Формы по принципу драматургии и экспрессии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы по принципу драматургии и экспрессии.



Образование формы по принципу драматургического развития свойственны произведениям, опирающимся на экспрессию звучания, т.е. там, где «строительным материалом» оказываются контрастирующие параметры звучания (а не мелодия и гармония). Например, с одной стороны - непрерывность и протяжность звучания, узкие интервалы, постоянный ритм, мягкие тембры, а с другой – короткие звуки, быстрая их схема, широкие интервалы, полиритмия, резкие тембры.

Форма произведения, построенного по типу конфликтной драматургии, может представлять несколько драматургических сфер, которые борются между собой. Каждой сфере определен свой узнаваемый спектр звучания и приемов исполнения. Такими сферами могут быть: удары судьбы, облик главного героя, ирония. Сочинение может развиваться по такому плану: сначала показ всех трех сфер, их взаимодействие при усилении выразительности каждого, а затем развязка, когда побеждают, например, удары судьбы, заглушающие все остальные элементы.

Еще пример. Произведение, выполненное в стиле неконфликтной драматургии, может представлять коллаж из нескольких разноплановых по жанру и звучанию тем: академического этюда, джазовой импровизации, звучания колоколов, психологической музыки, бойкой пляски. Все разноликие темы в таком произведении существуют без конфликтов, просто настойчиво заявляя о себе как явление окружающей нас действительности.

Формы на основе сонористики и фактуры.

Сутью сонористики или «музыки тембров» является то, что звуковая краска становится самостоятельным композиционным фактором. Единицей композиции в ней становится не мелодическая тема, состоящая из мотивов, фраз, предложений и периодов, а сам звук – «сонор» (всевозможного рода тембровые наслоения, кластеры, шумы и пр.).

При создании сонористической музыки с симфоническим оркестром композиторы изобрели необычные приемы исполнения: игру смычком между подставкой и подгрифом, хлопки по корпусу инструмента, нарастающие и убывающие по силе звучания, движущиеся вверх и вниз кластеры. Компьютерные способы создания музыки многократно расширили возможности этого направления.

В сонористической музыке основной материал может составлять звучание без определенной высоты, здесь используются новые способы звукоизвлечения и практически игнорируются точные звуковые связи (по высоте, ритму).

Границы построения в этой форме часто размыты. Частями такого произведения могут быть сверхмногоголосные кластеры (одновременно 80 звуков), либо многоголосный полиритмический канон (из 40 голосов), шорох бестоновой игры медных инструментов, стадии изменения тембра и т.п.

Примечание

Кластер – созвучие, состоящее из большого количества расположенных рядом нот, возникающее при одновременном нажатии нескольких соседних клавиш фортепиано.

Канон – многоголосная музыка, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один позже другого.

Полиритмия – одновременное сочетание двух или нескольких различных ритмов.

Построение формы по принципу фактуры возможно в тех произведениях, где есть много голосов, присутствует ритм.

Для такой музыкальной формы свойственна фактурная волна, которая может начинаться с унисона (звуков одинаковой высоты), а затем постепенно нарастать за счет увеличения голосов, количество которых в кульминационной зоне достигает максимума (например 30-40). Строение фактурной волны может иметь и убывающий характер. В ней так же могут присутствовать два или более кульминационных момента. Голоса фактуры могут быть намеренно немелодийны и представлять, например, ритмические удары, говор вокалистов и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.005 с.)