Фрагмент как тип художественного единства. Цикл произведений в различных родах литературы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фрагмент как тип художественного единства. Цикл произведений в различных родах литературы.



Фрагмент – литературный жанр, внешняя незаконченность, но художественно и внутренне целостный и завершенный. Как самостоятельный жанр получает распространение в эпоху романтизма. Как жанр фрагмент самодостаточен и обладает целостностью. Фрагмент может в силу жанровой традиции входить в некий контекст. Фрагмент воплощает идеал бесконечности и разнообразия мира. Отрывочность и фрагментарность особенно присуще лирике. Фрагментарность стала важным принципом литературы постмодернизма.

 

Цикл – группа произведений составляющих одно художественное целое и распостранен во всех родах литературы. Циклизация – результат творящего сознания. Прочно в художественное сознание входят понятия в 19 – 20 вв. Обязательные признаки – авторское заглавие и устойчивость текста в нескольких изданиях. Основная проблема – целостность.  Все циклы решают эту проблему по-разному. Первична все же целостность не цикла, а составляющих его произведений. Единство цикла возникает на границах самих произведений. Цикл близок к синтетическим жанрам. В эпике – сквозной метасюжет. Авторский цикл и неавторский цикл. Неавторский – на основе, например, биографического подтекста (именные названия). Важна связь частей. Это не складывание, а объединение. Формирование эстетики случайного и непреднамеренного в литературе способствовало развитию циклов (подражания Корану)

18. Понятие литературного жанра, его функции. Переменные и устойчивые жанровые признаки в литературном процессе. Жанровые типологии (М.М.Бахтин, Г.Н.Поспелов).

Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Жанр определяется через комплекс признаков. Во-первых, это – определенный знак. Формирует предпонимание. Но жанр – это переменная величина в литературном процессе. Но в каждом жанре можно выявить некие устойчивые признаки. В трагедии это внутриличностый конфликт, нет счастливого финала, противостояние героя и обстоятельств, внешнего мира.

Бахтин (эпос и роман)

Роман – единственный постписьменный (ну и самый молодой) жанр, у которого нет еще жестких форм, он есть становящийся жанр.

 

Роман не должен быть "поэтичным" в том смысле, в каком поэтическими являются остальные жанры художественной литературы; 2) герой романа не должен быть "героичным" ни в эпическом, ни в трагическом смысле этого слова: он должен объединять в себе как положительные, так и отрицательные черты, как низкие, так и высокие, как смешные, так и серьезные; 3) герой должен быть показан не как готовый и неизменный, а как становящийся, изменяющийся, воспитуемый жизнью; 4) роман должен стать для современного мира тем, чем эпопея являлась для древнего мир

Эпическая цельность человека распадается в романе и по другим линиям: появляется существенный разнобой между внешним и внутренним человеком. Наконец, человек приобретает в романе идеологическую и языковую инициативность, меняющую характер его образа (новый и высший тип индивидуализации образа. Настоящее в его незавершенности, как исходный пункт и центр художественно-идеологической ориентации, - грандиозный переворот в творческом сознании человека

Понятие «эпической дистанции». В эпосе действите отнесено в недосягаемое, неизменное прошлое и замкнуто в нем. Прошлое – не только временная, но и нравственная категория. Идеологический инициативы у человека нет. романизация других жанров.  Они становятся свободнее и пластичнее, их язык обновляется за счет внелитературного разноречия и за счет "романных" пластов литературного языка, они диалогизуются, в них, далее, широко проникают смех, ирония, юмор, элементы самопародирования, наконец, - и это самое главное - роман вносит в них проблемность, специфическую смысловую незавершенность и живой контакт с неготовой, становящейся современностью

Буало: Выделяет следующие группы жанров:

2 песнь: Эклога, идиллия, ода, сонет, эпиграмма, баллада, рондо, сонет, сатира, водевиль.

3 песнь: трагедия, эпопея, поэма, комедия. 

Буало рассматривает критерии как формы (например, сонет), так и содержания, что позволяет выделять черты, характерные для каждого жанра. Ведущие мотивы – подражание античности, особенно для второй группы жанров, недопустимость нововведений, герои и сюжеты должны оставаться античными + три единства.

Поспелов: Проблема в бессистемности и многозначности. Новелла – жанр один, а смыслов много разных вкладывает каждый. Проблема выделения жанровых свойств и нежанровых свойств. Жанр в первую очередь стоит определять исходя из формы, а не из содержания. В то же самое время, нельзя игнорировать и формальное сходство жанров. 

О Веселовском: из обрядовой песни-пляски возникает лирическая поэзия. Затем оттуда появляется уже драматическая поэзия. Эпос – запев корифея, руководителя хора, постепенно приобретает повествовательные черты. Поэма, например, продолжает в литературном развитии эпоса повествовательную песню.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.006 с.)