РАЗДЕЛ 1. Подготовительный этап к сочинению музыкальных произведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ 1. Подготовительный этап к сочинению музыкальных произведений



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебной дисциплине

«Сочинение»

профессионального компонента типового учебного плана по специальности

2-17 03 01-03 «Искусство эстрады (пение)»

2-17 03 01-01 «Искусство эстрады

(инструментальная музыка)»

для реализации образовательной программы

среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации

специалиста со средним специальным образованием

 

 

Гродно

2020

 

Составитель: Шахно Инна Тадеушевна, преподаватель цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин, учреждения образования «Гродненский государственный колледж искусств»

 

Учебная программа по учебной дисциплине «Сочинение» обсуждена и одобрена на заседании цикловой комиссии________________________________

музыкально-теоретических дисциплин

                                             (наименование комиссии)

учреждения образования «Гродненский государственный колледж искусств»

 

Протокол №___ от «___»_______2020

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по учебной дисциплине составлена на основе типовых учебных программ для средних специальных учебных заведений по учебной дисциплине «Сочинение» для специальности «Искусство эстрады» /Минск, 2002/.

Изучение программного учебного материала базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных учащимися в ходе изучения таких учебных дисциплин, как «Гармония», «Анализ музыкальных произведений», «(Всемирная)  музыкальная литература», «Музыкальный фольклор», «Белорусская музыкальная литература», «История эстрадного исполнительства и джазовых стилей», «Инструментоведение», «Аранжировка», «Джазовая импровизация» и других дисциплинах специального цикла на специальности «Искусство эстрады».

Основной целью изучения учебной дисциплины является освоение учащимися

теоретических основ композиции музыкальных произведений различных жанров и стилей, приобретение ими практических навыков и умений сочинения и записи музыкальных произведений.

Основные задачи учебной дисциплины:

обучающие:

освоение учащимися определенного объема теоретических сведений о принципах формообразования музыкальных произведений, изучение структуры и логики музыкальных произведений различных жанров и форм;

обучение пониманию выразительной роли элементов музыкальной речи, их связи с жанровыми особенностями произведения, развитием музыкального образа, обогащением музыкального языка современными средствами выразительности;

формирование навыков сочинения музыки в условиях конкретного жанра и формы;

развивающие:

развитие у учащихся музыкального воображения;

ознакомление с лучшими образцами музыкального искусства разных эпох, стилей и национальных школ;

развитие навыков нотного письма в процессе фиксации сочиненной музыки;

воспитательные:

расширение кругозора учащихся;

воспитание художественного вкуса и чувства стиля;

содействие формированию профессиональной эрудиции.

Важная особенность учебной дисциплины «Сочинение» – ее практическая направленность, поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания в дальнейшей педагогической и творческой деятельности. Практическая направленность дисциплины определяет формы и методы проведения урока, а также его структуру. Обучение сочинению представляет собой усвоение теоретических знаний, анализ музыкальных произведений, сочинение и запись законченных музыкальных произведений. Большая часть урока должна быть основана на практическом усвоении и закреплении полученных теоретических знаний. В качестве практических заданий могут быть написаны инструментальные, вокальные, ансамблевые произведения, переложения, обработки белорусских народных песен. Одной из обязательных форм работы на уроке является изучение под руководством преподавателя учебной и научно-методической литературы по вопросам композиции. На протяжении всего курса изучения учебной дисциплины «Сочинение» учащиеся пишут музыкальные произведения, постепенно усложняя их форму. Вначале особое внимание следует уделить простым формам, так как в них присутствуют основные принципы формообразования: начальное изложение темы, серединное развитие или контраст, репризность. Сочетание и развитие этих принципов является основой построения всех сложных форм.

Повышению эффективности образовательного процесса может способствовать использование на уроках компьютерных технологий. Компьютер на уроке является источником информации, наглядным пособием, может выполнять функцию нотного редактора. На уроках сочинения также активно используется аудиоинформация (звукозаписи музыкальных произведений, выступлений, лекций, бесед) и визуальная информация (ноты, видеофрагменты концертов, музыкальных спектаклей, презентаций произведений современных композиторов).

В результате изучения учебной дисциплины «Сочинение» учащиеся должны:

знать на уровне представления:

роль сочинения музыки в развитии творческого потенциала личности;

социальную роль музыки, ее специфику и выразительные возможности;

выразительную роль элементов музыкальной речи в их взаимодействии;

знать на уровне понимания:

различные принципы структурирования музыкальной композиции;

роль музыкальных средств выразительности в достижении музыкального образа; многообразные приемы музыкальной нотации и правила оформления музыкального текста;

уметь:

сочинять небольшие пьесы в разных жанрах и для различных инструментов, вокальных голосов, вокально-инструментальных и других тембровых составов; грамотно использовать средства музыкальной выразительности при воплощении творческого замысла; грамотно записывать нотографический текст; использовать творческие навыки в профессиональной деятельности;

владеть навыками:

анализа музыкального произведения с позиции авторского стиля и композиционной техники письма; практической работы по созданию музыкального сочинения и его нотографической фиксации; творческой работы с поэтическим текстом; планирования творческой работы.

В процессе изучения дисциплины преподаватель направляет, анализирует и координирует действия учащегося, осуществляет систематический контроль его учебной деятельности. Согласно типовому учебному плану предусмотрена  индивидуальная форма занятий, которая предоставляет возможность добиться наилучших результатов обучения, подбирать приемы обучения и учебный материал, учитывая индивидуальность учащегося, степень его подготовленности.

Для закрепления теоретического материала и формирования у учащихся необходимых умений и навыков программой предусмотрено проведение практических занятий. Форма проведения практических занятий по темам определяется преподавателем исходя из цели обучения и содержания учебного материала.

Программой определены цели изучения каждой темы, спрогнозированы результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.

В течение всего периода обучения сочинению музыки учащийся выполняет письменные задания по темам уроков в виде упражнений и законченных произведений для различных тембровых составов. В конце каждого семестра проводятся контрольные уроки, на которых учащийся предоставляет свои сочинения, написанные в течение полугода.

Одной из форм учета результатов учебной деятельности учащегося является исполнение сочиненных музыкальных произведений в классе на контрольном уроке, на концерте или участие в конкурсе на лучшее сочинение музыкального произведения. Произведение может быть исполнено самим учащимся или иллюстратором, продемонстрировано в аудио/видеозаписи.

Несмотря на содержание рекомендуемой программы, работа с каждым учащимся должна быть сугубо индивидуальной. При этом необходимо учитывать уровень музыкальности, особенности и масштаб творческого дарования учащихся, специфику процесса и скорость написания ими музыки, специфику направленности специальности (но в то же время, не целесообразно ограничивать учащихся созданием произведений только эстрадных жанров). В связи с этими факторами увеличение или уменьшение количества сочинения музыкальных произведений, их стилистики, жанрового, фактурного спектра может регулироваться преподавателем.

С целью определения полноты и прочности знаний, выявления способности учащегося применять полученные знания на практике учебным планом предусмотрена обязательная контрольная работа, которая проводится в VI семестре (по плану с количеством 39 часов на дисциплину), в VIII семестре (по плану с количеством 75 часов на дисциплину). Задания для обязательной контрольной работы разрабатывается преподавателем и обсуждаются на заседании цикловой комиссии учреждения образования.

Обязательные контрольные работы по дисциплине включают:

VI семестр (39 часов) – сочинение и запись:

 произведения в простой двух- или трехчастной форме, вариаций, рондо (возможно, в жанре романса/песни, ансамблевого, хорового или других видов жанров, тембрового состава сочинений);

VIII семестр (75 часов) – сочинение и запись:

нескольких произведений в простых формах (может быть цикл, альбом) либо в более сложной форме (сложная трехчастная, вариационная и рондо (усложнённые варианты), сонатная, циклическая форма), инструментальных/ вокальных или смешанных жанров разных видов.

Итоговая отметка по учебной дисциплине «Сочинение» выставляется на основании результатов текущей аттестации и результатов обязательной контрольной работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

 

Количество учебных часов

всего   в том числе на индивидуальные занятия
Введение 1 1
РАЗДЕЛ 1. Подготовительный этап к сочинению музыкальных произведений 6 6
1.1. Ознакомление со спецификой музыкально-исторических стилей, жанров 1 1
1.2. Основы музыкальной импровизации. Музыкальная фактура. Ознакомление с правилами оформления музыкального произведения 2 2
1.3. Мелодия и тема. Освоение одноголосной фактуры 1 1
1.4. Фактурные и гармонические преобразования мелодий 2 2
РАЗДЕЛ 2. Общие принципы формообразования. Музыкальная миниатюра. Простые формы 6 6
2.1. Общие принципы формообразования. Музыкальная миниатюра. Простые формы. Сочинение пьес в форме периода в жанре фортепианной миниатюры 2 2
2.2. Сочинение пьес в простой двухчастной форме 1 1
2.3. Сочинение пьес в простой трёхчастной форме 1 1
2.4. Основы сочинения полифонических пьес 2 2
РАЗДЕЛ 3. Основы сочинения вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных  произведений 12 12
3.1. Сочинение вокальных мелодий. Вокализ. Скэт 2 2
3.2. Сочинение музыки в камерно-вокальном жанре: классический романс/песня, блюз, эстрадная песня 4 4
3.3. Основы сочинения произведений для вокального ансамбля, хоровых произведений 1 1
3.4. Вокальные обработки и переложения народных песен 1 1
3.5. Основы сочинения произведений для инструментального/вокально-инструментального ансамбля (для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано, для однородного состава инструментов (дуэт, трио, квартет и т.д.) и других видов смешанных ансамблей) 2 2
3.6. Инструментальные/вокально-инструментальные обработки и переложения 2 2
РАЗДЕЛ 4. Основы сочинения музыкальных произведений в сложных формах. Основы полифонии. Разновидности техники письма в музыке ХХ века и современности 12 12
4.1. Общее представление о разновидностях сложных форм. Основы сочинения произведений в сложной трехчастной форме 2 2
4.2. Сочинение произведений в форме рондо/вариаций 2 2
4.3. Основы сочинения произведений в сонатной форме 3 3
4.4. Основы сочинения в разных техниках письма, сложившихся в музыке ХХ века и современности 5 5
Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков 1 1
Обязательная контрольная работа 1 1
Итого 39 39

* Контрольные уроки в семестрах проводятся не менее двух раз по усмотрению преподавателя

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

 

Количество учебных часов

всего   в том числе на индивидуальные занятия
Введение 1 1
РАЗДЕЛ 1. Подготовительный этап к сочинению музыкальных произведений 12 12
1.1. Ознакомление со спецификой музыкально-исторических стилей, жанров 2 2
1.2. Основы музыкальной импровизации. Музыкальная фактура. Ознакомление с правилами оформления музыкального произведения 4 4
1.3. Мелодия и тема. Освоение одноголосной фактуры 2 2
1.4. Фактурные и гармонические преобразования мелодий 4 4
РАЗДЕЛ 2. Общие принципы формообразования. Музыкальная миниатюра. Простые формы 15 15
2.1. Общие принципы формообразования. Музыкальная миниатюра. Простые формы. Сочинение пьес в форме периода в жанре фортепианной миниатюры 4 4
2.2. Сочинение пьес в простой двухчастной форме 2 2
2.3. Сочинение пьес в простой трёхчастной форме 3 3
2.4. Основы сочинения полифонических пьес 6 6
РАЗДЕЛ 3. Основы сочинения вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных  произведений 22 22
3.1. Сочинение вокальных мелодий. Вокализ. Скэт 4 4
3.2. Сочинение музыки в камерно-вокальном жанре: классический романс/песня, блюз, эстрадная песня 5 5
3.3. Основы сочинения произведений для вокального ансамбля, хоровых произведений 4 4
3.4. Вокальные обработки и переложения народных песен 2 2
3.5. Основы сочинения произведений для инструментального/вокально-инструментального ансамбля (для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано, для однородного состава инструментов (дуэт, трио, квартет и т.д.) и других видов смешанных ансамблей) 5 5
3.6. Инструментальные/вокально-инструментальные обработки и переложения 2 2
РАЗДЕЛ 4. Основы сочинения музыкальных произведений в сложных формах. Основы полифонии. Разновидности техники письма в музыке ХХ века и современности 23 23
4.1. Общее представление о разновидностях сложных форм. Основы сочинения произведений в сложной трехчастной форме 6 6
4.2. Сочинение произведений в форме рондо/вариаций 4 4
4.3. Основы сочинения произведений в сонатной форме 4 4
4.4. Основы сочинения в разных техниках письма, сложившихся в музыке ХХ века и современности 9 9
Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков 1 1
Обязательная контрольная работа 1 1
Итого 75 75

* Контрольные уроки в семестрах проводятся не менее двух раз по усмотрению преподавателя

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель изучения темы Содержание темы Результат

Введение

Познакомить с содержанием, целями и задачами учебной дисциплины «Сочинение». Сформировать понимание роли данной дисциплины в воспитании профессиональных навыков будущего специалиста. Дать представление о связи с другими учебными дисциплинами   Содержание и задачи учебной дисциплины «Сочинение», ее значение в системе подготовки специалистов. Межпредметные связи с учебными дисциплинами общепрофессионального и специального циклов: «Гармония», «Анализ музыкальных произведений», «(Всемирная) музыкальная литература», «Белорусская музыкальная литература», «Музыкальный фольклор», «Инструментовка», «Аранжировка», «Фортепиано», «Джазовая импровизация» и другими дисциплинами специального цикла. Ознакомление с литературой по дисциплине. Система работы в классе и виды домашних заданий Учащийся: высказывает суждение о целях и задачах учебной дисциплины; описывает цели и задачи дисциплины, её значение в системе подготовки специалиста; объясняет связи с другими дисциплинами  

Тема 3.5. Основы сочинения произведений для инструментального/вокально-инструментального ансамбля: для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано, для однородного состава инструментов (дуэт, трио, квартет и т.д.) и других видов смешанных ансамблей

Дать представление о музыкальных инструментах. Изучить выразительные и технические особенности музыкальных инструментов. Овладеть аналитическими навыками при анализе музыкальных произведений для различных инструментов. Научить писать сочинения для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано   Выбор инструмента (инструментов), изучение их технических и выразительных возможностей. Диапазон, штрихи, специфические приемы игры и т.д. Сочетание партий солирующего инструмента с партией фортепиано. Связь тембров с образным содержанием произведения. Сочинение произведений по образцам   Учащийся: знает выразительные и технические особенности музыкальных инструментов; объясняет выбор инструмента в зависимости от образного содержания произведения; анализирует музыкальные произведения; применяет полученные знания в сочинении произведений для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано
Познакомить учащихся с видами инструментальных ансамблей (однородный, смешанный). Сформировать знания о выбранных инструментах. Выработать умения и навыки записи партитуры. Развить и закрепить аналитическое умение при анализе партитур   Виды инструментального ансамбля: однородный (струнное трио, струнный квартет, дуэт деревянных духовых инструментов и т.д.); смешанный (духовые и струнные инструменты, фортепианное трио, другие составы). Понятие партитуры. Правила записи партитуры: расположение инструментов по тесситуре, родственным группам; транспозиция, ключи «До»; дифференцированная динамика. Типы фактурного изложения музыкального произведения. Изложение мелодии: унисонное, удвоение другим инструментом, передача мелодии от одного инструмента другому, включение и выключение голосов. Изложение гармонических голосов: хоральное, фигурационное. Использование подголосков, имитаций и т.д. Сочинение произведения в клавире с последующей аранжировкой. Сочинение партитуры. Выбор формы произведения, связь средств музыкальной выразительности с содержанием произведения. Штрихи, приемы игры на выбранных инструментах. Анализ произведений для инструментального ансамбля Учащийся: называет виды инструментальных ансамблей; знает особенности инструментов; анализирует партитуры музыкальных произведений для инструментальных ансамблей; применяет теоретические знания и умения в практической деятельности  

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ДИСЦИПЛИНЕ «СОЧИНЕНИЕ»

Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине

осуществляется по следующим критериям:

уровень теоретических знаний программного учебного материала;

уровень выполнения практической работы по сочинению музыкальных

произведений;

умение правильно оформить запись музыкального произведения;

проявление личностных качеств и профессиональной заинтересованности.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по 10-балльной шкале в соответствии с показателями, приведенными в таблице.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. М., 2008.

Бриль, И. М. Практический курс джазовой импровизации / И. М. Бриль. М.,1982.

Веприк, А.М. Очерки по вопросам оркестровых стилей / А.М. Веприк. М., 1978.

Гнесин, М.Ф. Начальный курс практической композиции / М.Ф. Гнесин. М., 1962.

Гуляницкая, Н.С. Введение в современную гармонию / Н.С. Гуляницкая. М., 1984.

Дорохин, В.В. Основы композиции и импровизации / В.В. Дорохин. Минск, 2014.

Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке ХХ века / Ц. Когоутек. М., 1976.

Копытман, М. Хоровое письмо / М. Копытман. М., 1971.

Месснер, Е. Основы композиции / Е. Месснер. М., 1968.

Метнер, Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора / Н.К. Метнер. М., 1979.

Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции / Е.В. Назайкинский. М., 1982.

Родионов, В.К. Композиция / В. К. Родионов. Гродно, «Юр Са Принт», 2017.

Шатковский, Г. Сочинение и импровизация мелодий / Г. Шатковский. М., 1989.

Дополнительная

Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев. Л., 1966.

Асафьев, Б. В. Речевая интонация / Б. В. Асафьев. М.-Л., 1965.

Баренбойм, Л. Путь к музицированию / Л. Баренбойм. Л., 1973.

Васина-Гроссман, В. А. Вокальные формы / В. А. Васина-Гроссман. М., 1960.

Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово / В. А. Васина-Гроссман. Ч.1-3. М., 1972-1978.

Васина-Гроссман, В. А. Романтическая песня XIX в. / В. А. Васина-Гроссман.  М.,1966.

Васючков, М. Д. Сочинение. Программа для музыкальных училищ по специальности № 2107 "Теория музыки" / М. Д. Васючков. Мн., 1982.

Григорьева, Г.В. Музыкальные формы XX века / Г.В. Григорьева. М., 2004.

Гунке, И. К. Учение о мелодии, в кн: Полное руководство к сочине­нию музыки / И. К. Гунке.  СПБ, 1863.

Денисов, Э. Ударные инструменты в современном оркестре / Э. Денисов. М., 1982.

Дмитриев, Ю. А. Искусство советской эстрады / Ю. А. Дмитриев.  М.,1975.

Дмитриев, Г.П. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние /

Г.П. Дмитриев. М., 1973.

Дьячкова, Л. С. Мелодика / Л. С. Дьячкова.  М., 1985.

Ефименкова, Б. Б. Танцевальные жанры в творчестве замечательных композиторов прошлого и наших дней / Б. Б. Ефименкова.  М., 1962.

Зак, В. И. О мелодике массовой песни (опыт анализа) / В. И. Зак.  М., 1979

Задерацкий, В. Музыкальная форма / В. Задерацкий. М., 1995. Вып. 1.

Задерацкий, В. Музыкальная форма / В. Задерацкий. М., 2008. Вып. 2.

Зряковский, Н. Общий курс инструментоведения / Н. Зряковский. М., 1963.

Каганович, Г. Импровизация и обучение игре на фортепиано / Г. Каганович. Минск, 1980.

Кожухарь, В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры /

В.И. Кожухарь. Минск, 2010.

Козырев, Ю. Преподавание основ музыкальной импровизации в ДМШ: основной теоретический курс / Ю. Козырев, Н. Серапионянц. М., 1987. Вып. 1. Ч. 2.

Конен, В. Д. Рождение джаза / В. Д. Конен. М., 1984.

Королёв, О. К. "Краткий энциклопедический словарь джаз, рок, поп-музыки /  О. К. Королёв. Москва. Музыка, 2006.

Кулоковский, Л. В. Песня, ее язык, структура, судьбы / Л. В. Кулоковский.  М.,1962.

Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений / Л.А. Мазель. М., 1979.

Мазель, Л. А. О мелодии / Л. А. Мазель.  М., 1952.

Мальтер, Л. Таблицы по инструментоведению / Л. Мальтер. М., 1966.

Месснер, Е. Основы композиции / Е. Месснер.  Изд. "Музыка", 1968 г.

Мупгли, А. Ф. Мелодические функции голосов многоголосной музы­ки. В сборнике "Проблемы организации музыкального произведения" / А. Ф. Мунгли. М., 1979.

Медушевский, В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. Медушевский. М., 1976.

Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. М., 1972.

Онеггер, А. О музыкальном искусстве / А. Онеггер. М., 1979.

Подвала, В.Д. Давайте сочинять музыку! 1–2 классы. Упражнения по развитию

творческих навыков для учащихся детских музыкальных школ, музыкальных студий и школ искусств / В.Д. Подвала. Киев, 1988.

Римский-Корсаков, Н.А. Летопись моей музыкальной жизни / Н.А. РимскийКорсаков. М., 1965.

Симоненко, В. Ф. Мелодии джаза / В. Ф. Симоненко.  Киев, 1984.

Титова, Т.А. Линеарность «нового мелоса» XX века с позиций категории стиля / Т.А. Титова // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. 2009. № 14.

Тихомирова, А.А. Типы тематизма в музыкальных композициях второй половины XX века: к вопросу классификации / А.А. Тихомирова // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. 2018. № 32.

Теория современной композиции: учеб. пособие / отв. ред. В. Ценова. М., 2005.

Утесов, Л. О. С песней по жизни /Л. О. Утёсов.  М., 1961.

Холопов, Ю. Н. Метрическая структура периода и песенных форм / Ю. Н. Холопов.  В сб. "Проблемы музыкального ритма" М., 1978.

Холопова, В. Н. Мелодика / В. Н. Холопова.  М., 1984.

Холопова, В. Н. Музыкальный тематизм / В. Н. Холопова.  М., 1983.

Холопова, В. Н. Фактура (очерк) / В. Н. Холопова. М., 1979.

Цуккерман, В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм /В. А. Цуккерман.  М., 1964.

Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений. Общие принципы развития и формообразования. Простые формы / В.А. Цуккерман. М., 1980.

Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы /

В.А. Цуккерман. М., 1983.

Шеломов, Б. Импровизация на уроках сольфеджио / Б. Шеломов. Л., 1977.

Чайковский, П.И. О композиторском творчестве и мастерстве / П.И. Чайковский, сост. И. Кунин. М., 1964.

Чугунов, Ю. Н. Гармония в джазе / Ю. Н. Чугунов. М., 1985.

Чулаки, М.И. Инструменты симфонического оркестра / М.И. Чулаки. М., 1983.

*Основная и дополнительная литература может определяться и индивидуально преподавателем

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебной дисциплине

«Сочинение»

профессионального компонента типового учебного плана по специальности

2-17 03 01-03 «Искусство эстрады (пение)»

2-17 03 01-01 «Искусство эстрады

(инструментальная музыка)»

для реализации образовательной программы

среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации

специалиста со средним специальным образованием

 

 

Гродно

2020

 

Составитель: Шахно Инна Тадеушевна, преподаватель цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин, учреждения образования «Гродненский государственный колледж искусств»

 

Учебная программа по учебной дисциплине «Сочинение» обсуждена и одобрена на заседании цикловой комиссии________________________________

музыкально-теоретических дисциплин

                                             (наименование комиссии)

учреждения образования «Гродненский государственный колледж искусств»

 

Протокол №___ от «___»_______2020

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по учебной дисциплине составлена на основе типовых учебных программ для средних специальных учебных заведений по учебной дисциплине «Сочинение» для специальности «Искусство эстрады» /Минск, 2002/.

Изучение программного учебного материала базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных учащимися в ходе изучения таких учебных дисциплин, как «Гармония», «Анализ музыкальных произведений», «(Всемирная)  музыкальная литература», «Музыкальный фольклор», «Белорусская музыкальная литература», «История эстрадного исполнительства и джазовых стилей», «Инструментоведение», «Аранжировка», «Джазовая импровизация» и других дисциплинах специального цикла на специальности «Искусство эстрады».

Основной целью изучения учебной дисциплины является освоение учащимися

теоретических основ композиции музыкальных произведений различных жанров и стилей, приобретение ими практических навыков и умений сочинения и записи музыкальных произведений.

Основные задачи учебной дисциплины:

обучающие:

освоение учащимися определенного объема теоретических сведений о принципах формообразования музыкальных произведений, изучение структуры и логики музыкальных произведений различных жанров и форм;

обучение пониманию выразительной роли элементов музыкальной речи, их связи с жанровыми особенностями произведения, развитием музыкального образа, обогащением музыкального языка современными средствами выразительности;

формирование навыков сочинения музыки в условиях конкретного жанра и формы;

развивающие:

развитие у учащихся музыкального воображения;

ознакомление с лучшими образцами музыкального искусства разных эпох, стилей и национальных школ;

развитие навыков нотного письма в процессе фиксации сочиненной музыки;

воспитательные:

расширение кругозора учащихся;

воспитание художественного вкуса и чувства стиля;

содействие формированию профессиональной эрудиции.

Важная особенность учебной дисциплины «Сочинение» – ее практическая направленность, поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания в дальнейшей педагогической и творческой деятельности. Практическая направленность дисциплины определяет формы и методы проведения урока, а также его структуру. Обучение сочинению представляет собой усвоение теоретических знаний, анализ музыкальных произведений, сочинение и запись законченных музыкальных произведений. Большая часть урока должна быть основана на практическом усвоении и закреплении полученных теоретических знаний. В качестве практических заданий могут быть написаны инструментальные, вокальные, ансамблевые произведения, переложения, обработки белорусских народных песен. Одной из обязательных форм работы на уроке является изучение под руководством преподавателя учебной и научно-методической литературы по вопросам композиции. На протяжении всего курса изучения учебной дисциплины «Сочинение» учащиеся пишут музыкальные произведения, постепенно усложняя их форму. Вначале особое внимание следует уделить простым формам, так как в них присутствуют основные принципы формообразования: начальное изложение темы, серединное развитие или контраст, репризность. Сочетание и развитие этих принципов является основой построения всех сложных форм.

Повышению эффективности образовательного процесса может способствовать использование на уроках компьютерных технологий. Компьютер на уроке является источником информации, наглядным пособием, может выполнять функцию нотного редактора. На уроках сочинения также активно используется аудиоинформация (звукозаписи музыкальных произведений, выступлений, лекций, бесед) и визуальная информация (ноты, видеофрагменты концертов, музыкальных спектаклей, презентаций произведений современных композиторов).

В результате изучения учебной дисциплины «Сочинение» учащиеся должны:

знать на уровне представления:

роль сочинения музыки в развитии творческого потенциала личности;

социальную роль музыки, ее специфику и выразительные возможности;

выразительную роль элементов музыкальной речи в их взаимодействии;

знать на уровне понимания:

различные принципы структурирования музыкальной композиции;

роль музыкальных средств выразительности в достижении музыкального образа; многообразные приемы музыкальной нотации и правила оформления музыкального текста;

уметь:

сочинять небольшие пьесы в разных жанрах и для различных инструментов, вокальных голосов, вокально-инструментальных и других тембровых составов; грамотно использовать средства музыкальной выразительности при воплощении творческого замысла; грамотно записывать нотографический текст; использовать творческие навыки в профессиональной деятельности;

владеть навыками:

анализа музыкального произведения с позиции авторского стиля и композиционной техники письма; практической работы по созданию музыкального сочинения и его нотографической фиксации; творческой работы с поэтическим текстом; планирования творческой работы.

В процессе изучения дисциплины преподаватель направляет, анализирует и координирует действия учащегося, осуществляет систематический контроль его учебной деятельности. Согласно типовому учебному плану предусмотрена  индивидуальная форма занятий, которая предоставляет возможность добиться наилучших результатов обучения, подбирать приемы обучения и учебный материал, учитывая индивидуальность учащегося, степень его подготовленности.

Для закрепления теоретического материала и формирования у учащихся необходимых умений и навыков программой предусмотрено проведение практических занятий. Форма проведения практических занятий по темам определяется преподавателем исходя из цели обучения и содержания учебного материала.

Программой определены цели изучения каждой темы, спрогнозированы результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.

В течение всего периода обучения сочинению музыки учащийся выполняет письменные задания по темам уроков в виде упражнений и законченных произведений для различных тембровых составов. В конце каждого семестра проводятся контрольные уроки, на которых учащийся предоставляет свои сочинения, написанные в течение полугода.

Одной из форм учета результатов учебной деятельности учащегося является исполнение сочиненных музыкальных произведений в классе на контрольном уроке, на концерте или участие в конкурсе на лучшее сочинение музыкального произведения. Произведение может быть исполнено самим учащимся или иллюстратором, продемонстрировано в аудио/видеозаписи.

Несмотря на содержание рекомендуемой программы, работа с каждым учащимся должна быть сугубо индивидуальной. При этом необходимо учитывать уровень музыкальности, особенности и масштаб творческого дарования учащихся, специфику процесса и скорость написания ими музыки, специфику направленности специальности (но в то же время, не целесообразно ограничивать учащихся созданием произведений только эстрадных жанров). В связи с этими факторами увеличение или уменьшение количества сочинения музыкальных произведений, их стилистики, жанрового, фактурного спектра может регулироваться преподавателем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.145 с.)