I. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)



ОТЧЁТ

о пешеходном туристско-спортивном походе

II (второй) категории сложности по Северному Уралу «Перевал Дятлова»,

совершённом группой туристов города Тюмени

в период с 25 июля по 8 августа 2020 года

 

Маршрутная книжка № 4/2020  

Руководитель группы: Важенин Александр Александрович

Адрес руководителя: г. Тюмень, ул. Елизарова, д.49, кв.8

телефон 89222643587

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю II (второй) категорией сложности.

Отчет использовать в библиотеке центра туризма и краеведения ГАУ ДО ТО «ДТиС «Пионер» по адресу: г. Тюмень, ул. Перекопская, 34

 

Тюмень 2020

I. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1. Проводящая организация (наименование, адрес, телефон, факс, e-mail, www).

Без официальной организации, сообщество «Турклуб ДИКИТ»

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Россия, Свердловская область, Ивдельский городской округ, Северный Урал, хребет Поясовый камень

3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая ходовых дней
Пешеходный 2 С рюкзаками 123 км + Радиальные выходы 29 км, итого 152 км 15       25 июля – 8 августа 2020

4. Подробная нитка маршрута

Г. Тюмень – г. Екатеринбург – г. Ивдель – р. Ауспия – перевал Дятлова – ур. Поритайтсори – оз. Лунгхусаптур – горный лагерь Отортен – г. Моттевчахль – горный лагерь Щебенка - г. Янынгхачечахль –  г. Моттевчахль – г. Отортэн – ур. Поритайтсори - пер. Дятлова – р. Ауспия – г. Ивдель – г. Екатеринбург – г. Тюмень

5. Определяющие препятствия маршрута
(перевалы, траверсы, вершины, каньоны, переправы, пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, снег, лед, водные участки и т.д.), представленные по форме:

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия (для протяженных) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) Путь прохождения (для локальных препятствий)
Перевал н/к 1,5 км Перевал Дятлова. Высота 791,8 м Подъем по тропе, крутизна склона 15 – 20°  
11 перевалов без названия н/к В сумме примерно 30 км Подъемы до 900 метров (альпийская тундра и курумные осыпи), спуски до 600 метров (тайга). Перевалы находятся на автомобильной дороге проложенной на плато Маньпупунер
Осыпь средняя пологая на г. Халатчахль около 3 км Камни «живые», размером до 1м, крутизна склона до 20°  
Высокотравье в виде берёзового и ивового стланика 13 километров Движение по скрытым в карликовой берёзе и ивняке неровностям склона, углубления, выходы осыпей, при крутизне склона 10 – 20°  
Траверс осыпного склона г. Отортэн 3 км Траверс осыпного склона, уклон вдоль гребня, крутизна склона 15-20°  
Болото н/к В сумме около 3х км Участки высокогорного болота на автодороге, участки таёжного болота на тропе вдоль реки Ауспия  

6. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников.

  Ф И О Год рождения Обязанности в группе Спортивный опыт
1. Важенин Александр Александрович 1978 руководитель 1 к.с. руководство, 2 к.с. участие
2. Ванькова Диана Александровна 1994 завхоз 1 к.с. Кавказ
3. Елисеева Наталья Михайловна 1988 проводник 1 к.с. Таганай
4. Пешкова Наталья Ивановна 1981 метеоролог 1 к.с. Кавказ
5. Данилов Иван Александрович 2004 спорторганизатор 1 к.с. Кавказ
6. Воронин Алексей Сергеевич 1981 видеооператор, летописец 1 к.с. Кавказ
7. Смоленцева Дина Александровна 1981 летописец 1 к.с. Таганай
8. Чумаченко Татьяна Викторовна 1975 участник н/к, участие
9. Чумаченко Владислав Юрьевич 2004 участник 1 к.с. Кавказ
10. Чумаченко Ярослав Юрьевич 2007 участник н/к участие
11. Войнов Денис Валерьевич 1998 реммастер н/к участие
12. Котовщикова Екатерина Валерьевна 1985 участник н/к, участие
13. Романов Сергей Александрович 1987 участник 1 к.с. р. Пышма

 

7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Центр туризма и краеведения ГАУ ДО ТО ДТиС «Пионер»

8. Поход рассмотрен МКК _________________________

II. Содержание отчета

Сведения о группе

Группа сформирована из воспитанников и выпускников Центра туризма и краеведения ГАУ ДО ТО ДТиС «Пионер» тренера-преподавателя Важенина А.А., а так же из их родственников и друзей. Костяк группы сформирован в 2015 году, и с тех пор уже совершил пешеходные и комбинированный походы на Байкал, Кавказ, Алтай, в Карелию, на Средний Урал.

Про погоду от первого лица

В июле этого года (2020) во многих регионах нашей страны была жара с засухой. Накануне нашей поездки в районе перевала Дятлова вспыхнули пожары, были даже предупреждения, что туристов туда не пускают, стоят посты на дорогах, разворачивают транспорт. Однако наш водитель успокоил,- объедем, сказал он. Действительно объехали, местные же общаются, поэтому знают где стоит пост, и как его объехать, тем более на внедорожнике. Благодаря засухе, дороги и тропы были чистые и сухие, но не было грибов и ягод. Ягоды точнее были, но не те к которым мы привыкли, а шикша, и что то еще с косточкой. А вот на обратном пути созрело всё: черника, голубика, брусника, в тайге костеника, и грибы пошли.

Дождя не было только в первый день, и последние три, которые мы провели уже не в горах. В горах же, погода меняется по нескольку раз за сутки, с утра может быть ясно, днем несколько раз дождь, вечером опять ясно, причем это хороший сценарий, когда успеваешь выходить с места с почти сухой палаткой, и вечером она успевает высохнуть. Вообще же всякая погода бывала, худшее это ветер, бывал такой ветер, что выгибало дуги палаток. А если ветер с ливнем, то особенно неприятно. После одной такой ночи, все кроме руководителя перебрались в модули, это было на Щебенке, мы стояли там два дня. И хоть места не хватало, расселились по модулям в тесноте, некоторые спали по двое на полке (на подобии вагонной). В итоге не выспались отбивались от комаров в духоте и мешали друг другу.

На вершинах и хребтах гор часто туман, - накрывает облаком. Поэтому не всегда получается осуществить задуманные планы, такие как - подняться на вершину горы, когда это удобно для группы, природа вносит свои коррективы.

Средняя температура 10 - 15 градусов в горах, когда солнышко светит, внизу теплее. Основная одежда - куртка ветровка, хотя когда идешь с рюкзаком, нет ветра и дождя, можно и раздеться до футболки. На ночь нужно утепляться, ветровки недостаточно, в ход идет куртка потеплее.

Вода в ручьях и речках холодная, в озере заметно теплее. Для того чтобы купаться в такой воде нужна закалка.

Когда холодно - комаров нет, когда тепло - есть.

 

Геология и рельеф

Уральский хребет идёт здесь строго с юга на север несколькими параллельными хребтами и увалами общей шириной до 50-60 км. Рельеф среднегорный, с плоскими вершинами, результатом поднятия древних выровненных гор и воздействия последующих оледенений и современного морозного выветривания.

Характерная особенность рельефа Северного Урала — различие в крутизне западного и восточного склонов. Западный склон в основном пологий, постепенно переходит через пояс предгорных возвышенностей в Русскую равнину, восточный же в большей своей части круто спускается к Западно-Сибирской низменности.

Хребты Северного Урала имеют плоские или округлые вершины с хорошо развитыми нагорными террасами, среди которых местами возвышаются причудливые башнеобразные останцы — так называемые болваны, сложенные из серицито-кварцитовых сланцев.

Недра Северного Урала богаты нефтью, горючими сланцами, газом, каменным углем, торфом, горным хрусталем, золотом, свинцом, каменной и калийной солями.

 

Гидрография

Хребет Поясовый Камень совпадает с главным уральским водоразделом. Здесь реки стекают в трех направлениях: к Карскому, Баренцеву и Каспийсому морям. На восточном склоне начинаются реки бассейна Оби - Сосьва, Лозьва, Северная Сосьва. На западном склоне на севере расположены истоки Печоры и её притоков, на юге - истоки левых притоков Камы. Все реки имеют большей частью горный характер, текут в узких долинах, образуют мели и пороги.

 

Растительность

 Вся территория Северного Урала расположена в таежной зоне. Всюду лес: то стелющийся по болотистым низинам, то накинутый зеленым плащом на пологие гряды и холмы, то взбирающийся по скалистым кручам горных хребтов. Лес — богатство края. Такие ценные древесные породы, как сосна, лиственница, кедр и ель, заготавливают в огромных количествах в бассейнах Вишеры, Косьвы, Печоры, Лозьвы, Северной Сосьвы и отправляют во многие районы страны и на экспорт.

До 800 метров склоны в лесах, а выше – редколесье, березовое криволесье, горная тундра, альпийские луга, каменные россыпи, скалы-останцы.

 

Животный мир

В районе путешествия водятся медведи, зайцы, куропатки, северные олени, волки. Соболь, куница, выдра, горностай, белка и лиса издавна являются основными объектами таежного промысла.

Про медведей от первого лица:

Первую историю о том, как медведь съел закладку мы услышали сразу же как только выгрузились из ГАЗ-66 от встречной группы. Потом все, кто встречался нам на пути рассказывали про медведей что-нибудь еще. Были истории как медведь не боится 10 газующих, сигналящих, светящих фарами квадроциклов. Как небольшая группа спасалась от медведя на крыше модуля. Как медведь порвал тент палатки и съел майонез, шоколад и колбасу. Видели манси с ружьем, говорят, что один запах оружия отпугивает зверя, а нам рассказывали, что медведь много раз за ночь выходил к модулю где ночевал этот охотник и еще трое туристов, и его ничем не могли отпугнуть, в том числе жгли фальшфееры, все было бесполезно.

Лично мы косолапого не встретили, даже не видели издалека. Возможно, в одну из ночей слышали его сопение у палатки, но выходили светили фонариком, никого не видели. У меня в палатке тогда лежали вкусняшки: шоколад, халва и др., то что обязательно понравилось бы медведю, и я перенёс эти продукты в модуль туда он не сунулся. Утром между палатками, моей и соседней в которой тоже слышали сопение были медвежьи какашки.

Следов медведя конечно очень много, особенно на влажной почве, после дождя. Много какашек. Что мы делали? Старались шуметь, свистели в свистки, не ходили по одному. У нас были с собой 3 фальшфеера, первый сожгли на старте, для тренировки, второй уже перед посадкой в поезд, просто по приколу, третий привезли не использованный. На будущее: хорошее средство для отпугивания зверя - петарды, можно брать каждому в карман по несколько штук.

На второй обеденной стоянке, это была Каска, видели разграбленную закладку, но там продукты были в открытую, упакованные только в полиэтилен, а мы собирались оставлять пластиковые бутылки с крупами, по рекомендациям, звери бутылками обычно не интересуются. Одну закладку оставили на Перевале Дятлова, вторую на Отортене, рядом с развороченным медведем модулем. Вторая закладка оказалась нетронутой, возможно потому, что Татьяна нашла для нее хорошее место, узкую щель в камнях, бутылки засовывала по одной. А вот вторую закладку хозяин тайги распотрошил, порвал все бутылки, даже с растительным маслом, мы потом шутили, что это его нашим маслом жидко пронесло на тропе. Газовые баллоны не тронул. Сковородку помял. Записка, оставленная нами для людей, с текстом не трогайте и все такое, бережно лежала поверх порванных бутылок, даже ветром её не сдуло. Съеденные продукты, немного изменили наши планы, но в целом все закончилось хорошо.

И напоследок еще одна история в виде цитаты, это случилось с мужчинами, которые начали поход с нами, но изначально были настроены вернуться раньше. Цитата, пишет Павел:

На "Ложке" нас ждали взволнованные и чуток испуганные товарищи и их рассказ про медведей, приходивших к стоянке. Один пришёл днем, встал на задние лапы метрах в 30 от костра, посмотрел и ушёл. А вечером пришли двое и шарились в том месте, где стояла палатка Кати и Дины. Медведи оказались не из пугливых. Крики, стуки, бряканье железяками и даже взрыв газового баллона, брошенного в костёр, их не смутили. Ночь у туристов прошла в 2 смены. Один стучал газовым баллонами, др. спал, потом наоборот.

В четверг выдвинулись в сторону р. Ауспия. Вся тропа была усеяна следами медведя. Шёл он где-то перед нами. Размер лапы около 43) К вечеру были у борода через р. Ауспия, разбили лагерь, стали ждать машину. В чт, конечно, никто не приехал.

Ночь четверга. Не могу уснуть. Вслушиваюсь в шумы реки, тайги и изредка капающих капель дождя. И вот среди этой симфонии слышу шаги, потом шуршание пакетов и дождевиков, бужу Виктора. Сидим в палатке навострив уши) Медведь не нашел у стола ничего съедобного, тк продукты были подвешены на дерево. Затем он направился к нашей палатке. Подошёл к входу, очень громко сопя(как конь только очень часто) подсовывая нос под тент, пытался найти что-нибудь вкусненькое. Обошёл палатку с моей стороны, суя нос под тент, его очертания были видны, он был на расстоянии вытянутой руки, я почувствовал запах мокрой шерсти (как от собаки). И потом ушёл за палатку в лес, ломая ветки по пути, было слышно, как хруст уходит все дальше.... Выдох))) Конец цитаты.

А вообще все не так уж и страшно. Мы встречали туристов одиночек, в том числе женщину, туриста с собакой и туриста с пистолетом))) Наверняка все благополучно вернулись домой. А проблема с медведями там потому, что они прикормлены, и ищут чем бы полакомиться за счет туристов

 

Варианты подъезда и отъезда

Мы ехали по железной дороге с пересадкой в городе Екатеринбурге. Прямых поездов до Ивделя из Тюмени не ходит.

Из г. Ивдель добрались до р. Ауспия   на автомашине высокой проходимости – ГАЗ 66. Как вариант это может быть Урал, Камаз и т.п. Особенность местных автомобилей работающих на развозке туристов, - наличие кунга (закрытой будки для пассажиров). Это обусловлено, как оказалось, не только тем чтобы защититься от непогоды (дождя, ветра, холода, снега), но и для защиты от многочисленных веток через которые иногда автомобиль буквально продирался. А еще в кунге удобнее, это важно учитывая, что ехать шесть часов.

Другой вариант добираться на своем автомобиле. На обычной легковой машине можно доехать до бывшего поселка Вижай. Сейчас там турбазы. Машину можно оставить, договорившись с хозяевами. Но это всего лишь пол пути до начала пешеходного маршрута. Дальше уже придется действовать на удачу, проситься на заброску с другой группой, либо договариваться с водителями: возможен вариант, что они отвозят туристов, потом возвращаются за Вами. Заработать местные не против, но имейте в виду, что они как правило за рулем по многу часов, иногда сутками.

Еще более сложный вариант ехать из Ивделя на общественном транспорте. Автобусы ходят до Полуночного, а дальше как повезет, например, автостопом. Вообще на перевал Дятлова ездят очень часто и много: внедорожники с туристами (до Ауспии), самосвалы выполняющие дорожные работы и едущие на многочисленные карьеры (они конечно не на перевал, но в том направлении) вереница джипов, МЧСники, мотоциклисты, квадроциклисты, путешественники одиночки, в том числе велосипедисты, кто во что горазд.

Если Вы выбираете заброску из Ивделя, договариваться нужно заранее. Вас встретят у вокзала на момент прибытия поезда, и туда же привезут.

Контакты: 8 (908) 905-40-96 Дмитрий Пушин (Быстрый ГАЗ), 8(950)190-65-61 Максим Энгельгард. Мы отработали с обеими, с одним туда, с другим обратно. У того и другого есть не только ГАЗ 66, но и УАЗ батон. Также они могут предложить стоянку для Вашего автомобиля.

Другие варианты, не проверенные (из отчета 2011 года):

+79029786709 – Владимир (работник МЧС): Есть ГАЗ66 и Урал. Также есть гусеничный транспорт.

 +79506386699 – Андрей (сам не возит, служит полицейским в пос. Полуночный, может помочь найти транспорт).

8(34386)22040 – Ивдельский спасотряд (вахтовка УРАЛ)

8(34386)21575 – диспетчер, Автотранспортное предприятие Ивделя (вахтовка УРАЛ)

 +79043875648 – Михаил (вахтовка УРАЛ)

 +79028759411 – Александр (ГАЗ-66)

 +79089249260 – председатель общества социально-экнономической поддержки манси Евгений Михайлович (Урал с кунгом).

 +79126642982 – Сергей Ботин (Урал, УАЗ)

 +79089111562 – Алексей (бортовой УАЗ), его жена +79089111559

 

5. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Ближайшим местом для аварийного выхода с перевала Дятлова и всего пройденного нами маршрута является так называемая база Ильча. Это не турбаза в привычном понимании, а просто дом с баней без хозяина. Там часто останавливаются автотуристы, можно надеяться, что повезет с попуткой или найдется добрый человек с транспортом. Впрочем, этот транспорт передвигается по всему маршруту, точнее по его авто-мото дороге (но есть участки чисто пешеходные).

Другой более надежный вариант брод через реку Ауспия, куда забрасывают группы пеших туристов. Здесь может повести, если туристов привезут, а обратно машина идет пустая.

 

График движения

Дни пути Дата Участок пути Протяженность в км Ходовое время Определяющие препятствия на участке Метеоусловия
0 25 июля Тюмень - Екатеринбург, Екатеринбург - Ивдель - 325 км (поезд)   530 км (поезд) 2 ч    
1 26 июля Ивдель - переправа через р. Ауспия Переход до стоянки Кедрач 153 км (ГАЗ66)   5 км 6 ч   солнечный тёплый день
2 27 июля Стоянка Кедрач - Стоянка Ложка   16 км 6 ч Поваленные деревья, торчащие корни на тропе, заболоченный участок с утра было солнечно, в обед прошёл ливень
3 28 июля Стоянка Ложка –перевал Дятлова - Радиальный выход на г. Холатчахль – перевал Дятлова - урочище Поритайтсори 6 км 6 км (с рюкзаками)     6 км (радиально налегке)   Перевал Дятлова 791 м, подъем по тропе, спуск по автодороге. Подъем-спуск на г. Холатчахль по крупному Облачно, временами дождь
4 29 июля Урочище Поритайтсори - озеро Лунтсухаптур     16 км, 4 ч Два перевала без названия, траверс местами поросшего стлаником, местами курумного склона без тропы Облачно, временами дождь
5 30 июля Озеро Лунтсухаптур -   горный лагерь Отортен – г. Моттевчахль - горный модуль Щебенка 15 км 8 ч Траверс склона горы Отортен, крупный и средний курумник. Два перевала без названия Ночью дождь, утром туман (низкая облачность), после обеда выглянуло солнце, ветрено
6 31 июля Радиальные выходы на г. Яныгхачечахль и г. Щебенка 4 км 1,5 ч Средний курумник на горе Яныгхачечахль и г. Щебенка Утром сильнейший ветер и дождь После обеда дождь прекратился, потеплело. В 15 часов выглянуло солнце, но ненадолго. Через 15 минут всё снова заволокло туманом.
7 1 августа Горный модуль Щебенка - стоянка у подножия г. Отортен 19 км 6 ч Четыре перевала без названия С утра тепло и солнечно. После обеда пошёл дождь. Ненадолго. Снова выглянуло солнце. Целый день то дождь, то солнечно. Вечером прошёл ливень.
8 2 августа Радиальный выход на гору Отортен Стоянка у подножия г. Отортен - урочище Поритайтсори 7 км     18 км 8 ч Средний курумник и травянистый склон на г. Отортен Три перевала без названия Болото С раннего утра солнечно, потом стало облачно. Весь день дул очень сильный ветер, периодически начинал моросить дождь. В седьмом часу вечера был ураганный ветер и проливной дождь. К семи часам дождь закончился, но ветер немного слабее всё ещё дул, было солнечно.
9 3 августа Урочище Поритайтсори - перевал Дятлова- стоянка Каска 15 км 4 ч Перевал Дятлова, грязная после дождей тропа, поваленные деревья, торчащие корни, болото Всю ночь дул сильный ветер. С утра моросил дождь, холодно. Ближе к обеду дождь закончился, периодически выглядывало солнце, стало заметно теплее, чем в горах. После 15 часов выглянуло солнце.
10 4 августа Стоянка Каска - переправа через Ауспию 13 км 3,5 ч Поваленные деревья, торчащие корни на тропе, болото Самая холодная ночь, росы не было, но палатки отсырели изнутри, утром выглянуло солнце. Весь день переменная облачность
11 5 августа Переправа через Ауспию- Вижай - Ивдель 152 км (ГАЗ66)     Ночью выпала обильная роса, с утра светит яркое солнце, стало тепло.
12 6 августа Дневка       жарко, солнечно
13 7 августа Радиальный выход на Ивдельские скалы 12 км     жарко, солнечно
- 8 августа Ивдель - Екатеринбург, Екатеринбург Тюмень 530 км (поезд)   325 км (поезд)      

 

Июля

Тюмень - Екатеринбург, 325 км (поезд) Екатеринбург - Ивдель - 530 км (поезд)

8:50 Отправление из Тюмени на поезде до Екатеринбурга. Всю дорогу почти группа проспала, наверное из-за раннего подъема и бессонной предыдущей ночи сборов в дорогу.

13:36 Прибытие в Екатеринбург, время пересадки составляет 3 часа, все разошлись гулять смотреть город.

16:38 Сели в поезд до Ивделя, прибытие по билетам было в 2:38, автомобиль заброски уже нас ждал.

Прибытие на вокзал г. Ивдель

Июля     

 Ивдель - переправа через р. Ауспия 153 км (ГАЗ66)

Переход до стоянки Кедрач/ 5 км/ ходовое время 2 часа

Шесть часов ехали на ГАЗ-66. Из за лесных пожаров, в нужном нам направлении никого не пускали, стоял полицейский пост, всех разворачивали обратно. Местные водители об этом знали, поэтому наш водитель свернул с дороги и объехал пост дремучим лесом. В машине сильно трясло. Ехали шесть часов.

В 8 утра, после бессонной ночи, прибыли на место старта к реке Ауспия. Это место старта и финиша туристских групп. Тут встретили таких же как мы туристов, только уже возвращавшихся с перевала. Они рассказали нам что ночью приходил медведь, распотрошил их закладку и поломал КЛМН и сегодня ночью бродил вокруг палаток.

От переправы нужно идти сначала по автомобильной дороге, которая ведет на базу Ильича. Через 500 м. дорога поворачивает, а пешеходная тропа ведет прямо. Путь отмечен многочисленными оранжевыми тряпочками на ветках. Дальше тропа ведет через болото. Болото небольшое примерно 500 метров, но местами глубокое. Обходить его нужно с правой стороны по ходу движения в сторону перевала Дятлова, но не уходить слишком далеко в сторону, иначе можно потерять тропу. Через это болото каждая группа идет как ей вздумается, поэтому тропа разветвляется на множество тропинок.

Далее начался живописный кедровник. Местами валялись свежие шишки. Ходьбу немного затрудняют корни и поваленные деревья

Прошли 5 км за 2 часа до первой стоянки "Кедр", где и расположились на ночлег. Место шикарное, вокруг кедры, черника, рядом ручей и в дополнение остаток дня и вечер была тёплая солнечная погода.

 

Июля

Стоянка Кедрач - Стоянка Ложка/ 16 км/ ходовое время 6 часов

Вышли на маршрут в 10 утра. В 12:15 сделали перекус на поляне «Каска». Нашли закладку предыдущей группы, разодранную медведем. Удивило что съел все (шоколадку, корм для кошек, но оставил корм для собак). В районе 13:00 мы встали на обеденное место. Погода была шикарная и практически все с удовольствием искупались в прохладной горной речке. После обеда яркое солнце мгновенно сменилось проливным дождем. Дождь переждали. После затянувшейся остановки, в 15:10 вышли, шли уже по мокрой тропе, лужам и грязи.

Финальная часть пути оказалась наиболее сложной. У Михаила разболелась нога, Павел порвал кроссовок, девочки устали, и мы решили разделиться на 2 группы. Одна ушла вперед, другая шла по своим силам, ожидая, когда за ними вернется Татьяна с сыном Владом чтоб помочь с рюкзаками. Первая группа пришла на стоянку «Вилка ложка» в 18:10. Далее ставили палатки, готовили ужин, перед отбоем было обсуждение возможных вариантов гибели группы Дятлова. Сегодня мы поднялись на 290 метров выше предыдущей точки ночлега.

 

Июля

Стоянка Ложка –перевал Дятлова - Радиальный выход на г. Холатчахль/ 6 км –перевал Дятлова - урочище Поритайтсори/ 6 км

От стоянки Ложка с нами не пошел самый старший член группы-Михаил. По состоянию здоровья. Мы выдали ему палатку и продукты. Он отправится потихоньку обратно на место заброски, где будет ждать Виктора и Пашу, которые присоединятся к нему через пару дней. Пока они идут вместе с нами.

В 10:00 выдвинулись в путь. Ночью прошел дождь, тропу полностью размыло пришлось идти по грязи, болоту и мокрому от дождя лесу. Сначала ели сменились кривыми берёзками, а затем горной тундрой. До перевала Дятлова 3,5 км, тропа из леса переходит в крутой подъем и на перевал. В 12:00 поднялись на перевал Дятлова. Перевал встретил нас ветром и туманом.

На перевале Дятлова у нас был обед и мы сделали закладку продуктов на обратный путь (продукты на 2,5 дня, это 7 больших бутылок с крупой на 7 приемов пищи).

Перевал Дятлова

Сходили в радиалку на гору Холатчахль. Во время этого выхода все время был туман (низкая облачность).

Дальше пошли по «джиперской» дороге. Замечательная дорога, особенно по сравнению с той заболоченной тропой, что была внизу. Туман рассеялся. Стало припекать. Вскоре мы уже шли по жаре. И вдруг - Поритайсори, а по навигатору было 8 км. Цель оказалась ближе, чем мы думали. Явно не восемь километров от перевала Дятлова, а примерно 2 – 2,5. Пришли рано, примерно в 16 часов, поэтому осталось время на отдых, сушку вещей и осмотр достопримечательностей.

В Поритайсори ручей образует небольшой водопад-каскад. Также в ущелье сохранились с зимы два снежника. Ручей пробил в одном из них ледяную пещеру.

Урочище Поритайтсори

 

Июля     

Урочище Поритайтсори - озеро Лунтсухаптур/ 16 км/ ходовое время 4 часа

Вышли на тропу в 9 утра. Поначалу был затяжной подъем на безымянный перевал, затем еще два таких же перевала, стояла идеальная солнечная погода. Виктор и Павел прошли с нами 6 км и развернулись в обратную сторону, понимая, что сегодня очень поздно достигнем нашей следующей стоянки (первые горные модули, гора Отортен и озеро Лунтсухаптор). Они должны вернуться к Михаилу, который остался на стоянке "Ложка".

Дорога стала заворачивать не в ту сторону. Эта дорога ведет мимо горы Отортен огибая гору с другой стороны относительно озера, а мы планировали выйти к озеру Лунтхусаптур. Пошли в сторону Лунтхусаптура по навигатору через горную тундру. Затем через курумник. Шли траверсом вдоль склона. Начался дождь. Группа сильно растянулась.

Наконец за поворотом открылась панорама на озеро Лунтхусаптур. Красота. Между горами расположилось озеро, из которого вытекал ручей, и тут же местами на склонах с теневой стороны лежали ледники. Замыкающие пришли на стоянку в 15:10.

Вода в озере тёплая, а в ручье — ледяная. Видимо, за счёт подземных ключей, дополнительно питающих ручей. Ручей, - это исток реки Лозьва относящейся к бассейну Оби.

 Обед и ужин приготовили на газу — дров в долине нет. Обед поспел в 16 часов. После обеда два добровольца отправились в радиалку в лагерь «Отортен» — произвести разведку и спрятать закладку. Подъем составил всего 20 минут около 800 метров до модулей от озера. Оба модуля лагеря «Отортен», как мы узнали, сильно замусорены, двери в них сломаны медведем. В модулях нашли две записки туристов, бывших в лагере «Отортен» незадолго до нас. В обеих записках рассказывалось, как очередная группа туристов отбивалась от прикормленного здесь медведя.

Натянули тент над воронкой используя трекинговые палки и камни вместо жердей и кольев, и не зря, к вечеру пошел дождь. Ужинали под тентом

У озера Ландхусаптур

 

Июля     

Озеро Лунтсухаптур - горный лагерь Отортен – г. Моттевчахль - горный модуль Щебенка 15 км/ ходовое время 8 часов

У озера Ландхусаптур

После завтрака вышли на Отортен. Нас накрыл туман. Поднялись к горному лагерю «Отортен». Ночью в лагере побывал медведь. Он уронил лестницу, прислонённую к одному из горных модулей, влез на крышу модуля, сбросил оттуда оленьи рога, окончательно выломал дверь, заходил внутрь модуля. На крючьях дверного проёма виднелись клочья бурой шерсти. Значит, этот медведь был таким огромным и толстым, что застрял в дверях.

На всякий случай мы проверили нашу закладку. Закладка была цела.

Двинулись дальше по склону Отортена сквозь туман. Поднялись почти до вершины. Видели скальные останцы сквозь мрачную тёмно-серую пелену. Из-за тумана до вершины решили в этот раз не идти, оставив это на обратный путь.

У вершины г. Отортен

Далее мы направились по склону в обход горы, по курумнику. Здешний курумник опасный: огромные острые камни, а меж ними — трещины и провалы. Задачей было обойти гору до главного хребта и пойти дальше по этому хребту, но видимость была нулевая, ориентировались по навигатору. В итоге хребет проскочили ушли на северный склон Отортена, зато вышли к снежнику с которого вытекает ручей, там и пообедали.

Во время обеда туман немного рассеялся и стало видно главный хребет, и гору, которую мы идентифицировали как Моттевчахль, стало понятно куда идти дальше. Вышли в путь. Наша задача была — найти автомобильную («джиперскую») дорогу. Спустились с горы, некоторое время шли по хребту без дороги, но курумник закончился, по мягкой тундре идти легче. Моттевчахль обходили слева по ходу движения. Через некоторое время увидели хижину Олега и дорогу. На обратном стало ясно почему мы потеряли дорогу. Дорога после обхода горы Отортен спускается в долину, а поднимается на хребет только возле хижины Олега.

Туман незаметно рассеялся совсем. В 16 часов дня пришли к избе отшельника Олега Бородина (7 км от старта). Здесь устроили привал на 20 минут. На избе — табличка в память Олега. Чуть в стороне — обелиск в память о нём же. Отшельник Олег жил в этой избе на склоне горы Моттевчахль и умер здесь же зимой 2015 / 2016 года. Замёрз в холода. Несерьёзная изба, стенки тонкие, теплоизоляции почти никакой. В такой избе не зазимуешь.

От домика Олега до горы Щебенка 9 км по автодороге, два перевала без названия. В низинах между перевалами есть ручьи, - можно набрать воду. Хотя они наполнились скорее всего из-за дождей, а если бы было сухо, скорее всего ручьев бы не было.

В лагере «Щебёнка» три горных модуля. Два домика-модуля уже были заняты квадрациклистами. Третий достался нам. Большинство наших участников предпочли поставить палатки. Но один модуль все же заняли. Домик (модуль) изнутри похож на купе в поезде. Только вместо столика — железная печка с трубой. Вечер был красивый, но ветреный.

Горный лагерь Отортен. Закат накануне шторма. Форма облаков предвещает бурю

Июля     

Радиальные выходы на г. Яныгхачечахль и г. Щебенка 4 км/ ходовое время 1,5 ч

С вечера поднялся сильный ветер. Затем к ветру добавился дождь. Ночью разразился шторм. Тех, кто ночевал в палатках, затопило; у одной палатки сломало дугу. Шторм прекратился только к обеду.

Реммастер починил сломанную дугу, но палатки предстояло ещё высушить. Квадрациклисты уехали, освободив два модуля. Один модуль заняли трое смотрителей лагеря. Чуть позже к ним присоединился охотник-манси. В нашем распоряжении было два модуля. Нас 13 человек. Расположились по шесть человек в модуле (режим экстрим).

После обеда распогодилось. Ветер стих, дождь иссяк, туман рассеялся. Погода была на удивление ясная, солнечная. В радиалку на Яныгхачечахль пошли по дороге, затем свернули, сделали марш-бросок через тундру, поросшую мхом, подъём по курумнику — и вот мы на вершине Яныгхачечахль. Вершина представляла собой плато, покрытое курумом. Посреди плато стоял тур из камней. Наверху было ветрено. С вершины была видна панорама на окрестные горы. Прямо под нами посреди долины был наш лагерь «Щебёнка». Горные модули (три штуки) отсюда были похожи на спичечные коробки. А чуть поодаль под необычным ракурсом была видна гора Щебёнка, отсюда и впрямь напоминающая гигантскую кучу щебня.

Гора Яныгхачечахль (1023 м.) является самой северной точкой Свердловской области. Расположена на стыке трёх географических областей: Свердловской, Коми и ХМАО. С вершины Яныгхачечахль в ясную погоду можно увидеть Маньпупунёр. Но в этом плане нам не повезло. Вид с северной стороны заслонил туман, и плато Маньпупунёр мы не увидели.

 В радиалку вышли примерно в 16 часов, в 17 были на вершине, в 17.40 вернулись в лагерь. До ужина мы ещё успевали в радиалку на гору Щебёнка. Гора Щебёнка только издалека напоминает гору щебня. На самом деле её склоны покрыты камнями — мелким сыпучим курумником.

Ночью приходил медведь, но вреда никакого не причинил. Уронил лестницу, прислонённую снаружи к стене модуля. Затем зашкрябал когтями по стенке. Ходил вокруг модуля, сопел, точил когти.

 

Августа   

Горный модуль Щебенка - стоянка у подножия г. Отортен 19 км/ ходовое время 6 часов

Позавтракав и собравшись, мы покинули лагерь «Щебёнка» и отправились в обратный путь до Ауспии — точки нашего старта и финиша. Шли весь день по дороге, сначала по знакомой, два перевала до хижины Олега. После хижины отшельника Олега мы свернули на автомобильную дорогу, которая спускалась в ущелье, вправо по ходу движения. Спустились до лесной зоны.

Хижина Олега Бородина

Остановились на обед на одном из горных ручьев. Когда закончили обед и пошли дальше, начался дождь. И весь день до вечера, пока мы шли до стоянки, погода менялась по нескольку раз: то поднимался ветер, то лил дождь, то выглядывало солнце, постоянно приходилось переодеваться. Из зоны леса дважды поднимались в зону тундры и курумника преодолев еще два (после обеда) перевала без названия. Дорога уже не так радовала, на подъемах и спусках скользкая грязь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.1 с.)