Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II . Актуализация опорных знаний↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
КАРТА ЗАНЯТИЯ № 14 Учебный предмет: Биология Тема Экология-наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Цели занятия: образовательные: углубить и систематизировать знания обучающихся о задачах экологии, среде обитания организмов и её факторах; научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы. развивающие: развивать у обучающихся мыслительные способности, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе. воспитывающие: сформировать у обучающихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы. Норма времени: 2 часа Вид занятия: комбинированный Тип занятия: лекция с элементами презентации Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая План занятия: 1.Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Литература: Основные источники: 1. Естествознание. Биология: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ Л.А. Паршутина.- М.: Издательский центр "Академия", 2019.-325 с. [Электронный ресурс] Дополнительные источники:
2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно -образовательная серия. – М: Лист-Нью, 2004. – 1117с 3. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244. 4. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 5. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с 6. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с 7. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 128 с 8. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с 9. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002 10. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с 11. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10–11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с 12. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с. Интернет-источники: 1. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). 2. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии). 3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии). 4. www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии и экологии на сервере Воронежского университета). 5. www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты). 6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов). 7. www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете). 8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологическогоцентра МГУ им. М. В. Ломоносова). 9. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам). 10. www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах). 11. www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»). Преподаватель Корниенко Т.В. Тема: Экология-наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей
Ход занятия I. Организационный момент. Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии. Среда обитания. - Что называется средой обитания? - Какие среды обитания вы знаете? Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни, которые оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ.
Мы выяснили, что условия жизни разных организмов разные. Каждый организм в процессе своей жизни испытывает воздействие разнообразных экологических факторов. Экологические факторы Любые свойства и компоненты внешней среды оказывающее влияние на организмы, называют экологическими факторами. В современной экологии выделяют три группы факторов Сегодня мы с вами подробно рассмотрим абиотические факторы.(это факторы неживой природы). Важнейшие абиотические факторы для любого организма – свет, тепло и влага. Каково же влияние каждого из них на живые организмы? Экосистема - это сообщество взаимодействующих живых организмов и условий среды. Экосистема - это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, тесно связанными между собой обменом веществ и энергии. Сходный смысл имеет и используемый в экологии термин «биогеоценоз», предложенный известным русским ботаником, лесоводом и географом Владимиром Николаевичем Сукачевым в 1940 г. Основные его работы посвящены изучению растительности различных регионов страны. «Биогеоценоз - это сложный природный комплекс живых существ, находящихся во взаимной зависимости с неорганической средой и взаимодействующих с ней материально-энергетическими связями. Это динамическая уравновешенная, взаимосвязанная и стойкая во времени система. Биоценоз - это совокупность организмов, совместно населяющих участок суши или водоема. Воздух, вода, почва, горные породы, солнечный свет и т.п. называют абиотическими факторами среды. «биоценоз + абиотические факторы среды = биогеценоз». Обязательным компонентом биогеоценоза является растительное сообщество, или фитоценоз. В то же время экосистема может и не включать растительного сообщества, а также и почвы, например труп животного, ствол дерева в стадии разложения. Таким образом, любой биогеоценоз может быть назван экосистемой, в то время как не каждая экосистема может быть биогеоценозом. Для удобства рассмотрения экосистемы подразделяют на микро-, мезо- и макроэкосистемы в зависимости от размеров. · Микроэкосистемы - мелкие (например нора млекопитающего с ее обитателями, включая и паразитов, сожителей и т.д.), обычно составляющие индивидуальные сотоварищества. · · Мезоэкосистемы - средние, промежуточного размера: лес, пруд и т.д. · · Макроэкосистемы - большие, крупных размеров: биогеографические области океана, континента и т.п. Каждая природная экосистема имеет установившуюся структуру (строение). Она состоит из двух основных сред: абиотической и биотической. Каковы характеристики этих сред? Абиотическая среда - часть экосистемы, включающая земную кору, рельеф, почву, поверхностные и подземные воды, атмосферу, солнечный свет и тепло, питательные вещества. Она обеспечивает условия жизни живым организмам. Биотическая среда - часть экосистемы, состоящая из организмов. В зависимости от способа питания среди организмов можно выделить следующие группы: продуценты, консументы, детритофаги и редуценты. Продуценты (от лат. производящий) с помощью фотосинтеза (или хемосинтеза) создают органическое вещество. К продуцентам относятся высшие растения (трава, кустарники, деревья), водоросли, фотосинтезирующие и некоторые другие бактерии. Зеленые растения при фотосинтезе выделяют в атмосферу кислород. ·(Слайды №10) Консументы (от лат. потребитель) питаются продуцентами и другими консументами. К консументам относятся звери, птицы, рыбы, насекомые и т.д. Консументы первого порядка - типичные травоядные животные: насекомые, рептилии, птицы и млекопитающие (грызуны, копытные). В воде - моллюски и мелкие ракообразные, личинки. К консументам первого порядка относятся некоторые растения, животные-паразиты растений. · Консументы второго порядка питаются травоядными; консументы третьего порядка - консументами второго порядка и травоядными. Они могут быть хищниками и охотиться - схватывать и убивать свою жертву, могут питаться падалью или быть паразитами. Детритофаги - питаются отмершими растительными остатками и трупами животных. К детритофагам относятся дождевые черви, крабы, муравьи, жуки-навозники, крысы, шакалы, грифы, вороны и др. · Редуценты - разрушители мертвого органического вещества. К редуцентам относятся бактерии и грибы, которые в отличие от детритофагов, разлагают мертвое органическое вещество до минеральных соединений. Эти соединения возвращаются в почву и снова используются растениями для питания. Человек вырубает леса, уничтожает зверей, птиц, распахивает и засеивает степи, осушает болота, строит города. Подобная деятельность приводит к разрушению существующих природных экосистем. Если сильно нарушена среда обитания, экосистема погибает. Если уничтожить естественную растительность, нечем будет питаться травоядным, а следовательно, и хищникам. Если ядохимикатами уничтожить редуцентов - плодородие почвы оскудеет, и земля будет засыпана несгнившими остатками, что тоже приведет к гибели экосистемы. Поэтому к экосистемам надо относиться разумно.
Вопрос 3. Видовая и пространственная структура экосистем. Пространственная структура экосистемы определяется ярусным расположением растительности. Сверху вниз над землей выделяют пологовый (древесный), кустарниковый, травяной и надпочвенный (приземный) ярусы. В почве также идет разделение на уровни, образованные корнями растений разных видов. Такая пространственная организация позволяет растениям эффективно использовать свет и другие ресурсы, а животным — занимать разные экологические ниши и ослаблять конкуренцию между близкими видами
Экосистемах. Работа с учебником. Самостоятельное чтение параграфа 52 Беседа по вопросам. 1) За счет чего формируется устойчивая саморегулирующаяся и самоподдерживающаяся экосистема? (За счет постоянного взаимодействия живых организмов друг с другом и с факторами внешней среды.) 2) На основе чего строятся взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой? (На основе пищевого поведения.) 3) Чем связаны все виды организмов в экосистеме? (Все виды организмов связаны друг с другом сложной системой пищевых взаимоотношений.) 4) От чего зависит устойчивость структуры экосистемы? (Устойчивость экосистемы зависит от многообразия пищевых связей, существующих между разными видами этого сообщества.) 5)Какие процессы постоянно происходят в экосистеме. (В экосистеме происходит постоянный перенос вещества и энергии, заключенной в пище, от одних организмов к другим.) 6) Как образуются в экосистеме органические вещества? (Растения (продуценты), используя солнечную энергию, образуют органические соединения.) 7)Что происходит дальше с органическими соединениями? (Эти вещества употребляют гетеротрофы (консументы), продукты жизнедеятельности вновь используются автотроф- ными организмами.) Вывод: В экосистеме существует постоянный круговорот веществ и энергии, который поддерживается энергией Солнца. Каждый организм, участвующий в этом процессе, находится на определенном трофическом, или пищевом, уровне, образуя трофическое (пищевое) звено. 8)Сколько трофических уровней различают в экосистеме? 1-й трофический уровень —► автотрофные организмы —> растения 2-й трофический уровень —* растительноядные животные и паразитические растения. 3-й трофический уровень —> плотоядные животные —> хищники 1-го порядка —> мелкие млекопитающие, насекомоядные птицы, амфибии, рептилии. 4-й трофический уровень —» крупные плотоядные животные —► хищники 2-го порядка и их паразиты. 5-й трофический уровень — редуценты.
9) Всегда ли пищевая цепь начинается с продуцентов (растений)? (Нет. Цепь питания может начинаться с детрита (мертвой органики.) 10) Различают следующие цепи питания:
11)Почему пищевые цепи связаны между собой в единую пищевую сеть? (Обычно одно и то же растение служит пищей нескольким животным, которые в свою очередь могут быть съедены разными хищниками.) Вывод: Пищевые цепи разветвляются в сложные пищевые сети. Пищевые сети внутри каждого биоценоза имеют хорошо выраженную структуру. Она характеризуется да каждом уровне цепи питания биомассой (количеством, размером и общей массой организмов). 12) Как объяснить снижение биомассы при переходе с одного трофического уровня на другой? Снижение биомассы при переходе с одного пищевого уровня на другой обусловлено тем, что далеко не вся пища ассимилируется консументами. Вцепях питания биомасса каждого последующего звена примерно в 10 раз меньше предыдущего, т. е. масса каждого последующего звена в цепи питания прогрессивно уменьшается.
Сказка «Вторая жизнь шины». В некотором царстве, в экологическом государстве жил- был царь, и было у него три сына. Как-то одним прекрасным днем возвращался отец с сыновьями из гостей. По дороге то и дело им встречались старые шины, которые валялись то тут, то там. Не понравилось это царю. Приказал он собрать эти шины и стал думать, что же сделать с ними, как от них избавиться, чтобы не портили они всю красоту природы? Долго думал и, наконец, придумал. Позвал он сыновей и говорит: - Тот из вас, кто в трехдневный срок придумает самый лучший способ борьбы со старыми шинами, получит полцарства в награду. Стали думать сыновья над отцовским предложением. По истечении трех дней пришли они со своими идеями. - Я предлагаю, - говорит старший сын, - сжечь все эти старые покрышки. Этот способ очень быстрый и к тому же, не требующий особых затрат. - Но шины содержат оксиды серы и различные соединения цинка, которые при сгорании выделяются в окружающую среду и загрязняют ее. Поэтому этот способ не самый лучший, - возразил царь. - А я предлагаю вывезти шины на свалку, подальше от нашего государства, - заявил средний сын. – Пусть они там лежат, никому не мешая, через пару лет разложатся. - Ошибаешься, сынок, шины разлагаются очень долго, более пятидесяти лет. И твой вариант мне не нравится. Ну, а что ты придумал? – обратился царь к младшему сыну. - А я предлагаю дать шинам вторую жизнь, например, сделать из них клумбы. - А это идея! – воскликнул царь. На следующий день хорошая идея стала воплощаться в жизнь. Старым шинам придали форму, покрасили, засыпали землей и посадили в них цветы. Когда царь увидел эту красоту, он глазам не поверил. А сын так увлекся своей идеей, что стал делать из шин не только клумбы, но и много еще удивительных вещей - корзинки, столики, пуфики и еще много всего интересного. А через год он открыл музей и дал ему название «Вторая жизнь шины». VII.Рефлексия Своей работой на занятии я
VIII. Домашнее задание: О.1читать §51-53,ответить на вопросы.
Приложение 1 Вариант 1. 1.К каким людям относится питекантроп? а) древние, б) древнейшие; в) новые. 2.У каких людей возникли социальные отношения? а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) питекантропы. 3.Какие признаки человек приобретаются в течение жизни? а) речь; б) дыхание; в) мышление. 4.К каким людям относится человек умелый? а) древнейшие; б) древние; в) новые; г) ни к каким 5.Какие из людей первыми овладели членораздельной речью? а) неандертальцы; б) кроманьонцы; в) питекантропы. 6. Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку? а) труд; б) четырехкамерное сердце; в) 4 группы крови .7.Какой из перечисленных факторов эволюции человека относится к социальным? а) наследственная изменчивость; б) речь; в) борьба за существование. 8.Из перечисленных предков человека к древнейшим людям относится: а) австралопитек; б) неандерталец; в) питекантроп. 9.Трудовая деятельность обеспечила: а) прямохождение; б) сплочение членов общества; в) свод стопы. 10.Какое значение имеет темная кожа коренных африканцев? а) защита от перегрева; б) маскировка; в) защита от ультрафиолетовых лучей. В1. Выберите правильные суждения: 1.Первые люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. 2.Современные человекообразные обезьяны произошли от парапитеков, так же как и человек. 3.Древние люди по сравнению с древнейшими людьми представляют собой более прогрессивный тип человека. 4.Питекантроп относится к древнейшим людям. 5.У человекообразных обезьян, как и у человека по 46 хромосом. Вариант 2. 1.Чем человек отличается от человекообразных обезьян? а) 4 группы крови; б) наличие молочных желез; в) способность говорить. 2.Какой фактор эволюции человека относится к биологическим факторам? а) труд; б) мышление; в) изоляция. 3.К социальным факторам эволюции человека относится: а) мутации; б) речь; в) естественный отбор. 4.Общественный образ жизни у предков человека способствовал: а) прямохождению; б) появлению речи; в) освобождению рук. 5.Какие из предков человека относятся к древним людям? а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) питекантропы. 6.Отличие человека от человекообразных обезьян проявляется в наличии: а) 4 групп крови; б) ногтей; в) S – образного позвоночника. 7.Прямохождение человека привело к появлению: а) речи; б) свода стопы; в) мышления. 8.К первым современным людям относятся: а) кроманьонцы; б) питекантропы; в) неандертальцы. 9.У кого из предков человека объем мозга был 1600 куб.см. и на нижней челюсти явно проявлялся подбородочный выступ? а) кроманьонец; б) неандерталец; в) питекантроп. 10.Какое значение имеет узкий выступающий нос коренных европейцев? а) для согревания вдыхаемого воздуха; б) для красоты; в) для охлаждения вдыхаемого воздуха. В1. Выберите правильные суждения: 1. Неандертальцы жили в эпоху великого оледенения. 2.Австралопитеки были переходным звеном от животных к человеку. 3.Социальные отношения возникли уже у питекантропов. 4.Неандертальцы – это древние люди. 5.Речь появилась раньше, чем общество. Критерии оценки: «5» - 11-12 «3» - 7-8
КАРТА ЗАНЯТИЯ № 14 Учебный предмет: Биология Тема Экология-наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Цели занятия: образовательные: углубить и систематизировать знания обучающихся о задачах экологии, среде обитания организмов и её факторах; научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы. развивающие: развивать у обучающихся мыслительные способности, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе. воспитывающие: сформировать у обучающихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы. Норма времени: 2 часа Вид занятия: комбинированный Тип занятия: лекция с элементами презентации Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая План занятия: 1.Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Литература: Основные источники: 1. Естествознание. Биология: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ Л.А. Паршутина.- М.: Издательский центр "Академия", 2019.-325 с. [Электронный ресурс] Дополнительные источники:
2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно -образовательная серия. – М: Лист-Нью, 2004. – 1117с 3. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244. 4. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 5. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с 6. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с 7. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 128 с 8. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с 9. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002 10. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с 11. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10–11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с 12. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с. Интернет-источники: 1. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). 2. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии). 3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии). 4. www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии и экологии на сервере Воронежского университета). 5. www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты). 6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов). 7. www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете). 8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологическогоцентра МГУ им. М. В. Ломоносова). 9. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам). 10. www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах). 11. www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»). Преподаватель Корниенко Т.В. Тема: Экология-наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей
Ход занятия I. Организационный момент. Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии. II. Актуализация опорных знаний Тестовая работа по теме «Происхождение и эволюция человека».(Приложение 1)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.121.114 (0.01 с.) |