Советы как органы государственной власти на местах (1917-конец 1980-х гг. , до их реформирования) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советы как органы государственной власти на местах (1917-конец 1980-х гг. , до их реформирования)



Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов в окт. 1917 г. провозгласил Советы органами госвласти на территории всей страны.

Советы трижды меняли свои названия:

-1917-1936 гг.: Советы рабочих, солдатских (с 1918 г.-красноармейских), крестьянских депутатов (подчеркивался их классовый состав).

-По Конституции СССР 1936 г. – Советы депутатов трудящихся.

-По Ко-ции СССР 1977 г. – Советы народных депутатов

Местные Советы строились по территориальному принципу:губернские, уездные, волостные, городские, сельские.

На территории губерний, уездов, волостей с 1917 г. органами гос-ной власти являлись соответствующие Съезды Советов-губернские, уездные, волостные. На территории городов и сел действовали городские и сельские Советы (съездов не было).

Выборы в местные Советы имели те же особенности, что и на Всероссийские, Всесоюзные съезды: они были не всеобщими (часть населения лишалась избирательных прав), не прямыми, а многоступенчатыми; не равными (рабочие имели преимущество), с открытым голосованием.

По Конст-ции РСФСР 1918 г. в ведении местных съездов Советов находились следующие вопросы:

- проведение в жизнь всех постановлений высших органов Советской власти;- проведение мероприятий по хозяйственному и культурному подъему данной территории, разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное значение;-руководство всей деятельностью Советов в пределах данной территории.

Съезды избирали свои исполнительные органы – исполкомы Советов. В губисполкоме число членов не должно было превышать 25, в уездном-20, в волостном -10.

Исполкомы Советов были ответственны перед избравшим их съездом. Они сосредоточивали в своих руках руководство промышленностью, сельским хозяйством, культурным строительством. Как правило, работали в форме пленумов. Между пленумами все текущие вопросы решал  президиум исполкома, он контролировал деятельность учреждений на всей территории.

Всю оперативную работу вели отделы исполкома, построенные в основном по отраслевому принципу. При губернских исполкомах создавались отделы: управления, военный,юстиции, труда и соцобеспечения, народного образования, почт и телеграфов, финансов, земледелия, продовольствия, госконтроля, совет народного хоз-ва, здравоохранения, статистики, чрезвычайной комиссии, коммунальный. При уездном исполкоме существовали те же отделы, кроме отделов почт и телеграфов, юстиции и ЧК.

Горсоветы и сельсоветы избирались населением на 3 месяца, работали в форме пленумов, также избирали свои исполкомы. По Конст-ции РСФСР 1925 г. горсоветы и сельсоветы избирались на 1 год.

XII съезд партии в 1923 г. принял решение об изменении территориально-административного деления. Губернии, уезды, волости заменялись на области (края), округа, районы. Первой в виде эксперимента в 1923 г. была создана Уральская область, разделенная на округа и районы. В 1925 г. образованы Северо-Кавказский край, Сибирский, в 1926 г.-Дальневосточный; в 1927 г. появилась Ленинградская область, в 1929 г.-Московская.

К 1930 г. административно-территориальная реформа завершилась. В 1930 г. с началом массовой коллективизации округа как излишнее звено были ликвидированы. В 1930-е гг. проводилось укрупнение краев иобластей. В 1934 г. Уральская область была разделена на Свердловскую, Челябинскую и Обско-Иртышскую.

По Конституции СССР 1936 г. к местным Советам относились Советы депутатов трудящихся: краевые, областные, национальных округов, районные, городские, сельские.

Отменялись съезды Советов, на всей территории страны стали действовать Советы и их исполкомы, избиравшиеся на первой сессии Совета. Все местные Советы стали избираться на 2 года вместо 1.

Выборы во все Советы стали всеобщими, прямыми, равными, тайными. По новой избирательной системе выборы в местные Советы прошли в 1939 г. Советы стали работать в форме сессий. Сессии краевых, областных Советов, в городах с районным делением созывались не реже 4-х раз в год, прочих – не реже 6 раз в год.

В 1940 г. появилась новая форма работы депутатов Советов – постоянные комиссии. Они создавались как внутренние органы Советов, состояли из депутатов (местной промышленности, бюджетная, оборонная, коммунального хоз-ва, торговли и сельского хоз-ва, по здравоохранению, школьная и т.п.) Основная задача комиссий – систематический контроль за выполнением решений партии и правительства во всех областях народного хозяйства, культуры и быта.

Исполком Совета- исполнительный и распорядительный орган, подотчетный Совету. Это коллегиальный орган гос-го управления, осуществлявший повседневное рук-во всем хозяйственным и культурным строительством на своей территории. Он руководилместной промышленностью, сельским хоз-вом, народным образованием,организовывал практическое проведение в жизнь решений своего Совета и вышестоящих органов. Избирались исполкомы Советами на первой сессии. Исполкомы сельсоветов состояли обычно из 5-7 членов, городских 9-15, районных 7-11, оластных 11-23. Сполкомы поддерживали тесную связь с постоянными комиссиями и с депутатами, опирались на местный актив.

Для руководства отдельными отраслями гос-го управления местные Советы (за исключением сельских) создавали отделы и управления исполкомов. Они находились в двойном подчинении- подчинялись своему Совету и соответствующему отделу исполкома вышестоящего Совета. Отделы и управления исполкомов краевых, областных Советов подчинялись своему Совету и соответствующему министерству союзной республики. Помимо отраслевых отделов и управлений исполком имел и ряд других отделов, непосредственно входившихв его аппарат и ведавших определенным кругом вопросов (общий отдел, отдел кадров и т.п.). они не имели подчиненных объектов управления, а составляли рабочий аппарат исполкома.

В работу местных Советов большие изменения внесла ВОВ. В первый день войны был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении»: в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов гос-ной власти были переданы советам фронтов, армий, округов. Местные Советы д.б. содействовать военному командованию.

В тылу Советы занимались оборонным строительством, мобилизацией населения, размещением эвакуированных предприятий, трудоустройством семей фронтовиков, материальным и продовольственным снабжением фронта, перестройкой работы пром-ти на военный лад, организацией общественного питания и т.п.

Около половины депутатов были взяты на фронт, сессии созывалисьредко, в основном работали постоянные комиссии Советов. На 1.01.1945 г. на учете в местных Советах состояла лишь 1/3 довоенного числа депутатов. Кворум для проведения сессий устнавливался исходя из наличного состава депутатов.

Возросла роль исполкомов, они решали вопросы, требовавшие коллегиального рассмотрения на сессиях. Многие функции исполкомов выполнялись единолично их руководителями и рук-ми отделов. К концу войны более 50 % членов исполкомов и около 70% председателей Советов не являлись депутатами, а были кооптированы.

После войны выборы в местные Советы прошли в 1947-1948 гг. Но сессии Советов созывались с нарушением сроков, на них редко ставились конкретные вопросы, обсуждение часто было формальным. Предложения, вносимые депутатами, часто оставались без внимания, а критика р-ты предприятий и учреждений не имела последствий. Депутаты, какправило, отчитывались перед народом о своей деят-ти лишь во время очередных перевыборов.

Согласно Конституции СССР 1977 г. срок полномочий местных Советов увеличился до 2.5 лет. Сессии сельских, поселковых Советов созывались не реже 6 раз в год, остальных Советов – 4 раза в год. Стали практиковаться выездные сессии Советов, что дало возможность привлечь к работе широкий круг граждан; сессии без выступлений докладчиков: доклады предварительно рассыпались депутатам, чтобы те могли их обдумать, более активно обсудить.

К концу 1980-х гг. стала понятна необходимость реформирования деятельности Советов с целью превращения их по-настоящему в полновластные органы власти.

Необходимо представлять основные недостатки в деятельности Советов: -выборы в них проходили формально, на безальтернативной основе: на одно место в Совет выдвигался 1 кандидат; в облсовет его выдвигал обком КПСС, в райсовет – райком КПСС, в горсовет – горком КПСС. Затем проводилось собрание трудового коллектива по выдвижению кандидата, утвержденного партией. Население голосовало за него на выборах. – Советы не обладали всей полнотой власти на своей территории: все основные, наиболее важные решения по социально-экономическому развитию территории принимали обкомы (крайкомы), райкомы, горкомы КПСС. Советы на сессии дублировали эти решения;

- поскольку Советы представляли собой систему органов власти, вышестоящие Советы (например, областные) могли отменить решения нижестоящих;

- еще в большей зависимости находились исполкомы Советов: согласно принципу двойного подчинения они были подотчетны как Совету, их избравшему, так и исполкому вышестоящего Совета;

-права и обязанности Советов разных уровней не были четко разграничены, все они занимались одним и тем же. Реально же полномочия сосредотачивались на областном уровне, а нижестоящие Советы были лишены свободы действий.

-до 1991 г. в стране существовала унитарная бюджетная система, при которой каждый нижестоящий бюджет был составной частью вышестоящего, а вместе они образовывали единый госбюджет. Советы не могли по своему усмотрению переключать средства с одной статьи на другую, все расходы жестко регламентировались сверху. Советы не были заинтересованы в привлечении дополнительных средств в бюджет, т.к. они изымались вышестоящим органом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.01 с.)