Хронометраж устойчивости внимания и работоспособности на уроке (занятии) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хронометраж устойчивости внимания и работоспособности на уроке (занятии)



 

Минуты Действия ребенка Действия педагога
10      
20    
30    
40    
50    
60    

 

Поведение ребенка фиксируется в верхней части квадрата условными обозначениями:.

В нижней части квадрата фиксируются действия воспитателя через условные знаки:

А – активен; П – пассивен; О – отвлекается

В – вопрос общий; В.И. – вопрос индивидуальный;

У   – указание; У.И – указание индивидуальное;

Оц. – оценка деятельности; Оц.И. – оценка индивидуальной деятельности;

Об. – объяснение, рассказ; П  – показ;

З   – замечание; З.И. – замечание индивидуальное

Пщ. – помощь.

Процедура собеседования с ребенком.

Диагностика готовности к школе проходит в режиме индивидуального диалога педагога с ребенком. Она состоит из двух частей:

1. Беседа-знакомство. В ходе беседы выясняется, знает ли ребенок свои анкетные данные, фамилию, имя родителей, свой адрес, возраст и день рождения. Предлагается также несколько свободных, "творческих" вопросов.

Задача педагога здесь — не столько выяснение данных, которые дуб­лируются вопросами родительской анкеты, сколько установление контакта с ребенком.

Вопросы этой части диагностики приведены в бланке "Анкета ребенка" на первой стороне. Ответы ребенка максимально подробно фиксируются прямо во время беседы. По этим ответам можно качественно оце­нить уровень общей осведомленности ребенка, а также специфику его речи, что бывает необходимо при обращении к специалисту-психологу или логопеду для специального глубокого обследования и консультирова­ния.

2. Собственно тестирование. Эта часть собеседования включает в себя диагностику готовности ребенка к школе при помощи 11 субтестов, перечисленных выше.

Порядок выполнения субтестов должен быть таким, как он описан в настоящей методике. Последовательность тестирования строится с учетом следующих принципов:

- при тестировании необходимо чередование вербальных и невербальных заданий

- трудность предлагаемых заданий должна увеличиватьсяпо ходу проведения диагностики: в начале обследования для уста­новления контакта с ребенком и создания у него ощущения ус­пеха ему должны предъявляться более игровые, легкие, "рас­ковывающие" задания, затем - более сложные.

Психологические принципы тестирования

Качество выполнения ребенком заданий зависит от того, насколько он чувствует себя естественно и раскованно. Поэтому во время собеседова­ния должна быть создана атмосфера доброжелательности, в которой бы он не боялся ошибиться, не старался бы показаться умнее, чем он есть. Необходима позитивная эмоциональная оценка его действий, поощре­ние, поддержка. Негативная реакция на ошибки недопустима.

Если ребенок замкнут, неконтактен, нужно попытаться создать как мо­жно более доброжелательную атмосферу: хорошо, если задания ребенок воспринимает как игру, в которой инструкция выполняет роль правил, а педагог - роль партнера по игре. В особенности это относится к шести­летним детям.

Давая инструкцию ребенку, надо убедиться, что он понял ее правиль­но.

Если ребенок отказывается или не может сразу выполнить задание, не следует настаивать. Можно предложить ему другое, а потом вернуть­ся к неудавшемуся.

Следует стараться избегать вмешательства родителей в тестирова­ние ребенка.

Оценка результатов ребенка

Все результаты ребенка оцениваются баллами. Критерии оценки при­ведены ниже в описании каждого субтеста. По окончании всей диагности­ки баллы суммируются. Дети, набравшие более 18 баллов, зачисляются в школу сразу же. При результате 17 баллов и меньше требуется специ­альная консультация психолога или логопеда.

Содержание диагностики

Субтест 1. «Нелепицы»

Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий мас­су явных "нелепостей", то есть вещей, которые в реальной жизни невоз­можны и смешны (см. Стимульный материал, карточки №№ 1а, 16, 1в). "Нелепицы" предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаива­ется. В качестве материала мы брали сюжеты из пособия С.Д. Забрамной "Наглядный материал для психолого-педагогического обследования де­тей в медико-педагогических комиссиях" (М., Просвещение, 1985 г.) и других пособий. В наших условиях приходилось использовать одновре­менно 5-6 вариантов рисунков, три из них мы включили в настоящий ком­плект.

Основным результатом данного субтеста является способность ре­бенка эмоционально откликаться на "нелепость" рисунка и умение объя­снить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям здо­рового ребенка данного возраста.

Инструкция. Картинка предлагается ребенку со словами: «Посмотри, какая у меня картинка». Если ребенок рассматривает ее молча (или во­обще никак не реагирует), педагог может спросить: "Ты рассмо­трел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?" При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на получен­ную им оценку.

Критерии оценки.

Ребенок получает 2 балла, если он реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все "неле­пости".

Ребенок получает 1 балл, если его реакция менее спонтанная, но он самостоятельно или с небольшой помощью— 1 или 2 во­проса — находит нелепые места.

Ребенок получает 0 баллов, если эмоционально никак не реа­гирует на картинку и только с помощью педагога находит несо­ответствия в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.005 с.)