Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика района путешествия

Поиск

Поход проходил по Северному Уралу

Часть Уральских гор, традиционно называемая Северным Уралом, имеет протяжённость около 500 км и ограничена с юга Косьвинским Камнем (59 градус северной широты), а с севера массивом Тельпос-из (64 градус). Административно это стык Свердовской области, Пермского края, Ханты-мансийского автономного округа и республики Коми.

Территория Северного Урала огромна: площадь только горной области составляет 90 000 кв.км, на которых могли бы разместиться 3 Бельгии.

Севернее Ивделя, Вижая и Ушмы почти нет населённых пунктов и, соответственно, дорог. К горам с востока и запада подступают непроходимые леса и болота. Климат достаточно суровый. В горах много снежников, которые не успевают растаять за лето.
Богат полезными ископаемыми. Тут добывают бокситы (месторождение Красная Шапочка), марганец и железную руду (Полуночное и Ивдель), бурые угли (Карпинск) и различные руды Серовской группы месторождений.

Высшая точка Северного Урала — Тельпосиз (1617 м). Встречается несколько вариантов написания — Тельпосиз, Тельпос-Из, Тэл-Поз-Из. На языке коми название самой высокой горы Северного Урала означает «Гора гнезда ветров».

Перевал Дятлова находится на горном хребте под названием Поясовый камень.

Поясовый Камень — горный хребет, расположенный в Свердловской области и в Пермском крае. Длина хребта 200 километров. Совпадает с главным уральским водоразделом. Здесь реки стекают в трех направлениях: к Карскому, Баренцеву и Каспийсому морям. По этому водоразделу проходит невидимая граница между частями света. Двигаясь на юг или на север по Поясовому Камню, можно много раз за день перейти из Азии в Европу, и обратно.

Высшая вершина — Отортен (1234,2 метра).

Еще одна гора Поясного камня - Яныгхачечахль (1023,8 м) - является самой северной географической точкой Свердловской области. С этой горы можно увидеть останцы Маньпупунёра.

Туристские маршруты проходят в основном по хребту Поясового камня, ведь идти по курумнику и тундре выше уровня леса гораздо проще и быстрее, чем по тайге, что раскинулась в долинах рек и на склонах гор до высоты 600-700 метров.

 

Климат

Лето на Северном Урале короткое. Безморозный период на равнинах северных районов продолжается в среднем 70 дней, южных — 110 дней. В отдельные годы даже на юге территории морозы бывают еще в конце июня, а в первой половине августа ночью уже возможны заморозки.

В горах лето еще более короткое и прохладное, чем на равнинах. Небольшие морозы в горах случаются даже в июле, а в июне температура опускается иногда до минус 5–7°. В середине июля на склонах местами еще лежат большие пятна снега, а в первых числах августа нередко завывают метели. На день, иногда на три наиболее возвышенные склоны хребтов покрываются белым покрывалом, но лишь засияет солнце, сразу становится тепло, и снега в горах как не бывало.

Теплые солнечные дни в горах Северного Урала наступают в середине июня, дней на 10–12 позднее, чем на предгорных равнинах. В начале июня по долинам рек уже цветут черемуха, рябина, шиповник, в тайге —багульник, черника и брусника, в горах же в это время появляются лишь первые весенние цветы, а наиболее высокие хребты покрыты снежными шапками.

Июль — самый теплый месяц. На равнинах средняя температура июля изменяется от 15° в северных районах до 17° в южных; в июне и в августе средняя температура на 2–3° ниже, чем в июле.

С подъемом в горы становится прохладнее, исчезают комары и мошка, но чаще и обильнее идут дожди.

За последние 30–40 лет на Северном Урале отмечается общее потепление климата и улучшение летней погоды. Но от года к году летняя погода сильно меняется.

Почти весь июнь и половина июля на Северном Урале белые ночи. В часы их смолкает пение птиц, природа погружается в сон. Небо и облака окрашиваются в нежные розовые тона, наступает необычная тишина. "Тишину белой ночи невозможно перекричать", — говорят жители Севера. Прелесть белых ночей навсегда останется в памяти человека, побывавшего здесь в это время. Прохладу и отсутствие темноты в период белых ночей удобно использовать для передвижения, а жаркий летний день для отдыха и сна.

Летняя погода на Северном Урале, особенно в горах, непостоянна и может быстро меняться. Смена сухой, теплой погоды на плохую, дождливую почти всегда происходит при западных и северо-западных ветрах, которые приносят не только низкую сплошную облачность и дожди (иногда и снегопады), но и резкое похолодание. Восточные и юго-восточные ветры, наоборот, приносят сухую и теплую погоду с преобладанием кучевых облаков. Дожди при этих ветрах если и выпадают, то в виде коротких, интенсивных ливней, нередко сопровождающихся грозами.

Летняя погода и продолжительность лета к западу и к востоку от хребта неодинаковы. Поскольку на западном склоне за зиму скапливаются значительно более мощные снега, чем на восточном, и часто дуют холодные северо-западные ветры, весна к западу от хребта затягивается, теплые дни наступают позже, а осенние холода раньше, чем к востоку от хребта. В отдельные годы на восточном склоне за летне-осенний период выпадает больше осадков, чем на западном, но дожди здесь имеют ливневый характер (часты грозы), идут значительно интенсивнее, но реже и бывают в основном в августе и частично в июле.

На западном склоне основное количество осадков выпадает в сентябре, дожди, как правило, обложные, моросящие, идут чаще, более продолжительны и сопровождаются густыми туманами.

В конце августа кончается лето, ночи становятся длинными, темными, нередки заморозки, а в долинах рек стелются туманы. Желтеют листья на березах, черемухе, рябине и иголки на лиственницах. По берегам рек на фоне темно-зеленых елей и пихт особенно резко выделяется желтизна берез. Тайга в это время богата ягодами: черника, голубика, брусника и морошка, а если осенью были теплые дожди, лес полон грибов.

Про погоду от первого лица

В июле этого года (2020) во многих регионах нашей страны была жара с засухой. Накануне нашей поездки в районе перевала Дятлова вспыхнули пожары, были даже предупреждения, что туристов туда не пускают, стоят посты на дорогах, разворачивают транспорт. Однако наш водитель успокоил,- объедем, сказал он. Действительно объехали, местные же общаются, поэтому знают где стоит пост, и как его объехать, тем более на внедорожнике. Благодаря засухе, дороги и тропы были чистые и сухие, но не было грибов и ягод. Ягоды точнее были, но не те к которым мы привыкли, а шикша, и что то еще с косточкой. А вот на обратном пути созрело всё: черника, голубика, брусника, в тайге костеника, и грибы пошли.

Дождя не было только в первый день, и последние три, которые мы провели уже не в горах. В горах же, погода меняется по нескольку раз за сутки, с утра может быть ясно, днем несколько раз дождь, вечером опять ясно, причем это хороший сценарий, когда успеваешь выходить с места с почти сухой палаткой, и вечером она успевает высохнуть. Вообще же всякая погода бывала, худшее это ветер, бывал такой ветер, что выгибало дуги палаток. А если ветер с ливнем, то особенно неприятно. После одной такой ночи, все кроме руководителя перебрались в модули, это было на Щебенке, мы стояли там два дня. И хоть места не хватало, расселились по модулям в тесноте, некоторые спали по двое на полке (на подобии вагонной). В итоге не выспались отбивались от комаров в духоте и мешали друг другу.

На вершинах и хребтах гор часто туман, - накрывает облаком. Поэтому не всегда получается осуществить задуманные планы, такие как - подняться на вершину горы, когда это удобно для группы, природа вносит свои коррективы.

Средняя температура 10 - 15 градусов в горах, когда солнышко светит, внизу теплее. Основная одежда - куртка ветровка, хотя когда идешь с рюкзаком, нет ветра и дождя, можно и раздеться до футболки. На ночь нужно утепляться, ветровки недостаточно, в ход идет куртка потеплее.

Вода в ручьях и речках холодная, в озере заметно теплее. Для того чтобы купаться в такой воде нужна закалка.

Когда холодно - комаров нет, когда тепло - есть.

 

Геология и рельеф

Уральский хребет идёт здесь строго с юга на север несколькими параллельными хребтами и увалами общей шириной до 50-60 км. Рельеф среднегорный, с плоскими вершинами, результатом поднятия древних выровненных гор и воздействия последующих оледенений и современного морозного выветривания.

Характерная особенность рельефа Северного Урала — различие в крутизне западного и восточного склонов. Западный склон в основном пологий, постепенно переходит через пояс предгорных возвышенностей в Русскую равнину, восточный же в большей своей части круто спускается к Западно-Сибирской низменности.

Хребты Северного Урала имеют плоские или округлые вершины с хорошо развитыми нагорными террасами, среди которых местами возвышаются причудливые башнеобразные останцы — так называемые болваны, сложенные из серицито-кварцитовых сланцев.

Недра Северного Урала богаты нефтью, горючими сланцами, газом, каменным углем, торфом, горным хрусталем, золотом, свинцом, каменной и калийной солями.

 

Гидрография

Хребет Поясовый Камень совпадает с главным уральским водоразделом. Здесь реки стекают в трех направлениях: к Карскому, Баренцеву и Каспийсому морям. На восточном склоне начинаются реки бассейна Оби - Сосьва, Лозьва, Северная Сосьва. На западном склоне на севере расположены истоки Печоры и её притоков, на юге - истоки левых притоков Камы. Все реки имеют большей частью горный характер, текут в узких долинах, образуют мели и пороги.

 

Растительность

 Вся территория Северного Урала расположена в таежной зоне. Всюду лес: то стелющийся по болотистым низинам, то накинутый зеленым плащом на пологие гряды и холмы, то взбирающийся по скалистым кручам горных хребтов. Лес — богатство края. Такие ценные древесные породы, как сосна, лиственница, кедр и ель, заготавливают в огромных количествах в бассейнах Вишеры, Косьвы, Печоры, Лозьвы, Северной Сосьвы и отправляют во многие районы страны и на экспорт.

До 800 метров склоны в лесах, а выше – редколесье, березовое криволесье, горная тундра, альпийские луга, каменные россыпи, скалы-останцы.

 

Животный мир

В районе путешествия водятся медведи, зайцы, куропатки, северные олени, волки. Соболь, куница, выдра, горностай, белка и лиса издавна являются основными объектами таежного промысла.

Про медведей от первого лица:

Первую историю о том, как медведь съел закладку мы услышали сразу же как только выгрузились из ГАЗ-66 от встречной группы. Потом все, кто встречался нам на пути рассказывали про медведей что-нибудь еще. Были истории как медведь не боится 10 газующих, сигналящих, светящих фарами квадроциклов. Как небольшая группа спасалась от медведя на крыше модуля. Как медведь порвал тент палатки и съел майонез, шоколад и колбасу. Видели манси с ружьем, говорят, что один запах оружия отпугивает зверя, а нам рассказывали, что медведь много раз за ночь выходил к модулю где ночевал этот охотник и еще трое туристов, и его ничем не могли отпугнуть, в том числе жгли фальшфееры, все было бесполезно.

Лично мы косолапого не встретили, даже не видели издалека. Возможно, в одну из ночей слышали его сопение у палатки, но выходили светили фонариком, никого не видели. У меня в палатке тогда лежали вкусняшки: шоколад, халва и др., то что обязательно понравилось бы медведю, и я перенёс эти продукты в модуль туда он не сунулся. Утром между палатками, моей и соседней в которой тоже слышали сопение были медвежьи какашки.

Следов медведя конечно очень много, особенно на влажной почве, после дождя. Много какашек. Что мы делали? Старались шуметь, свистели в свистки, не ходили по одному. У нас были с собой 3 фальшфеера, первый сожгли на старте, для тренировки, второй уже перед посадкой в поезд, просто по приколу, третий привезли не использованный. На будущее: хорошее средство для отпугивания зверя - петарды, можно брать каждому в карман по несколько штук.

На второй обеденной стоянке, это была Каска, видели разграбленную закладку, но там продукты были в открытую, упакованные только в полиэтилен, а мы собирались оставлять пластиковые бутылки с крупами, по рекомендациям, звери бутылками обычно не интересуются. Одну закладку оставили на Перевале Дятлова, вторую на Отортене, рядом с развороченным медведем модулем. Вторая закладка оказалась нетронутой, возможно потому, что Татьяна нашла для нее хорошее место, узкую щель в камнях, бутылки засовывала по одной. А вот вторую закладку хозяин тайги распотрошил, порвал все бутылки, даже с растительным маслом, мы потом шутили, что это его нашим маслом жидко пронесло на тропе. Газовые баллоны не тронул. Сковородку помял. Записка, оставленная нами для людей, с текстом не трогайте и все такое, бережно лежала поверх порванных бутылок, даже ветром её не сдуло. Съеденные продукты, немного изменили наши планы, но в целом все закончилось хорошо.

И напоследок еще одна история в виде цитаты, это случилось с мужчинами, которые начали поход с нами, но изначально были настроены вернуться раньше. Цитата, пишет Павел:

На "Ложке" нас ждали взволнованные и чуток испуганные товарищи и их рассказ про медведей, приходивших к стоянке. Один пришёл днем, встал на задние лапы метрах в 30 от костра, посмотрел и ушёл. А вечером пришли двое и шарились в том месте, где стояла палатка Кати и Дины. Медведи оказались не из пугливых. Крики, стуки, бряканье железяками и даже взрыв газового баллона, брошенного в костёр, их не смутили. Ночь у туристов прошла в 2 смены. Один стучал газовым баллонами, др. спал, потом наоборот.

В четверг выдвинулись в сторону р. Ауспия. Вся тропа была усеяна следами медведя. Шёл он где-то перед нами. Размер лапы около 43) К вечеру были у борода через р. Ауспия, разбили лагерь, стали ждать машину. В чт, конечно, никто не приехал.

Ночь четверга. Не могу уснуть. Вслушиваюсь в шумы реки, тайги и изредка капающих капель дождя. И вот среди этой симфонии слышу шаги, потом шуршание пакетов и дождевиков, бужу Виктора. Сидим в палатке навострив уши) Медведь не нашел у стола ничего съедобного, тк продукты были подвешены на дерево. Затем он направился к нашей палатке. Подошёл к входу, очень громко сопя(как конь только очень часто) подсовывая нос под тент, пытался найти что-нибудь вкусненькое. Обошёл палатку с моей стороны, суя нос под тент, его очертания были видны, он был на расстоянии вытянутой руки, я почувствовал запах мокрой шерсти (как от собаки). И потом ушёл за палатку в лес, ломая ветки по пути, было слышно, как хруст уходит все дальше.... Выдох))) Конец цитаты.

А вообще все не так уж и страшно. Мы встречали туристов одиночек, в том числе женщину, туриста с собакой и туриста с пистолетом))) Наверняка все благополучно вернулись домой. А проблема с медведями там потому, что они прикормлены, и ищут чем бы полакомиться за счет туристов

 

Варианты подъезда и отъезда

Мы ехали по железной дороге с пересадкой в городе Екатеринбурге. Прямых поездов до Ивделя из Тюмени не ходит.

Из г. Ивдель добрались до р. Ауспия   на автомашине высокой проходимости – ГАЗ 66. Как вариант это может быть Урал, Камаз и т.п. Особенность местных автомобилей работающих на развозке туристов, - наличие кунга (закрытой будки для пассажиров). Это обусловлено, как оказалось, не только тем чтобы защититься от непогоды (дождя, ветра, холода, снега), но и для защиты от многочисленных веток через которые иногда автомобиль буквально продирался. А еще в кунге удобнее, это важно учитывая, что ехать шесть часов.

Другой вариант добираться на своем автомобиле. На обычной легковой машине можно доехать до бывшего поселка Вижай. Сейчас там турбазы. Машину можно оставить, договорившись с хозяевами. Но это всего лишь пол пути до начала пешеходного маршрута. Дальше уже придется действовать на удачу, проситься на заброску с другой группой, либо договариваться с водителями: возможен вариант, что они отвозят туристов, потом возвращаются за Вами. Заработать местные не против, но имейте в виду, что они как правило за рулем по многу часов, иногда сутками.

Еще более сложный вариант ехать из Ивделя на общественном транспорте. Автобусы ходят до Полуночного, а дальше как повезет, например, автостопом. Вообще на перевал Дятлова ездят очень часто и много: внедорожники с туристами (до Ауспии), самосвалы выполняющие дорожные работы и едущие на многочисленные карьеры (они конечно не на перевал, но в том направлении) вереница джипов, МЧСники, мотоциклисты, квадроциклисты, путешественники одиночки, в том числе велосипедисты, кто во что горазд.

Если Вы выбираете заброску из Ивделя, договариваться нужно заранее. Вас встретят у вокзала на момент прибытия поезда, и туда же привезут.

Контакты: 8 (908) 905-40-96 Дмитрий Пушин (Быстрый ГАЗ), 8(950)190-65-61 Максим Энгельгард. Мы отработали с обеими, с одним туда, с другим обратно. У того и другого есть не только ГАЗ 66, но и УАЗ батон. Также они могут предложить стоянку для Вашего автомобиля.

Другие варианты, не проверенные (из отчета 2011 года):

+79029786709 – Владимир (работник МЧС): Есть ГАЗ66 и Урал. Также есть гусеничный транспорт.

 +79506386699 – Андрей (сам не возит, служит полицейским в пос. Полуночный, может помочь найти транспорт).

8(34386)22040 – Ивдельский спасотряд (вахтовка УРАЛ)

8(34386)21575 – диспетчер, Автотранспортное предприятие Ивделя (вахтовка УРАЛ)

 +79043875648 – Михаил (вахтовка УРАЛ)

 +79028759411 – Александр (ГАЗ-66)

 +79089249260 – председатель общества социально-экнономической поддержки манси Евгений Михайлович (Урал с кунгом).

 +79126642982 – Сергей Ботин (Урал, УАЗ)

 +79089111562 – Алексей (бортовой УАЗ), его жена +79089111559

 

5. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Ближайшим местом для аварийного выхода с перевала Дятлова и всего пройденного нами маршрута является так называемая база Ильча. Это не турбаза в привычном понимании, а просто дом с баней без хозяина. Там часто останавливаются автотуристы, можно надеяться, что повезет с попуткой или найдется добрый человек с транспортом. Впрочем, этот транспорт передвигается по всему маршруту, точнее по его авто-мото дороге (но есть участки чисто пешеходные).

Другой более надежный вариант брод через реку Ауспия, куда забрасывают группы пеших туристов. Здесь может повести, если туристов привезут, а обратно машина идет пустая.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.141.115 (0.009 с.)