Познавательные возможности использования числовых данных на уроках математики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательные возможности использования числовых данных на уроках математики.



Автор:В. Ф. Ефимов

Журнал «Начальная школа» 2000г выпуск 5

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fn-shkola.ru%2Fstorage%2Farchive%2F1407917517-2144470516.pdf&cc_key= ст. 69

Фрагмент 2

Учитель предлагает учащимся в форме математического диктанта заполнить таблицу, диктуя значения величин, обозначающих сроки жизни, скорости передвижения и массы животных.

Животное Срок жизни Скорость передвижения (км/ч) Масса (кг)
Лось 20 лет 72 825
Верблюд 30 лет 27 700
Жираф 36 лет 51 1800
Акула 50 лет 67 500
Медведь 47 лет 48 450
Кит 70 лет 110 37000
Олень 25 лет 72 380
Уж 20 лет 3 1
Стрекоза 3 мес. 80 320
Дельфин 25 лет 32 136
Гепард 19 лет 95 65
Черепаха 150 лет 400 м/ч 400
Рыба-меч 6 лет 110 50
Борзая 20 лет 66 20
Лошадь 35 лет 65 1000
Утка 20 лет 96 2
Лев 30 лет 80 320

 

После заполнения таблицы детям предлагаются следующие вопросы:

Кто из представленных в таблице представителей животного мира:

1. Имеет самую большую массу? Самую большую скорость? Дольше все х живёт?

2. Имеет самую маленькую массу? Самую маленькую скорость? Меньше всех живёт?

3. Имеет одинаковые сроки жизни? Одинаковые скорости передвижения?

4. имеют скорости, выражающиеся: а) тремя друг за другом слудующими числами; б) двумя друг за другом следующими числами?

5. Имеют скорости, выражающиеся: неравными числами, но записанными одними и теми же цифрами? Двузначным числом, записанным двумя одинаковыми цифрами?

6. Имеет массу, выраженную круглыми сотнями? Круглыми десятками? Однозначный числом? Четырехзначным числом?

7. Имеют сроки жизни, равные суммам чисел 20 и 15, 17 и 30, 15 и 15, 2 и 5?

8. Имеют массу: равну масса оленя и льва? Равную двум массами черепахи, рыы-меч и медведя? Выраженную числом из 1 сот. 3 дес. и 6 ед.? 8 сот. 2 дес. 5 ед.?

9. Имеет массу на 100 кг большую, чем масса черепахи?

 

В дальнейшем обучении данные этих таблиц можно использовать для составления текстовых задач с вопросами: " На сколько больше (меньше)?", " Какова общая масса...?" и др.

Наибольшее раскрытие познавательный возможностей использование числовых данных предоставляется при обучении решению текстовых задач. Приведём некоторые из них.

 

1. Самая большая высота Крымских гор 1545 м. Уральские горы на 349 м выше Крымских, но ниже Карпатских на 769 м, которые ниже горы Эльбрус на 2970 м. Определите высоту горы Эльбрус.

2. Крымские горы имеют протяжённость 150 км, Карпатские в 10 раз большую и такую же, как и Кавказские, но на 600 км меньшую, чем протяжённость Уральских гор. Определите протяжённость Уральских гор.

3. Длина реки Днепр 2280 км. Днепр короче реки Дунай на 570 км, который короче Волги на 840 км. Определите длину реки Волги.

4. Самое большое озеро в мире, которое находится на территории СНГ, - Каспийское. Его площадь 400 кв. км, что на 368 кв. км больше площади озера Байкал. Определите площадь озера Байкал.

5. Самое глубокое озеро в мире, которое находится в России, - Байкал, его глубина 1740 м. Оно находится на 840 и глубже Каспийского моря. Вычислите глубину Каспийского моря.

6. Наибольшая глубина Азовского моря 14 м. Это в 160 раз меньше глубины Чёрного моря, которое на 1780 м глубже Балтийского моря. Определите наибольшую глубину Балтийского моря.

7. Средняя высота дождевых облаков 900 м, высота полёта ласточки на 1600 м выше дождевых облаков. Сокол поднимается на 1500 м выше ласточек. Самое высокое человеческое жилище построено на 979 м выше полёта сокола. Орёл поднимается на 1500 м выше сокола, кондор- на 300 м выше орла, а перистые облака поднимаются на 3500 м выше кондора. Определите все эти высоты.

8. В водах океана в среднем на 1000 г воды приходится 35 г соли. В Азовском море соленость воды составляет 2/5 океанской. В Чёрном море в 1 кг воды на 4 г больше соли, чем в Азовском. Узнайте, сколько граммов соли в 1 кг черноморском воды.

 

Формирование вычислительных навыков- трудоемкая и порой скучная для учащихся работа, если не вносится разнообразие в её организацию. Один из приёмов, активизирующий детей, следующий: в предлагаемых заданиях даны словесный формулировки познавательный вопросов, а также возможные варианты ответов, один из которых правильный, а остальные нет. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. Для этого им необходимо выполнить математические задания, например, вычисления. Затем учащиеся получают информацию познавательного характера. Например, на уроке учащиеся выполняют математические действия, используя различные способы задания и описания алгоритмов, чередуя эту работу с получением информации в форме беседы о животных, событиях и т. п. Это даёт возможность усилить воспитательной эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей и т. п.

 

Разнообразная подача математического материала эмоционально воздействует на детей. Дополнительные сведенияпознавательного характера способствуют активности учащихся, так как в заданиях, подобным выше: 1) заложена смена деятельности детей (они слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, составляют выражения, находят их значения и записывают результаты). 2) узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, расширяет кругозор, способствует общему развитию, но и побуждает к самостоятельному познанию нового.

В. Ф. Ефимов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.008 с.)