Всероссийские съезды Советов и ВЦИК (1917-1937) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всероссийские съезды Советов и ВЦИК (1917-1937)



Президент СССР М.С.Горбачев как глава гос-ва (15.031990-25.12.1991)

Пост президента СССР учрежден-март 1990 на III Внеочередном съезде народных депутатов согласно приянтого З-на «Об учреждении поста Президента СССР и внесении измененй и дополнений в Конституцию СССР». З-н принят 14.03, пр-том М.С.Горбачев,15.03 принес присягу съезду и вступил в должность. Выборы д.б. проходить всенародно, но 1-го пр-та в виде исключения избирал съезд. Пр-том м.б. избран гражданин СССР не моложе 35,не старше 65;одно и тоже лицо-не более двух сроков подряд.Пр-т избирался на 5 лет. С марта 1990 главой гос-ва стал президент, а ставший предс-лем Верховного Совета Лукьянов оставался лишь главой парламента.

Полномочия Пр-та СССР:

-выступал гарантом соблюдения прав и свобод граждан,Конст-ции и з-нов СССР;

-принимал необх.меры по охране суверенитета СССР и союзных республик,безопасности и терр-ной целостности страны;

-представлял СССР внутри страны и в международных отношениях;

-обеспечивал взаимодействие высших органов гос-ной власти;

-представлял Съезду нар-ных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны;

-формировал правительство (Кабинет министров):представлял Верховному Совету кандидатуру на пост главы прав-ва, по согласованию с Верховным Советом СССР формировал Кабинет Министров;

-представлял Верховному Совету СССР кандидатуры на посты Пр-ля Верх-го уда СССР, генпрокурора,пр-ля арбитражного суда; -подписывал з-ны СССР, мог возвратить з-н со своими возражениями в Верх-ный Совет; -мог отменять постановления и распор-я Кабинета Министров СССР, акты минстерств; -возглавлял Совет безопасности СССР;являлся Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР;награждал орденами и медалаями СССР;при необх вводить ЧП.

Президент обладал правом неприкосновенности и мог быть смещен Съездом народных депутатов СССР ( двумя третями голосов) в случае нарушения им Конст-ции СССР и з-нов СССР по инициативе самого Съезда или Верховного Совета СССР с учетом заключения Комитета конституционного надзора СССР. Если през-т не мог исполнять свои обязанности, его полномочия д.б. переходить к Вице-президенту СССР, а если это невозможно – к Пред=лю Верховного Совета СССР. На IV съезде народных депутатов СССР вице-през-том был избран Янаев (дек.1990-авг.1991). В связи с участием в ГКЧП после подавления путча оставлен с этой должности.

Путч 19-21.08.1991 г. был подавлен през-том России Ельциным и российским рук-вом,позиции Горбачева ослабли,а президента Ельцина усилились: Ельцин указом в августе 1991 г. приостановил деят-ть КПСС (в ноябре запретил деят-ть), так Горбачев перестал быть генсеком ЦК КПСС. –являясь през-том СССР, он вынужден был согласовывать назначения на наиболее важные должн-ти с През-том России Ельциным. 8.12.1991 пр-ты России Ельцин, Украины Кравчук,пред-ль Верх-го Совета Белоруссии Шушкевич подписали Беловежское соглашение о прекращении сущестования СССР и образования Содружества независимых гос-в (СНГ). Пригласили др. союзные респ-ки присоединиться к этому соглашению. Это документ был ратифицирован Верховными Советами Украины,России и Белоруссии. 21.12.1991 в Алма-Ате рук-ли 11 союзных республик приняли Алма-Атинскую декларацию об образовании СНГ, уведомили Горбачева о прекращении его полномочий. Но Горбачев 25 дек. Подписал указ о снятии с себя полномочий Главнокомандующего Вооруж-ми силами СССР и выступил посл. раз в качестве През-та перед народом. Его речь транслировали в прямом эфире телестудии более 170 стран мира.Поэтому этот день и стал считаться концом президентской власти СССР.

 

Высшие органы исполнительной власти

Высшие органы госвласти России.(1990-2001)

Федеральное Собрание РФ-высший представительный и законодательный орган гос-ной власти РФ по Конст-ции 1993 г.

Впервые в истории России наш парламент имеет верховную палату-Совет Федерации, и нижнюю-Гос.Думу.Они по разному формируются,у них разные полномочия,они работают порознь.

Совет Федерации- постоянная палата, в нее входят по два представителя от каждого субъекта РФ.В 1993 г. члены палаты избирались на 2 года всем населением страны,как и депутаты Госдумы.С 1995 г. в состав палаты по должности стали входить главы законодательной и исполнительной власти субъектов (исполнительную власть представляли президенты республик,губернаторы краев,областей,автономных округов,мэр Москвы,губернатор Питера).

По инициативе през-та Путина в 2000 г. принят з-н о новом порядке формирования Совета Федерации.В него стали входить не сами главы законодат-ной и исполн-ной власти, а по одному представителю закон-ной и исполн-ной власти субъектов. Законодательный орган власти субъекта избирает своего представителя на срок своих полномочий,глава исполнит-ной власти субъекта назначает своего представителя в палату.

Госдума- нижняя палата Федерального Собрания,450 ее депутатов избирались всем населением страны по смешанной избирательной системе:

-с 1993 половина депутатов (225) избиралась от 225 одномандатных округов по мажоритной избирательной системе ( вся страна делилась на 225 избир-ных округов,побеждал кандидат,набравший больше голосов).

-другая половина депутатов (225) избиралась по партийным спискам по общефедеральному избирательному округу. Чтобы попасть в Думу,партия или общественно-полит-кое дв-е д.б. преодолеть 5% барьер(набрать не менее 5% голосов избирателей в масштабах всей страны).В Думе 225 мест распределялись между этими партиями и движениями пропорционально полученным голосам избирателей.

В Думу 1-го созыва в дек. 1993 г. из 13 зарегистр-ных партий прошли 10: ЛДПР,Выбр России,Аграрная партия,КПРФ,ПРЕС(Партия росского единства и согласия),Яблоко,Женщины России,Демократическая партия России.

В Думу 2-го созыва в 1995 г. из 43-х партий и движений прошли 4: КПРФ,Наш дом-Россия,Яблоко,ЛДПР; В Думу 3-го созыва в 1999 г.-6 партий и движений:КПРФ,Единство,Отечество-вся Россия,Союз правых сил,Яблоко,ЛДПР; В Думу 4-го созыва в 2003 г-4 партии и дв-я:Единая Россия(более 300 депутатов),Родина,КПРФ,ЛДПР.

Каждая партия,прошедшая в Думу образует фракцию, в нее входили и депутаты,прошедшие по одномандатным округам.

В Госдуме 1,2,3 созыва было по 3 депутатских группы -это объединения,создающееся из депутатов-единомышленников,если их наберется 35 и более человек),Например,»Регионы России»,»Агропромышленная»,»Народный депутат»_депутатские группы в Думе 3-го созыва.Выборы в Думу 5-го созыва в 2007 г. пройдут по новому избирательному з-ну. Не будет одномандатных округов,все 450 депутатов будутизбираться только по партийным спискам.Чтобы попасть в Думу,партияд.б. преодоленть 7% барьер,т.е. получить не менее 7% голосовизбирателей по всей стране.

Президент России (с 1991)

Пост през-та был введен в России в 1991 г. на основе итогов референдума (март 1991 г.)

Четвертый внеочередной съезд в мае 1001 г. утвердил Закон «О президенте РСФСР»», принятый Верховным Советом, внес изменения в Конституци. России 1978 г.

По з-ну 1991 г. Президент- высшее должностное лицо, глава исполнительной власти, избирался всенародно на 5 лет, в возрасте от 35 до 65 лет, одно и то же лицо могло быть Президентом не более двух сроков подряд. Президент избирался на пару с вице-президентом.

Полномочия Президента РСФСР по закону 1991 г.:

-През-т получил право законодательной инициативы, подписи и обнародования з-нов, право вето(возвращения з-на для повторного рассмотрения); стал назначать главу прав-ва с согласия ВС(утверждал его съезд), назначал и освобождал от должности членов правительства, принимал отставку правительства с согласия Верховного Совета; стал назначать и отзывать дипломатических представителей;принимать верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей других стран; вести переговоры, подписывать от имени России международные договоры; не реже одного раза в год д.б. представлять доклады съезду о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом программ, о положении в стране.

От Верховного Совета президенту перешли вопросы гражданства, награждения государственными наградами России, присуждении почетных званий, осуществления помилования граждан.

Президент стал издавать указы и распоряжения, обязательные к исполнению на территории России, но они не д.б. противоречить Конституции и з-нам России.

Президент мог быть отрешен от должности Съездом народных депутатов России 2/3 голосов в случае нарушения Конституции, з-нов, присяги, на основе заключения Конституционного суда.

1) В августе 1991 г., в связи с тем, что ряд облисполкомов поддержал путч, ВС России приянл постановление»О дополнительных полномочиях През-та по обеспечению законности деятельности Советов в условиях ликвидации последствий гос-го переворота в СССР». Президент Ельцин получил право по своему усмотрению формировать органы исполнительной власти на уровне субъектов (за исключением республик). Вместо исполкомов Советов он создал областные, краевые администрации и стал назначать глав этих администраций.

2) В связи с началом экономических реформ в России (с янв. 1992 г.-либеризация цен) V съезд народных депутатов дал През-ту Ельцину право самому возглавлять правительство России, издавать указы по реформированию экономики (эти дополнительные полномочия были даны до дек. 1992 г.)

Главное внимание следует обратить на нормы Конст-ции РФ 1993 г., касающиеся През-та и уметь показать, что нового появилось в выборах президента, как изменился его статус, как усилились полномочия: в отношении парламента; правительства;исполнительных органов субъектов РФ;формирования корпуса судей;знать его полномочия как Главнокомандующего Вооруженными силами РФ; мотивы досрочного прекращения полномочий; процедуру отрешения президента от должности.

Президент РФ, согласно Конст-ции 1993 г. стал главой государства, гарантом Конст-ции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос-ной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос-ной власти. През-т РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

През-т избирается на 4 года гражданами РФ. През-то м.б. избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет, одно и то же лицо не может занимать должность През-та более двух сроков подряд. През-т вступает в должность после принесения народу присяги.

Усилились полномочия президента в отношении парламента:

-получил право роспуска Госдумы, нижней палаты парламента;

В отношении Правительства: назначая с согласия Госдумы Пред-ля Правительства, През-т может трижды настаивать на совей кандидатуре, угрожая Думе роспуском;-имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;-принимает решение об отставке Прав-ва самостоятельно (ранее с огласия Верховного Совета).

В отношении формирования корпуса судей: -кандидатуры на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ предлагает для назначения Совету Федерации. Судей всех остальных федеральных судов назначает своим указом (Верховных судей республик, краевых, областных, автономной области, автономных округов, городских, районных; арбитражных судов; военных судов.

В отношении госвласти субъектов: -През-т может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъектов, а также между органами госвласти субъектов. В случае не достижения согласованного решения может передать разрешение спора в суд.- През-т РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушении прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ в сфере внешней политики: -осуществляет рук-во внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; -подписывает ратификационные грамоты; -принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных гос-вах и международных орг-ях;

През-т явл-ся Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ:-назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; - в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводитвоенное положение, ЧП; -формирует и возглавляет овеет Безопасности РФ;

Утверждает военную доктрину РФ.

Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики гос-ва.

ПрезидентРФ:-решает вопросы гражданства РФ и предоставления полит-го убежища;-награждает гос-ми наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.

През-т издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ, но не должны противоречить Конст-ции и федеральным з-нам. През-т РФ обладает неприкосновенностью.

През-т может прекратить исполнение полномочий досрочно:1) в случае отставки по собств.желанию;2)стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;3)м.б. отрешен от должности.

Во всех случаях, когда През-т не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности През-та не имеет права распускать Госдуму, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конст-ции РФ.

Мотивы отрешения През-та от должности: в случае гос-ной измены или совершении тяжкого преступления.

Процедура отрешения: Выдвигает обвинение в этом Госдума 2/3 голосов (сначала собираются подписи 1/3 депутатов Думы – инициаторов отрешения. Затем создается спецкомиссия Думы, которая формулирует пункты обвинения). Отрешает През-та от должности Совет Федерации 2/3 голосов, нонужны подтверждающие заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Совета Федерации об отрешении През-та должно быть принято не позднее чем втрехмесячный срок после выдвижения Думойобвинения.

През-т формирует Администрацию През-та РФ- федеральный орган власти, который помогает ему осуществлять свои полномочия. Администрация играет важную роль в политической жизни страны. През-т имеет своих пономочных представителей в субъектах РФ. В 1991 г. после путча през-т Ельцин ввел институт своих представителей на местах, они д.б. информировать през-та о положении в субъектах, следить за претворением в жизнь указов през-та. В 2000 г. Путин стал през-том, уменьшилчисло своих полпредов до 7. Были сформированы 7 федеральных округов во главе с полпредами. В Уральский округ вошли: Свердловская область, Челябинская, Курганская, Тюменская, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий.Оренбургская область, Башкортостан, Пермский край входят в Приволжский федеральный округ. Перед полпредами Путин поставил важную задачу –способстовать приведению в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами конституций республик, уставов субъектов, их законодательства (в некоторых субъектах насчитывалось более 300 противоречий общероссийскому законодательству). Через полпредов идут представления През-ту на награждения, присвоение званий и т.д.

През-т имеет своих представителей в Совете Федерации, Госдуме, Конституционном Суде.

Путин, став през-том, в 2000 г., создал Государственный Совет-совещательный орган. В него входят главы исполнительной власти субъектов. Созывается Госсовет 1 раз в квартал для обсуждения одного-двух важных вопросов, Президиум – 1 раз в месяц.

През-ты РФ: Ельцин Б.Н. – избран 12.06.1991 г., вступил в должность после принятия присяги 10.07.1991 (вице-президент в 1991-1993 гг.-Руцкой).

Избран на второй срок в 1996 г. Ушел в отставку 31.12.1999г.

Путин В.В.- и.о. През-та РФ с 31.12.1999 г. как Председатель Правительства. Избран През-том в марте 2000 г, избран на 2-й срок в марте 2004 г.

 

Исполнительная власть.

Губернатор является высшим должностным лицом Св.обл. и возглавляет систему органов исполнительной власти области. Впервые избраннм губернатором в 1995 г. стал Россель, затем он избирался на 4 года еще дважды, в 1999, 2003 гг. Председатель Правительства Св.обл. назначается губернатором с согласия Облдумы.

 

 

Всероссийские съезды Советов и ВЦИК (1917-1937)

Особенности выборов депутатов на Всероссийский съезд Советов согласно Конституции РСФСР 1918 г.

1)Выборы были не всеобщими, часть насел.лиш-сь избир.прав.:

-лица,использовавшие наемный труд с целью извлечения прибыли;-лица,живущие на нетрудовой доход(проценты с капитала,доходы с предприятий,поступления с имущества ит.д.)-частные торговцы, -духовенство;-бывшие сотрудники и агенты полиции;

2)Выборы были не прямые, а многоступенчатые: -население избирало депутатов на волостной съезд Советов—на уездный—на губернский. На Всероссийский съезд посылались представители губернских съездов (или уездных, если они предшествовали созыву Всероссийского), а также-горсоветов.

3)Выборы были неравные:представители городских советов избирались на Всероссийский съезд из расчета 1 депутат от 25 тыс.избирателей, а представители губернских съездов – из расчета 1 деп. от 125 тыс. В стране, подавляющее большинство населения которой кр-не, это неравенство имело цель-поддержать представительство малочисленного раб.класса.4)Выборы проходили открытым голосованием.

         Полномочия Всероссийских съездов Советов и ВЦИКА были едиными. Их ведению подлежали все вопросы общегосударственного значения:

-утверждение, изменение,дополн.КонстРСФСР;-общее рук-во внутр. И внешн. политикой;-установление и изменение границ; - принятие в состав РСФСР новых членов и признание выхода отдельных ее частей; - общее административное разделение территории респ-ки; -установл. системы мер,весов,денег на терр. РСФСР;-сношение с иностр.гос-ми,объявл.войны и мира;-устан. плана развития нар.хоз-ва;утвержд.бюджета РСФСР; назначен. и смещен. членов СНК(правительства), утвержд. предс-ля СНК. Только съезд мог принимать и изменять Конст-ю РСФСР, ратифицировать мирные договоры. Частота созыва Всероссийского съезда Советов – не реже двух раз в год по Конст-ции РСФСР 1918 г. и не реже одного раза в год по Конст-ции РСФСР 1925 г. Могли быть и чрезвычайные съезды. Всего состоялось 17 Всероссийских съездов Советов. Первые съезды были многопартийными, на них шли споры по обсуждавшимся вопросам. 2-ой Всеросс.съезд Советов рабочих и солдатских депутатов(7-9.11.17 по н.стилю) 649 делег.(390-больш,160-эсеров,72-меньш)-съезд принял Декрет омире,земле, избрал ВЦИК,сформировал 1-есов-кое правит-во (СНК), принял пост-е о переходе власти на местах к Советам. 3-й- декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа-первый акт конституционного хар-ра советского гос-ва. Росс.-объявлена республикой Советов рабочих,солдатских и крест-ких депут-в. Из унитарного гос-ва она д.б. превратиться в федерацию. В декларации-вопросы о национализации земли, пром-ти, переходе банков в собственность гос-ва, всеобщей трудовой повинности. 4-й -Чрезв.совет (март1918) ратифицировал Брестский мир; 5-й- июль1918-принял 1-ю КонституциюРСФСР; 12-й- в мае 1925 г. принял 2-ю Конст-ю; 17-й – янв.1937- 3-я Конст-я.

Всероссйским Центр-ный Исолн-ный Комитет( ВЦИК) в1917-1937 гг. явл-ся высшим законодательным, распорядит-ным и контролирующим органом РСФСР, осуществлял между съездами высшую гос-ную власть в стране. Но в условиях отсутствия четкого разделения ветвей власти назывался исполнит-ным комитетом, т.к. исполнял волю съезда. ВЦИК избирался Всероссийским съездом Советов, был ответственен перед ним:отчитывался перед съездом о своей деят-ти.

 Полномочия ВЦИКа были едиными со съездом. На практике же ВЦИК:-формировал СНК;решал вопросы гражданства, амнистии, набл. За проведением в жизнь Конституции, постановл. Съездов, рассм. и утверждал проекты декретов, вносимых правительством (СНК); издавал свои декреты и распоряжения;созывал Всероссийский съезд Советов.

Состав ВЦИК. По Конст-ции во ВЦИКе не более 200 чел,. с 1920- до 300. С 1919- сессии 3 раза в год. ВЦИК имел Президиум, в него избиралось 1/10 часть членов ВЦИК. Председатели ВЦИК: Каменев(8.111917);Свердлов-11.1917-03.1919; Калинин(03.1919-07.1938)

2. Всесоюзные съезды Советов и ЦИК СССР (1922-1936). 12.1922-I съезд-рассмотрены и утверждены Декларация и договор об образовании СССР. Высшим органом госвласти в СССР с момента образования СССР в дек.1922 до принятия новой Конституции СССР в 1936 являлся Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами –ЦИК СССР.

Между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР. Он состоял из двух палат:Союзного Совета и Совета Национальностей. В период между сессиями высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти являлся Президиум ЦИК СССР (21 член). На посл. 8-м чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов была принята новая Конст-я СССР (5.12.1936г.). Она отменила двухзвенную систему высших органов гос-ной власти (съезд-ЦИК СССР). Вместо них создавался новый парламент-Верховный Совет СССР.

2. Верховный Совет СССР – высший орган гос-ной власти СССР (1936-1988) – был создан по Конст-ции СССР 1936 г.-стал единств. высш. Органом гос-ной власти, имеющим право издавать

Всесоюзные з-ны. Ранее это право имели Всесоюзный съезд Советов, ЦИК СССР, СНК СССР.

Порядок формирования: ВерхСовет СССР изб-ся населением на 4 года(по Конст-ции 1977-на 5 лет). Верховный Совет состоял из двух палат:Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по территориальным округам по норме: 1 депутат от 300 тыс.насел.

Совет Национальностей по норме: 32 деп от союзной респ-ки; 11 деп. от автономной респ-ки; 5 деп. от автономн. обл., 1-от нац-го округа.

Полномочия: обе палаты право законодат-ной инициативы, избирался президиум Верх.Совета, предс-ля Президиума СССР, формировали Прав-во СССР, избирали Верховный Суд СССР на 5 лет, назначали генпрокурора СССР на 7 лет.

В период между сессиями действовал Президиум Верховного Совета СССР ( председатель, 15 заместителей (по числу республик), секр-ря и 20 членов, был подотчетен Верховному Совету СССР во всей своей деят-ти.

Полномочия Президиума Верх.Совета СССР: созыв сессии, издан. указов, назн. министров, нагр. орденами, назн. высшего командования Вооруж. сил, объяв. военн. полож.

Структура Верх. Совета СССР: -две палаты; президиум, комиссии палат. Каждая палата имела по 4 постоянных комиссии: мандатная, законодательных предположений, бюджетная, по иностр. делам.;

В 1955 г. в составе Верх.Совета СССР появ-сь Парламентская группа-объединение депутатов, вошедшее в Межпарламентский союз ( действовал с 1889 г) –международную орг-цию.

Верховный Совет СССР как парламент недостатки: выборы формально, на безальтернативной основе: на одно место выдвигался только один кандидат, соблюдался классовый принцип 1/3 –раб., 1/3-крест-не,1/3-служащие; сессии короткие – 2 р. в год на 2-3 дня, депутаты работали на непостоянной основе; обсуждения законопроектов формально, голосование единогласное; слишком велика роль Президиума Верховного Совета; больш-во законодат-ных актов имело форму указов Президиума Верховного Совета. В конце 1980-х годов стала ясна необх-ть реформир-я Верх.Совета СССР с целью превратить его в наст-ий парламент.

 

4. Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР (1989-1991).

Верх.Совет СССР XI созыва в декабре 1988 г.- решение о возвращении к двухзвенной системе высших органов гос-ной власти (ленинской модели, когда действовал Съезд Советов –Центра-ный исполнит-ный комитет). Были внесены соответстующие измен-я в Конст-ю СССР 1977 г. В СССР создавалось два высших органа гос-ной власти: Съезд нар. Депутатов и Верх-ный Совет СССР. Выборы нар-ных деп-ов СССР прошли в марте 1989 г. Их особенности:на съезд избиралось «250 нар.деп.,сроком на 5 лет; впервые в истории страны выборы проходили на альтернативной основе, на одно место выдвигалось несколько кандидатов; 1/3 деп-избир-сь по территориальным округам; 1/3-по национально-территориальным; 1/3-от общесоюзных общественных организаций (КПСС,ВЛКСМ,профсоюзов,Союза писателей и др.)

К исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР относились: принятие Конст-ции, внесение изменений в нее, определение осн-ных напрвлений внутр. И внешн. политики; утвержд. планов экон. и соц-го развития; утвержд. Предс. Прав-ва СССР, Высшего арбитражного суда СССР, Генпрокурора СССР; отмена актов, принятых Верх. Советом СССР, решен. о провед. всенародн. референдума.

Съезд нар. Деп. проводился один раз в год, м.б. и внеочередные съезды. Работа съезда проводилась гласно, прямая трансляция, стенограммы заседаний в газете «Известия».

1-й Съезд нар-ных депутатов СССР (май-июнь 1989): предс-лем ВерхСов избран Горбачев;избран новый Верховный Совет; предс-лем прав-ва утвержд. Рыжков;утвержд-ны генпрокурор, предс-ль Верх.Суда; принято Постан-е об основных напр-ях внут. И внешн. политики. 2-й съезд (дек.1989)-обсуждалсмя вопрос о мерах по оздоровлению экон-ки, этапах экон-кой реформы и принципиальных подходах к разработке 13-го пятилетнего полана развития нар. хоз-ва в СССР; избран Комитет конституционного надзора СССР. 3-й внеочередной съезд (март 1990) –принят з-н «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конст-ю СССР»(появилась глава Президент СССР»); президентом СССР избран Горбачев; отменена 6 ст. Конст-ии СССР о КПСС как руководящей силе советского общества; закреплен принцип многопартийности. 4-й-съезд (дек.1990): доклад презид-та СССР о положении страны и мерах по преодолению кризисной ситуации; о концепции Союзного договора и порядке его заключения; изменение Конст-ции СССР (появились статьи о всенародном голосовании и референдуме); вице-президентом СССР избран Янаев. 5-й-внеочередной (сент. 1991, созван после подавления путча): през-т СССР и главы 10 союзных респ-к выступили с завявлением о необходимости коренного пересмотра отношений между союзными республиками. Предложили распустить Съезд и Верховный Совет СССР (большинство респ-к против сохранения двухзвенной системы);депутаты проголосовали за роспуск Съезда и ВС СССР; съезд принял з-н «Об органах гос-ной власти и управления в переходный период»(до подписания нового Союзного договора).

Верховный совет СССР (1989-сент.1991)- стал избираться не всем населением страны, а Съездом народных депутатов СССР из числа народных депутатов; почти втрое уменьшен его состав (542 деп, ранее-более 1 500 чел.); введена ежегодная ротация (обновление) 1/5 его состава; сессии стали длительные, по 3-4 месяца, часть деп-в стала раб-ть на пост-ной основе; уменьшилась роль Президиума Верховного Совета(он перестал издавать указы, приобретающие законодательную силу после утверждения их депутатами на сессии Верховного Совета: в условиях постоянно действующего Верховного Совета необходимость в этом отпала); появилось 10 комитетов Верх-го Совета СССР (помимо комиссий палат), в которых сосредоточилась основ. Р-та над законами; изменилось название должности: уже не предс-ль Президиума Верховного Совета СССР, а Председатель ВерховногоСовета СССР.

Предс-ли ВерхСов СССР:Горбачев(25.05.1989-15.03.1990);Лукьянов (15.031990-26.08.1991)

Органы гос-ной власти и управления в переходный период (до подписания нового Союзного договора)

Верховный Совет СССР (окт-дек.1991г.)-новый представительный, законодательный орган. Формировался Верховными Советами союзных республик из числа народных депутатов СССР и союзных республик. Госсовет- создан для согласованного решения вопросов внутр. И внешн. политики, затрагивающих общие интересы республик. В него вошли главы союзных республик, возглавил Президент. На его заседаниях обсуждался и текст нового Союзного договора.

Межреспубликанский экономический комитет создан на паритетных началах союзными республиками для координации упр-я народным хоз-вом, согласованного проведения экн-ких реформ и социальной политики. Все эти органы госвласти были упразднены с прекращением существования СССР в дек. 1991 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.072 с.)