Направление «Разговор с собой» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направление «Разговор с собой»



1. Что значит, по вашему мнению, быть самим собой?

2. Какие грани Вашей души помогла открыть художественная литература?

3.  Разделяете ли Вы позицию психолога В. Леви: «Причина несчастной любви к другому ‒ несчастная любовь к себе»?

4. Какие вечные вопросы к себе ставит перед Вами жизнь и как художественная литература помогает найти на них ответы?

5. Что значит для Вас понять свое Я?

6. В чём, с вашей точки зрения, проявляется самосовершенствование человека?

7. Что значит для Вас найти свой идеал?

8. Согласны ли Вы с утверждением О. Хаксли: «Я хотел изменить мир, но понял: единственное, что точно могу изменить, ‒ я сам»?

9. Как отличить верность себе от нежелания развиваться?

10. Как Вы понимаете выражение Цицерона: «Каждый человек ‒ отражение своего внутреннего мира: как человек мыслит, такой он и есть»?

11. Согласны ли Вы с мнением Сократа: «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее»?

12. Как Вы понимаете слова Г. Гессе: «Истинным призванием каждого может быть только одно ‒ найти самого себя»?

13. Кто из героев художественных произведений помог Вам найти себя?

14. В чём опасность  внутреннего разлада с собой?

15. Всегда ли в жизни нужно придерживаться своего мнения?

16. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

17. «На что же ум и чувства нам даны?» (И.А. Крылов)

18. Помогает ли дружба понять себя?

19. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?

20. Какова роль книги в формировании внутреннего мира человека?

21. Согласны ли Вы с утверждением одного из героев Д.И. Фонвизина: «Совесть… остерегает прежде, нежели судья наказывает»?

22. Смысл человеческой жизни: поиск и обретение.

23. Требует ли любовь работы над самим собой?

24.Согласны ли Вы с высказыванием Н.Ф. Федорова: «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех»?


Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

1. Кого бы Вы назвали героем нашего времени?

2. Каков портрет вашего поколения?

3. Чем, с вашей точки зрения, ваше поколение отличается от поколения ваших родителей?

4. В чём Вы видите связь между поколениями?

5. Какие ценности, с вашей точки зрения, являются вечными для прошлого, сегодняшнего и будущего поколения?

6. Как Вы понимаете смысл пословицы: «Молодость – золотое время»?

7. Как Вы понимаете смысл пословицы: «Молодое сердце всегда ближе к правде»?

8. Кто является героем для современного поколения?

9. Можно ли назвать поколение Z потерянным?

10. Согласны ли Вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

11. Важно ли, с вашей точки зрения, сохранять связь между поколениями?

12. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?

13. О чём мечтает моё поколение?

14. Согласны ли Вы с мнением Дж. Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?

15. Актуальны ли для современного молодого поколения слова Оскара Уайльда: «На древнегреческом портале античного мира было начертано: познай самого себя. На портале современного мира будет начертано: будь самим собой?»

16. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?

17. Каковы, по-вашему, проблемы современного общества?

18. Зачем человеку заглядывать в будущее?

19. Что способствует взаимопониманию людей разных поколений?

20. Кто он, «герой нашего времени»?

21. Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках?

22. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?

23. Какими, с вашей точки зрения, должны быть взаимоотношения между родителями и детьми?

24. Чем для Вас может быть ценен опыт отцов?

 

Тексты для итогового изложения

Улыбка

Двери их квартир были напротив друг друга, и эти двое соседей часто встречались на лестничной площадке. Но один сосед всегда хмуро проходил мимо второго как будто и не замечал его. А тот, наоборот, всегда хотел при встрече с соседом поприветствовать его, пожелать ему чего-то доброго, но сосед вёл себя так, что даже поздороваться не получалось.

Так проходили годы. Соседи старились. При встрече доброжелательный сосед уже и не ждал приветствия от хмурого и лишь учтиво уступал ему дорогу.

Но однажды в гости к нему приехала внучка. Она была весёлая, жизнерадостная и улыбчивая. Когда малышка встретила угрюмого соседа, она радостно с ним поздоровалась.

Сосед остановился. Этого он никак не ожидал. В девочке было столько нежности и доброты, что этот суровый человек даже смутился. Он не умел просто разговаривать с соседями и детьми. Он привык только приказывать… Опустив голову, он поспешил к машине, которая ожидала его у подъезда.

Когда он уселся в машину, а девочка помахала ему вслед рукой, он сделал вид, что не заметил этого.

Встречались они довольно часто. Девочка всегда улыбалась. И соседу становилось радостно на душе. Ему это стало нравиться, и однажды он даже кивнул девочке в ответ на приветствие.

Но вдруг встречи с малышкой прекратились. Суровый сосед заметил, что в квартиру напротив приходит врач. А второй сосед всё так же встречался ему на лестнице, но был почему-то без внучки. И тут этот хмурый человек понял, что именно этой девочки с её улыбкой ему теперь и не хватает…

И однажды он не выдержал. Встретив соседа, он слегка приподнял шляпу, сдержанно поприветствовал его и спросил:

– А где же ваша внучка? Что-то её давно нет.

– Она заболела.

Когда в следующий раз они встретились на лестничной площадке, хмурый сосед, поздоровавшись, открыл свой портфель. Достав из него плитку шоколада, он сказал смущённо:

– Передайте Вашей девочке. Пусть поправляется.

И торопливо пошёл к выходу. У доброжелательного соседа в глазах появились слёзы, и ему как будто стало трудно дышать. Он даже не смог поблагодарить, лишь пошевелил губами.

После этого, встречаясь, они уже говорили друг другу добрые слова…

А когда девочка выздоровела и они встретились, малышка бросилась к соседу и обняла его. И в глазах этого сурового человека появились слёзы.

(352 слова)

(По Б. Ганаго)

Капитан

Стёпка никогда не знал, что такое зависть. Ему казалось, что в жизни происходят чудеса: он мечтает, например, о велосипеде, и все родственники покупают ему на день рождения велосипед. Или захотел баян – соседка отдала баян своего мужа…

Но вот вчера отец Саньки, который был капитаном дальнего плавания, приехал в отпуск. В своей шикарной морской форме он вышел на улицу, посадил Саньку на плечо и понёс. Стёпка даже представил себя на месте Саньки…

Впервые Стёпка с разочарованием подумал о своём небольшого роста отце, в его застиранных штанах и рубашке…

Обычно он с радостью ехал с папой на рыбалку, а сегодня нехотя ответил, что согласится поехать, если папа разрешит ему искупаться. Отец был удивлен недовольным лицом сына.

Стёпке не везло на рыбалке, и он начал говорить, что лучше искупаться и ехать домой. Папа сказал, что с этой стороны озера плохое дно, надо переплыть на лодке на другую сторону. Но Стёпка впервые ослушался и прямо с лодки нырнул в воду. Что произошло, он не успел понять. Ему свело ногу судорогой, его тянуло ко дну, он раза два хлебнул воды. От испуга мальчик не мог даже позвать на помощь и только с тоской думал о такой близкой, но недосягаемой лодке.

Папа понял, что происходит что-то плохое и, быстро сбросив одежду, поднырнул под сына. Стёпка вскарабкался ему на спину, и в эту минуту судорога прошла. Папа легко поплыл к берегу. Стёпка перестал бояться и представил себя капитаном на мостике корабля, плывущего в океане.

Стёпка теперь так гордился, что папа у него отличный пловец. Он вспомнил рассказ бабушки о том, что когда они отдыхали летом на Волге – папа был ещё мальчишкой, – то на спор он переплыл Волгу.

Стёпке стало так приятно и радостно, что у него такой замечательный папа. Кроме того, он почувствовал, что ни один капитан, ни один даже самый важный генерал не дорог ему так, как папа, который любит его, Стёпку. Любит ни за что, просто так!

(312 слов)

(По Т. Ломбиной)

Чудо-кузнец

Кузница стояла на краю посёлка. Она была построена ещё в давние времена каким-то мужиком, который решил привлекать сюда проезжий народ своими изделиями. Он выстроил рядом с кузницей дом.

Но потом спустя годы местные мужики сожгли этот дом, а с ним вместе – и кузницу. Правда, скоро они поняли, что сделали это зря. И решили расчистить то место, где был пожар, и восстановить кузницу, чтобы в ней снова закипела работа. Прикатили новый пень для наковальни, сшили мехи, и кузница снова начала приносить пользу селу.

Но вдруг кузница перестала работать. Случилось это потому, что умер кузнец Захар Панков. Захар был не просто кузнецом, он был настоящим мастером своего дела. Таких называют – золотые руки. И в современной технике он хорошо разбирался. Был кузнец Захар Панков мужиком сурового вида, носил густую бороду, волосы подвязывал тесьмой на лбу, как старинный оружейный мастер.

К нему даже из соседних районов люди приезжали с разными сложными заказами. Вот сломается какая-нибудь деталь в тракторе во время работы, а найти такую же они нигде не могут. Всякие другие детали есть, а именно такой нет. И тогда механики идут к кузнецу Панкову: «Выручай, Захар, надо бы что-то сделать!». Возьмёт кузнец аккуратно в руки сломанную деталь, ни слова не скажет, только бережно завернёт её в тряпочку и положит в карман… И спрашивать было ничего не нужно – все знали, что если Захар Панков взял, то, значит, обязательно выручит. Помогал Захару молотобоец Ванюша…

Но осенью призвали Ванюшу на военную службу, и совсем опустела кузница. Стоит она на краю посёлка посреди поля с распахнутыми воротами. Без кузницы жители посёлка чувствовали себя неуютно – так, как будто в их доме остановились часы. Да и для хозяйства им её не хватало – ничего починить нельзя. Очень сильно пожалели тогда жители посёлка, что в своё время не попросили Захара обучить какого-нибудь смышлёного мальчишку, который бы перенял все его секреты, его мастерство...

(300 слов)

(По Е. Носову)

Капалуха

Мы приближались к горным лугам, где летом пасся скот. Стадо телят и бычков вышло на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало.

В одном месте на пути был небольшой бугорочек… Я быстро подошёл к бугорку, а по нему с расставленными в стороны крыльями бегает глухарка * (охотники чаще называют её капалухой).

Я испугался, ведь чуть не наступил на гнездо. Оно было свито не на бугорке, а посреди просеки, под выступавшим из земли корнем, который закрывал его и с боков, и сверху. В этом гнезде, утеплённом мхом, лежали четыре яйца размером чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее…

Капалуха, нервничая, отбежала в сторону. Крылья у неё так и были расставлены, и она задевала ими землю. На гнезде она сидела с расставленными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. В таком положении и остались от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут оказалось, что у неё живот и грудь до самой шеи голые, без пуха и перьев!

– А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать своим будущим птенцам, – сказал подошедший учитель.

– Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… – по-взрослому сказал кто-то из ребят.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув в нашу сторону шею. И, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, расставила крылья и замерла.

Но она не успокоилась и внимательно следила за всем, что происходило рядом. Сердце капалухи сильно билось, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю или две, а может быть, и всего через несколько дней появятся глухарята.

Когда они вырастут, они вспомнят о матери, которая отдаёт детям всё, иногда даже свою жизнь.

(309 слов)

 (По В. Астафьеву )

* Глухарка – крупная лесная птица, самка глухаря.

 

Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

Обучающихся 10 и 11 классов и их родителей необходимо ознакомить с нормативной базой итогового сочинения, открытыми тематическими направлениями для итогового сочинения, процедурой проверки итогового сочинения и изложения.

Выпускники 11 класса должны познакомиться с «Методическими рекомендациями по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)», иметь опыт работы с бланком регистрации и бланком записи, которые заполняются в процессе проведения итогового сочинения.

Важно организовать самостоятельную работу обучающихся по подготовке к экзамену:

· подбор текстов художественных произведений, необходимых для раскрытия тем итогового сочинения, и их повторение;

· систематическое повторение основных норм русского литературного языка (лексических, стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных);

· отработка умения создания связного текста на предложенную тему с учётом норм русского литературного языка.

Необходимо познакомить учащихся с инструкцией для выпускников, в которой изложены требования к сочинению (параметрам его оценки). Инструкция представляет собой пошаговые рекомендации участникам итогового сочинения, в ней отражены требования, в соответствии с которыми выпускники должны строить свои сочинения, а эксперты ‒ оценивать их работы. Внимательное чтение инструкции, понимание изложенных в ней требований и точное их выполнение способствуют успешному написанию итогового сочинения.

Осуществляя подготовку обучающихся к написанию итогового сочинения в выпускных классах, учитель должен использовать задания, представленные в инструкции.

Основные требования к итоговому сочинению:

· Соответствие теме. (В сочинении раскрыты понятия – ключевые слова, входящие в формулировку темы и выражающие поставленную в нём проблему.)

· Наличие основной мысли. (Решена поставленная в формулировке проблема.)

· Доказательность основной мысли. (Даётся развёрнутая аргументация своей позиции с привлечением текста художественного произведения; выдвинутые положения подтверждаются текстом.)

· Полнота, глубина и самостоятельность раскрытия темы. (В сочинении обучающегося есть рассуждение на предложенную тему, показано знание художественного произведения, использованного для аргументации, а также умение отбирать литературный материал применительно к данной теме.)

· Связность, последовательность, логичность изложения. (Каждое новое положение сочинения, развивающее основную мысль, является следствием предыдущего; вывод – следствие рассуждений.)

· Стройность композиции сочинения. (Соблюдается соразмерность частей сочинения: вступления, основной части, заключения).

· Стилевое единство, выразительность повествования. (Для сочинения характерна простота изложения, в нём отсутствуют словесные штампы, достигнута эмоциональность речи.)

· Фактическая точность. (Отсутствуют искажения литературных и исторических фактов.)

· Речевая грамотность. (Точный подбор слов для выражения своих мыслей, целесообразное употребление лексических и синтаксических средств.)

При оценке итогового сочинения особое внимание уделяется критерию № 1 «Соответствие теме», который нацеливает на проверку содержания сочинения (сочинение соответствует теме; в нём дан ответ на вопрос, поставленный в ней), и критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала», который позволяет оценить умение использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Если при проверке сочинения по этим критериям учащийся получает «незачёт», то «незачёт» ставится за всё сочинение.

Организуя подготовку учащихся 11 класса к итоговому сочинению, учитель может рекомендовать следующий алгоритм написания сочинения:

1). Обдумывание темы, определение её границ, выявление содержания. Чтобы точно определить тему, необходимо в её формулировке найти ключевые слова, помогающие выявить проблему.

2). Формулировка основной мысли (идеи) сочинения.

3). Подбор аргументов из произведения (произведений) отечественной или мировой литературы для доказательства основной мысли. Выпускник может выбрать свой путь осмысления предложенной темы (отвечать на вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой, или строить высказывание на основе связанных с темой тезисов).

4). Подбор фактического и литературного материала для убедительного обоснования тезисов.

5). Составление плана сочинения. План поможет написать стройную по композиции работу, избежать повторов, отклонений от темы. В каждом пункте плана можно указать примеры из текста и цитаты, необходимые для раскрытия темы.

6). Написание текста сочинения.

7). Проверка сочинения.

Надо вырабатывать у учащихся привычку внимательно читать свою работу. При первом чтении проверяется содержание сочинения. При повторном чтении осуществляется проверка его композиции и логики изложения материала. Наконец, выпускник проверяет речевую и языковую грамотность текста. 

Важной частью подготовки обучающихся к сочинению является совершенствование умения анализировать художественное произведение. Анализ текста предполагает выявление отдельных элементов художественной формы и содержания. К формальным элементам художественного текста относятся стиль, жанр, композиция, ритм. К содержательным элементам – тема, идея, пафос, фабула, конфликт, характер. Привлекая для аргументации произведение отечественной или мировой литературы, учащийся должен обязательно использовать элементы смыслового анализа текста.

Завершая повторение изученного произведения, можно ставить перед школьниками контрольные вопросы, которые помогают выявить уровень усвоения произведения:

· Перескажите сюжет произведения; выделите в нём экспозицию и завязку основного конфликта; разобравшись в его причинах, найдите кульминацию и развязку.

· Охарактеризуйте конфликт (идеологический, социальный, психологический и др.).

· Какова система персонажей в произведении, как соотносятся герои между собой (противопоставлены или сопоставлены)?

· Назовите основные проблемы, поставленные в произведении.

· Определите авторскую позицию.

· Перечислите основные черты стиля (поэтики) автора произведения.

Учителю следует уделить больше учебного времени анализу письменных работ обучающихся после их тщательной проверки.

Анализ сочинений можно проводить в следующих формах:

· рецензия учителя;

· взаимное рецензирование обучающимися письменных работ друг друга;

· разбор сочинений на уроке;

· индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным замечаниям к их сочинениям;

· редактирование своих работ школьниками с целью совершенствования написанного; 

· работа над ошибками в сочинении (речевыми, грамматическими, орфографическими и пунктуационными).

При написании итоговых сочинений в 2019 – 2020 учебном году выпускниками были допущены следующие типичные ошибки:

орфографические ошибки:

· «Правописание -ТСЯ ‒ -ТЬСЯ в глаголах»;

· «Правописание производных предлогов»;

· «Правописание безударных личных окончаний глаголов»;

·  «Правописание И и Е в окончаниях существительных»;

·  «Н ‒ НН в суффиксах страдательных причастий, отглагольных прилагательных полной формы, а также существительных, образованных от них».

пунктуационные ошибки:

· «Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях»;

· «Знаки препинания при вводных словах»;

· Немотивированная постановка запятых;

· «Знаки препинания в сложносочинённых предложениях»;

· «Обособление обстоятельств»;

· Обособление приложений»;

· «Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с однородными придаточными»;

грамматические ошибки:

· нарушение управления;

· ошибочное словообразование формы имени существительного;

· ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом;

· ошибки в построении сложноподчинённых предложений;

речевые ошибки:

· речевая недостаточность (необоснованный пропуск слова);

· употребление слова в несвойственном ему значении;

· неоправданное повторение слова;

· употребление иностилевых слов и выражений;

· нарушение лексической сочетаемости;

· неудачное употребление местоимений.

Итоговое сочинение является результатом систематической работы, осуществляемой на уроках русского языка и литературы на протяжении всех лет обучения. В практике школьного преподавания русского языка и литературы следует увеличить количество специальных уроков для обучения написанию сочинений и уроков, посвящённых аналитическим разборам письменных творческих работ учащихся. Рекомендуется также включать в учебную работу контрольные сочинения на основе художественных произведений.

              

 


[1] Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году. – М., 2019. - С. 16. // fipi.ru

[2] fipi.ru

[3] fipi.ru

[4] fipi.ru

[5]fipi.ru

 

[6] fipi.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.086 с.)