Вопрос о повторяемости сюжетов в истории литературоведения. Теория заимствования. А.Н.Веселовский о сюжете и мотиве. «Морфология» волшебной сказки (по В.Я.Проппу). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос о повторяемости сюжетов в истории литературоведения. Теория заимствования. А.Н.Веселовский о сюжете и мотиве. «Морфология» волшебной сказки (по В.Я.Проппу).



Сюжеты - это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности. С обобщением соединена уже и оценка действия, положительная или отрицательная. Таким образом, сходство сказочных и мифологических мотивов и сюжетов протягивалось и на эпос; но происходили и новые контаминации: старая схема подавалась, чтобы включить в свои рамки яркие черты события. Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения. При сходстве или единстве бытовых и психологических условий на первых стадиях человеческого развития такие мотивы могли создаваться самостоятельно и вместе с тем представлять сходные черты. Под сюжетом я разумею тему, в которой снуются разные положения-мотивы; примеры: 1) сказки о солнце (и его матери; греческая и малайская легенда о солнце-людоеде); 2) сказки об увозе.

И мотивы и сюжеты входят в оборот истории: это формы для выражения нарастающего идеального содержания. Отвечая этому требованию, сюжеты варьируются: в сюжеты вторгаются некоторые мотивы, либо сюжеты комбинируются друг с другом. Я не хочу этим сказать, чтобы поэтический акт выражался только в повторении или новой комбинации типических сюжетов.

Пропп выделяет функции действующих лиц и отмечает их сходство. Функция – определенный поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия. Это – постоянный, устойчивый элемент сказки вне зависимости от того, кем они могут быть выполнены. Число их ограничено и последовательность одинакова. Группировки в разных сказках могут быть разнообразны. Но все волшебные сказки однотипны по своему строению.

Категории поэтики в смене литературных эпох. «Поэтическое искусство» Н.Буало как манифест классицизма.

Поэтика в этом смысле слова – сборник норм, фиксированных приемов, руководствуясь которыми, автор должен создавать художественное произведение. В настоящее время жанр поэтики остался в прошлом. Объяснить сам феномен поэтики, а также его исчезновение возможно, опираясь на классификацию типов художественного сознания. Данный жанр был наиболее распространен в традиционалистский или нормативный период. Такие категории как традиция,жанр норма, образец стояли во главе угла, доминируя над индивидуально-авторским сознанием. На смену этому периоду приходит индивидуально-авторское сознание, выдвигая категорию «автор» как основную. Если в традиционалистский период жанр поэтики был как нельзя актуален, определяя образцы для подражания, границы жанров и стилевые нормы, то с приходом индивидуально-авторского он уже не может играть такой роли, так как автор отныне сам устанавливает собственные, индивидуальные правила творчества.

Буало.

1. Определяет систему жанров, формальные и содержательные характеристики каждого жанра. Торжественность оды, несерьезность и насмешливость эпиграммы, добрую направленность сатиры.

2. Особое место – мотив подражания античности. В трагедии стоит избегать современных сюжетов и героев, а надо черпать из античности, Гомер, Софокл, Еврипид.

3. Три единства для драмы, одна сюжетная линия, действо длиной не более дня, в одном месте.

Внешнее и внутреннее действие. Доминанта внутреннего действия в драме «новой волны» рубежа 19-20 вв.

Внутреннее действие – смена умонастроений главного героя, психологическое состояние его. Главный интерес – в подробностях переживаний.

Аристотель, Горация, Буало о трагедии и комедии.

Аристотель:

трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенный объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в различных частях, — воспроизведение действием, а не рассказом. посредством сострадания и страха очищение подобных чувств. шесть (составных) частей, соответственно чему трагедия обладает теми или другими качествами. Эти части: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция. Важнейшая из этих частей — состав событий, так как трагедия есть изображение не людей, а действий и злосчастия жизни. А счастье и злосчастье проявляется в действии, и цель трагедии (изобразить) какое-нибудь действие, а не качество. Фабула – воспроизведение одного события.

 

Гораций:

Следуй преданью, поэт, иль выдумывай с истиной сходно. Если происходит нечто новое, оно не должно само себе противоречить, а быть от начала до конца целостным. Однако взору зрителя не должно быть представлено все, происходящее в трагедии. недостоин трагедии стих легкомысленной шутки. Если, как ржавчина, в ум заберется корысть, то возможно ль С нею стихов ожидать, в кипарисе храниться достойных?

Если ты учишь, старайся быть кратким, чтоб разум послушный Тотчас понял слова и хранил бы их в памяти верно!

Если ты что вымышляешь, будь в вымысле к истине близок:

 

Буало:

Приятным ужасом сердца не захватил

И не посеял в них живого состраданья,

- как у Аристотеля.

Волнует зримое сильнее, чем рассказ,

Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз

- как у Горация.

Поэт обязан быть и гордым и смиренным,

Высоких помыслов показывать полет,

Изображать любовь, надежду, скорби гнет,

Писать отточенно, изящно, вдохновенно,

Порою глубоко, порою дерзновенно,

И шлифовать стихи, чтобы в умах свой след

Они оставили на много дней и лет.

 

 

Романтизм как преодоление традиционализма в творчестве. Предисловие к «Кромвелю» В.Гюго (основные положения).

- Не следовать грекам, так как их театр и современный не имеют ничего общего.

- отказ от следования образцам.

- отказ от двух единств

- строгой системы жанров

- гротеск и противоречия в драме имеют место и должны там быть, так как жизнь противоречива и гротескна сама по себе.

- драма как соврменный вид искусства (она устремлена в настоящее)

33. Повествование и повествователь (нарратор). Способы повествования. – Бахтин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.007 с.)