Аргументация, привлечение литературного материала; 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аргументация, привлечение литературного материала;



Введение

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Итоговое сочинение – это надпредметная форма итоговой проверки речевых компетенций обучающегося, выявления уровня его речевой культуры, оценки умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Цели проведения итогового сочинения:

· формирование самосознания школьников, умения мыслить и доказывать свою позицию;

· развитие потребности в чтении, повышение читательской культуры;

· повышение уровня речевой культуры.

Задачи проведения итогового сочинения:

· обеспечение допуска к государственной итоговой аттестации;

· сочинение – форма индивидуальных достижений абитуриентов.

Итоговая письменная работа проверяет широту кругозора выпускника, умение мыслить и доказывать свою позицию, способность создавать развернутое, логически выстроенное и аргументированное высказывание по самостоятельно выбранной из данного круга вопросов проблеме, что предполагает изложение собственной точки зрения с опорой на произведение (произведения) отечественной и мировой литературы: художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества, кроме произведений малых жанров.

Итоговое сочинение по желанию могут писать выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания итогового сочинения – 3 часа 55 минут.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачёт» или «незачёт», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачёт».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям. К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование №1. «Объём итогового сочинения»: рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 1 и «незачёт» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

 Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»: итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Сочинение оценивается по пяти критериям (Критерий 1 и Критерий 2 являются ключевыми):

Соответствие теме;

Направление «Я и другие»

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему[3].

В центре размышлений выпускников в рамках данного направления – сложные, зачастую противоречивые отношения, возникающие в мире. В чём причины таких противоречий? Как найти понимание среди людей, как жить в социальном и культурном «общежитии»? Как сделать так, чтобы тебя слушали и слышали, принимали и ценили? На все эти вопросы ищут ответы герои художественных произведений и благодаря именно этому поиску  учатся вести самый удивительный и интересный диалог человека с человеком.

Ключевые слова: личность, общество, социум, диалог, конфликт, терпимость, жизненный путь, поиск духовных истин, гармония, мировоззрение.

Направление «Время перемен»

 

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также насобственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями[4].

Время и пространство – две важные составляющие жизни любого из нас. Человек, обладающий неповторимыми личностными чертами, талантом, притязаниями, всегда есть часть истории страны, мира, эпохи. Как время формирует и меняет нас? Какие ценности должны быть вневременными? Как найти себя в огромном мироздании? Для ответа на эти вопросы можно обратиться к художественным произведениям, где литературные герои проживают эпохальные исторические события, определяющие их настоящее и будущее, проходят путь нравственного перерождения и восхождения.  

Ключевые слова: время, эпохальное событие, перемены, мировоззрение, непреложные ценности, жизненный путь, нравственный выбор.

М.Ю. Лермонтов «Дума»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

И пути их преодоления

Анализ итоговых сочинений 2016 ‒ 2020 годов позволяет выявить проблемы, возникшие у школьников на итоговом сочинении, и типичные ошибки, допущенные в данном виде работ. Поэтому в старшей школе для повышения качества экзаменационных работ нужно наметить пути предупреждения содержательно-структурных, логико-композиционных, фактических и речевых ошибок.

Соотнесём типичные ошибки выпускников в итоговых сочинениях с критериями их оценки (см. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения).

Ошибки по критерию 1 – «Соответствие теме»

1) непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (в сочинениях 2016 – 2020 годов школьники часто расширяли содержание работы до уровня тематического направления, размышляли о войне, времени, доме, любви, чести и бесчестии, опыте и ошибках и т. п. без учета конкретного аспекта рассуждений, заявленного в теме);

2) неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения;

3) нечёткое или искажённое понимание терминов или нравственно-психологических понятий формулировки избранной темы.

Работу над итоговым сочинением следует начинать с выбора темы. Чтобы не пришлось менять тему сочинения во время экзамена, выпускник должен обдумать все пять предложенных тем и выбрать одну, где ему интересна поставленная проблема и знакомо литературное произведение, которое можно привлечь для аргументации своих мыслей.

О бдумывание темы связано с пониманием значения каждого слова в её формулировке. Важно уяснить, какой краткий ответ на вопрос темы можно дать изначально, чтобы в сочинении этот ответ развернуто обосновать.

Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, неоправданно расширяя её до рамок тематического направления или уходя от обозначенной в формулировке проблемы, потому что несоответствие теме ведёт к выставлению «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.

Чтобы определить нужный ракурс темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова, которые позволят, не уходя от тематического направления, сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения.

Мы выделили ключевые слова в отдельных темах прошлых лет:

- Почему важно уметь контролировать свои эмоции?

- Почемуне кончается поединок чести с бесчестьем?

- Когда поражение ценнее победы?

- Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

- Может ли быть неравенство в дружбе?

Первые из выделенных слов «вопросительные», они указывают на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).

Второе выделенное слово в каждой теме «смысловое», то есть указывающее на тот ракурс ответа, которого должен придерживаться выпускник в своем рассуждении.

Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем (судьба, память, принцип, поражение, личность, время, дом, отечество, опыт, счастье, честь, выбор, ответственность, самолюбие, благородство, познание, путь, любовь, душевная работа, актуальность, классика и др.) в процессе подготовки к сочинению следует обращаться к философскому и психологическому словарям.

Ошибки по критерию 2 – «Аргументация. Привлечение литературного материала»:

1) неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания;

2) неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, неумелое включение его в работу;

3) неумение выбрать из ряда событий художественного произведения именно те, которые подтверждают главную мысль монологического высказывания пишущего;

4) подмена анализа событий, тем, идей художественного произведения пересказом его фабулы;

5) искажение литературных текстов и фактические ошибки.

Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет созданный выпускником текст сочинения. Многолетний опыт обучения сочинению ориентирует школьников на то, что главной мыслью работы должна стать формулировка заголовка её основной части.

Наиболее уместными способами привлечения литературного материала в итоговое сочинение являются:

1) комментированный пересказ содержания литературного произведения (использование пересказа будет удачным, если выпускник перескажет только те ключевые эпизоды, которые необходимы для раскрытия темы, и не введёт в работу пересказ фрагментов, к теме не относящихся; будет сочетать в сочинении краткий и подробный пересказ, подтверждая свои мысли не только передачей сюжета, но и включением необходимых для раскрытия темы описаний – портретов, пейзажей и др., актуализируя важные смысловые детали; прокомментирует сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения);

2) актуализация проблематики литературного произведения (литературный материал должен быть привлечён в формате размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы; для этого важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме; вначале нужно сформулировать главную проблему, то есть выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);

3) аспектная характеристика литературного героя (если выпускник хочет построить свое высказывание на основе аспектной характеристики какого-либо литературного героя, то нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);

4) обращение к системе образов произведения (из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых школьник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения; пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);

5) сопоставление фрагментов и героев разных произведений (в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но если выпускники хотят сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений, то не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы; нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов; размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления).

Для успешного построения аргументов учащиеся могут выбрать как одно, так и несколько художественных произведений. Опыт показывает, что, как правило, из нескольких произведений выпускники результативнее выбирают необходимые составляющие сюжета. Кроме этого, анализ более чем одного текста демонстрирует и более широкий круг чтения обучающихся. Необходимо отметить, что если в качестве аргументов избирается один художественный текст, то можно рекомендовать учащимся строить размышления в рамках первого аргумента вокруг судьбы одного персонажа, в рамках второго аргумента – вокруг другого героя. С учетом родо-жанровой специфика художественного произведения чаще всего такую возможность позволяет реализовать роман: в нем ряд героев, на протяжении всего повествования читатель узнаёт перипетии их судеб и путь формирования их характеров.

Формат итогового сочинения не предполагает обязательного литературоведческого анализа художественного произведения, тем не менее нужно учитывать, что словесное произведение искусства строится по определённым законам жанра, поэтому нужно напомнить учащимся о ряде литературоведческих терминов (тема, идея, проблема, сюжет и др.), которые помогут им верно оформить размышления о художественных произведениях.

В подготовительный период следует сориентировать школьников на выполнение различных тренировочных упражнений, предупреждающих неудачный выбор литературного материала и его неумелое включение в сочинение, например:

- включить в пересказ фрагмента из произведения комментирование и оценку поступков героев;

- сформулировать несколько аргументов для доказательства своих мыслей, подкрепив их примерами из текста;

- исключить из сочинения литературные примеры, не относящиеся к теме;

- заменить перечисление произведений и авторов литературными примерами, обратившись к системе персонажей, проблематике произведения и т. д.;

- определить, соответствуют ли литературные примеры выдвинутым тезисам и аргументам;

- аргументировать тезис примерами, используя характеристику литературного героя;

- доказать свою мысль, сопоставив героев и события разных произведений;

- исправить фактические ошибки (найти неточности в названиях книг, в указании имен и фамилий, инициалов писателей и литературных героев; проверить правильность указания дат, места действия, географических названий; восстановить последовательность событий; выявить ошибки в пересказе содержания и передаче авторской позиции, в указании жанра и литературоведческих терминов; найти неточности в цитировании и постановке знаков препинания в цитатах).

Для предупреждения фактических ошибок следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.

Важно ориентировать школьников на формат итогового сочинения и на уроках литературы, в процессе изучения художественных текстов, акцентируя внимание на философских и нравственно-психологических проблемах произведений школьного курса и самостоятельно прочитанных книг.

Ошибки по критерию 3 – «Композиция и логика рассуждения»:

1) непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;

2) отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.

После выбора и обдумывания темы, определения ключевых слов и главной мысли сочинения, подбора примерного литературного материала следует приступить к созданию и выстраиванию текста высказывания. Нельзя начинать писать текст, не обдумав его структуру. Для этого в черновике нужно составить примерный план сочинения или перечислить смысловые фрагменты рассуждения, которые потом следует расположить в соответствии со своим замыслом. Неумение редактировать собственный текст, продумывая его структуру, ведет к погрешностям в композиции сочинения.

Поэтому необходимо продумать структуру работы, содержание ее смысловых частей и проблемы, которые нужно сформулировать во вступлении, определить, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут решены проблемы, поставленные во вступлении, а также какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью. Неумение выделить содержание смысловых частей сочинения, как правило, ведёт к структурным, композиционным и логическим ошибкам.

Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключении следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения.

Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нём, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между ними является одной из самых распространённых содержательно-композиционных ошибок.

Школьник должен следить за соразмерностью частей сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать не более трети всего объема работы, а основная часть – примерно две трети. Не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение очень кратким, что часто наблюдается в работах выпускников.

Для предупреждения логико-композиционных ошибок в подготовительный период целесообразно выполнять следующие типы тренировочных упражнений:

- сформулировать главный вопрос темы (озаглавить основную часть сочинения);

- определить 1 2 главные проблемы, которые будут доказаны в основной части;

- записать тезисы основной части и к каждому из них подобрать несколько аргументов и примеров с учётом проблем, поставленных во вступлении;

- сформулировать логические «мостики» между смысловыми фрагментами основной части; найти и исправить в ней логические ошибки;

- сопоставить вступление и заключение и определить их смысловые связи; исправить заключение так, чтобы оно соответствовало вступлению;

- дать оценку вступлениям и заключениям к двум сочинениям на общую тему;

- оценить соразмерность частей сочинения и исправить его так, чтобы части были соразмерными.

Ошибки по критерию 4 – «Качество письменной речи»:

1) низкое качество речи и речевые ошибки;

2) ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения.

В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.

Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;

3) неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;

4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

5) смешение лексики разных исторических эпох;

6) нарушение лексической сочетаемости;

7) употребление лишнего слова (плеоназм);

8) речевые повторы, то есть повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

9) необоснованный пропуск слова;

10) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Для профилактики речевых ошибок полезно предлагать школьникам следующие виды тренировочных упражнений:

1) найти и заменить слова, употреблённые в несвойственном значении, речевые штампы, канцеляризмы;

2) обнаружить и устранить неоправданные речевые повторы, нарушения лексической сочетаемости;

3) указать и исправить необоснованные пропуски слов, удалить лишние слова (плеоназм);

4) исправить порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию фразы.

После того как черновик сочинения в основном написан, следует его отредактировать:

- выделить все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные смысловые повторы одних и тех же мыслей;

- обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями высказывания;

- исключить все сомнительные случаи, ведущие к фактическим ошибкам;

- заметить и устранить речевые ошибки и недочеты.

Ошибки по критерию 5 – «Грамотность» – подсчитываются по нормам оценок для работ по русскому языку. При этом важно:

- обратить внимание на сомнительные орфограммы и проверить их либо обратиться к орфографическому словарю;

- определить места возможных пунктуационных ошибок, которые легко обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.

При переписывании сочинения следует помнить, что оно должно быть написано разборчивым почерком. Переписывая работу начисто, выпускник должен следить за временем, так как экспертами проверяется только текст, переписанный в выданный бланк, а черновик не учитывается.

Подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически:

1) Для мониторинга умений написания итогового сочинения следует провести не менее трех контрольных сочинений в течение года.

2) На уроках следует выполнять задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения.

3) Работу над ошибками в сочинениях следует проводить с опорой на критерии оценки: цитировать фрагменты удачных работ; определять направления доработки текстов (находить упущенные или неудачные повороты мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и др.)

4) Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с учащимися по конкретным замечаниям к их работам.

Для повышения профессионализма учителей в обучении школьников итоговому сочинению необходимо актуализировать следующие аспекты методической работы:

- изучение современной методической литературы и ресурсов Интернета по проблемам подготовки к итоговому сочинению;

- анализ формулировок тем, выявление ключевых слов и способов сужения темы;

- осмысление проблематики сочинения, формулировка его главной мысли;

- способы включения литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал, способы аргументации;

- формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – примеры – выводы);

- продумывание композиции сочинения, его вступления и заключения, логические связи между его частями;

- речевое оформление текста и оптимальные формы работы с черновиком.

Перед экзаменом выпускники должны быть знакомы с критериями оценивания и инструкцией для участника итогового сочинения.

Памятка выпускника

На основании приведенного анализа ошибок учащихся определим этапы построения монологического высказывания формата итогового сочинения и предложим вариант алгоритма, рассчитанного на целевую аудиторию выпускников:

1). Почувствуйте уважение к себе: Вы начинаете писать свой текст, а значит, Вы думающий взрослый человек, способный оценить многое в этом мире.

2). Выберите одну из предложенных тем – руководствуйтесь в процессе выбора сферой Ваших интересов, а также кругом Вашего чтения.

3). Если Вы уже выбрали тему, напишите на черновике значение КАЖДОГО слова из ее формулировки: это интеллектуальная разминка – она поможет Вам настроиться на работу и понять содержание темы, подумайте, какие слова являются смысловым центром высказывания.

4). Продумайте вступление – оно должно «ввести» читающего Вашу работу в тему – «не потеряйте» ключевые слова из формулировки темы.

5). Напишите на черновике аргументы, подтверждающие Ваш тезис (тезисы).

6). Напишите заключение: вернитесь к началу работы, сделайте вывод, соедините вступление и заключение.

7). Прочитайте Ваш черновик и ответьте на вопросы:

· в работе не менее четырех абзацев?

· все части сочинения связаны с темой? (Для ответа на этот вопрос выделите в каждом Вашем абзаце ключевые слова из темы сочинения или синонимы к ним);

· в абзацах-аргументах есть указание на автора и название произведения, есть оценка событий художественного текста?

8). Если Вам что-то захотелось исправить, обязательно сделайте это.

9). Посчитайте слова.

10). «Забыв» о содержании, проверьте орфографию и пунктуацию Вашего сочинения.

11). Оформите чистовик и еще раз проверьте его.

12). Почувствуйте уважение к себе: Вы выполнили работу и художественное Слово позволило Вам вновь открыть непреложные вечные истины.

Примерные формулировки тем итогового сочинения

Варианты формулировок тем итогового сочинения

Улыбка

Двери их квартир были напротив друг друга, и эти двое соседей часто встречались на лестничной площадке. Но один сосед всегда хмуро проходил мимо второго как будто и не замечал его. А тот, наоборот, всегда хотел при встрече с соседом поприветствовать его, пожелать ему чего-то доброго, но сосед вёл себя так, что даже поздороваться не получалось.

Так проходили годы. Соседи старились. При встрече доброжелательный сосед уже и не ждал приветствия от хмурого и лишь учтиво уступал ему дорогу.

Но однажды в гости к нему приехала внучка. Она была весёлая, жизнерадостная и улыбчивая. Когда малышка встретила угрюмого соседа, она радостно с ним поздоровалась.

Сосед остановился. Этого он никак не ожидал. В девочке было столько нежности и доброты, что этот суровый человек даже смутился. Он не умел просто разговаривать с соседями и детьми. Он привык только приказывать… Опустив голову, он поспешил к машине, которая ожидала его у подъезда.

Когда он уселся в машину, а девочка помахала ему вслед рукой, он сделал вид, что не заметил этого.

Встречались они довольно часто. Девочка всегда улыбалась. И соседу становилось радостно на душе. Ему это стало нравиться, и однажды он даже кивнул девочке в ответ на приветствие.

Но вдруг встречи с малышкой прекратились. Суровый сосед заметил, что в квартиру напротив приходит врач. А второй сосед всё так же встречался ему на лестнице, но был почему-то без внучки. И тут этот хмурый человек понял, что именно этой девочки с её улыбкой ему теперь и не хватает…

И однажды он не выдержал. Встретив соседа, он слегка приподнял шляпу, сдержанно поприветствовал его и спросил:

– А где же ваша внучка? Что-то её давно нет.

– Она заболела.

Когда в следующий раз они встретились на лестничной площадке, хмурый сосед, поздоровавшись, открыл свой портфель. Достав из него плитку шоколада, он сказал смущённо:

– Передайте Вашей девочке. Пусть поправляется.

И торопливо пошёл к выходу. У доброжелательного соседа в глазах появились слёзы, и ему как будто стало трудно дышать. Он даже не смог поблагодарить, лишь пошевелил губами.

После этого, встречаясь, они уже говорили друг другу добрые слова…

А когда девочка выздоровела и они встретились, малышка бросилась к соседу и обняла его. И в глазах этого сурового человека появились слёзы.

(352 слова)

(По Б. Ганаго)

Капитан

Стёпка никогда не знал, что такое зависть. Ему казалось, что в жизни происходят чудеса: он мечтает, например, о велосипеде, и все родственники покупают ему на день рождения велосипед. Или захотел баян – соседка отдала баян своего мужа…

Но вот вчера отец Саньки, который был капитаном дальнего плавания, приехал в отпуск. В своей шикарной морской форме он вышел на улицу, посадил Саньку на плечо и понёс. Стёпка даже представил себя на месте Саньки…

Впервые Стёпка с разочарованием подумал о своём небольшого роста отце, в его застиранных штанах и рубашке…

Обычно он с радостью ехал с папой на рыбалку, а сегодня нехотя ответил, что согласится поехать, если папа разрешит ему искупаться. Отец был удивлен недовольным лицом сына.

Стёпке не везло на рыбалке, и он начал говорить, что лучше искупаться и ехать домой. Папа сказал, что с этой стороны озера плохое дно, надо переплыть на лодке на другую сторону. Но Стёпка впервые ослушался и прямо с лодки нырнул в воду. Что произошло, он не успел понять. Ему свело ногу судорогой, его тянуло ко дну, он раза два хлебнул воды. От испуга мальчик не мог даже позвать на помощь и только с тоской думал о такой близкой, но недосягаемой лодке.

Папа понял, что происходит что-то плохое и, быстро сбросив одежду, поднырнул под сына. Стёпка вскарабкался ему на спину, и в эту минуту судорога прошла. Папа легко поплыл к берегу. Стёпка перестал бояться и представил себя капитаном на мостике корабля, плывущего в океане.

Стёпка теперь так гордился, что папа у него отличный пловец. Он вспомнил рассказ бабушки о том, что когда они отдыхали летом на Волге – папа был ещё мальчишкой, – то на спор он переплыл Волгу.

Стёпке стало так приятно и радостно, что у него такой замечательный папа. Кроме того, он почувствовал, что ни один капитан, ни один даже самый важный генерал не дорог ему так, как папа, который любит его, Стёпку. Любит ни за что, просто так!

(312 слов)

(По Т. Ломбиной)

Чудо-кузнец

Кузница стояла на краю посёлка. Она была построена ещё в давние времена каким-то мужиком, который решил привлекать сюда проезжий народ своими изделиями. Он выстроил рядом с кузницей дом.

Но потом спустя годы местные мужики сожгли этот дом, а с ним вместе – и кузницу. Правда, скоро они поняли, что сделали это зря. И решили расчистить то место, где был пожар, и восстановить кузницу, чтобы в ней снова закипела работа. Прикатили новый пень для наковальни, сшили мехи, и кузница снова начала приносить пользу селу.

Но вдруг кузница перестала работать. Случилось это потому, что умер кузнец Захар Панков. Захар был не просто кузнецом, он был настоящим мастером своего дела. Таких называют – золотые руки. И в современной технике он хорошо разбирался. Был кузнец Захар Панков мужиком сурового вида, носил густую бороду, волосы подвязывал тесьмой на лбу, как старинный оружейный мастер.

К нему даже из соседних районов люди приезжали с разными сложными заказами. Вот сломается какая-нибудь деталь в тракторе во время работы, а найти такую же они нигде не могут. Всякие другие детали есть, а именно такой нет. И тогда механики идут к кузнецу Панкову: «Выручай, Захар, надо бы что-то сделать!». Возьмёт кузнец аккуратно в руки сломанную деталь, ни слова не скажет, только бережно завернёт её в тряпочку и положит в карман… И спрашивать было ничего не нужно – все знали, что если Захар Панков взял, то, значит, обязательно выручит. Помогал Захару молотобоец Ванюша…

Но осенью призвали Ванюшу на военную службу, и совсем опустела кузница. Стоит она на краю посёлка посреди поля с распахнутыми воротами. Без кузницы жители посёлка чувствовали себя неуютно – так, как будто в их доме остановились часы. Да и для хозяйства им её не хватало – ничего починить нельзя. Очень сильно пожалели тогда жители посёлка, что в своё время не попросили Захара обучить какого-нибудь смышлёного мальчишку, который бы перенял все его секреты, его мастерство...

(300 слов)

(По Е. Носову)

Капалуха

Мы приближались к горным лугам, где летом пасся скот. Стадо телят и бычков вышло на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало.

В одном месте на пути был небольшой бугорочек… Я быстро подошёл к бугорку, а по нему с расставленными в стороны крыльями бегает глухарка * (охотники чаще называют её капалухой).

Я испугался, ведь чуть не наступил на гнездо. Оно было свито не на бугорке, а посреди просеки, под выступавшим из земли корнем, который закрывал его и с боков, и сверху. В этом гнезде, утеплённом мхом, лежали четыре яйца размером чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее…

Капалуха, нервничая, отбежала в сторону. Крылья у неё так и были расставлены, и она задевала ими землю. На гнезде она сидела с расставленными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. В таком положении и остались от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут оказалось, что у неё живот и грудь до самой шеи голые, без пуха и перьев!

– А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать своим будущим птенцам, – сказал подошедший учитель.

– Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… – по-взрослому сказал кто-то из ребят.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув в нашу сторону шею. И, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, расставила крылья и замерла.

Но она не успокоилась и внимательно следила за всем, что происходило рядом. Сердце капалухи сильно билось, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю или две, а может быть, и всего через несколько дней появятся глухарята.

Когда они вырастут, они вспомнят о матери, которая отдаёт детям всё, иногда даже свою жизнь.

(309 слов)

 (По В. Астафьеву )

* Глухарка – крупная лесная птица, самка глухаря.

 

Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

Обучающихся 10 и 11 классов и их родителей необходимо ознакомить с нормативной базой итогового сочинения, открытым



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.129 с.)