Маркетинговые решения по проблемам товароведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маркетинговые решения по проблемам товароведения.



Товароведение - прикладная экономическая дисциплина, изучающая полезные свойства продуктов труда, классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы, обусловливающие качество товаров, способы его контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортировке и хранении. Стандартизация - деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

 

 

- единства измерений;

- экономии всех видов ресурсов;

- безопасности хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Управление ассортиментом - деятельность соответствующих служб предприятия по контролю, анализу и принятие управленческих решений в области маркетинга, сбыта и производства с целью адаптации ассортимента к потребностям покупателей.

 

Современный покупатель стал более требовательным к выбору товаров народного

потребления, это связано в первую очередь с тем, что на рынке появилось много

производителей товаров различного качества и ценовых категорий.

Учитывая вышеизложенное, товаровед обязан владеть информацией о рынке,

потребителях, конкурентах и других элементах внешней среды.

Такую информацию дают маркетинговые исследования.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, маркетинговый анализ — изучение, прогноз рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров на рынок, увеличения их сбыта, продаж.

Данная деятельность осуществляется периодически, а не непрерывно, по мере появления определенных проблем, на основе использования специальных методов сбора и обработки данных.

В профессиональной деятельности товароведа наиболее важными являются следующие направления маркетинговых исследований: исследование продукта; исследование сбыта и рынка.

 

 

14. Оценка производственного потенциала предприятия.

 

Жизнедеятельность соответствующей экономической системы во многом определяется наличием и использованием собственного потенциала.

Производственный потенциал (ПП) - система экономических отношений, возникающая между хозяйствующими субъектами на макро- и микроуровнях по поводу получения максимально возможного производственного результата, который может быть получен при наиболее эффективном использовании производственных ресурсов, при имеющемся уровне техники и технологий, передовых формах организации производства.

Производственный потенциал предприятия (ППП) - отношения, которые возникают на микроуровне между работниками самого предприятия по поводу получения максимально возможного производственного результата, который может быть получен при наиболее эффективном использовании производственных ресурсов, при имеющемся уровне техники и технологий, передовых формах организации производства, и вне зависимости от состояния внешней среды. Противоречивый характер этих отношений определяется внутренней средой самого предприятия, а ППП заключается в поиске и реализации внутренних источников саморазвития.

Оценка производственного потенциала предприятия.

1. потенциальная годовая производственная мощность в расчетных единицах, развернутая по видам основной и побочной продукции;

2. потенциальный годовой валовой объем выпускаемой продукции, работ, услуг (выручка), в рублях;

3. потенциальная величина добавленной стоимости, условно-чистой или конечной продукции, в рублях;

4. потенциальный чистый годовой доход /объем произведенной чистой продукции;

5. потенциальная годовая балансовая прибыль от произведенной деятельности при возможных вариантах ценовой стратегии предприятия, в рублях;

 

 

6. потенциальная чистая прибыль после уплаты налогов, в рублях.

Система оценочных показателей при определении уровня ППП

 

(ОФ-основные фонды)

Направление исследования Показатели оценки производственной составляющей Показатели оценки материальной составляющей Показатели оценки кадровой составляющей
Анализ движения составляющих ППП Коэффициент обновления ОФ; Коэффициент выбытия ОФ; Коэффициент прироста ОФ. Коэффициент неравномерности поставок материалов; Коэффициент вариации. Коэффициент оборота по приему; Коэффициент оборота по выбытию; Коэффициент текучести кадров; Коэффициент постоянства кадров;
    Текущее состояние составляющих ППП Коэффициент износа ОФ; Коэффициент годности ОФ; Коэффициенты использования парка наличного, установленного, сданного в эксплуатацию оборудования; Показатели, характеризующие фонд времени использования оборудования; Коэффициенты использования производственных мощностей.   Коэффициент обеспеченности материальными ресурсами фактический; Коэффициент обеспеченности материальными ресурсами плановый;       Среднегодовая выработка продукции одним работающим; Показатели баланса рабочего времени.
    Эффективность использования составляющих ППП Фондоотдача; Фондоемкость; Рентабельность по ОФ; Коэффициент загрузки оборудования; Коэффициент сменности; Коэффициент интенсивной загрузки оборудования; Показатель интегральной нагрузки.   Материалоотдача продукции; Материалоёмкость продукции; Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции; Коэффициент использования материалов. Изменение среднего заработка работающих за период; Изменение среднегодовой выработки; Непроизводительные затраты рабочего времени; Сравнение средних тарифных разрядов работ и рабочих; Экономия (перерасход) фонда заработной платы.

 

 


При экспресс-оценке уровня ППП достаточно рассмотреть три-пять ключевых обобщающих показателей оценки каждой составляющей ППП, при детализированной оценке количество анализируемых показателей значительно выше.

 

15. Бенчмаркинг на предприятии.

Бенчмаркинг — подход к планированию деятельности компании, предполагающий непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы, открывающий, изучающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации.

Бенчмаркинг способствует открытости и повышению эффективности бизнеса:

предоставляет организации сигналы раннего предупреждения об ее отставании; выясняет уровень организации по сравнению с лучшими в мире; ведет к быстрому внедрению новых подходов при меньшем риске; сокращает затраты на процесс улучшения. Использование бенчмаркинга имеет множество направлений, например:

• в логистике позволяет быстро и с малыми затратами выявить проблемы ситуации в логистических системах, в сферах близких к покупателю, по выполнению заказов и транспортировке;

• применяется при разработке стратегий, операций и управленческих функций;

• рассматривается и как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с предприятиями-лидерами, чтобы гарантировать долгосрочное пребывание на рынке;

• наиболее распространенной формой является товарный бенчмаркинг. Виды бенчмаркинга:

1. внутренний Б - Б процесса, осуществляемый внутри организации, сопоставляет характеристики производственных единиц, схожих с аналогичными процессами;

2. Б конкурентоспособности - измерение характеристики предприятия и его сопоставление с характеристикой конкурентов, исследование специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий-конкурентов;

3. функциональный Б - сравнение определенной функции двух или более организаций в том же секторе;

4. Б процесса - деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах;

5. глобальный Б - расширение стратегического Б, которое включает также ассоциативный Б;

6. ассоциативный Б - Б, проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе;

7. общий Б - Б процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора.

Существуют также Б затрат, Б характеристик, Б клиента, стратегический Б, оперативный Б. Процесс Б включает в себя факторы, объекты исследования основные правила анализа, этапы бенчмаркинга, а также подходы к обучению на основе бенчмаркинга.

Факторы успеха, определяющие процесс Б:

Объективные факторы (жесткие);

 Субъективные факторы (мягкие).

Объективные факторы включают в себя: определение четких границ проекта; точное планирование времени; соблюдение стандартов качества; принятие во внимание бюджетных ограничений.

Субъективные факторы включают в себя: благоприятный климат для сотрудничества; ориентацию на достижение результата (положительный настрой); осознание важности качества; заинтересованность; творческий подход; этику предпринимательства (Б или его еще называют анализ превосходства это не промышленный шпионаж). Концепция Б (анализа превосходства) является вспомогательным средством для сбора информации, необходимой предприятию, чтобы постоянно повышать производительность, качество и быть впереди конкурентов.

Анализ превосходства - это взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующими целями: определить лучшие результаты; проанализировать свою работу; выявить

недостатки в функционировании; устранить слабые места; создать мотивацию к постоянному улучшению.

Объект исследования. Выбор объектов исследования определяется самим предприятием и его сотрудниками. Анализ производства применяется к товарам, услугам, функциям, стратегиям, процессам и т.д. Если идет речь о стратегических вопросах, то необходимо выяснить, какие факторы наиболее важны для реализации конкурентных преимуществ, установить критерии измерения, описывающие эти факторы и выделить предприятия, добивающихся наилучших результатов в данном секторе. Затем необходимо найти те методы, которые приводят к наилучшим результатам. Правила анализа.

 Типы анализа:

внутренний анализ превосходства (сравнение внутри предприятий, например, между отделами, подразделениями или товарными группами);

внешний анализ превосходства (сравнение сходных видов деятельности в различных областях, например, между конкурентами или коллегами, работающими на различных рынках); функциональный анализ превосходства (здесь сравнивают похожие функции или процессы в различных отраслях. Идея заключается в том, чтобы искать наилучшие результаты везде, где они встречаются) Этапы Б:

Определение объекта анализа превосходства, т.е. устанавливаются те объекты, которые можно использовать при помощи анализа превосходства.

Выявление партнеров по анализу превосходства, т.е. определив цели, необходимо начать поиск лучших предприятий.

Сбор информации. Эта фаза включает не только сбор качественных данных, но и изучение содержания труда, процессов или факторов, которые объясняют продуктивность. Анализ информации. Эта стадия выдвигает большие требования к творческим и аналитическим способностям участвующих в процессе анализа превосходства, т.к. анализировать - это не только осознавать сходства и различия, но и понимать взаимосвязи. Выявление воздействия, которые могут осложнить сравнения и фальсифицировать результаты.

Целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений, а именно, не только внедрение разработанных возможностей улучшения, но и дальнейшее развитие организации предприятия.

Контроль за процессом и повторение анализа происходит в двух направлениях:

• необходимо следить за развитием установленных оценочных показателей результатов работы предприятий, т.к. то, что еще недавно было наилучшим достижением, скоро станет стандартом или же ухудшится;

• необходимо проверять достижение промежуточных целей и соблюдение планов по ресурсам и срокам, т.к. как правило затраты на анализ превосходства после внедрения значительно снижается.

 

 

16. Конкурентные стратегии предприятия.

 

Конкурентная стратегия - стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли. Факторы выбора компанией конкурентной стратегии:

• Конкурентная позиция фирмы (является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем или обитателем ниши)

• Стратегическая задача (стремится ли фирма доминировать на рынке или рассчитывает занять удобную прибыльную нишу)

• Рыночная ситуация (Находится ли фирма на раннем этапе роста или в фазе поздней зрелости)

Виды конкурентных стратегий, исходя из доли рынка, занимаемой фирмой по Котлеру:

1. стратегии лидера рынка

2. стратегии претендента на лидерство

3. стратегии последователя

4.   стратегии обитателя ниши (нишера)
1. Стратегии лидера рынка

Фирма-лидер - фирма, которая занимает большую долю рынка определенного продукта, доминирует на нем, по сравнению с другими участниками рынка, причем это признают и ее конкуренты. Для того чтобы оставить за собой доминирующее положение, лидеру нужно стремиться к расширению рынка в целом и своего сегмента, находить новых потребителей, снижать цены за счет снижения издержек и т.д.

• Расширение рынка.

• Оборонительная стратегии.

• Позиционная оборона.

• Фланговая оборона.

• Упреждающая оборона.

• Контратака.

• Мобильная оборона.

• Сжимающаяся оборона.

2. Стратегии претендента на лидерство

Претенденты на лидерство - агрессивно атакующая лидера и других конкурентов по фронту фирма, использующая все возможные и невозможные стратегии и атаки. Претендент может вести ценовую войну, снижать издержки производства, а, следовательно, и цены, производить престижные или необычные товары, расширять ассортимент продукции, разрабатывать новые продукты, совершенствовать каналы распределения, повышать уровень услуг или разворачивать блистательную рекламную кампанию.

• Наступление на позиции лидера.

• Атака на близкие по размерам фирмы- конкуренты.

• Атака на небольшие местные и региональные фирмы

3. Стратегии последователей.

К ним относятся компании, которые стремятся сохранить свою долю на рынке и обойти все «подводные камни», при этом подражая конкретной «чужой» стратегии. Однако, последователи тоже могут придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличение сегмента рынка.

• Подражатель.

• Двойник.

• Имитатор.

• Приспособленец.

4. Стратегии для обитателей ниш.

Фирма обслуживает небольшие сегменты рынка, и не составляет особой конкуренции крупным фирмам. Ее особенность - это специализация на конкретном товаре/услуге. При том в последнее время этой стратегии стали уделять внимание и большие фирмы.

Ключевая идея ниши — специализация. Компании, которые оперируют в нишах, выбирают одну из следующих ролей:

1. Специализация по конечным пользователям.

2. Специализация по вертикали.

3. Специализация в зависимости от размеров и важности клиентов.

4. Географическая специализация.

5. Продуктовая специализация.

6. Специализация на индивидуальном обслуживании потребителей.

7. Специализация на определенном соотношении качества и цены.

8. Специализация на обслуживании.

Виды конкурентных стратегий, исходя из доли рынка, занимаемой фирмой по Котлеру:

1. стратегии лидера рынка

2. стратегии претендента на лидерство

3. стратегии последователя

4. стратегии обитателя ниши (нишера)

1. Стратегии лидера рынка

Фирма- лидер- фирма, которая занимает бОльшую долю рынка определенного продукта, доминирует на нем, по сравнению с другими участниками рынка, причем это признают и ее конкуренты. Для того чтобы оставить за собой доминирующее положение, лидеру нужно стремиться к расширению рынка в целом и своего сегмента, находить новых потребителей, снижать цены за счет снижения издержек и т.д.

• Расширение рынка.

• Оборонительная стратегии.

• Позиционная оборона.

• Фланговая оборона.

• Упреждающая оборона.

• Контратака.

• Мобильная оборона.

• Сжимающаяся оборона.

2. Стратегии претендента на лидерство

Претенденты на лидерство - агрессивно атакующая лидера и других конкурентов по фронту фирма, использующая все возможные и невозможные стратегии и атаки. Претендент может вести ценовую войну, снижать издержки производства, а, следовательно, и цены, производить престижные или необычные товары, расширять ассортимент продукции, разрабатывать новые продукты, совершенствовать каналы распределения, повышать уровень услуг или разворачивать блистательную рекламную кампанию.

• Наступление на позиции лидера.

• Атака на близкие по размерам фирмы- конкуренты.

• Атака на небольшие местные и региональные фирмы

3. Стратегии последователей.

К ним относятся компании, которые стремятся сохранить свою долю на рынке и обойти все «подводные камни», при этом подражая конкретной «чужой» стратегии. Однако, последователи тоже могут придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличение сегмента рынка.

• Подражатель.

• Двойник.

• Имитатор.

• Приспособленец.

4. Стратегии для обитателей ниш.

Фирма обслуживает небольшие сегменты рынка, и не составляет особой конкуренции крупным фирмам. Ее особенность - это специализация на конкретном товаре/услуге. При том в последнее время этой стратегии стали уделять внимание и большие фирмы.

Ключевая идея ниши — специализация. Компании, которые оперируют в нишах, выбирают одну из следующих ролей:

1. Специализация по конечным пользователям.

2. Специализация по вертикали.

3. Специализация в зависимости от размеров и важности клиентов.

4. Географическая специализация.

5. Продуктовая специализация.

6. Специализация на индивидуальном обслуживании потребителей.

7. Специализация на определенном соотношении качества и цены.

8. Специализация на обслуживании.


9. Специализация на каналах распределения.








17. Оценка конкурентоспособности продукции.

 

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

Конкурентоспособность товара — совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию. Существует несколько методов расчета показателя конкурентоспособности. Прежде чем рассчитывать количественное значение показателя конкурентоспособности, необходимо провести ряд дополнительных исследований.

1.  проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара, включая и те, которые можно выявить только в процессе его эксплуатации (энергоемкость, требуемая периодичность смазывания или замены деталей).

2. определяются цели оценки конкурентоспособности, которые зависят от стадии жизненного цикла товара, от стратегии и планов развития фирмы и т.д. Перед тем как вывести новый товар на рынок, нужно удостовериться, что он по своим показателям не уступает

 конкурентам и может привлечь внимание покупателей. Со временем конкурентоспособность

товара может либо повышаться, либо снижаться в связи с изменением предпочтений

потребителей, появлением новых или уходом с рынка старых конкурентов и т.д.

3. методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента.

Если таковых окажется несколько, то оценку конкурентоспособности товара необходимо

проводить для каждого сегмента отдельно

Метод расчета единичных и групповых показателей:

В основе данного — традиционного — метода лежит расчет единичных и групповых показателей, на базе которых определяется интегральный показатель конкурентоспособности. Рассмотрим его более подробно.

1. выбирается база сравнения. В качестве базы для сравнения может служить лучший из уже существующих на целевом рынке или в мире товаров-конкурентов, или более совершенный образец, появление которого ожидается в ближайшем будущем, или некоторый абстрактный эталон.

2. выделяются наиболее значимые для потребителя критерии.

Они делятся на две группы: потребительские и экономические. Первые включают в себя качественные характеристики товара (производительность, габариты, экологическая безопасность, надежность и т.д.), вторые — цену товара, затраты на транспортировку, монтаж и эксплуатацию, что в целом составляет цену потребления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.105 с.)