Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 6. Общие основы социальной психологии

Поиск

Раздел 6. Общие основы социальной психологии

Тема 6.1. Психология общения

    Общение - это процесс взаимодействия людей, социальной группы общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатом деятельности, в общении реализуются социальные отношения людей.

    Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса:

    коммуникацию (обмен информацией),

    интеракцию (обмен действиями)

    социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[2]

Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.

Средства общения – способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.

1. Виды общения по средствам:

    1) непосредственное ( путем использования данных природой органов – руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и

    2) опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, – телефон, СМИ и т. п.);

    3) вербальное (с помощью языка) 

    4 )невербальное (путем использования неязыковых средств – мимика, жесты, прикосновения и т. п.).

Тема 6.2. Психология группы

       В составе группы люди думают, чувствуют и ведут себя, находясь под вольным и невольным влиянием, присутствием других людей. У индивидов, действующих в составе группы, даже психические процессы протекают по-иному. Ситуация группового коллектива может влиять на результат деятельности человека.

       Группа - это совокупность свободно объединившихся равно полезных друг другу индивидов в процессе взаимодействия, удовлетворяющего личностные запросы и желания.

       Малая социальная группа -это целостный самостоятельный субъект функционирования и развития который:

  • Возникает в условиях объединения участников группы общей целью и межличностным отношениям;
  • Наделяет входящие в ее людей некоторым поведенческим и эмоциональным содержанием;
  • Определяет некоторые особенности их поведение внутри и межгрупповых ситуациях.
  • Малые группы составляют от 2-3 до 20-30 человек

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды.  

       Понятие о спортивной команде и спортивной группе

       Спортивная команда — это всегда спортивная группа. Спортивной группе всегда присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам.

       Спортивная команда, как правило является формальным объединением, однако ей присуще и некоторые признаки неформального объединения: - это общие интересы и стремления, деятельность осуществляемая на добровольных началах.

       Одна из характерных черт развития спортивной команды это периодичное обновление их состава.

       Победа команды осуществима лишь при совместном стремлении ее участников к общей цели. Это объясняется тем, что при индивидуальных действиях каждого человека команда к победе приводит единое направление усилий, общая атмосфера, чувства соревнования и поддержки.

       Высокий уровень командной игры проявляется в умении игроков видеть друг друга на поле или площадке, чувствовать, предвидеть замыслы партнеров, уметь их реализовать.

       Для команды характерно высокая групповая подготовленность т.е умение эффективно действовать сообща, руководить и подчинятся друг другу. Одним и самым главным параметром, характеризующим команду коллектива, является сплоченность.

Спортивная группа – это одна из разновидностей малых групп, в состав которой входят не менее 2 и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, возникшими под контролем тренера, инструктора, судьи.

Структуры спортивных групп:

1 )Формальнаяструктура создаётся в процессе тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям тренера;

2) Неформальная структура создаётся в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря определённой степени свободы, развития связей в группах, основанных на симпатиях, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностей.

Работы некоторых психологов показали, что наиболее устойчивые не подверженные распаду являются группы из 6-7 человек.

Виды конфликтов

Конструктивные конфликты – направлены на решение задач и достижения цели, иногда позволяют обнаружить болевые точки взаимоотношений членов группы и оказать позитивное влияние.

Деструктивный конфликт не способствует достижению желаемого результата, делит команду на подгруппы или даже приводит к разрыву отношений, снижает эффективность совместной деятельности.

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

1. Настойчивость (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами.

2. Избегание (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.

3. Приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.

4. Компромисс. Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.

Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.

5. Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: "Не ты против меня, а мы вместе против проблемы".

Раздел 6. Общие основы социальной психологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.006 с.)