случае, если: (Ответ: сохранена целостность всех стенок лунки зуба).

2. В клинику обратился пациент 23 лет с травматическим продольным переломом корня 22 зуба. Какая должна быть лечебная тактика врача-стоматолога? (Ответ: удаление 22 зуба).

3. В клинику обратился пациент 33 лет с травматическим полным переломом альвеолярного отростка. Где проходит линия перелома? (Ответ: линия перелома проходит через всю толщу альвеолярного отростка).

В. Материалы для тестового контроля. Тестовые задания с одним правильным ответом (а=П):

1. Какой тип сращения зуба и лунки не встречается: A. периодонтальный. B. периодонтально-фиброзный

C. хондральный. D. Остеоидный. Е. фиброзно-периодонтальный. (Правильный ответ: С).

2. Чем ближе линия перелома к верхушке корня, тем зуб: А. более подвижный. В. менее подвижный. С.Подвижность и перкуссия не зависит от уровня перелома корня. D. более чувствительный к перкуссии и боли. Е. менее чувствительный к перкуссии и боли. (Правильный ответ: B).

3. При переломе зуб подлежит удалению, если линия перелома проходит: А. выше шейки зуба. В. ниже шейки зуба. С. на уровне шейки зуба. D. около верхушки корня. E. уровень линии перелома не имеет значение. (Правильный ответ: B).

Г. Учебные задачи 3-го уровня (нетипичные задачи): 1. У больного 45 лет имеет место полный вывих 11 зуба. Какой способ хирургического лечения применен, если корневой канал зуба был запломбирован и после антисептической обработки возвращен на место в лунку. После этого зуб был зафиксирован металлическим проводом к соседним зубам и проведена его иммобилизация.(Правильный ответ: реплантация зуба).

2. На этапе квалифицированной медицинской помощи врачом стоматологом осмотрен раненый с переломом альвеолярного отростка нижней челюсти. С целью профилактики раневой инфекции, какое лечебное мероприятие будет наиболее эффективным на этом этапе оказания медицинской помощи?

(Правильный ответ: репозиция, фиксация и иммобилизация альвеолярного отростка, антибактериальная терапия).

3. В поликлинику обратился пациент со свежим травматическим полным вывихом 11, 21, 31, 41 зубов. Зубы отсутствуют. Определите объем диагностической и лечебной помощи пациента.(Правильный ответ: рентгенологическое исследование, асептическая обработка лунок, дальнейшее ортопедическое лечение пациента).

7. л И тература:

1. Хірургічна стоматологія та щелепно-лицева хірургія: підручник; У 2т. – Т.2/В.О.Маланчук, І.П.Логвіненко, Т.О.Маланчук, О.Л.Ціленко – К.: ЛОГОС, 2011. – С. 26-30.

2. Рузин Г.П. Краткий курс лекций по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии / Геннадий Петрович Рузин – Киев: «Книга плюс», 2006 – С. 89-91.

3. Невогнепальні пошкодження щелепно-лицевої ділянки: навч. посіб. для студ. стомат. факульт. вищих мед. навч. закладів IV рівнів акрид. та інтернів-стоматологів / під загальною ред. Рибалова О.В. – Полтава: ТОВ «Фірма Техсервіс», 2012. – С. 36-56.

4. Клиническая оперативная челюстно-лицевая хирургия: Руководство для врачей / Под ред. проф. В.Н.Балина и проф. Н.М.Александрова. 4-е изд., доп. и испр. – СПб.: СпецЛит, 2005. – С. 36-56.

5. Щелепно-лицева хірургія: підручник / О.О.Тімофєєв. – К.: ВСВ «Медицина», 2011. – С. 389-392, 394-395.

Тема № 8. Повреждения мягких тканей челюстно-лицевой области в мирное время и при экстремальных условиях. Классификация, клиническое течение, методики хирургической обработки ран, виде швов. Оказание помощи раненным на месте получения травмы, на этапах медицинской эвакуации

С учетом эстетики лица.

1.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Повреждение мягких тканей челюстно-лицевой области и их лечение представляют собой интересный и сложный раздел хирургической стоматологии. Недостаточная осведомленность врача в вопросах хирургической обработки таких ран приводит к негативным последствиям в виде обезображивания внешнего вида больного, нарушения таких функций как речь, дыхание, жевание и др. Именно поэтому врач-стоматолог должен хорошо знать особенности хирургической обработки ран мягких тканей лица.

2.КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ: 2.1. Анализировать результаты клинических обследований больных с повреждениями мягких тканей челюстно-лицевой области. 2.2. Составить план лечения больных с повреждениями мягких тканей челюстно-лицевой области различной локализации. 2.3.Классифицировать различные виды повреждений мягких тканей челюстно-лицевой области. 2.4.Уметь выделять основные клинические проявления при повреждениях мягких тканей челюстно-лицевой области в зависимости от локализации и повреждающего агента. 2.5. Осуществить временную и постоянную остановку кровотечения и провести хирургическую обработку ран мягких тканей лица. 2.6.Знать клинические признаки огнестрельных повреждений мягких тканей челюстно-лицевой области.

2.7. Овладеть навыками диагностики огнестрельных ранений мягких тканей челюстно-лицевой области.

2.8. Уметь организовать лечение раненных с огнестрельными повреждениями мягких тканей челюстно-лицевой области и их осложнениями на этапах медицинской эвакуации. 2.9. Развивать творческие способности в проце

 

ссе клинического и теоретического исследования проблемных вопросов травматологии челюстно-лицевой области военного времени и в условиях чрезвычайных ситуаций.

3.БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (междисциплинарная интеграция).

Названия предыдущих дисциплин Приобретённые навыки
1.Топографическая анатомия. Определить участок повреждения челюстно-лицевой локализации.  
2.Пропедевтика хирургической стоматологии. Владеть методами общего и местного обезболивания при проведении хирургической обработки ран.
3.Общая хирургия   Осуществить временную остановку кровотечения. Накладывать основные типы мягких повязок.
4.Пропедевтика внутренних болезней. Применять схему обследования больного, описывать историю болезни.
5.Внутренние болезни. Оказать неотложную помощь.
6.Специальная военная подготовка. Оформлять первичную медицинскую карточку раненого и больного.
7.Медицина катастроф.   Организовать предоставление первой медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи раненым на этапах медицинской эвакуации.
8.Военно-полевая хирургия. Определить характер огнестрельного ранения мягких тканей, осмотреть и обследовать раненого, определить очередь и порядок предоставления медицинской помощи раненому, порядок и очередь эвакуации раненого.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Во ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

4.1.Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:

Термин Определение
1.ПХО.  Это первичная хирургическая обработка.
2.Рана. Это нарушение целостности кожи и слизистой оболочки.
3.Огнестрельная рана. Это рана нанесена огнестрельным оружием

4.2.Теоретические вопросы к занятию: 1. Классификация кровотечения. 2. Временные методы остановки артериального кровотечения. 3. Постоянная остановка кровотечения. 4. Определение понятия "первичная хирургическая обработка раны". 5. Особенности проведения первичной хирургической обработки ран лица. 6.Виды хирургической обработки. 7. Виды швов. 8. Методы обезболивания при проведении первичной хирургической обработки ран лица. 9. Общая характеристика огнестрельных ран. 10. Особенности огнестрельных повреждений мягких тканей челюстно-лицевой области. 11.Классификацию огнестрельных повреждений мягких тканей челюстно-лицевой области. 12. Методы диагностики огнестрельных повреждений мягких тканей челюстно-лицевой области. 13. Особенности клинической картины слепых ранений мягких тканей челюстно-лицевой области. 14. Особенности клинической картины касательных ранений мягких тканей челюстно-лицевой области. 15. Особенности клинической картины сквозных ранений мягких тканей челюстно-лицевой области. 16. Лечебные мероприятия для предупреждения развития асфиксии при ранениях мягких тканей челюстно-лицевой области. 17. Определение объема и порядка предоставления медицинской помощи челюстно-лицевому раненому с повреждением мягких тканей на этапе первой медицинской помощи. 18. Определение объема и порядка предоставления медицинской помощи челюстно-лицевому раненому с повреждением мягких тканей на этапе доврачебной помощи. 19. Определение объема и порядка предоставления медицинской помощи челюстно-лицевому раненому с повреждением мягких тканей на этапе первой врачебной помощи. 20. Определение объема и порядка предоставления медицинской помощи челюстно-лицевому раненому с повреждением мягких тканей на этапе квалифицированной медицинской помощи. 21.Определение объема и порядка предоставления медицинской помощи челюстно-лицевому раненому с повреждением мягких тканей на этапе специализированной медицинской помощи.

4.3.Практическая работа (задания), которая выполняется на занятии: 1. Определить участок поражения и анатомическую область повреждения. 2. Овладеть механическими, хирургическими, химическими, физическими и биологическими методиками остановки кровотечения. 3. Накладывать основные типы повязок. 4. Оказать неотложную помощь. 5. Оформлять первичную медицинскую карточку раненого и больного. 6. Оказать неотложную, врачебную и квалифицированную помощь раненому с раной мягких тканей.

5. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

Как свидетельствует опыт разных клиник челюстно-лицевой хирургии, в последнее время растет количество так называемой криминальной травмы, которая требует от врача предоставления специализированной помощи при проведении ПХО. Для этого нужно знать анатомо-физиологические особенности ЧЛО, раневую баллистику, особенности хода огнестрельной и неогнестрельной раны мягких тканей лица. Действия врача должны быть направлены на профилактику осложнений, которые возникают при повреждении мягких ткани ЧЛО.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.016 с.)