![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II . Актуализация опорных знанийСодержание книги Поиск на нашем сайте
КАРТА ЗАНЯТИЯ № 14 Учебный предмет: Биология Тема Экология-наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Цели занятия: образовательные: углубить и систематизировать знания обучающихся о задачах экологии, среде обитания организмов и её факторах; научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы. развивающие: развивать у обучающихся мыслительные способности, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе. воспитывающие: сформировать у обучающихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы. Норма времени: 2 часа Вид занятия: комбинированный Тип занятия: лекция с элементами презентации Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая План занятия: 1.Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Литература: Основные источники: 1. Естествознание. Биология: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ Л.А. Паршутина.- М.: Издательский центр "Академия", 2019.-325 с. [Электронный ресурс] Дополнительные источники:
2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно -образовательная серия. – М: Лист-Нью, 2004. – 1117с 3. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244. 4. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 5. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с 6. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с 7. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 128 с
8. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с 9. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002 10. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с 11. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10–11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с 12. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с. Интернет-источники: 1. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). 2. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии). 3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии). 4. www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии и экологии на сервере Воронежского университета). 5. www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты). 6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов). 7. www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете). 8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологическогоцентра МГУ им. М. В. Ломоносова). 9. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам). 10. www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах). 11. www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»). Преподаватель Корниенко Т.В. Тема: Экология-наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей
Ход занятия I. Организационный момент. Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии. Среда обитания. - Что называется средой обитания? - Какие среды обитания вы знаете? Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни, которые оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ.
Мы выяснили, что условия жизни разных организмов разные. Каждый организм в процессе своей жизни испытывает воздействие разнообразных экологических факторов. Экологические факторы Любые свойства и компоненты внешней среды оказывающее влияние на организмы, называют экологическими факторами. В современной экологии выделяют три группы факторов Сегодня мы с вами подробно рассмотрим абиотические факторы.(это факторы неживой природы). Важнейшие абиотические факторы для любого организма – свет, тепло и влага. Каково же влияние каждого из них на живые организмы?
Экосистема - это сообщество взаимодействующих живых организмов и условий среды. Экосистема - это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, тесно связанными между собой обменом веществ и энергии. Сходный смысл имеет и используемый в экологии термин «биогеоценоз», предложенный известным русским ботаником, лесоводом и географом Владимиром Николаевичем Сукачевым в 1940 г. Основные его работы посвящены изучению растительности различных регионов страны. «Биогеоценоз - это сложный природный комплекс живых существ, находящихся во взаимной зависимости с неорганической средой и взаимодействующих с ней материально-энергетическими связями. Это динамическая уравновешенная, взаимосвязанная и стойкая во времени система. Биоценоз - это совокупность организмов, совместно населяющих участок суши или водоема. Воздух, вода, почва, горные породы, солнечный свет и т.п. называют абиотическими факторами среды. «биоценоз + абиотические факторы среды = биогеценоз». Обязательным компонентом биогеоценоза является растительное сообщество, или фитоценоз. В то же время экосистема может и не включать растительного сообщества, а также и почвы, например труп животного, ствол дерева в стадии разложения. Таким образом, любой биогеоценоз может быть назван экосистемой, в то время как не каждая экосистема может быть биогеоценозом. Для удобства рассмотрения экосистемы подразделяют на микро-, мезо- и макроэкосистемы в зависимости от размеров. · Микроэкосистемы - мелкие (например нора млекопитающего с ее обитателями, включая и паразитов, сожителей и т.д.), обычно составляющие индивидуальные сотоварищества. · · Мезоэкосистемы - средние, промежуточного размера: лес, пруд и т.д. · · Макроэкосистемы - большие, крупных размеров: биогеографические области океана, континента и т.п. Каждая природная экосистема имеет установившуюся структуру (строение). Она состоит из двух основных сред: абиотической и биотической. Каковы характеристики этих сред? Абиотическая среда - часть экосистемы, включающая земную кору, рельеф, почву, поверхностные и подземные воды, атмосферу, солнечный свет и тепло, питательные вещества. Она обеспечивает условия жизни живым организмам. Биотическая среда - часть экосистемы, состоящая из организмов. В зависимости от способа питания среди организмов можно выделить следующие группы: продуценты, консументы, детритофаги и редуценты. Продуценты (от лат. производящий) с помощью фотосинтеза (или хемосинтеза) создают органическое вещество. К продуцентам относятся высшие растения (трава, кустарники, деревья), водоросли, фотосинтезирующие и некоторые другие бактерии. Зеленые растения при фотосинтезе выделяют в атмосферу кислород. ·(Слайды №10)
Консументы (от лат. потребитель) питаются продуцентами и другими консументами. К консументам относятся звери, птицы, рыбы, насекомые и т.д. Консументы первого порядка - типичные травоядные животные: насекомые, рептилии, птицы и млекопитающие (грызуны, копытные). В воде - моллюски и мелкие ракообразные, личинки. К консументам первого порядка относятся некоторые растения, животные-паразиты растений. · Консументы второго порядка питаются травоядными; консументы третьего порядка - консументами второго порядка и травоядными. Они могут быть хищниками и охотиться - схватывать и убивать свою жертву, могут питаться падалью или быть паразитами. Детритофаги - питаются отмершими растительными остатками и трупами животных. К детритофагам относятся дождевые черви, крабы, муравьи, жуки-навозники, крысы, шакалы, грифы, вороны и др. · Редуценты - разрушители мертвого органического вещества. К редуцентам относятся бактерии и грибы, которые в отличие от детритофагов, разлагают мертвое органическое вещество до минеральных соединений. Эти соединения возвращаются в почву и снова используются растениями для питания. Человек вырубает леса, уничтожает зверей, птиц, распахивает и засеивает степи, осушает болота, строит города. Подобная деятельность приводит к разрушению существующих природных экосистем. Если сильно нарушена среда обитания, экосистема погибает. Если уничтожить естественную растительность, нечем будет питаться травоядным, а следовательно, и хищникам. Если ядохимикатами уничтожить редуцентов - плодородие почвы оскудеет, и земля будет засыпана несгнившими остатками, что тоже приведет к гибели экосистемы. Поэтому к экосистемам надо относиться разумно.
Вопрос 3. Видовая и пространственная структура экосистем. Пространственная структура экосистемы определяется ярусным расположением растительности. Сверху вниз над землей выделяют пологовый (древесный), кустарниковый, травяной и надпочвенный (приземный) ярусы. В почве также идет разделение на уровни, образованные корнями растений разных видов. Такая пространственная организация позволяет растениям эффективно использовать свет и другие ресурсы, а животным — занимать разные экологические ниши и ослаблять конкуренцию между близкими видами
Экосистемах. Работа с учебником. Самостоятельное чтение параграфа 52 Беседа по вопросам. 1) За счет чего формируется устойчивая саморегулирующаяся и самоподдерживающаяся экосистема? (За счет постоянного взаимодействия живых организмов друг с другом и с факторами внешней среды.) 2) На основе чего строятся взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой? (На основе пищевого поведения.) 3) Чем связаны все виды организмов в экосистеме? (Все виды организмов связаны друг с другом сложной системой пищевых взаимоотношений.) 4) От чего зависит устойчивость структуры экосистемы? (Устойчивость экосистемы зависит от многообразия пищевых связей, существующих между разными видами этого сообщества.) 5)Какие процессы постоянно происходят в экосистеме. (В экосистеме происходит постоянный перенос вещества и энергии, заключенной в пище, от одних организмов к другим.) 6) Как образуются в экосистеме органические вещества? (Растения (продуценты), используя солнечную энергию, образуют органические соединения.) 7)Что происходит дальше с органическими соединениями? (Эти вещества употребляют гетеротрофы (консументы), продукты жизнедеятельности вновь используются автотроф- ными организмами.) Вывод: В экосистеме существует постоянный круговорот веществ и энергии, который поддерживается энергией Солнца. Каждый организм, участвующий в этом процессе, находится на определенном трофическом, или пищевом, уровне, образуя трофическое (пищевое) звено. 8)Сколько трофических уровней различают в экосистеме? 1-й трофический уровень —► автотрофные организмы —> растения 2-й трофический уровень —* растительноядные животные и паразитические растения. 3-й трофический уровень —> плотоядные животные —> хищники 1-го порядка —> мелкие млекопитающие, насекомоядные птицы, амфибии, рептилии. 4-й трофический уровень —» крупные плотоядные животные —► хищники 2-го порядка и их паразиты. 5-й трофический уровень — редуценты.
9) Всегда ли пищевая цепь начинается с продуцентов (растений)? (Нет. Цепь питания может начинаться с детрита (мертвой органики.) 10) Различают следующие цепи питания:
11)Почему пищевые цепи связаны между собой в единую пищевую сеть? (Обычно одно и то же растение служит пищей нескольким животным, которые в свою очередь могут быть съедены разными хищниками.) Вывод: Пищевые цепи разветвляются в сложные пищевые сети. Пищевые сети внутри каждого биоценоза имеют хорошо выраженную структуру. Она характеризуется да каждом уровне цепи питания биомассой (количеством, размером и общей массой организмов). 12) Как объяснить снижение биомассы при переходе с одного трофического уровня на другой? Снижение биомассы при переходе с одного пищевого уровня на другой обусловлено тем, что далеко не вся пища ассимилируется консументами. Вцепях питания биомасса каждого последующего звена примерно в 10 раз меньше предыдущего, т. е. масса каждого последующего звена в цепи питания прогрессивно уменьшается.
Сказка «Вторая жизнь шины». В некотором царстве, в экологическом государстве жил- был царь, и было у него три сына. Как-то одним прекрасным днем возвращался отец с сыновьями из гостей. По дороге то и дело им встречались старые шины, которые валялись то тут, то там. Не понравилось это царю. Приказал он собрать эти шины и стал думать, что же сделать с ними, как от них избавиться, чтобы не портили они всю красоту природы? Долго думал и, наконец, придумал. Позвал он сыновей и говорит: - Тот из вас, кто в трехдневный срок придумает самый лучший способ борьбы со старыми шинами, получит полцарства в награду. Стали думать сыновья над отцовским предложением. По истечении трех дней пришли они со своими идеями. - Я предлагаю, - говорит старший сын, - сжечь все эти старые покрышки. Этот способ очень быстрый и к тому же, не требующий особых затрат. - Но шины содержат оксиды серы и различные соединения цинка, которые при сгорании выделяются в окружающую среду и загрязняют ее. Поэтому этот способ не самый лучший, - возразил царь. - А я предлагаю вывезти шины на свалку, подальше от нашего государства, - заявил средний сын. – Пусть они там лежат, никому не мешая, через пару лет разложатся. - Ошибаешься, сынок, шины разлагаются очень долго, более пятидесяти лет. И твой вариант мне не нравится. Ну, а что ты придумал? – обратился царь к младшему сыну. - А я предлагаю дать шинам вторую жизнь, например, сделать из них клумбы. - А это идея! – воскликнул царь. На следующий день хорошая идея стала воплощаться в жизнь. Старым шинам придали форму, покрасили, засыпали землей и посадили в них цветы. Когда царь увидел эту красоту, он глазам не поверил. А сын так увлекся своей идеей, что стал делать из шин не только клумбы, но и много еще удивительных вещей - корзинки, столики, пуфики и еще много всего интересного. А через год он открыл музей и дал ему название «Вторая жизнь шины». VII.Рефлексия Своей работой на занятии я
VIII. Домашнее задание: О.1читать §51-53,ответить на вопросы.
Приложение 1 Вариант 1. 1.К каким людям относится питекантроп? а) древние, б) древнейшие; в) новые. 2.У каких людей возникли социальные отношения? а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) питекантропы. 3.Какие признаки человек приобретаются в течение жизни? а) речь; б) дыхание; в) мышление. 4.К каким людям относится человек умелый? а) древнейшие; б) древние; в) новые; г) ни к каким 5.Какие из людей первыми овладели членораздельной речью? а) неандертальцы; б) кроманьонцы; в) питекантропы. 6. Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку? а) труд; б) четырехкамерное сердце; в) 4 группы крови .7.Какой из перечисленных факторов эволюции человека относится к социальным? а) наследственная изменчивость; б) речь; в) борьба за существование. 8.Из перечисленных предков человека к древнейшим людям относится: а) австралопитек; б) неандерталец; в) питекантроп. 9.Трудовая деятельность обеспечила: а) прямохождение; б) сплочение членов общества; в) свод стопы. 10.Какое значение имеет темная кожа коренных африканцев? а) защита от перегрева; б) маскировка; в) защита от ультрафиолетовых лучей. В1. Выберите правильные суждения: 1.Первые люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. 2.Современные человекообразные обезьяны произошли от парапитеков, так же как и человек. 3.Древние люди по сравнению с древнейшими людьми представляют собой более прогрессивный тип человека. 4.Питекантроп относится к древнейшим людям. 5.У человекообразных обезьян, как и у человека по 46 хромосом. Вариант 2. 1.Чем человек отличается от человекообразных обезьян? а) 4 группы крови; б) наличие молочных желез; в) способность говорить. 2.Какой фактор эволюции человека относится к биологическим факторам? а) труд; б) мышление; в) изоляция. 3.К социальным факторам эволюции человека относится: а) мутации; б) речь; в) естественный отбор. 4.Общественный образ жизни у предков человека способствовал: а) прямохождению; б) появлению речи; в) освобождению рук. 5.Какие из предков человека относятся к древним людям? а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) питекантропы. 6.Отличие человека от человекообразных обезьян проявляется в наличии: а) 4 групп крови; б) ногтей; в) S – образного позвоночника. 7.Прямохождение человека привело к появлению: а) речи; б) свода стопы; в) мышления. 8.К первым современным людям относятся: а) кроманьонцы; б) питекантропы; в) неандертальцы. 9.У кого из предков человека объем мозга был 1600 куб.см. и на нижней челюсти явно проявлялся подбородочный выступ? а) кроманьонец; б) неандерталец; в) питекантроп. 10.Какое значение имеет узкий выступающий нос коренных европейцев? а) для согревания вдыхаемого воздуха; б) для красоты; в) для охлаждения вдыхаемого воздуха. В1. Выберите правильные суждения: 1. Неандертальцы жили в эпоху великого оледенения. 2.Австралопитеки были переходным звеном от животных к человеку. 3.Социальные отношения возникли уже у питекантропов. 4.Неандертальцы – это древние люди. 5.Речь появилась раньше, чем общество. Критерии оценки: «5» - 11-12 «3» - 7-8
КАРТА ЗАНЯТИЯ № 14 Учебный предмет: Биология Тема Экология-наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Цели занятия: образовательные: углубить и систематизировать знания обучающихся о задачах экологии, среде обитания организмов и её факторах; научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы. развивающие: развивать у обучающихся мыслительные способности, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе. воспитывающие: сформировать у обучающихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы. Норма времени: 2 часа Вид занятия: комбинированный Тип занятия: лекция с элементами презентации Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая План занятия: 1.Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Литература: Основные источники: 1. Естествознание. Биология: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ Л.А. Паршутина.- М.: Издательский центр "Академия", 2019.-325 с. [Электронный ресурс] Дополнительные источники:
2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно -образовательная серия. – М: Лист-Нью, 2004. – 1117с 3. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244. 4. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 5. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с 6. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с 7. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 128 с 8. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с 9. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002 10. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с 11. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10–11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с 12. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с. Интернет-источники: 1. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). 2. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии). 3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии). 4. www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии и экологии на сервере Воронежского университета). 5. www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты). 6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов). 7. www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете). 8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологическогоцентра МГУ им. М. В. Ломоносова). 9. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам). 10. www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах). 11. www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»). Преподаватель Корниенко Т.В. Тема: Экология-наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей
Ход занятия I. Организационный момент. Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии. II. Актуализация опорных знаний Тестовая работа по теме «Происхождение и эволюция человека».(Приложение 1)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.197 (0.017 с.) |