Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие информационных технологий

Поиск

Развитие информационных технологий

A

Аннотация: Предпосылки быстрого развития информационных технологий. Этапы развития информационных технологий. Тенденции развития ИТ. Развитие ИТ и организационные изменения. Развитие ИТ и организационные изменения в организации.

Ключевые слова: информация, истина, менеджер, адекватность, полнота, достоверность, непротиворечивость, информационные технологии, очередь, затраты, представление

Введение

Наиболее характерная черта нынешнего развития мировой экономики — колоссальные успехи и достижения в области техники и технологии, развитие наукоемких производств. Высокие темпы развития науки и технологий, а главное масштабы и темпы их внедрения в производство и общественную жизнь, превратили научно-техническую революцию в естественный процесс, она стала перманентной. Благодаря развитию коммуникаций и росту уровня образования, "ноу-хау" сейчас практически сразу после изобретения становятся общечеловеческим достоянием. В условиях динамичного развития рынка, усложнения его инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные материальные и энергетические.

Старая истина гласила, что "тот, кто владеет золотом, то владеет миром". Сегодня это не так? миром владеет тот, кто владеет информацией. Но реальную власть дает не сама информация как таковая, а умение её извлекать, собирать, анализировать и с пользой применять. А это означает, что важные для бизнеса данные необходимо использовать с целью получения максимальных выгод. И, если получаемые в результате преимущества велики, то это дает все основания считать такую информацию одним из ключевых бизнес-активов предприятия. Если компания будет пренебрегать этими возможностями, то она рискует быстро оказаться на обочине рынка.

Современные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать данные и информацию, обеспечивать эффективные способы представления информации, стали важным фактором конкурентоспособности и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной жизнедеятельности. Уровень информатизации является сегодня одним из главных факторов успешного развития всякого предприятия.

Менеджер любого уровня при принятии решений основывается лишь на доступной ему информации о предмете управления, поэтому от качественных характеристик этой информации таких, как адекватность, полнота, достоверность, своевременность, непротиворечивость и т. п., непосредственно зависит эффективность его работы. В современных условиях информационные технологии и системы играют и будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей компаний. Это влечет за собой новые требования к информационным системам и их функциям. Они не могут оставаться просто инструментом, обеспечивающим обработку информации для отделов и конечных пользователей внутри предприятия. Теперь они должны давать новые изделия и услуги, основанные на информации, которые обеспечат бизнесу конкурентное преимущество на рынке.

Используемые на предприятии информационные технологии поддерживают реализацию деловых решений менеджеров. Однако, в свою очередь, новые системы и технологии диктуют свои специфические условия ведения бизнеса, изменяют компании. И каких бы консультантов в этой области руководитель не привлекал, окончательные решения необходимо принимать ему лично. Менеджер должен уметь извлекать максимальную выгоду из потенциальных преимуществ информационных технологий. Он обязан обладать достаточными знаниями для того, чтобы осуществлять общее руководство процессом применения и развития информационных технологий в компании и понимать, когда требуются дополнительные затраты ресурсов в этой области или помощь сторонних специалистов.

Основная цель этого курса — дать общее системное представление об информации, методах ее хранения, обработки и передачи, о современных информационных технологиях и системах, истории их развития, влиянии на общество и бизнес, методологиях их применения в деятельности предприятия. Поскольку каждая из рассматриваемых в курсе тем представляет собой достаточно большую и самостоятельную предметную область применения современных информационных технологий в управлении бизнесом и информационного менеджмента, то разные темы курса можно рассматривать как вводные в соответствующие дисциплины.

Тенденции развития ИТ

При традиционном подходе к организации, когда специализированные функции включаются в дело одна за другой, как в эстафете, высокая эффективность недостижима. Быстрота реагирования на внешние изменения требует постоянного сотрудничества между разными специализированными отделами и службами. Постоянно общаясь и обмениваясь информацией, они могут действовать быстро, согласованно и одновременно в самых разных направлениях.


Рис. 1.2. Изменение стиля ведения бизнеса в современной компании

Информационные технологии исключительно полезны в случае такого координированного процесса. Применение ИТ позволяет радикально изменить стиль управления и сами бизнес-процессы и значительно улучшить основные показатели деятельности компании (рис. 1.2). Прежние правила ведения бизнеса стремительно устаревают. Компании, которые не в состоянии "увидеть" значимость этих изменений, рискуют сильно отстать (табл. 1.2).


 

 

Таблица 1.2. Информационные технологии, изменяющие правила работы компаний

Прежнее правило Новое правило Технология
Информация может появляться в одном месте, в одно время Информация может появляться и быть востребованной в любом месте, в любое время — когда это необходимо Распределенные базы и хранилища данных, поисковые системы, технологии поиска заданных данных
Сложную работу по оценке ситуаций могут выполнять только эксперты Работу эксперта может выполнять специалист общего профиля Экспертные системы
Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией Можно одновременно получать преимущества от сочетания двух форм организации управления и производства Распределенная работа в группах, телекоммуникации и сети
Все решения принимают только высшие руководители и ответственные менеджеры Принятие решений становится частью работы каждого сотрудника, отвечающего за свой участок работы Средства поддержки приятия решений, доступ к базам и хранилищам знаний, системы знания
Для поиска, получения, анализа, хранения и передачи информации требуются специально оборудованные помещения Специалисты могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся Интернет/Интранет технологии, оптоволоконные и спутниковые системы связи, мобильные системы
Лучший контакт с покупателем — личный контакт Лучший контакт с потенциальным покупателем — эффективное изучение особенностей покупателя Интерактивное взаимодействие, базы данных, системы опроса и выявления предпочтений
Для того чтобы найти некую сущность, нужно знать, где она находится Сущности сами говорят вам, где они находятся Системы поиска Мобильные агентные системы
Сверстанные планы не пересматриваются или пересматриваются под давлением форс-мажора Планы пересматриваются и корректируются оперативно, по мере необходимости и адекватно требованиям потребителя Экспертные системы, системы гибкого планирования и управления рисками, высокопроизводительные ЭВМ

 


 

 

В результате этого изменились сами составляющие бизнеса (табл. 1.3):

Таблица 1.3.

Динамика развития бизнеса Стратегическое планирование и тактические цели Оперативный простор Управление рисками Гибкость управления Конкурентоспособность Ускорилась Увеличилась дальность и точность прогноза Расширилась область применения Моделирование и оптимизация ситуации Быстрое маневрирование ресурсами Распространение имеющегося превосходства на весь бизнес

Cовременное состояние ИТ можно охарактеризовать следующими положениями:

· наличие большого количества программно-аппаратных комплексов и платформ для эффективного управления и сопровождения производства, промышленно функционирующих баз данных и хранилищ знаний большого объема, содержащих информацию по всем направлениям деятельности общества;

· наличие технологий, обеспечивающих интерактивный доступ любого пользователя к информации и ресурсам — технической основой для этого служат открытые (Free) и корпоративные системы поиска информации (InformationRetrievalSystems — IRS) государственные и коммерческие системы связи, глобальные (GlobalNetworkSystems), национальные (NNS) и региональные (RNS) информационно-вычислительные сети; международные соглашения, стандарты и протоколы обмена данными;

· расширение функциональных возможностей ИТ, обеспечивающих распределенную работу баз и хранилищ данных с данными разнообразной структуры и содержания, мультиобъектных документов, гиперсред; создание локальных и интегрированных проблемно-ориентированных ИС различного назначения на основе мощных серверов и локально-вычислительных сетей;

· включение в ИС специализированных интерфейсов пользователя для взаимодействия с экспертными системами (ExpertSystem — ES), систем поддержки принятия решения (DecisionSupportSystem — DSS), систем поддержки исполнения (ExecutiveSupportSystem — ESS), систем машинного перевода (TranslatingComputerSystem — TCS) и другие технологии и средства.

Также можно выделить пять основных тенденций в развитии ИТ:

1. Глобализация. Компании могут с помощью ИТ вести дела на мировом рынке, где угодно, немедленно получая исчерпывающую информацию. Происходит интернационализация программных средств и рынка информационного продукта. Получение преимуществ за счет постоянного распределения информационных расходов на более широкий географический регион становится необходимым элементом стратегии.

2. Конвергенция. Стираются различия между промышленными изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами его получения, их профессиональным и бытовым использованием. Передача и прием цифровых, звуковых и видеосигналов объединяются в одних устройствах и системах.

3. Усложнение информационных продуктов и услуг. Информационный продукт в виде программно-аппаратных средств, баз и хранилищ данных, служб эксплуатации и экспертного обеспечения имеет тенденцию к постоянному развитию и усложнению. В то же время интерфейсная часть ИТ при всей сложности решаемых задач постоянно упрощается, делая все более комфортным интерактивное взаимодействие пользователя и системы.

4. Способность к взаимодействию (Interoperability). Проблемы оптимального обмена данными между компьютерными информационными системами, между системой и пользователями, проблемы обработки и передачи данных и формирование требуемой информации приобрели статус ведущих технологических проблем. Современные программно-аппаратные средства и протоколы обмена данными позволяют решать их во все более полном объёме.

5. Ликвидация промежуточных звеньев (Disintermediation). Развитие способности к взаимодействию однозначно ведет к упрощению доставки информационного продукта к потребителю. Становится ненужной цепочка посредников, если есть возможность размещать заказы и получать требуемое непосредственно с помощью ИТ.

Применительно к бизнесу это означает следующее:

· осуществление распределенной обработки данных, когда на рабочем месте достаточно ресурсов для получения и анализа информации;

· создание развитых систем коммуникации, когда рабочие места объединены для максимально быстрой пересылки сообщений;

· устранение помех в системе интеграции организация — внешняя среда, прямой доступ в мировые информационные потоки;

· создание и развитие систем электронных заказов и торговли;

· поддержка социальных сетей.

Рассмотренные выше изменения требований к группам интересов в сфере ИТ и информационной культуре компании обусловлены динамикой развития предприятий и внешней среды и приводят к функциональным изменениям в системе управления. Основные аспекты этого развития и их влияние на роль ИТ в управлении предприятием указаны ниже.

Капиталовложения и риски

Капиталовложения в ИТ сегодня влекут за собой многочисленные последствия. С одной стороны, они открывают определенные перспективы, а с другой — могут лишить предприятие перспективных возможностей в будущем из-за зависимостей, связанных с быстрыми технологическими изменениями и "привязки" к какой-либо одной технологии или определенному поставщику. Поэтому решения о капиталовложениях в ИТ не должны приниматься, пока не будут оценены риски применения тех или иных компьютерных и телекоммуникационных средств и не получена профессиональная консультация, по какому пути пойдет развитие следующего поколения технологии. При планировании капиталовложений в ИТ необходимо в обязательном порядке "держать" в уме конечную цель их приобретения и развёртывания — насколько ИТ будут способствовать реализации бизнес-стратегии предприятия.

Поисковые системы

Для быстрого поиска информации в Internet разработаны специальные программы, которые по заданным адресам и ссылкам мгновенно отыскивают нужную информацию. При этом число обработанных информационных ресурсов может достигать сотен тысяч.

Поисковая система — Web-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Internet. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на Ftp-серверах, товары в Internet-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.

В последнее время появился новый тип поисковых движков, основанных на технологии RSS — семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Можно назвать и аналогичные технологии: RichSiteSummary (стандарт RSS 0.9x) — обогащённая сводка сайта; RDF SiteSummary (RSS 0.9 и 1.0) — сводка сайта с применением инфраструктуры описания ресурсов; ReallySimpleSyndication (RSS 2.x) — очень простое приобретение информации. Информация из различных источников, представленная в формате XML на базе RSS-стандартов, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами.

Комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы, называют поисковым движком или поисковой машиной. Основными критериями качества работы поисковой машины являются релевантность, полнота базы, учёт морфологии языка. Индексация информации осуществляется специальными поисковыми роботами. Улучшение работы поисковых систем — это одна из приоритетных задач сегодняшнего Internet.

Первой поисковой системой для Всемирной паутины был "Wandex" — робот, разработанный в 1993 году Мэтью Грэйем (MatthewGray) из Массачусетского технологического института. Также в 1993 году появилась поисковая система Aliweb, работающая до сих пор. Первой полнотекстовой (т. н. "Crawler-based" — то есть индексирующей ресурсы при помощи робота) поисковой системой стала "WebCrawler", запущенная в 1994 году. В отличие от своих предшественников она позволяла пользователям искать по любым ключевым словам на любой Web-странице — с тех пор это стало стандартом во всех основных поисковых системах. Кроме того, это был первый поисковик, о котором стало известно в широких кругах. В 1994 году был запущен поисковик Lycos, разработанный в американском университете Карнеги Мелона.

Вскоре появилось множество других конкурирующих поисковых машин таких, как Excite, Infoseek, Inktomi, NorthernLight и AltaVista. В некотором смысле они конкурировали с популярными Интернет-каталогами, такими, как Yahoo! Позже каталоги соединились или добавили к себе поисковые машины, чтобы увеличить функциональность. В 1996 году русскоязычным пользователям Internet стало доступно морфологическое расширение к поисковой машине AltaVista и оригинальные российские поисковые машины Rambler и Aport. 23 сентября 1997 года была реализована поисковая система Yandex.

Помимо поисковых машин для Всемирной паутины существовали и поисковики для других протоколов такие, как Archie для поиска по анонимным FTP-серверам и Veronica для поиска в Gopher.

В настоящее время совокупности поисковых и сервисных программ образуют мощные общедоступные и коммерческие поисковые службы: в зарубежном секторе Internet — это AltaVista, Excite, Google, HotBot, Infoseek (Go)Light, Lycos, Magellan, Norbern, Yahoo!, OpenText, WebCrawler, в русскоязычном секторе основными полнотекстовыми поисковыми системами считаются Апорт, "Иван Сусанин", "Кирилл и Мефодий", "Россия-Он-Лайн", Rambler, List.ru, RussiaontheNet, FTP-Search, Yandex.

Большинство русскоязычных поисковых систем индексируют и ищут тексты на многих языках — украинском, белорусском, английском и др. Отличаются же они от "всеязычных" систем, индексирующих все документы подряд, тем, что, в основном, индексируют ресурсы, расположенные в доменных зонах, где доминирует русский язык или другими способами ограничивают своих роботов русскоязычными сайтами.

Наряду с универсальными поисковыми системами большой популярностью пользуются специализированные такие, как метапоисковые MetaCrawler.com и Nigma.ru, или осуществляющие "вертикальный" поиск (по конкретным типам: новости, картинки, видео, фото, вакансии, группы товаров и т. п.).

 

Электронная коммерция

Электронная коммерция, по сути, появилась раньше своего термина — в 60-е годы, в эпоху Mainframe-based приложений. Одними из первых таких приложений были сервисные компьютерные программы для транспорта — заказ билетов, обмен данными между различными транспортными службами, подготовка и согласование маршрутов движения судов и самолетов.

Бурный рост сетей Internet в 90-е годы, связанный с появлением Web-технологий, заставил многих представителей бизнеса обратить пристальное внимание на его возможности. Появился новый тип бизнеса — розничная торговля через Internet. В 1997 году появился стандарт "OpenBuyingontheInternet" (OBI). В нём излагались принципы, которым должно соответствовать программное обеспечение для электронной коммерции, поддерживающее открытые Internet-стандарты. Стандарт OBI затрагивает большой класс вопросов стандартизации всех форм взаимодействия между организациями, вовлеченных в полный цикл "поставки-продажи-покупки" ("Supply-Selling-Buying").

Электронная коммерция (e-commerce) вовлекает все больше продавцов и покупателей. Обороты онлайновой торговли исчисляются к настоящему времени миллиардами долларов. Лидером электронной торговли является Amazon.com.

Электронная коммерция обладает рядом несомненных преимуществ, из которых можно выделить следующие:

· бoльшая открытость компании по отношению к клиентам, взаимодействие с клиентами направлено на установление долгосрочных взаимоотношений (CustomerRelationshipManagement — CRM);

· значительное увеличение оперативности получения информации для принятия решений — особенно в сложных торговых сделках с участием нескольких компаний;

· значительное сокращение цикла маркетинга и продаж, появление возможности пред- и послепродажной поддержки продукта — в особой степени это относится к программному обеспечению (представление подробной информации о продуктах и услугах, документация, поставка новых версий и т. д.);

· электронная оплата сделок с использованием электронных платежных систем;

· возможность организации виртуальных предприятий — группы отдельных специалистов или даже компаний для ведения совместной коммерческой деятельности;

· осуществление бизнес-процессов, совместно управляемых компанией и ее торговыми партнерами;

· значительное снижение затрат, связанных с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций;

· возможность создавать альтернативные каналы продаж, например, через электронный магазин на корпоративном портале;

· в случае необходимости факты и частота совершения торговых операций могут быть объективно измерены провайдером и подтверждены независимыми аудиторами, например, по анализу lоg-файлов;

· распространение права собственности на продаваемые или покупаемые нематериальные активы, например, пакеты информации в электронном виде;

· на рынке имеется достаточно много недорогих программных пакетов для осуществления коммерческой деятельности в Internet.

К недостаткам можно отнести необходимость приобретения специализированных программно-аппаратных средств (если их нет в компании), осуществления повышенных мер безопасности информации, необходимость работы через Internet-посредников (провайдеров), возможность потери критически важной для бизнеса информации.


Рис. 2.4. Направления электронной коммерции

Согласно стандарту OBI электронной коммерцией считалось взаимодействие между бизнес-организациями посредством электронных технологий и Internet. Сейчас это только один из секторов рынка электронной коммерции, который называется "бизнес-бизнес" (Business-to-Business). Электронную коммерцию в настоящее время принято разделять на ряд направлений (рис. 2.4), основными из которых считаются:

· " бизнес - бизнес " (Business-to-Business — В 2 В);

· " бизнес - потребитель " (Business-to-Consumer, или Business-to-Customer, или Business-to-Client — В 2 С);

· " потребитель - бизнес " (Consumer-to-Business — C2B);

· "потребитель-потребитель" (Consumer-to-Consumer — С2С).

 

Рассматриваются также взаимоотношения бизнеса и потребителей с государственными и иными регулирующими органами: "бизнес — государственные органы" (Business-to-Government — В2G), "потребитель — государственные органы" (Consumer-to-Government — С2G).

Можно выстраивать более сложные цепочки, как, например, "производитель электронного товара/услуги для государственного органа по социальному заказу — деятельность Internet-провайдера — государственный орган — потребитель" (Business-to-Business-to-Government-to-Consumer — В2В2G2С) и т. д.

Сектор B2B ранее определяли как межкорпоративное взаимодействие в системе "предприятие-предприятие" с использованием стандартов электронного обмена данными для осуществления передачи деловой информации.

Изначально этим термином обозначались процессы купли-продажи товаров и услуг между предприятиями в режиме On-Line. В настоящее время B2B понимается как любой процесс взаимодействия между предприятиями или подразделениями одного предприятия для решения бизнес-задач, который может быть реализован с применением информационных технологий и через Internet. Полем деятельности участников этого сектора являются виртуальные B2B-площадки (рис. 2.5).

Такие площадки принято делить на 3 типа в зависимости от того, кем она создается:

· поставщиками или продавцами (Supplier-driven или Seller-driven);

· покупателями (Buyer-driven);

· третьей стороной (Third-party-driven).

Возникновение тех или иных видов торговых площадок зависит от степени влияния покупателей и продавцов в данной области экономики.


Рис. 2.5. Виртуальные B2B-площадки

Площадки Supplier-driven. Крупные продавцы играют активную роль в формировании торговых площадок. Это происходит по разным причинам. Одни компании хотят привлечь как можно больше оптовых покупателей, другие — снизить затраты на продажи, третьи — иметь возможность объединиться с партнерами и диктовать свои условия на рынке.

Например, несколько крупных американских компаний, выпускающих медицинские товары — Jоhnson&Johnson, GE MedicalSystems, BaxterInternational, AbbottLaboratories и Medtronic — предприняли усилия для создания общей Интернет-площадки GlobalHealthCareExchange (http://www.globalhc.com) в области здравоохранения для того, чтобы не платить комиссионные владельцам площадок, на которых они раньше работали. В России такие площадки организуются в сырьевой и обрабатывающей промышленности, в тяжелом машиностроении, в сельскохозяйственной отрасли, предприятиями энергетики, производителями продуктов питания.

Площадки Buyer-driven. Одна или несколько крупных компаний создают свою торговую площадку для привлечения компаний-поставщиков. Концепция таких торговых площадок возникла в связи с потребностями крупных компаний в оптимизации процесса закупок, расширении торговых контактов и сети поставок по оптовым ценам. В качестве примера можно взять автомобильную промышленность в США, где GM, Ford и DaimlerChrysler объединились для создания глобальной онлайновой торговой площадки, или здравоохранение, где TenantHealthcare объединила усилия с Ventro для создания Internet-площадки, ориентированной на потребности рынка медицинских товаров.

Площадки Third-party-driven. Такие площадки создаются, обслуживаются и управляются третьей стороной для того, чтобы свести вместе покупателей и продавцов. Обычно такие площадки создаются теми, кто хорошо ориентируется в том или ином секторе бизнеса, и служат для получения дохода в виде процента от совершенных сделок. Примерами таких площадок могут быть электронные биржи и аукционы (B2B Exchange/Auction).

При формировании площадок В2В необходимо учитывать ряд важных аспектов:

· доступность для новых участников;

· поддержка признанных стандартов разработки (EDI, Web-формы, XML-приложения);

· масштабируемость используемых платформ;

· возможность управления информацией и применения аналитических методов обработки;

· возможность интеграции инструментов электронной коммерции;

· обеспечение информационной безопасности.

В зависимости от конкретного типа площадки делают акцент на те или иные характеристики и разрабатывают соответствующие инструменты для поставщиков либо для потребителей.

Сектор B2C — форма электронной коммерции, целью которой являются прямые продажи для потребителя. Такая форма торговли эффективна для устранения географической удаленности между крупными городами и регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. B2C позволяет вести прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что естественно приводит к росту прибыли.

К системам B2C относятся:

· Web-витрины (FrontOffice) торговых компаний для привлечения возможных покупателей к продуктам данных компаний;

· Internet-магазины, которые занимаются только продажей товаров и содержат необходимую инфраструктуру (BackOffice) для производства продаж и управление электронной торговлей через Internet;

· торговые Internet-компании, в которых система электронных продаж (BackOffice) полностью интегрирована со всеми торговыми бизнес-процессами.

Для полноценного функционирования Internet-магазина необходимы следующие обязательные компоненты:

· Web-сервер, производящий разграничение доступа и распределяющий запросы;

· сервер приложений, управляющий бизнес-логикой и реализующий необходимую совокупность процессов;

· БД и СУБД для сбора, хранения, обработки и управления данными;

· система электронных платежей, включающая электронную цифровую подпись.

Структура управления Internet-магазином реализуется, как правило, в виде трёхзвенной архитектуры "клиент — сервер приложений — сервер базы данных". Для интеграции Internet-магазина с бизнес-процессами основной компании может быть установлен шлюз-конвертор для передачи данных от магазина в бухгалтерскую систему и систему документационного обеспечения компании.

Сектор C2B. Во-первых, C2B — это форма электронной коммерции, которая предоставляет потребителю возможность самостоятельно устанавливать цену на различные товары и услуги, предлагаемые компаниями. Таким способом формируется спрос, который, однако, не означает, что совершится продажа по запрошенной цене. Продавец, пользуясь статистическими данными текущего спроса, принимает окончательное решение, и после этого товар "выпускается" в продажу по усредненной цене. Во-вторых, C2B — совокупность методов, инструментов и технологий для выполнения онлайновых транзакций между потребителями (физическими лицами или небольшими объединениями частных предпринимателей) и предприятиями. Примером являются сайты бизнес-консультантов, юристов, промоутеров, профитеров (специалистов по оптимизации деятельности предприятий), аудиторов, рекламных агентов и других специалистов, способных оказывать услуги предприятиям.

Сектор C2С. Форма электронной торговли, суть которой состоит в организации купли-продажи товаров и услуг между потребителями. В этом случае персональный сайт физического лица или специализированный сайт, имеющий раздел бесплатных объявлений, выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. Сделка может быть совершена как непосредственно через Интернет, если обе стороны имеют платежные инструменты, так и наличными деньгами при согласовании всех вопросов с применением Интернет. В качестве примера можно привести ресурс http://www.molotok.ru — один из ведущих российских аукционов, где каждый желающий может что-либо продать или купить.

И, наконец, в заключение отметим, сумма всех четырех секторов электронной коммерции <B2B + B2C + C2B + C2C> является её обобщенным социальным ресурсом. Электронный бизнес в настоящее время насчитывает много разновидностей, определяемых конкретными задачами бизнеса и применяемыми информационными технологиями. Это — торговые Internet-системы, Internet-биржи и аукционы, электронные платежи, кредитные и дебетовые системы, электронные чеки и деньги, Internet-страхование, аренда Web-сервисов, подбор персонала, лингвистические услуги и многое другое. В зависимости от сфокусированности контента ресурс <B2B + B2C + C2B + C2C> реализует соответствующий аспект электронного бизнеса переходного периода — от постиндустриального к информационному обществу.

Мобильная коммерция (m-Commerce). Это перевод электронной коммерции в мобильные формы. Мобильная коммерция делает пользователя еще более независимым, не привязывая его к стационарному компьютеру или серверу. Она предоставляет все возможности e-Commerce, при наличии у пользователя мобильных устройств для получения и передачи информации, выхода в Интернет, совершения транзакций.

Основу мобильной коммерции составляют протоколы WAP и GPRS, позволяющие выходить в Сеть, "скачивать" информацию, просматривать ее на мини-дисплее и совершать многочисленные операции электронной коммерции. Мобильная коммерция развивается очень быстрыми темпами. Например, всем известный мобильный телефон с функцией WAP или собственным микробраузером становится сейчас еще и средством идентификации владельца, выполняет функции банковской кредитной карты, позволяет выходить в мировую сеть, делать заказы билетов, производить коммерческие операции и т. д.

Социальные сервисы Internet

Как было упомянуто выше, Internet с самого момента зарождения стал мощным организующим инструментом в социальной сфере, практически не зависящим от государства. Исходными средствами массового общения стали:

· Электронная почта. Возникшая самой первой, эта форма обмена сообщениями продемонстрировала саму возможность практически мгновенного общения посредством вычислительных сетей. Архитектурно предназначенная для обмена сообщениями между двумя абонентами, она позволила обмениваться информацией группам людей. Такой модификацией стали группы или списки рассылки.

· Телеконференции или группы новостей. Телеконференции стали следующим этапом развития систем общения. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, различные способы тематической группировки сообщений.

· Интерактивное общение (чаты). С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в интернете в режиме постоянного присутствия, и как логичное развитие этой ситуации, появляется сервис общения в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение в течении незначительного промежутка времени в пределах нескольких секунд после отправки его собеседником. Специализированный сервис такого рода получил название InternetRelationChat (IRC). В рамках этого сервиса общение проходит через специальныеузлы в рамках общих направлений — каналов.

Свободное общение пользователей как таковое во всех этих сервисах вовсе не было самоцелью. Их назначением было обеспечение в первую очередь деловых задач — информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Однако с появлением в сети множества индивидуальных пользователей, с удешевлением коммуникаций и компьютерного оборудования, общение стало более свободным. В рамках этих сервисов стали появляться сообщества — группы людей, объединенных общими интересами, среди которых обмен был существенно более активным и протяженным во времени, чем вне этих групп. В группах стала формироваться некоторая история обмена — личная и общественная, со временем появились и личные отношения между участниками.

Такие сообщества имели особенности, обусловленные их техническим и социальным характером:

· пользователя в таком сообществе идентифицирует формальное имя (NickName или сокращенно nick). Один реальный пользователь может выступать под разными обозначениями, ведя таким способом несколько виртуальных персонажей;

· основным способом коммуникации был и остается обмен текстовыми сообщениями. Поскольку эмоции обычным текстом передать сложно и не всегда такой текст воспринимается одинаково, то со временем появились знаки, обозначающие эмоциональную окраску текста — "смайлики" (Smiley);

· накопление активно использующейся социальной истории отношений (смысловых шаблонов, общих ситуаций, способов разрешения конфликтов и пр.). Такая история служит отчасти и средством опознавания "свой-чужой". В сетевых сообществах одной из форм проявления такой истории стало формирование своеобразного стиля общения, диалоговых сокращений, часто просто жаргона;

· стиль общения в таких средах более свободный, чем в обычной жизни — чаще всего из-за того, что общение ведется от имени виртуального персонажа, не имеющего явно выраженного пола, возраста и социального статуса.

Наиболее распространенными современными средства интерактивного общения являются Web-приложениями. Такой способ позволяет максимально облегчить вхождение в систему общения за счет максимального сокращения настроек системы, которые часто устанавливаются по умолчанию, а также за счет доступности — браузер-приложения стали стандартом де-факто и присутствуют в любой операционной системе, рассчитанной на персональное использование. В тоже время, благодаря развитию телекоммуникационных сетей, с таким сервисом можно работать из любой точки земного шара, в том числе и с мобильных устройств — телефонов и смартфонов. Укажем на несколько наиболее распространенных форм организации общения с помощью Web-технологий.

Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде Web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый пос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.119 (0.02 с.)