Государственное регулирование рынка ценных бумаги коллективных инвестиций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование рынка ценных бумаги коллективных инвестиций



 

На финансовом рынке приоритетной целью государственного регулирования должна являться защита интересов инвестора как наиболее слабой из всех участников рынка стороны, поэтому "задачей государства является создание условий, направленных на минимизацию рисков инвесторов" <1>. Другими целями государственного регулирования РЦБиКИ являются обеспечение упорядоченности совершения операций с ценными бумагами и баланса интересов всех его участников, предотвращение возможных конфликтов и восстановление нарушенных прав.

 

Реализация этих целей осуществляется путем:

- установления специальных правил введения в оборот тех видов ценных бумаг, которые выпускаются в массовом порядке (эмиссионных ценных бумаг и ЦБКИ), предполагающих особый контроль за данным процессом;

- установления обязательных требований к раскрытию эмитентами и иными субъектами рынка информации, имеющей значение для всесторонней оценки инвестором своих потенциальных рисков;

- подробного регламентирования порядка учета прав владельцев бездокументарных ценных бумаг;

- установления специальных требований к субъектам профессиональной деятельности на РЦБиКИ (далее вместе - "профессиональные участники"), регламентации их деятельности, осуществления особого контроля за ними, в том числе лицензирования;

- закрепления в законодательстве различных механизмов защиты прав и законных интересов инвесторов.

Рассмотрим подробнее указанные направления государственного регулирования.

Способом государственного контроля за процессом введения в оборот для эмиссионных ценных бумаг является осуществление регистрационных действий в процессе эмиссии, для ЦБКИ - регистрация правил доверительного управления инвестиционным фондом или ипотечным покрытием.

По общему правилу эмитент в случае размещения ценных бумаг путем подписки обязан зарегистрировать проспект ценных бумаг одновременно с государственной регистрацией их выпуска (дополнительного выпуска), за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 22 Закона о РЦБ (например, регистрации проспекта не требуется при размещении ценных бумаг путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых не превышает 500, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, и в ряде других случаев).

Проспект ценных бумаг представляет собой документ, составленный в соответствии с требованиями Закона о РЦБ и утвержденный Банком России Положением о раскрытии информации <1>, содержащий подробную информацию о финансовом положении эмитента и его хозяйственной деятельности, включая бухгалтерскую (финансовую) отчетность на последнюю отчетную дату, имеющий назначением предоставить максимально полную информацию инвесторам и органам контроля.

--------------------------------

<1> См.: Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Банком России 30 декабря 2014 г. N 454-П // Вестник Банка России. 2015. N 18 - 19.

 

В случае размещения ценных бумаг по открытой подписке и в иных случаях регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации о своей деятельности в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, могущих оказать существенное влияние на стоимость эмитированных им ценных бумаг, а также некоторые другие виды информации, предусмотренные нормативными актами. Правила раскрытия информации эмитентами установлены статьей 30 Закона о РЦБ и вышеуказанным Положением Банка России. Информация раскрывается эмитентом путем публикации в ленте новостей уполномоченного регулятором информационного агентства (распространителя информации) на сайте такого распространителя и на странице эмитента в сети Интернет, предоставляемой, опять же, распространителем информации. В настоящее время уполномоченными информационными агентствами являются АКМ, Азипи, Интерфакс, Прайм, СКРИН <1>.

--------------------------------

Статьей 51.1 Закона о РЦБ установлены особые условия и порядок допуска к размещению и обращению на российском рынке ценных бумаг иностранных эмитентов.

В отношении профессиональных участников РЦБиКИ законодательством и подзаконными актами, регулирующими конкретные виды профессиональной деятельности, устанавливаются специальные требования о предоставлении информации, имеющей значение для инвесторов (лицензий, правил осуществления профессиональной деятельности, условий договоров и др.), и ее раскрытии в сети Интернет на сайтах профессиональных участников.

В целях надлежащего учета прав владельцев бездокументарных ценных бумаг установлено требование к обязанным по ним лицам обеспечить ведение реестра прав владельцев соответствующих ценных бумаг, заключив для этого договор с лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию (ч. 2 ст. 149 ГК РФ). Лицо, выпустившее бездокументарную ценную бумагу, и лицо, осуществляющее по его поручению учет прав на такие ценные бумаги, несут солидарную ответственность за убытки, причиненные в результате нарушения порядка учета прав, порядка совершения операций по счетам, утраты учетных данных, предоставления недостоверной информации об учетных данных, если не докажут, что нарушение имело место вследствие непреодолимой силы (ч. 4 ст. 149 ГК РФ).

Согласно позиции КС РФ, отраженной в Постановлении от 28 января 2010 г. N 2-П, акционерное общество, привлекая регистратора для ведения реестра, "обязано проявить достаточную осмотрительность и заботливость, с тем чтобы заключить договор с таким лицом, деятельность которого по ведению и хранению реестра позволит обеспечить имущественные интересы акционеров" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 700.

 

Законодательством о РЦБиКИ, а также актами регулятора финансового рынка сформирована система пруденциального <1> регулирования деятельности его профессиональных участников, назначение которой - обеспечение финансовой устойчивости юридического лица, предотвращение конфликта интересов и снижение рисков, возникающих в его деятельности. Основными элементами данной системы являются: установление нормативов достаточности собственных средств и для некоторых субъектов - иных финансовых нормативов; специальные требования к учредителям (участникам), членам коллегиальных органов управления, руководителям и иным сотрудникам, занимающим руководящие должности, введение квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка для сотрудников профессионального участника, занимающих ключевые должности; требование осуществления специально уполномоченным работником - контролером (или специальной службой) внутреннего контроля в целях своевременного выявления и предотвращения нарушений законодательства; выработка мер, направленных на предотвращение конфликта интересов; специфическая отчетность для каждого вида профессиональной деятельности и некоторые др.

--------------------------------

 

Законодательством введены ограничения на совмещение некоторых видов профессиональной деятельности на РЦБиКИ, а также, в ряде случаев, на совмещение такой деятельности с иными видами экономической деятельности в целях минимизации финансовых рисков и негативных последствий конфликта интересов, возможного при выполнении одной организацией нескольких видов деятельности. Например, не допускается совмещение деятельности регистратора с иными видами профессиональной деятельности на РЦБ (ст. 10 Закона о РЦБ); не допускается совмещение биржевой деятельности с функциями брокера, дилера, управляющего и депозитария на РЦБ (ч. 5 ст. 9 Закона об организованных торгах) и т.п.

Регулятор вправе проводить проверки эмитентов, лиц, обязанных по ЦБКИ, а также профессиональных участников по вопросам соблюдения законодательства, регламентирующего их деятельность. По результатам выявленных нарушений данные субъекты привлекаются к административной ответственности в форме штрафов, приостановления действия или аннулирования лицензии.

Защите прав и законных интересов инвесторов на рынке эмиссионных ценных бумаг посвящен специальный федеральный закон - Закон о ЗПЗИИ. В соответствии со ст. 11 Закона о ЗПЗИИ в случае выявления нарушения или угрозы нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником РЦБ Банк России вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение им отдельных операций на РЦБ на срок до шести месяцев. Регулятор раскрывает на своем интернет-сайте информацию о привлечении к ответственности профессиональных участников РЦБ и эмитентов.

Согласно ст. 7 Закона о ЗПЗИИ жалобы и заявления инвесторов подлежат рассмотрению органами власти, регулирующими РЦБ, в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления.

В целях защиты прав и законных интересов инвесторов Банк России вправе обращаться в суд с исками и заявлениями (ст. 14 Закона о ЗПЗИИ).

Статьей 16 Закона о ЗПЗИИ устанавливаются обязанности СРО профессиональных участников РЦБ рассматривать жалобы и заявления инвесторов на действия ее участника (члена), его должностных лиц и специалистов, применять к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами деятельности этой СРО, и сообщать Банку России об итогах рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов и принятых ею решениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.008 с.)