I. Общее отношение к школе и учению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Общее отношение к школе и учению.



1. Положительное отношение к поступлению и пребы­ванию в школе (отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки).

2. Наличие школьно-учебных ориентации в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходи­мости учения).

II. Ориентация на новое, собственно школьное содержа­ние занятий.

1. Отказ от школы, в которой занятия грамоте и счету заменены уроками художественно-физкультурного цик­ла).

2. Предпочтение уроков грамоты и счета другим видам деятельности (рисование, пение, физкультура, игры на переменах, обед, прогулка и т.д.).

3. Содержательное представление о подготовке к школе.

III. Ориентация на новые, собственно школьные нормы организации деятельности.

1. Предпочтение коллективных занятий ин­дивидуальной форме обучения.

2. Предпочтение школы, в которой соблюдение пра­вил школьной дисциплины является обязательным.

3. Предпочтение отметки как формы учебной работы другим видам поощрения (сладости, игрушки).

IV. Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями).

Изучение мотивов учения

Подготовка исследования. Материал: 6 карточек со схема­тичным изображением фигур (содержание см. ниже).

Проведение исследования. Эксперимент проводится в на­чале и в конце учебного года с детьми 6—7 лет подготови­тельной к школе группы.

Детям индивидуально предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в каче­стве личностной позиции одного из персонажей. После про­чтения каждого абзаца перед ребенком выкладывают схема­тический соответствующий содержанию рисунок (внешняя опора для запоминания).

«Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Послушай.

Мальчики (девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил". На стол перед ребенком выкладывается карточка № 1: женс­кая фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился". Выкладывается карточка № 2: фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что там f весело и много ребят, с которыми можно играть". Выкладывается карточка № 3: фигуры двух ребят, играющих в мяч (игровой мотив).

Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрос­лым, а до школы я был маленьким". Выкладывается карточка № 4:2 фигурки, изображенные спиной друг к другу; у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, — игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что нуж­но учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выу­чишься — и можешь стать кем захочешь". Выкладывается карточка № 5: фигура с портфелем в руках направляется к зданию (социальный мотив).

Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки". Выкладывается карточка № 6: фигур­ка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (мотив получения отметки).

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку вопросы: «А как по-твоему, кто из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?» Дети последовательно осу­ществляют 3 выбора. При этом испытуемый указывает на кар­тинку, поясняя ее содержанием соответствующего абзаца. Если содержание недостаточно явственно прослеживается в ответе ребенка, экспериментатор задает контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?»

Обработка данных. Для каждого из шести мотивов (учебный, социальный, отметка, игровой, позиционный, внешний) под­считывают процент детей, у которых этот мотив встретился хотя бы в одном выборе.

 

Изучение интеллектуальной готовности ребенка к школе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.004 с.)