Краткая история камеры-обскуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая история камеры-обскуры



КАМЕРА-ОБСКУРА

 

Камера-обскура (лат.сameraobscura – темная комната) – темный ящик (коробка) или переносная конструкөия с непроницаемыми для света стенками (крытые носилки – паланкин, палатка) или комната, имеющая небольшое отверстие в одной из стенок. Лучи света, проникающие через отверстие под углом, создают на противоположной стенке (или экране) перевернутое изображение. Это позволяет срисовывать точное изображение отдельных объектов, делать городские и архитектурные пейзажи (ведута) и перспективные рисунки, а также наблюдать за солнечным затмением.

 

Источник: Большая российская энциклопедия. – URL; https://bigenc.ru/physics/text/2038743

 

Развитие фотографического искусства в конце XIX – первой половине ХХ вв.

Настоящую смысловую революцию совершил американский фотограф Альфред Стиглиц, считающийся первым авангардистом в фотографии. Его уличные фотопейзажи и фотопортреты горожан доказали, что фотография может быть таким же изобразительным искусством, как и живопись. Им совместно с Фредом Холлардом Деем было основано первое фотохудожественное движение «Фото-Сецессия», пропагандировавшее фотографию как творчество.

 

Канал в Венеции. Фото А. Стиглица. 1894 год

 

ДжорджияО’Кифф (фотомуза А. Стиглица). 1918

 

ДжорджияО’Кифф. Фото А. Стиглица. 1933 год.

 

 

Феликс Надар, начинавший как художник-карикатурист и журналист, увлекся фотографией и стал первым применять искусственное освещение для создания фотопортретов. Хорошо известны сделанные им фотографии Жюля Верна, Александра Дюма, П. Кропоткина, Жорж Санд.

 

Александр Дюма

 

Анри Картье-Брессон (ум. 2004) – основоположник фотожурналистики и создатель стиля уличной фотографии. В 23 года он занялся фотографией. Его работы и идеи оказали большое влияние на развитие теории фотографии. Например, стоит вспомнить его слова, объясняющие его увлечение фотоискусством: «Я вдруг понял, что фотография может зафиксировать вечность в одном мгновении».

 

Анри Картье-Брессон

 

 

ЗАРОЖДЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФИИ

 

Англичанин Роберт Поль создал свою камеру, известную как «биограф»

 

Первые кинофильмы делали братья Люмьер и Уильям Диксон.

 

В 1895 г. братья Люмьер изобрели синематограф для живых картинок. Первые живые картинки запечатлели семейную жизнь братья Люмьер и их путешествия по Европе и на Восток. Всего известно 30 картин синематографа. Они относятся к самому первому жанру кинематографа – кинохронике.

 

Первый платный киносеанс состоялся 28 декабря 1895 г. В салоне Гранд-кафе на бульваре Капуцинов в Париже.

 

В 1903 г. Джордж Истмен совместно с Томасом Эдисоном сконструировал кинокамеру и начал использовать для съемки специально созданную для этого 35-миллиметровую плёнку с перфорацией по краям. На многие десятилетия она стала стандартом для всех любительских и профессиональных фото- и киноплёнок.

 

В первые годы в Советской России отсутствовало собственное производство кинопленки. Её большая часть импортировалась, главным образом из Франции. Понимая огромное значение и силу киноискусства в наглядной пропаганде, было решено построить собственные фабрики по производству фото- и киноматериалов. В годы первой пятилетки были построены фабрики в Шостке («Свема»), в Переяславле-Залесском, Ленинграде и в Казани (Тасма») Крупнейшим производителем кинопленки в СССР в довоенный период была Шосткинскаяфабрика. 1 сентября 1928 г. был заключен договор с французской фирмой «Люмьер» о строительстве фабрики производственной мощностью в 50 млн. погонных метров кино, авиа и рентгено- пленки в год. Французская сторона предоставила технологию, спроектировала производственный процесс, обучила кадры, предоставила информацию обо всем нестандартном оборудовании и поставила его в СССР. Выбор места производства был не случаен. Основу пленки составляла взрывоопасная нитроцеллюлоза – сырье для производства тротила. Поэтому было решено разместить фабрику рядом со старинным пороховым заводом в Шостке. В 1928 г. на базе Шосткинского порохового завода под руководством профессора Александра Николаевича Мишкинаначалось создание небольшого экспериментально-исследовательского производства «Малая кинопленка». В 1929 г. в Шостку прибылая первая партия французского оборудования. В процессе пуско-наладочных работ коллективу предприятия и ученым Шосткинского химического института пришлось решать проблему повышения качества сырья и разрабатывать свою технологию производства пленки. Благодаря этому с 1929 г. начался выпуск продукции, с конца 1929 г. по сентябрь 1931 г. было выпущено около 4 млн. погонных метров позитивной пленки. 1 октября 1931 г. были торжественно завершены строительно-монтажные работы первой очереди фабрики кинопленки № 6. В первые годы наращивалось производство позитивной кинопленки. В 1934 г. было освоено производство звукозаписывающей пленки. В 1936 г. общий объем производимой в СССР пленки достиг 115,161 млн. погонных метров и вышли на 3-е место в мире по этому показателю. Это позволило почти полностью обеспечить потребности страны в позитивной и негативной пленке, сократив импорт пленки до нескольких процентов. В 1937 г. в кинотеатрах страны был показан фильм «Великий гражданин», полностью снятый на кинопленке отечественного производства СЧС-1.

 

Создателем спецэффектов в кино является француз Жорж Мельес: фильмы «Исчезновение дамы в театре РоберУден» (1896), «Замок дьявола» (1896).

В конце XIX в. появляется монтаж. Одними из первых монтаж стали применять фотографы-любители и кинематографисты Джордж Альберт Смит и Джеймс Уильямсон. Начиная снимать хонику, они постепенно перешли к созданию постановочных фильмов. Д.А. Смит экспериментировал с монтаджом внутри одной сцены, а Д. Уильямсон впервые применил параллельный монтаж в фильме «Нападение на миссию в Китае» (1900) – одновременный показ событий, происходящих в разных местах или снятых с разных точек. (Гор Мелкон. Параллельный монтаж: кино становится искусством. – URL: https://nplus1.ru/blog/2018/09/20/parallel-cutting)

 

Виды и жанры киноискусства

Виды киноискусства – это группы фильмов, которые объединяются какими-либо качественными признаками, сюжетными особенностями, приемами создания и др. Они составляют совершенно самостоятельные друг от друга группы.

Также выделяют жанры киноискусства – относительно самостоятельные по содержанию фильмы.

Основными видами киноискусства являются:

– кинохроника: ее относят к неигровым фильмам; она является самым первым жанром киноискусства; фиксация происходящих событий без активного вмешательства в них; использование монтажа и обрезки лишь для удаления ненужных и малозначимых кадров;

– игровое (художественное) кино: мюзикл, комедия, мелодрама, драма, гангстерский филҗм, детектив, вестерн, триллер, боевик, фильмы ужасов, фантастика, фильм-катастрофа, детское (фильм-сказка), семейное, биографическое, военное, приключенческое, историческое, криминальное, эротическое, мистическое и др.

– документальное (неигровое) кино: учебные фильмы; научно-популярные фильмы (этнографические и др.); киноэссе; фильм-дневник; фильм-расследование; экспериментальная документалистика («Человек с киноаппаратом», реж.Д. Вертов, 1929); участвующая документалистика; киножурнал

 

 

Короткометражное (до 50 минут), полнометражное

 

Малобюджетные

Бюджетные

Блокбастер – фильмы, на создание которых тратится очень большая сумма с намерением окупить расходы за счет большой зрительской популярности.

 

Односерийный, многосерийный (2 – 6 серий), сериал

 

Коммерческие фильмы (популярное кино)

Некоммерческая фильмография:

Авторское кино – направление в фильмографии, при создании которого важное значение имеет авторская позиция режиссера, а не потенциальная выгода от его проката.

Авангардное кино – активное использование нестандартных приемов, художественных экспериментов.

Арт-хаус – кино, ориентированное на вкусы и интересы узкой аудитории.

 

Прожико Г.С. Судьба жанра в кинодокументалистике / Г.С. Прожико // Вестник ВГИК. – 2018. - № 3 (37). – С. 34 – 44. – Режим доступа: https://vgik.info/science/bulletin/

Вертов Д. Мы. Вариант манифеста / Д. Вертов // Театр. – 2012. – № 8. – Режим доступа: http://oteatre.info/my-variant-manifesta/ (обязателен для прочтения студентами)

«Человек с киноаппаратом» (Д. Вертов, 1929): https://www.youtube.com/watch?v=MLCU6ALjfto(обязателен для просмотра студентами)

 

 

Д/ф «Татария. Год 1970» (Казанская студия кинохроники, 1970): https://www.net-film.ru/film-47009/

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Литература

Кэстль Дж. Дневник путешествия в году 1736-м из Оренбурга к Абулхаиру, хану Киргиз-Кайсацкой Орды Джон Кэстль; пер. с нем. В. Штаркенберга, В. Скорого. – Алматы: Жибекжолы, 1998. – 152 с. – Режим доступа: https://vk.com/topic-114620260_33983556?post=157

Бимендиев А.Ш. К открытию новых портретных изображений казахских ханов Абулхаира и Ералы в работах художника Джона Касла, хранящихся в фондах Третьяковской галереи и Русского музея / А.Ш. Бимендиев / Развитие Казахского ханства: эпоха, события, личности: мат-лы межд. науч. конф-ции, посвященной 550-летию Казахского ханства. – М.: Стиль, 2015. – С. 55 – 67. – Режим доступа: https://vk.com/topic-114620260_33983556?post=157

 

Литература

Круковский М.А. Южный Урал. Путевые очерки / М.А. Круковский. – М., 1909. – 311, II с. – Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003759018#?page=1

Белоруссова С.Ю.Этнофотографическое путешествие Михаила Круковского по Южному Уралу / С.Ю. Белоруссова // Уральский исторический вестник. – 2016. – № 2 (50). – С. 98 – 104.

Фотографии М.А. Круковского в Кунсткамере: http://collection.kunstkamera.ru/

 

Ссылки

Все цвета Российской империи. – URL: https://www.culture.ru/materials/245335/vse-cveta-rossiiskoi-imperii

Сергей Прокудин-Горский: цветные снимки Российской империи. – URL: https://www.bbc.com/russian/features-45360034

Полная база данных цветных фотографий С.М. Прокудина-Горского (1902 фотографии). – Режим доступа:http://www.prokudin-gorsky.ru/database.php3?first=0&sAlbum=%C2%F1%E5%20%E0%EB%FC%E1%EE%EC%FB/All%20Albums(1181 –1361) или альбом «Туркестан» (http://www.prokudin-gorsky.ru/database.php3?first=0&sAlbum=%D2%F3%F0%EA%E5%F1%F2%E0%ED)

Коллекция С.М. Прокудина-Горского в Библиотеке Конгресса США. – URL: https://www.loc.gov/pictures/collection/prok/

 

Изображения

OttomanImperialArchives: https://www.facebook.com/ottomanpictures/

 

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

I. Исследовательская работа (на выбор) – до 4 ноября

– Стамбул на картинах русских художников XIX–начала ХХ вв.

– Стамбул на картинах европейских худоңников XVII – XIX вв.

– Татарский Крым в русском изобразительном искусстве XIX – начала ХХ вв. (например, «Улица в Бахчисарае» И.К. Айвазовского).

– Тюркские народы в рисунках Ч. Валиханова.

– Культура и быт казахов в картинах Н.Г. Хлудова.

– Культура и быт татар на картинах К. Гуна.

– Культура и быт народов Средней Азии в творчестве В.В. Верещагина.

– Культура и быт тюркских племен и народностей Алтая в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина.

Исследовательская работа нацелена на решение 2 задач: а) проведение небольшого самостоятельного исследования (поиск иллюстративного материала и этнографической литературы, сбор данных, исследование изображений, составление структуры работы и подготовку работы в формате презентации с иллюстрациями и текстом)

II.План-конспект на тему «Визуальные источники по... (по теме магистерской диссертации)» – до 1 декабря

Объем работы – не менее 7 страниц формата А4.

3 части:

Титульный лист с увазанием типа работы, названия магистерской диссертации, ФИО магистранта

–обоснование актуальности выбранной темы, цель и задачи магистерской работы (1 – 2 страницы);

– обоснование актуальности использования визуальных источников, классификация используемых визуальных источников по исследуемой теме (1 – 2 страницы);

– анализ визуальных источников по исследуемой теме (3 – 4 страницы).

 

ЛИТЕРАТУРА

Галиуллина Д.М. Визуальный ряд татарского букваря начала ХХ века: содержание и характеристика / Д.М. Галиуллина, А.А. Сальникова // Ученые записки Казанского университета. – Серия «Гуманитарные науки». – 2012. – Т. 154. – Книга 3. – С. 59 – 68. – Режим доступа: http://old.kpfu.ru/uz_en/bin_files3/154_3_gum_6.pdf

 

Таиров Н.И. Фотодокументы как источник исследования татарской культуры (конец XIX – нач. ХХ в.) / Н.И. Таиров / Татарское рукописное наследие: изучение и сохранение: Мат-лыВсеросс. науч.-практ. конф., посвященной 130-летию С. Вахиди / сост.: Л.Ш. Гарипова, Д.З. Марданова; под ред. И.Г. Гумерова. – Казань: ИЯЛИ, 2017. – С. 157 - 160. – Режим доступа: https://www.academia.edu/37563579/Марданова_Д._З._КУЛАК_ИЛИ_УЧЕНЫЙ_ПРОЛЕТАРИЙ_по_рукописи_Хасан_Гата_Габаши_?auto=download&email_work_card=download-paper

 

Визуальная антропология: режимы видимости при социализме: сб. ст. / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. – М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. – 448 с. – Режим доступа: https://vk.com/wall-341621_1810?w=wall-341621_1810

Щербакова Е.Н. Визуальная история: освоение нового пространства / Е.Н. Щербакова // Научные исследования в России. – М.: АИРО XXI, 2011. – III. Пятнадцать лет спустя / под ред. Г.А. Бордюгова. – С. 473 – 488. – Режим доступа: https://mse.msu.ru/wp-content/uploads/2018/07/vh.pdf

Оче-видная история: Проблемы визуальной истории России ХХ столетия. Сборник статей / []редкол.: И.В. Нарский и др.]. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. – 476 с. – Режим доступа: https://vk.com/wall-176520650_702

Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому» / Е.А. Вишленкова. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. –368 с. – Режим доступа: https://vk.com/wall-176520650_702?w=wall-176520650_702

Бойцова О.Ю. Любительские фото:визуальная культура повседневности / О.Ю. Бойцова. – СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2013. – 266 с. – Режим доступа: https://vk.com/wall-176520650_702?w=wall-176520650_702

Магидов В.М.Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания / В.М. Магидов. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005. – 394 с. – Режим доступа: https://vk.com/wall-176520650_702?w=wall-176520650_702

 

Подборка публикаций по визуальной истории: https://vk.com/wall-176520650_702

 

Корнилов П. Василий Григорьевич Худяков / П. Корнилов. – Казань: Центральный музей ТССР, 1926. – 20 с. – Режим доступа: https://libweb.kpfu.ru/rare_books/book/XX_century/272928.pdf (неказанский художник, имеющий несколько картин из казанско-татарской тематики, ряд его картин хранились в казанских собраниях)

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Визуальный поворот в искусствоведении и культуре.

2. Визуальная культура. Визуализация информации.

3. Изображение: понятие, признаки.

4. Классификация изображений.

5. Визуальный источник в исторических исследованиях.

6. Методы и этапы исследования визуальных источников.

7. Статичность и динамизм в изображениях.

8. Особенности изучения фотоизображений.

9. Визуальная история.

10. Камера-обскура и развитие изобразительного искусства.

11. Зарождение и развитие фотоискусства.

12. Жанры фотоискусства.

13. Зарождение кинематографа. Место кинематографических источников в визуальной истории новейшего времени.

14. Виды и жанры киноискусства.

 

Шамаил

 

 

Визуальные источники

 

Собрания изображений по истории и культуре тюркских народов

Госкаталог

Кунсткамера. – Режим доступа: http://collection.kunstkamera.ru/

 

Из РПД

Содержание дисциплины

Тема 1. Визуальные источники в системе исторических источников.

Визуализация информации в современном мире. Классификация исторических источников. Место визуальных источников в источниковедении. Методы исследования визуальных источников. Соотношение изображения и изобразительных источников. Субъективный и объективный аспекты визуализации. Культурно-исторические факторы визуализации информации на примере тюркских народов (религия, культура, образ жизни). Тюркские народы в изобразительном искусстве Западной Европы и России. Роль визуализации в информационном обществе. Электронные базы визуальных источников.

Тема 2. Классификация и формы фиксации изображений.

 Атрибуция и хранение изображений. Классификация изображений и время появления изобразительных источников. Научный прогресс и технические формы фиксации изображений. Собирание, учет и хранение изобразительных источников. Атрибуция изображений. Традиционные и современные способы сохранения изобразительных предметов. Юридические основы регулирования правил хранения предметов историко-культурного наследия.

Тема 3. История технических способов фиксации изображений: литографирование, камера обскура, дагеротипы, фотографии, фильмография.

 Древние способы фиксации изображений на камне. Тамги, балбалы, намогильные камни в культуре тюркских народов. Литографирование в Китае и Западной Европе. Использование литографий для изготовления гравюр и печатном деле. Технические способы фиксации объектов: картографирование, камера обскура. Дагеротипы. Зарождение и распространение фотографии. Технологические особенности процесса изготовления фотографий в конце XIX - начале ХХ вв. Использование фотографии в разведывательной деятельности, этнографических исследованиях, книжном деле, музейном деле. Зарождение кинематографа. Жанры, технологические особенности записи и воспроизведения кинематографа в конце XIX - первой половине ХХ в. Османская империя, тюркские народы России в документальной кинохронике первой трети ХХ в.

Тема 4. Основы научной атрибуции изображений. Форма и содержание изображения.

Приемы и методы анализа изображений. Атрибуция как основной способ фиксации содержания изображения. Первичная и вторичная атрибуция. Каталогизация, музейная атрибуция, описание изображения. Особенности анализа изобразительных источников. Приемы научного писания изображения.

Тема 5. Тюркские народы в русском изобразительном искусстве.

Русская иконография середины XVI.в Научные экспедиции и этнографические изображения XVIII - начала ХХ вв. Народы Среднего Поволжья и Приуралья, Средней Азии в произведениях русского фарфора. Образ врага и чужого в исторических полотнах русских живописцев XIX - начала ХХ вв. Природа и население Среднего Поволжья и Приуралья в творчестве русских художников XIX - начала ХХ вв.

Тема 6. Визуальные источники XVI - начала ХХ вв. по истории татар Поволжья и Приуралья

Взятие Казани в русском летописании и иконографии XVI в. Материалы научных экспедиций XVIII в. Этнографические материалы и фотографии XIX - начала ХХ вв. Татары на картинах русских художников: бытовые, этнографические, исторические сюжеты. Визуализация в татарской арабографической книге начала ХХ в. Татарская тема в изобразительном искусстве Западной Европы XVI - начала ХХ вв.: сравнительный анализ стереотипов, образов и сюжетов.

Тема 7. Визуальные источники XViiI - начала ХХ вв. по истории башкир.

Материалы научных экспедиций XVIII - начала ХХ вв.: рисунки, гравюры, фотографии. Одежда, быт и повседневность башкир по данным визуальной этнографии и рисункам. Башкирская юрта на фотографиях конца XIX - начала ХХ вв. Фотопортреты видных башкирских общественно-политических деятелей первой трети ХХ в.

Тема 8. Визуальные источники XViiI - начала ХХ вв. по истории чувашского народа

Своеобразие мировоззрения чувашей в период христианско-языческого дуализма. Быт и обычаи чувашей на лубочных картинах. Одежда, быт и повседневность чувашей по данным визуальной этнографии и рисункам второй половины XIX - начала ХХ вв. Фотопортреты видных чувашских деятелей культуры первой трети ХХ в.

Тема 9. Визуальные источники XViiI - начала ХХ вв. по истории казахского народа. Этнографические и изобразительные материалы научных экспедиций в киргизские степи XVIII - XIX вв. Казахи в русском изобразительном искусстве. Зарисовки Ч. Валиханова. Казахи в творчестве Н.Г. Хлудова: природный натурализм и бытовые зарисовки. Казахская юрта, быт и повседневность казахов на фотографиях конца XIX - начала ХХ вв. Фотопортреты видных казахских общественно-политических деятелей конца XIX - первой трети ХХ вв.

Тема 10. Визуальные источники XVI - начала ХХ вв. по истории народов Средней Азии (узбеки.туркмены, киргизы).

Этнографические и изобразительные материалы разведывательных и научных экспедиций в Среднюю Азию в XVIII - XIX вв. "Туркестанский альбом": визуальная история и этнография народов Средней Азии. Средняя Азия в творчестве В.В. Верещагина: исторический реализм и азиатский колорит. Архитектура, быт, занятия.материальная культура народов Средней Азии на фотографиях конца XIX - начала ХХ вв. Цветные фотографии С.М. Прокудина-Горского. Фотопортреты видных деятелей образования, культуры и феодальной знати народов Средней Азии конца XIX - первой трети ХХ вв.

Тема 11. Визуальные источники XViiI - начала ХХ вв. по истории тюркских народов Сибири (сибирские татары, народы Алтая, тувинцы, якуты)

Этнокультурные процессы в Сибири в период русской колонизации. Этнографические и изобразительные материалы научных экспедиций XVIII - начала ХХ вв.: рисунки, гравюры, фотографии. Народы Сибири в русском изобразительном искусстве. Жилища, одежда, быт и повседневность тюркских народностей Алтая, тувинцев, якутов на фотографиях начала ХХ в..

Тема 12. Визуальные источники XViiI - начала ХХ вв. по истории тюркоязычных народов Северного Кавказа.

Этнографические и изобразительные материалы научных экспедиций XVIII - начала ХХ вв.: рисунки, гравюры, фотографии. Народы Северного Кавказа в русском изобразительном искусстве XIX - начала ХХ вв. Жилища, одежда, быт и повседневность кумыков, карачаевцев и балкарцев, ногайцев. Фотопортреты видных общественно-политических деятелей, ученых и просветителей тюркских народов Северного Кавказа первой трети ХХ в.

Тема 13. Визуальные источники XVI - начала ХХ вв. по истории азербайджанцев и тюркоязычных народов Ирана.

Миниатюрная живопись позднего средневековья и эпохи Сефевидов как изобразительный источник. Этнографические и изобразительные материалы европейских и российских путешественников и ученых XIX - начала ХХ в. Одежда, быт и повседневность на фотографиях конца XIX - начала ХХ вв. Фотопортреты видных азербайджанских общественно-политических деятелей, ученых и представителей интеллигенции начала ХХ в.

Тема 14. Визуальные источники XVI - начала ХХ вв. по истории тюркоязычного населения Восточного Туркестана.

Восточный Туркестан в системе политических и культурных отношений с Китаем, Средней Азией, Россией. Народы Восточного Туркестана в китайской иконографии XVI - XIX в. Изобразительные материалы разведывательных и этнографических экспедиций русских и европейских исследователей XIX - начала ХХ вв. Быт и повседневность уйгур, казахов и таранчей Восточного Туркестана на фотографиях начала ХХ в.

Тема 15. Визуальные источники XVI - начала ХХ вв. по истории Османской империи.

Культурное взаимодействие Османской империи с государствами народами Ближнего Востока и Западной Европы. Османская книжная миниатюра и картография в XV - XIX вв. Османская империя в европейском изобразительном искусстве. Развитие изобразительного искусства в Османской империи в XIX - начале ХХ вв. Визуализация турецкого книжной продукции и периодической печати в конце XIX - начале ХХ вв. Архитектура, культура и быт народов Османской империи на фотографиях XIX - первой трети ХХ вв. Османская империя в кинохронике первой трети ХХ в.

ЭКЗАМЕН

1. Место визуальных источников в источниковедении. Классификация визуальных источников.

2. Визуальные источники и изображения в информационном обществе.

3. Атрибуция изображений.

4. Визуальные источники по истории татар Поволжья и Приуралья.

5. Визуальные источники по истории башкир.

6. Визуальные источники по истории казахов.

7. Визуальные источники по истории азербайджанского народа.

8. Визуальные источники по истории тюркских народов Средней Азии.

9. Визуальные источники по истории тюркских народов Северного Кавказа.

10. Визуальные источники по истории населения Восточного Туркестана.

11. Османская империя в европейском изобразительном искусстве.

12. Османская империя на фотографиях конца XIX - начала ХХ вв.

 

Жизнь казахского народа в изобразительном искусстве XVIII – ХХ вв.

– Николай Хлудов

– Камиль Шаяхметов

– акварели Тараса Шевченко

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- сделать самим камеру-обскура

- добавить советские фотографии и видео


[1] Данное понятие используется не только в исторической науке, культурологии, искусствоведении, но и в информационных технологиях, инженерии. Информационные технологии рассматривают изображение как создаваемый объект виртуальной реальности, зрительно воспринимаемый электронный образ и набор сигналов. Визуальная история понимает под изображением целостный объект, который чаще всего реально существует, т.е. имеет материальный носитель.

[2]Исключение составляют люди с ограничениями по зрению 9слабовидящие, незрячие). Для них создаются специальные тексты с шрифтом Брайля, а для использования электронных устройств имеются программы с возможностью тактильного восприятия информации. Тем не менее это не противоречит тому обстоятельству, что изображения создаются зрячими людьми и могут полноценно восприниматься лишь глазами. Все другие средства, помогающие воспринять изображение помимо зрения, не дают полной информации об изображении.

[3] Манипуляция (франц. Manipulation; от латин. manus– рука) – сложное действие над чем-либо при помощи рук.

КАМЕРА-ОБСКУРА

 

Камера-обскура (лат.сameraobscura – темная комната) – темный ящик (коробка) или переносная конструкөия с непроницаемыми для света стенками (крытые носилки – паланкин, палатка) или комната, имеющая небольшое отверстие в одной из стенок. Лучи света, проникающие через отверстие под углом, создают на противоположной стенке (или экране) перевернутое изображение. Это позволяет срисовывать точное изображение отдельных объектов, делать городские и архитектурные пейзажи (ведута) и перспективные рисунки, а также наблюдать за солнечным затмением.

 

Источник: Большая российская энциклопедия. – URL; https://bigenc.ru/physics/text/2038743

 

Краткая история камеры-обскуры

 

Первое упоминание о появлении перевернутых изображений в затемненном помещении найдено в китайском трактате «Мо-цзы» (рубеж V – IVвв. до н.э.). Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) составил каталог неразрешенных вопросов и необъяснимых явлений, известный как «Проблемы». В нем онзадается вопросом, каким образом возникает круглое изображение Солнца на стене, если свет проникает через квадратное отверстие. Также он описывает удивительное явление, когда темную комнату через небольшое отверстие в стене проникает свет и на противоположной стене возникает изображение предметов, находящихся на улице перед окном. Предметы на изображении имеют меньший размер и перевернутый вид. При этом чем дальше расположена стена от окна, тем больший размер имеют изображения на стене.

Выдающийся математик Евклид (325 – 265 гг. до н.э.), известный как автор математических «Начал» и евклидовой геометрии, был также автором трактата «Оптика». В нем сформулирован ряд законов распространения света, в том числе закон прямолинейного распространения света, который гласит: в однородной среде свет распространяется по прямым линиям. Одним из доказательств этого закона были наблюдения за лучами света, проходящими через малое отверстие. Это служит косвенным доказательством того, что принцип действия камеры-обскуры мог быть известен в древности, в том числе и выдающемуся представителю Александрийской школы Евклиду.

 

Арабский ученый-энциклопедист Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайсам аль-Басри (965 – 1039), известный в средневековой Европе под именем Alhazen, в своем 7-томном труде «Книга оптики» описывает явления отражения и преломления света, восприятие света глазами и др. В 1270 – 1278 гг. его труды по оптике были переведены Эразмом Вителона латинский язык и вплоть до появления трудов по оптике И. Кеплера начала XVII в. была весьма популярна среди европейских ученых-естествоиспытателей.

Некоторые идеи о природе света и восприятии света глазами появились у него в период многолетнего заточения в египетской тюрьме, куда он был брошен по приказу халифа аль-Хакима (985 – 1021). Тюрьма представляла собой темную комнату, в которую лишь изредка проникало немного солнечного света. После смерти халифа он был освобожден и посвятил всю оставшуюся жизнь развитию идей о свете и зрении, а также проводил много наблюдений за астрономическими явлениями. Зная об ослепляющем влиянии прямого солнечного света на глаза, аль-Хайсам заходил в палатку и в небольшое отверстие в пологе палатки проникал солнечный свет, что позволяло рассматривать изображение солнца на противоположной стенке палатки – это и есть первый известный нам пример применения камеры-обскуры для научных наблюдений. Эти наблюдения отражены в его трактате «Книга о форме затмений».

 

Наблюдения за солнечным светом. Эксперименты аль-Хайсама

 

Некоторые исследователи приписывают английскому ученому-естествоиспытателю Роджеру Бэкону изобретение камеры-обскура. В его работе «Perspectiva» описывается световой луч и спектральное разложение света, но есть основание полагать, что часть знаний он заимствовлиз известного ему аль-Хайсама, а описание камеры-обскура в его работах не совсем ясное и определенное. Зато в 1279 г. архиепископ Кентерберийский Джон Пенхан высказал идею о возможности использования камеры-обскура для наблюдения за движением Солнца. Это позволяет утверждать, что камера-обскура начала использоваться в Европе не позднее конца XIII в.

 

Вэпоху Возрождения Леонардо да Винчи (1452 – 1519) в «Трактате о живописи» описал принцип действия камеры-обскуры. Он первым из известных нам художников использовал камеру-обскуру для зарисовки с натуры.Итальянский ученый Джованни Вентурив своем труде «О физико-математических трудах Леонардо да Винчи» (издан в 1787 г. в Париже) приводит цитату Леонардо, описывающую принцип действия камеры-обскуры: «Следующий опыт показывает, каким образом пересекаются лучи от предметов в белковой жидкости внутри глаза. Когда изображения освещенных предметов попадают через малое круглое отверстие внутрь очень темной комнаты, то, поместив на некотором расстоянии от отверстия лист белой бумаги, вы обнаружите на ней предметы в их соответствующих размерах и цветах. Они будут уменьшенных размеров и обращенными по причине вышеуказанного пересечения лучей. Изображение предмета, освещенного солнцем, будет казаться как бы нарисованным на бумаге, если взять тонкую бумагу и изображение рассматривать сзади. Отверстие должно быть сделано в очень тонком куске листового железа». Леонардо да Винчи был первым европейцем, кто дал анатомическое описание строения глаза и сравнил строение глаза с камерой-обскурой.

24 января 1544 г. голландский ученый Рейнер Гемм Фризиус наблюдал солнечное затмение с помощью камеры-обскуры.,Всвоем труде о затмении он сделал первый известный нам рисунок камеры-обскуры для астрономических наблюдений.

 

Описание принципа действия камеры-обскуры в рукописном труде Р.Г. Фризиуса.

 

В XVI – начале XVII вв. камера-обскура активно применялась в научных исследованиях, но многие ученые скрывали его использование, так как боялись быть обвиненными в оккультизме. В 1568 г. венецианец ДаниелаБарбаро в своем трактате о перспективах «LaPratticadellaProspettiva» (издана в Неаполе) описал камеру-обскуру с плоско-выпуклой линзой для усиления яркости оптического изображения.

Итальянский ученый-энциклопедист Джованни Батиста делла Порта (1535 – 1615) усовершенствовал камеру-обскуру, применив сочетание выпуклой и вогнутой линз (1570). Кроме того, он предложил использовать т.н. проекционный фонарь для создания рисунков и их проектов. В 1589 г. он дал следующее описание камеры-обскуры: «Теперь сообщу вам то, о чем доселе молчал и думал, что должен молчать. Если поместить у отверстия чечевицеобразное стекло, то все изображение будет отчетливее; увидишь и лица проходящих людей, платья, цвета, движение, все как будто было вблизи. Зрелище так приятно, что видевшие не могли вдоволь насмотреться». Однако за многочисленные оптические опыты вся его деятельность была свернута, а сам ученый обвинен в колдовстве и арестован.

В 1573 г. ИгнзиоДанти использовал зеркала для придания перевернутому изобржению правильной ориентации.

Другой итальянский ученый ДжероламоКардано (1501 – 1576), известный как изобретатель карданного вала, также использовал в камере-обскуре линзу, но при этом с помощью зеркала проецировал изображение на матовое стекло и предлагал использовать устройство для показа развлекательных зрелищ и чудес.

Известно, что выдающийся физик и астроном Иоганн Кеплер активно использовал камеру-обскуру для астрономически наблюдений. Так, 10 июля 1600 года с ее помощью он наблюдал солнечное затмение, а в 1607 г. – прохождение Меркурием солнечного диска.Дляувеличение угла поля зрения камеры-обскуры И. Кеплер также использовал сочетание вогнутой и выпуклой линз.

В XVII в. в Европе появляются переносные камеры-обскуры. Одним из первых переносную камеру-обскуру сделал иезуитский священник АтанасиусКирхер. Для входа имелся специальный люк. В книге «Великое искусство света и теней» им был дан совет по использованию камеры-обскура для зрисовки с натуры и в качестве «волшебного» (проекционного) фонаря. В XVIII в. использование камеры-обскуры стало обычным явлением средихудожником и уже не вызывало обвинений в колдовстве.

 

Камера=обскура в XVIII в.

 

В России первые упоминания о научном использовании камеры-обскуры относятся к XVIII в. Известно, что М.В. Ломоносов (1711 – 1765) делал эксперименты по дифракции света, проводя много времени в камере-обскуре, установленной в Физическом кабинете в здании Кунсткамеры. Он рекомендовал своим сотрудникам использовать камеру-обскуру для зарисовки лабораторных устройств. При участии М.В. Ломоносова в 1763 г. был создан «План царствующего града Москвы на 30 верст в округ», в котором имелся очень качественный картуш – вид Московского Кремля, сделанный при помощи камеры-обскуры.

 

Вид Московского Кремля. 1763 год.

 

В XIX в. были подробно исследованы световые эффекты камеры-обскуры. Благодаря волновой теории света Гюйгенса и теории дифракции Огюстена Жана Френеля (1788 – 1827) стало понятно, как свет проходит через небольшое отверстие и необычное свойство отверстия: при увеличении диаметра отверстия освещенность изображения падает. Джон Уильям Стретт (лорд Рэлэй; 1842 – 1919) вывел формулу для вычисления диаметра отверстия, которая позволяла получать наиболее резкое и четкое изображение.

Значение камеры-обскуры для человечества как никто лучше выразил видный советский физик С.И. Вавилов: «…Камера-обскура решительно отделила свет от зрения, и в этом ее историческая теоретико-познавательная роль».

 

Камера-клара. Начало XIX века

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.146 с.)