Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Одноименная и близкая тональностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одноименная тональность – это мажорный или минорный лад, построенный от одной и той же ноты, например, тональности Ля мажор и Ля минор. Близкими тональностями являются те, у которых есть общие аккорды (трезвучия). Предложим, нужно определить близкие тональности к До мажору. Берем трезвучие на второй ступени – оно получается минорным (Ре-Фа-Ля). Следовательно, Ре минор – близкая тональность. Теперь строим трезвучие на третьей ступени До мажора (Ми-Соль-Си) – следовательно, следующая близкая тональность – Ми минор. Таким образом получаем у каждой тональности по шесть близких тональностей (т.е. тональностей первой степени родства). В мажоре трезвучия строятся на ступенях: II, III, IV, V, VI и IV гармонической (повышенной на полтона). А в миноре на ступенях: III, IV, V, VI, VII, и V гармонической (повышенной на полтона).
Формула А+В+А соответствует произведению, где средняя часть контрастирует с крайними. Например, в этой части может быть использована далекая тональность. В данном типе трехчастной формы часто третья часть (реприза) бывает расширенной по размеру, в ней находится общая кульминация произведения. Здесь усиливается массивность изложения, насыщается фактураактивизируется ритмическое движение, объединяются выразительные элементы первых разделов. В трехчастной форме какие-либо части могут быть расширены по строению и содержанию. Например, в средней части могут объединяться два или три контрастных раздела; строение такого произведения можно обозначить формулой: А+ВС+А или А+ВСD+А. Произведение трехчастной формы может быть построено более сложно: каждая из его частей может представлять простые двухчастные или трехчастные формы, например, соответствуя такой формуле: А(а+в)+С(а+в+а)+А(а+в).
Вариационная форма. Вариацией (или мотивной разработкой) называется видоизмененное повторение темы, т.е. ее мотивов. Как принцип развития вариации есть во всех музыкальных жанрах (везде существуют повторы материала с некоторыми изменениями). Как форма произведения вариации представляют собой такую конструкцию, в которой за изложением законной темы следует ее видоизмененные повторения (т.е. сами вариации). Формула: … Для темы характерны простота, запоминаемость, несложность гармонического языка и фактуры. Именно эти качества позволяют в дальнейшем развивать тему, усложнять и детализировать ее. Часто темой вариации служит отрывок из популярного произведения. Приемы вариационного преобразования темы разнообразны. Изменяться может как сама мелодия и/или ее сопровождение, так и ритм, фактура, метр (тактовый размер), тональность, лад и т. д. Количество вариаций может быть любым. Цикл вариаций может завершаться кодой: отдельным построением или расширенным изложением последней вариации. В зависимости от того, как преобразуется тема, различают несколько типов вариаций (объединенных в одном произведении). Строгие вариации, в которых основные компоненты темы существенно не меняются. Мелодия здесь развивается благодаря переносу мелодии в другие регистры, добавлению орнамента: форшлагов к опорным тонам мелодии, опеванием тонов мелодии, заполнением широких интервалов поступенным движением и т. п. Остинатные вариации (от лат. оbstinatus – упрямый, упорный) характерны постоянно повторяющейся мелодией с разными вариантами сопровождения. В старинной музыке, например, были популярны остинатные вариации на тему, изложенную в басовой партии. Свободные вариации примечательны тем, что в них тема может изменяться как угодно. Наиболее типичные черты этих вариаций заключаются в том, что тема либо расширяется, либо сужается, допускается применение лишь фрагмента темы, либо развивается в основном вновь появившейся элемент (а не тот, который изложен в теме). Как правило, вариации расставляются в произведении по принципу контраста. Если вариаций много, то в середине произведения ставится та вариация, которая напоминает тему. Редкой, но интересной формой являются так называемые двойные вариации, в основе которых лежат две темы. Вначале, как правило, излагают обе темы, а затем следуют вариации попеременно то на одну, то на другую тему. Формула таких вариаций может выглядеть так: А+В (тема) + + Свободные и сквозные формы Свободные формы не обладают какой-то строгой системой – они полностью подчиняются по форме особенностям конкретного сочинения. В таких произведениях существует полная свобода в чередовании различных разделов. Например, произведение может иметь такую формулу: ABCD+ ABCBA. Размеры частей могут быть любыми (свободные формы могут опираться на системы расположения частей, описанные в предыдущих разделах).
Сквозные формы – это построения особого порядка, представляющие постоянную смену музыкальных событий, в конце произведения не подводится итог, т.е. нет никакого итогового утверждения. Формула сквозной формы: А+В+С+… Эта форма стала популярной в искусстве XX в., т.к. выражает достаточно распространенную идею о непредсказуемости жизненного пути человека: это путешествие, в котором ничего не повторяется и неясна конечная цель. 4.2.Авангардные направления. Алеаторная форма. Алеаторные формы (от лат. alea - случайность) характеризуется тем, что фрагменты произведения исполняются в случайном порядке, т.е. автор «отдает часть композиторских полномочий» исполнителю, который вправе исполнять части произведения в любой последовательности. Более того, исполнитель может делать любые перестановки внутри разделов, например, менять листы партитуры местами, повторять исполнение некоторых отрывков партитуры. Компьютерный музыкант – это в большинстве случаев композитор и исполнитель в одном лице. Поэтому при создании алеаторной формы он сначала сам записывает музыкальный материал, а затем в свободном порядке расставляет для исполнения его части (фрагменты).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.006 с.) |