Какой представляется личность писателя в эти годы. О чём свидетельствует его «лирический дневник». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какой представляется личность писателя в эти годы. О чём свидетельствует его «лирический дневник».



Вариант анализа первой группы.

Природа

Мне снилось, что я вошёл в огромную подземную храмину с высо­ кими сводами. Её всю наполнял какой-то подземный, ровный свет. По самой середине храмины сидела величавая женщина в волни­ стой одежде зелёного цвета. Склонив голову на руку, она казалась погружённой в глубокую думу.

Я тотчас понял, что эта женщина — сама Природа,— и мгновен­ным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх.

Я приблизился к сидящей женщине — и, отдав почтительный по­клон:

— О наша общая мать! — воскликнул я. — О чём твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья?

Женщина медленно обратила на меня свои тёмные, грозные глаза. Губы её шевельнулись — и раздался зычный голос, подобный лязгу железа.

Я думаю о том, как бы придать большую силу мышцам ног бло­хи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие
нападения и отпора нарушено... Надо его восстановить.

Как? — пролепетал я в ответ. — Ты вот о чём думаешь? Но
разве мы, люди, не любимые твои дети?

Женщина чуть-чуть наморщила брови:

Все твари мои дети, — промолвила она, — и я одинаково о них
забочусь — и одинаково их истребляю.

Но добро... разум... справедливость... — пролепетал я снова.

— Это человеческие слова, — раздался железный голос. — Я не ведаю ни добра, ни зла... Разум мне не закон — и что такое спра­ведливость? Я тебе дала жизнь — я её отниму и дам другим, чер­вям или людям... мне всё равно... А ты пока защищайся — и не ме­шай мне!

Я хотел было возражать... но земля кругом глухо застонала и дрогнула — и я проснулся.

Август 1879

Задания по форме ЕГЭ выполняет ученик 1

1.Какое слово является однозначным? Докажите.

а) брови

б) свет (земля, свет фонаря, рассвет, свет, ты мой ясный)

в) свод (свод законов,= свести, деревянный)

г) сила (сила тока, сила воли, большая сила в руках)

 

2.В каком слове пишется НН?

а) равновесие наруше…о

б) благовей…ый

в) медле…о обратила

г) зыч…ый голос

 

3.Какое слово образовано не суффиксальным способом?

а) удобнее    (удобн (ый) + ее)

б) почтительный (почтить + тельн (ый)

в) справедливость (справедлив(ый) + ость)

г) застонала (за +стонала)

 

4.В каком слове пропущена одна и та же буква?

а) ра…мышляешь, ра…дался, ля…гу (з или с)

б) п…дземную, …братила, з…стонала (о или а)

в) к…залась, с…вершенства, нап…дения (о или а)

г) сер…дина, отн…му, пр…близился (е или и)

Вариант анализа

Любопытно, что, когда Тургенев хочет передать какие-то очень дорогие для него мысли, фантазии, он облекает их в форму сна, ви­дения.

Уже в первом абзаце обращаем внимание на объёмность «храми­ны», в которой обитает природа. Огромность и покой, бездушие и холод.

...огромная подземная храмина... высокие своды... подземный,

ровный свет.

Сразу возникает вопрос. Почему Природа, создательница и «об­щая мать» всего живого, обитает под землёй, — а не на земле и на не­бе? Видимо, земля — пристанище «тварей земных», а небо — место обитания Бога.

Следует отметить, что Природа имеет человеческий облик. Только в её портрете подчёркивается иное.

...величавая женщина в волнистой одежде зелёного цвета... тёмные, грозные глаза... зычный голос, подобный лязгу железа... же­ лезный голос.

Определяющее в портрете— величие, огромность, властность. Может быть, даже жестокость. И тогда понятным становится, по­чему человек, встретившись с чудом, испытывает «благоговейный страх» и почтительность.

Но рассказчику дано право раз­говаривать с Природой. Человеку пришло в голову, что Природа раз­мышляет «о будущих судьбах человечества». И - что же? Для неё важно «восстановить равновесие нападения и отпора». Это ли не закон При­роды? Оказывается, для неё «все твари» равны: человек, блоха, червяк — и она «одинаково заботится» о них и «одинаково истребляет».

Рассказчик делает открытие: для Природы нет нравственных понятий. Это «человеческие слова»: «добро... разум... справедливость».

Голос Природы неласков, и он не обещает человеку ничего, кроме опасности. С ней надо держать ухо востро — защищаться, как она сама приказала. Жестокая мать, которой «разум не закон». Равнодушная и бесстрастная.

Рассказчик «хотел было возражать...», но что может возразить стихии, силе, власти «тварь»? Ведь то, чем гордится человек, что от­личает его от других «червяков»: душа, нравственный закон, ум, совер­шенство, счастье — ей безразлично.

Видимо, в этом стихотворении нам предложена одна из версий происхождения мира. Если человек создан не Богом, а самой Природой, как утверждают дарвинисты, путём естественного отбора — от обезьяны, то что тогда? Нравственные заповеди не нужны для того, чтобы человек выжил как вид среди живых существ. Но чем же тогда он будет отличаться от них? Сама мысль об этом должна внушать ужас любому мыслящему существу, и потому в этом стихотворении много слов, вызывающих негативные эмоции:

грозные глаза... зычный голос, подобный лязгу железа... твари... истребляю... пролепетал... железный голос, червям... глухо застона­ла...

Вспомним смерть Базарова, поклонника этой гипотезы. И только когда природа одушевлена, когда Природа и Бог едины — тогда только не теряется смысл существования.

Учитель. Слово эксперту …

Учитель. Проверка индивидуального задания на доске.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.006 с.)