Фонетическая зарядка как одно из эффективных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонетическая зарядка как одно из эффективных средств



Фонетическая зарядка как одно из эффективных средств

Формирования фонетических навыков на уроках

Английского языка в начальной школе

 

 

Студентки 53 группы

Меньшиковой Дины Владимировны

                                                    специальность 050303

«Иностранный язык»

 

Руководители:

Соколова Надежда Владимировна,

 Дольникова Екатерина Андреевна

 

 

Санкт-Петербург

2010

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..4

 

Глава 1. Теоретические основы формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы в процессе обучения иностранному языку………...8

1.1. Особенности обучения фонетике на уроках английского языка………8

1.1.1.Роль фонетических навыков в обучении иностранному языку………8

1.1.2. Цель, задачи и содержание обучения иноязычному произношению в начальной школе……………………………………………………………………13

1.1.3. Основные принципы работы над произносительной стороной иноязычной речевой деятельности………………………………………………...19

1.1.4. Основные проблемы обучения произношению……………………..21

1.1.5. Методы и приемы работы над произносительной стороной иноязычной речевой деятельности………………………………………………...23

1.1.6.Технология обучения фонетике иностранного языка……………….28

1.2.Фонетическая зарядка, как средство формирования произносительных навыков у младших школьников…………………………………………………..33

1.2.1. Роль и место фонетической зарядки на уроке английского языка у младших школьников………………………………………………………………33

1.2.2. Типология фонетических зарядок……………………………………35

1.2.3. Своеобразие упражнений для проведения фонетической зарядки на уроках английского языка в начальной школе……………………………………42

Выводы………………………………………………………………………..48

 

 

Глава 2. Формирование фонетических навыков посредством фонетической зарядки на уроках английского языка в начальной школе……...50

2.1. Выявление особенностей формирования фонетических навыков…...50

2.2. Фонетическая зарядка как средство формирования и совершенствования фонетических навыков………………………………………55

2.3. Эффективность фонетической зарядки как средства формирования и совершенствования фонетических навыков………………………………………57

Заключение…………………………………………………………………...59

Литература……………………………………………………………………60

Приложения

 

Введение

Современный человек, благодаря окружающему его обществу, имеет потенциальные возможности осуществлять межкультурную коммуникацию. В связи с этим изучение иностранных языков начинается уже в начальной школе. Трудным и ответственным является процесс овладения иностранным языком. Среди многих проблем проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе всегда была актуальной. На первых годах обучения происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней, навыков говорения. К сожалению, многочисленные школьные устные вводные курсы, уроки иностранного языка не решили эту проблему, свидетельством чего является тот факт, что в настоящее время произношение наших учащихся оставляет во многом желать лучшего. Между тем, как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения, так как нарушение фонематической правильности речи, неправильное интонационное оформление её говорящим ведет к недоразумениям и непониманию со стороны слушающего.
    Наше исследование посвящено обучению фонетике на начальном этапе изучения английского языка. Данная тема является актуальной на сегодняшний момент так как речь будет понята слушающим с трудом, искаженно или вообще не понята, если говорящий нарушает фонетические нормы языка, а также слушающий не поймет или будет с трудом понимать обращенную к нему речь, если сам не владеет фонетическими навыками.
    Высказыванию в письменной форме (письму) обязательно предшествует его развернутое проговаривание во внутренней речи, а чтение про себя, даже очень беглое, сопровождается мысленным проговариванием зрительно воспринимаемого текста, поэтому несовершенство произносительных навыков тормозит развитие беглости чтения. Оно часто является и причиной неточного или даже неверного понимания текста.
    Проблемами обучения фонетике на раннем этапе занимались такие методисты, как Рогова Г.В, Пассов Е.И., Бим И.Л., Веренинова Ж.Б. и другие исследователи, однако до сих пор существует множество споров о том, как правильно и наиболее эффективно обучать фонетике иностранного языка в начальной школе.
    В данной работе мы исследуем такое средство формирования фонетических навыков иностранного языка как фонетическая зарядка и выявляем особенности ее использования при обучению фонетическому аспекту английского языка на начальном этапе.

Объект исследования – формирование фонетических навыков у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – фонетическая зарядка, как средство формирования фонетических навыков.

Цель – изучить особенности использования фонетической зарядки как средства формирования фонетических навыков у детей младшего школьного возраста в процессе обучения иностранному языку.

Задачи

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2) Изучить цели, задачи и технологию обучения произносительной стороне речи;

3) Выявить особенности формирования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе;

4) Определить роль и место фонетической зарядки на уроках английского языка;

5) Подобрать материал для проведения фонетической зарядки в начальной школе.

Гипотеза – фонетическая зарядка является одним из эффективных средств обучения произношению, если она систематична и разнообразна по форме и содержанию.

Основные понятия:

Фонетика - (от греч. phōnētikуs — звуковой, голосовой), 1) акустические и артикуляционные свойства звуков данного языка. 2) Раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их акустические характеристики.

Произносительные навыки - способность совершать операции, связанные с артикуляцией отдельных звуков и их соединением в слоги, слова, ритмические группы.

Произношение – 1)воспроизведение звуков речи; выговор, 2)манера говорить, произносить слова, 3)звуковая система какого-л. языка.

Слухо-произносительные навыки - это действия и операции по узнаванию и различению отдельных слов, предложений, а также правильная артикуляция звуков и их соединение в одно целое.

Фонетическая зарядка - этап урока (обычно начальный), который предназначается для формирования и совершенствования слухопроизносительных навыков учащихся.

Фонетический навык - способность правильно воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить.

Фонема - (от греч. phōnēma — звук), единица звукового строя языка, с помощью которой различаются и отождествляются морфемы и тем самым слова. Фонема может быть определена как совокупность различительных признаков.

 

Выводы

Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе довольно полно раскрыта в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ теоретических разработок по данной проблеме и сделать следующие выводы: формирование и развитие произносительныхнавыков на начальном этапе играют важную роль в обучении английскомуязыку, так как нарушение фонематической правильности речи, и интонационное оформление её говорящим ведет к недоразумениями непониманию со стороны слушающего.

Достаточный уровень сформированности фонетических навыков является непременным условием успешного формирования разных видов речевой деятельности. Основной целью обучения фонетике в начальной школе является формирование фонетических навыков как компонентов сложных речевых умений аудирования, говорения, чтения и письма. Эффективное обучение произносительной стороне иностранной речи возможно только при наличии принципов коммуникативной направленности, ситуативно-тематической обусловленности материала, сочетания сознательности с интуицией, наглядности предъявления, активности учащихся, индивидуального подхода и исправления ошибок с помощью образца методом переспроса. Также необходимо применение разнообразных методов, приемов и подходов к обучению произносительной стороне речи.

Одним из эффективных средств формирования и совершенствования фонетических навыков является фонетическая зарядка, которая играет огромную роль как средство развития детской речи и ее компонентов, укрепляет не только произвольную выразительность речи, но и способствует выработке правильного произношения отдельных звуков, слов, а также и фразы в целом, что способствует улучшению качества произношения, если она систематична и разнообразна по форме и содержанию.

 

 

Заключение

Достаточный уровень сформированности фонетических навыков является непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции. Нарушение фонематической правильности речи, неправильное интонационное оформление её говорящим ведет к недоразумениям и непониманию со стороны слушающего.

Фонетическая зарядка является эффективным средством формирования и совершенствования фонетических навыков, при условии разнообразия упражнений для ее проведения по форме и содержанию. Дополнительно фонетическая зарядка может быть использована, как средство совершенствования лексических и грамматических навыков, а также в качестве динамической паузы, не нарушая при этом целостности урока.

Грамотно и в соответствии с возрастом учеников подобранный для фонетических зарядок материал способствует повышению мотивации и интереса к изучению иностранного языка. Фонетическая зарядка, как средство формирование фонетических навыков английского языка в начальной школе, играет огромную роль в развитии детской речи и ее компонентов, укрепляет н только произвольную выразительность речи, способствует выработке правильного произношения отдельных звуков, слов, а также и фразы в целом, что способствует улучшению качества произношения.

Литература.

1. Бим И.Л., Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.,1977. – 288с.

2. Буряк Р.А., Галочкина И.Е., Шевченко Т.И., Фонетика современного английского языка. Теоретический курс. – М., Академия, 2008. – 272с.

3. Васильев В.А. Фонетика английского языка. - М.: Высшая школа, 1980. - 240 с.

4. Веренинова Ж.Б. Обучение английскому произношению с опорой на специфику фонетических баз изучаемого и родного языков. // Иностранные языки в школе. - 1994. - № 5.

5. Веренинова Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению.// Иностранные языки в школе. - 1998. - № 6, С. 65 - 70.

6. Виноградов В.А. Лингвистические аспекты обучения языку. – М., 1972.

7. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа [Текст]: методическое пособие / Н.Д. Гальскова, 3.Н. Никитенко. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 240с.

8. Гез Н. И., Ляховицкий М. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1982

9. Гудкова Л.М., Стихи и сказки на уроках английского языка в начальной школе. – М., АСТ, 2005. – 366 с.

10. Дубровин М.И., Английские и русские пословицы и поговорки в иллюстрациях. - М., Просвещение, 1995. – 107с.

11. Китайгородская Г.А., Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М., “Русский язык”, 1992. – 257с.

12. Коновалова Т.В., Веселые стихи для запоминания английских слов. – М., Литера, 2004 – 32с.

13. Литвинов П.П., Англо-русский фонетический словарь (English-Russian Phonetic Dictionary). – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 256.

14. Лукина Н.Д. Фонетический вводно - коррективный курс английского языка. - М.: Высшая школа, 1985. - 315 с.

15. Любченко А.С., Нестандартные Уроки Английского языка в школе. – М.: Феникс, 2007. – 304с.

16. Матусевич М.И., Введение в общую фонетику. - СПб., «Комета», 1990.

17. Мезеника М.В., Поговорим о поговорках. // Иностранные языки в школе. – 1993. - №2. - С. 51-52.

18. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе. // Иностранные языки в школе. - 1993. - № 3, С.14 - 17.

19. Никонова Н.К., Готовимся к урокам английского языка в начальной школе: Методическое пособие. – М., Айрис-Пресс, 2005 – 96с.

20. Пассов Е. И. Колова Т. И. Беседы об уроке иностранного языка. – Л., 1975, С. 45-69, 148-149

21. Пассов Е.И. Методика обучения иностранным языкам/ Е.И.Пассов, Е.С.Кузнецова//Серия пособий. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2000.

22. Пассов Е. И. Формирование произносительных навыков: учебное пособие (Под ред. Е.И. Пассова). – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40с.

23. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. – М. 1991.- 460с.

24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 120 с.

 

25. Соловова Е.Н., Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. Вузов и учителей. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 238с.

26. С.К.Сембаева «Формирование фонетических умений и навыков в обучении английскому языку»// - Журнал «Методика обучения иностранному языку», № 2 (10), 2006.

27. Торсуев Г.П. Фонетика английского языка. - М.: ИЛИЯ, 1950. - 310 с.

28. Трахтеров А.Л. Практический курс фонетики английского языка. - М.: Высшая школа, 1976. - 421 с.

 

Фонетическая зарядка как одно из эффективных средств



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.02 с.)