Наглядные пособия, оборудование и инвентарь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наглядные пособия, оборудование и инвентарь



Творческий.Центр

Сфера

 

УДК 373

ББК 74.100.5

П68

 

ВОСПИТЫВАЕМ ПЕШЕХОДА

 

Обучая детей правилам дорожного движения, необ­ходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это — беседы, обсуждение ситуаций, наблю­дения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художе­ственных текстов, просмотр видео- и диафильмов, на­стольные, дидактические игры.

Работа идет комплексно по всем разделам воспита­ния и обучения. Ее совместно проводят психолог — вос­питатель — родители — ребенок. Знания закрепляют­ся в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Анализируются они с помощью тестов, магнитофонных записей, которые дают прослушать родителям.

При организации поездок с детьми в автобусе или во время пешеходной экскурсии работники дошколь­ных учреждений берут на себя ответственность за их жизнь и здоровье. Поэтому особое внимание они дол­жны уделять вопросу безопасности дошкольников в общественных местах, на улицах (приложение 1).

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями так­же должна проводиться определенная работа: еже­дневные беседы, рекомендации, советы, анкетирование, заседания «круглого стола», диспуты, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов (приложение 2). К этой деятельности привлекаются и школьники.

Частыми гостями детского сада должны стать сотруд­ники Госавтоинспекции, врачи-травматологи. Они при­мут участие в заседаниях «круглого стола», родительских собраниях, проведут консультации, дадут рекомендации.

Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного поведения на улице, в транспорте

 

 

в дошкольных учреждениях проводятся специальные занятия по разработанному перспективному плану, бло­ки занятий по развитию речи и изобразительной дея­тельности, музыкальному воспитанию, занятия в авто­городке с участием сотрудников автоинспекции. Вос­питатели должны ежедневно наблюдать за пешеходами, транспортом и обсуждать интересные ситуации с деть­ми. В старших и подготовительных к школе группах можно рекомендовать пешие прогулки к светофору, троллейбусной остановке, перекрестку, чтобы при по­ступлении в школу ребенок освоил все необходимые понятия (приложение 3). Воспитатели создают проблем­ные ситуации на планшетах, схемах.

В каждой возрастной группе должны быть представ­лены дидактические, настольные игры, атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми в совмест­ной с воспитателем и самостоятельной деятельности, а также в специально организованной форме обучения. Под руководством воспитателей дети и родители изго­тавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дела­ют из бумаги, природного, бросового материала подар­ки для детей младших групп, своих сестер и братьев.

Большую помощь в организации занятий оказыва­ет психолог. Дети объединяются в группы по интел­лектуальному развитию, степени возбудимости. Для них создаются специальные ситуации на развитие того или иного процесса, по выработке определенного на­выка. Индивидуальная работа ведется и с родителями для оказания этим детям особой помощи.

В занятиях обязательно должен участвовать музыкаль­ный руководитель. Устраиваются игры-соревнования «Что? Где? Откуда?», «Поле Чудес», «КВН», «Счастли­вый случай», «Конкурс "Лучший пешеход"»; делаются инсценировки «Мы едем, едем, едем...», «В стране Светофории», «Школа светофорных наук» и т.д.

Для того чтобы больше заинтересовать детей прави­лами движения, привлекаются школьники — бывшие выпускники, они участвуют в развлечениях, в изго­товлении атрибутов, ремонте педального транспорта.

Для повышения педагогического мастерства воспита­телей создается перспективный план работы для всех воз­растных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются художествен-

ная литература для дошкольников (приложение 4), методическая литература для воспитателей, рекоменда­ции для родителей. Проводятся педсоветы, диспуты, де­ловые игры, семинары-практикумы," где воспитатели по­лучают рекомендации, материал для работы с родителя­ми и детьми. На заседаниях «круглого стола» обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Первая младшая группа

(дети 2—3 лет)

 

s Формирование представления об окружающем про­странстве, ориентирование в нем. Знакомство с некоторыми видами транспорта. Игра на ориентирование в окружающем пространстве. Целевые прогулки.

Вторая младшая группа

(дети 3—4 лет)

 

s Расширение ориентирования в окружающем про­странстве.

s Знакомство с понятиями «улица», «дорога», с рабо­той водителя, со светофором.

s Игры на ориентирование в окружающем пространстве. Целевые прогулки.

Средняя группа

(дети 4—5 лет)

 

s Совершенствование ориентирования в окружающем пространстве, в прилегающей к детскому саду мест­ности.

s Знакомство с разными видами транспорта, их осо­бенностями.

s Расширение знаний об улице, дороге, перекрестке, элементарных правилах передвижения по ним. Игры на ориентирование. Целевые прогулки.

 

 

Старшая группа

(дети 5—6 лет)

s Подведение к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения. Правила для пешеходов.

s Правила для пассажиров.

s Работа светофора.

s Движение транспорта.

s Игры на ориентирование.

s Целевые прогулки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первая младшая группа

Тема 1. Улица

Цели: выработать бессознательную привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что на дорогу выходить нельзя.

«Где мы гуляем?» Воспитатель на прогулках и в группе постоянно объясняет детям, что гулять можно только в определенных местах и вместе со взрослы­ми. Рассказывает, что машины едут по мостовой, а люди ходят только по тротуару.

 

 

Тема 2. Транспорт

Цель: дать понятие о том, что все машины — это транспорт, что транспорт бывает разным.

s «Для чего нужны машины?» Воспитатель объясня­ет, что машины перевозят людей и грузы, строят и работают в поле. Задает детям вопросы о том, какие машины они знают.

s Ролевая игра «Водитель и автомобиль».

Тема 3. Светофор

Цели: объяснить, для чего нужен светофор; расска­зать, как он выглядит.

s «Что такое светофор?» Воспитатель в доступной фор­ме рассказывает о том, для чего нужен светофор, о его цветах и их назначении.

Вторая младшая группа

Тема 1. Улица

Цели: познакомить с понятиями «улица», «дорога»; уточнить знания о местах, где едут машины, где хо­дят люди.

s «Где мы гуляем?» Где едут машины?» Воспитатель использует целевую прогулку, чтобы показать, где можно Ходить людям, где можно ездить машинам. Дети отвечают на его вопросы. Воспитатель обраща­ет внимание на то, что играть на дороге нельзя.

s Игра на ориентировку в пространстве «Кот и мыши».

Тема 2. Транспорт

Цели: познакомить с различными видами транспорта (грузовик, легковой автомобиль, автобус, троллейбус); уточнить знания о работе шофера (управляет автомо­билем, перевозит людей и грузы).

s «Какие машины едут?» Воспитатель, используя на­глядность, знакомит детей с транспортом, наиболее часто встречающимся в их населенном пункте.

s «Рассматривание грузового автомобиля». Воспита­тель показывает основные части автомобиля и пред­лагает детям назвать их (кабина, кузов, колеса, руль).

 

s «Берегись автомобиля». Воспитатель обращает вни­мание детей на то, что машина не может Остано­виться сразу, а человек может.

s «Кто управляет автомобилем?» Воспитатель пока­зывает место водителя, объясняет, как нужно дер­жать руль,сигналить.

s Игра на внимание «Найди свой цвет».

Тема 3. Светофор

Цели: познакомить с понятием «светофор»; уточнить, что обозначают цвета светофора (красный, желтый зеленый).

s «Сигналы светофора». Воспитатель использует фла-нелеграф, на котором размещает кружки красного, желтого и зеленого цвета, и объясняет значение сигналов светофора.

s Игра на быстроту реакции «Лови мяч».

Средняя группа

Тема 1. Улица

Дели: закрепить понятия «улица», «дорога», «транс­порт»; познакомить с понятиями «переход», «перекре­сток».

s «Что такое улица?» Воспитатель рассказывает де­тям о том, на какие части делится улица. Объясня­ет, где и как можно переходить улицу.

s «Дорога до детского сада». Воспитатель задает детям вопросы о том, как они добираются до детского сада.

s Целевая прогулка. Устраивается для закрепления понятий.

Тема 2. Транспорт

Цели: закрепить знания о видах транспорта; озна­комить с правилами поведения пассажиров.

s «Какие бывают машины?» Воспитатель, используя наглядность (цветные картинки, игрушки), пока­зывает разные виды транспорта и задает детям во­просы о том, кто управляет машиной, чем отлича­ется троллейбус от автобуса и др.

 

s Игра «Пассажиры». Используя стулья, можно по­строить импровизированный салон автобуса, в кото­ром рассядутся дети.

s «Кто такой пассажир?» Воспитатель знакомит де­тей с элементарными правилами поведения пасса­жиров, задает вопросы о том, как себя нужно вести в автобусе или троллейбусе.

Тема 3. Светофор

Цели: дать определение понятия «светофор»; закре­пить знания о правилах перехода улицы.

 

s «Для чего нужен светофор?» Воспитатель показы­вает светофор, используя картинку, электрическую модель или макет; рассказывает о принципе его работы, загадывает загадки о светофоре. Спраши­вает, на какой сигнал светофора можно идти лю­дям.

s Аппликация «Светофор». Дети изготавливают ап­пликацию на практическом занятии, используя цветную бумагу, клей, картон.

Тема 4. Пешеход

Цели: закрепить понятие «пешеход»; объяснить, что для пешеходов существуют свои правила.

s «Правила для пешеходов». Воспитатель предлагает отправиться на прогулку, т.е. сделаться пешехода­ми. Объясняет, что для пешеходов существуют пра­вила дорожного движения. Задает вопросы о том, как называется та часть улицы, где можно ходить пешеходам; по какой стороне тротуара должны хо­дить пешеходы.

Старшая группа

Тема I. Улица (дорога)

Цель: выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения.

s «Основные части улицы». Воспитатель обращается к детям с просьбой назвать основные части, на ко­торые делится улица, и задает вопросы о том, для чего предназначена улица и эти ее части.

 

s «Улица, на которой расположен наш детский сад».

Дети рассказывают о своем пути от дома до детско­го сада.

Тема 2. Транспорт

Цель: закрепить представление о различных видах транспорта.

s «Какие бывают автомобили?» Дети отвечают на во­просы воспитателя. Рассказывают о том, каким сиг­налом оборудован пожарный автомобиль, на каких автомобилях устанавливается сигнал «сирена».

s «Правила для пассажиров». Дети отвечают на во­просы воспитателя. Рассказывают об обязанностях пассажиров, о том, где люди ожидают транспорт.

s Загадки о транспорте.

s Игра на ориентировку в пространстве «Море волну­ется...»

Тема 3. Светофор

Цель: закрепить знания о работе светофора.

s «Школа светофорных наук». Дети занимают места в «автобусе» и отвечают на вопросы воспитателя о светофоре. (Как называется прибор, регулирующий движение на улице? При каком сигнале разреша­ется переходить улицу? Для кого предназначены светофоры со звуковым сопровождением?)

s Игра «Поле Чудес».

s Чтение стихов о светофоре.

Тема 4. Пешеход

Цель: подготовить к правильным действиям в сло­жившейся ситуации на дороге, улице.

s «Школа пешеходных наук». Воспитатель задает де­тям вопросы, они отвечают.

s Правила движения по улице и. ее перехода. Дети отвечают на вопросы воспитателя (По какой части улицы должен ходить пешеход?Где и как пешехо­ды должны переходить улицу?)

s Игра «Что? Где? Откуда?»

s Конкурс «Лучший пешеход». Проводится для за­крепления практических навыков.

 

 

Тема 2. Транспорт

Цель: закрепить понятия об общественном транс­порте, правилах пользования им и поведении в нем.

s «Какие бывают автомобили?» Воспитатель задает детям вопросы о разных, в том числе специальных, видах транспорта.

s «Безопасное поведение на улице и в транспорте». Дети рассказывают о правилах поведения на улице и в транс­порте, воспитатель задает им наводящие вопросы.

s Практическое занятие. Используя игрушки, дети рассказывают о своих поездках в транспорте.

Тема 3. Светофор

Цель: выяснить и закрепить знания о светофоре.

s «Светофор и его сигналы». Воспитатель задает во­просы с использованием модели светофора, флане­леграфа. (Что означают красный, желтый, зеленый сигналы светофора? Какой сигнал светофора запре­щает переходить улицу? При каком сигнале можно переходит улицу?)

 

 

s Разучивание стихов.

s Практическое занятие. Дети из цветной бумаги или картона конструируют модель светофора на фланелеграфе, делают рисунки с изображением светофора.

Тема 4. Пешеход

Цель: закрепить понятия «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар», «пешеходная дорожка».

s «Пешеход и его поведение на улице». Проведя с детьми предварительную беседу, воспитатель зада­ет им вопросы. (Кто называется пешеходом? По ка­кой части улицы должен ходить пешеход? Для чего нужно знать правила дорожного движения? Где де­тям разрешается играть?)

s Целевая прогулка. Воспитатель предлагает детям совершить прогулку по одной из улиц города (по­селка) и сообщает о том, что они станут пешехода­ми. А для пешеходов существуют определенные правила дорожного движения.

Тема 5. Пешеходный переход

Цель: закрепить знания о правилах перехода ули­цы, о пешеходном переходе.

s «Переходим улицу». Воспитатель просит детей от­ветить на вопросы. (Где пешеходы должны перехо­дить улицу?Как называется место, где можно пе­реходить улицу?) Затем воспитатель рассказывает о подземном переходе.

s Занятие на автоплощадке. Воспитатель показыва­ет, как обозначается переход, поясняет, что такое «зебра».

 

Тема 6. Перекресток

Цель: расширить знания об улице, дороге, перекре­стке.

s «Что такое перекресток?» Воспитатель проводит с детьми вступительную беседу и задает вопросы. (Как называется место, где пересекаются улицы? Какие бывают перекрестки? Что такое площадь? Где нуж­но переходить улицу, если нет знаков и линий пе­шеходного перехода?)

 

s Целевая прогулка. Проводится для закрепления на­выков правильного поведения на улице. Также мож­но организовать инсценирование.

ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ, КОНКУРСЫ

ЗАНЯТИЕ «РАССМАТРИВАНИЕ

ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ»

(Вторая младшая группа)

Цели: познакомить детей с основными частями гру­зовика (кабина, кузов, дверь, окна, руль); уточнить знания о работе шофера (управляет автомобилем, пе­ревозит грузы); закрепить представление, полученное на целевой прогулке (грузовая машина перевозит бен­зин, продукты, кирпичи и т.п.).

Воспитатель заранее договаривается с водителем гру­зовика о тех сведениях, которые нужно дать детям.

***

После рассматривания машины воспитатель предлагает де­тям показать основные ее части, просит назвать их.

Воспитатель. Где сидит шофер?

Дети. В кабине.

Воспитатель. Куда кладут грузы (песок, кир­пичи)? (Просит водителя продемонстрировать, как надо сидеть в кабине, держать руль, сигналить.) Шофер ведет машину быстро. Он работает внимательно, следит за тем, как едут другие машины. (Обраща­ет внимание детей на то, что играть на дороге нельзя.) Машина не может быстро остановиться.

В заключение воспитатель организует игру на внимание «Найди свой цвет».

ИГРА «ПОЛЕ ЧУДЕС»

(Старшая группа)

Цели: закрепить правила дорожного движения; на­учить четко выражать свои мысли, говорить верно.

Игра проводится в три этапа.

1. Вызываются по три человека в каждом туре. На «Поле Чудес» расположены картинки с ситуациями на дороге, улице. На какой картинке остановится стрел­ка — такую же вывешивают на стене.

Ведущий объясняет ситуацию и просит найти вы­ход.

 

 

Отвечает ребенок, первым (из трех вызванных де­тей) поднявший руку для ответа.

s Игра со зрителями проводится аналогично. Вы­вешивается плакат с ситуацией. За первый правиль­ный ответ зритель получает приз.

s Трем оставшимся победителям дается ситуация, плакат вывешивается на стене. Кто первый поднимет руку, имеет право на слово. Во всех случаях засчитывается правильный, грамотный, краткий ответ (чет­кая разговорная речь).

 

ИГРА «ЧТО? ГДЕ? ОТКУДА?»

(Старшая группа)

Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения.

Играют две команды. Ведущий задает вопросы. На круге со стрелкой расположены цифры. На какую циф­ру укажет стрелка — тот номер вопроса и задает веду­щий. Круг вращают капитаны команд.

За каждый правильный ответ присуждается одно очко. Итоги подводит жюри. Победители награждаются.

Вопросы I команде

s Какое движение на вашей улице — одностороннее или двустороннее? '

s Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомобили?

s Что такое перекресток? Где и как нужно перехо­дить дорогу?

s Как обозначается пешеходный переход?

s Как регулируется движение на улице?

s Какие сигналы светофора вы знаете?

s Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?

s Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

Вопросы II команде

s Как надо вести себя в автобусе?

s Как называется палочка, с помощью которой регу­лируется движение?

s Покажи положение регулировщика, которое соот­ветствует красному, желтому, зеленому сигналам светофора:

s Когда надо начинать переход улицы?

s Как нужно идти по тротуару?

s Где на проезжей части можно переждать поток ма­шин?

s Что помогает регулировщику управлять движением?

s Какие вы знаете правила поведения в транспорте?

КОНКУРС «ЛУЧШИЙ ПЕШЕХОД»

(Старшая группа)

Цель: продолжать закреплять правила дорожного движения:

Конкурс проводится в музыкальном зале или груп­повой комнате одной из команд. Команды выбирают себе название. Ведет соревнование воспитатель в фор­ме милиционера.

Жюри из трех человек следит за выполнением за­даний и объявляет победителей соревнования.

1. Вступительное слово ведущего.

2. Приветствие команд.

3. Задания.

s Чья команда прочтет больше стихотворений?

s Кто больше знает пословиц и поговорок о до­рожном движении?

s «Ты — мне, я — тебе»: загадывание загадок команд.

s Блиц-вопросы.

Как правильно переходить дорогу?

Как правильно осматривать дорогу перед началом

перехода?

Зачем нужна дорожная разметка, наносимая белой

краской на проезжую часть?

♦ «Лучший пешеход».

У ведущего в руках «светофор» — два картонных кружка. Первый с одной стороны зеленый, а с дру­гой — желтый, второй — красный и желтый. На «све­тофоре» зеленый цвет — команды маршируют на ме­сте, желтый — хлопают в ладоши, красный — зами­рают.

Кто перепутал сигналы, получает штрафное очко. Выигрывает команда, у которой меньше штрафных оч­ков.

4. Жюри подводит итоги. Победители получают при­зы — звание «Лучший пешеход недели».

НА УЛИЦЕ И В ТРАНСПОРТЕ»

(Подготовительная к школе группа)

Цель: выяснить готовность ребенка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице. Вопросы задаются индивидуально каждому ребенку.

I этап (словесный)

s Знаешь ли ты свой адрес?

s Что такое улица? Из каких частей она состоит?

s Что такое площадь?

s Кого называют «пешеход», «пассажир», «водитель»?

s Какие виды транспорта ты знаешь?

s Что помогает пешеходам и водителям безопасно дви­гаться по дороге?

s При каком сигнале светофора можно перейти дорогу?

s Где люди ждут транспорт?

s Как надо вести себя в автобусе? Троллейбусе?

s Почему зимой на дороге, улице надо быть особенно внимательным и осторожным?

s Где можно играть детям?

s Знаешь ли ты, где расположена школа, в которой ты будешь учиться? Расскажи, как ты будешь добирать­ся до школы, о знаках, встречающихся на дороге.

s Для кого предназначен тротуар?

s По какой стороне тротуара можно идти? Почему?

s Можно ли переходить проезжую часть дороги одно­му?

s С кем можно переходить проезжую часть дороги?

s Прочитай стихотворения, какие ты знаешь.

s Какие ты знаешь загадки про транспорт, дорогу, светофор?

II этап (с использованием картинок, ситуаций на планшете)

s Зажги светофор.

s Какие дорожные знаки ты видишь? (Предлагается несколько знаков на индивидуальных картинках.)

s Что означает такая разметка на проезжей части до­роги?

s Покажи и объясни значение слов «перекресток», «тротуар», «шоссе», «проезжая часть», «мостовая», «пешеходная дорожка», «зебра».

s Что означают такие положения регулировщика? Наложи соответствующим цветом круги вокруг фи­гурок регулировщика.

s Перед тобой перекресток без светофора и регули­ровщика. Покажи, как надо перейти улицу, чтобы попасть в детский сад.

s Загородное шоссе. Покажи, по какой стороне шос­се надо идти к зданию школы.

 

ВИКТОРИНА «ПЕШЕХОД НА УЛИЦЕ» (Подготовительная к школе группа)

Цели: организовать развлечение при индивидуаль­ной работе с детьми; закрепить правила дорожного дви­жения.

Вопросы викторины

s По какой части улицы должны ходить пешеходы? (По тротуару.)

s По какой стороне тротуара должны ходить пешехо­ды? (По правой.)

s Почему надо придерживаться правой стороны? (Что­бы не мешать движению пешеходов.)

s Почему на улице нужно ходить только по тротуару? (За тротуаром начинается движение транспорта.Пешеход, вышедший на шоссе, подвергается опа­сности.)

s Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (Автобус, троллейбус не мо­гут сразу остановиться, особенно на скользкой дороге, в снег, дождь.)

s Где нужно ждать троллейбус, автобус? (На оста­новке.)

s Как надо себя вести пассажиру в транспорте? (Вхо­дить и выходить при полной остановке, разговари­вать тихо, обязательно держаться за поручни, ус­тупать место старшим.)

s Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? (Только сзади, чтобы видеть идущий за ними транс порт.)

s Где пешеходы обязаны переходить улицу и как? (По переходу, спокойным шагом.)

s Что такое регулируемый перекресток? (Это пере­кресток, на котором движение регулируется мили­ционером-регулировщиком или светофором.)

s Как надо переходить улицу, если нет регулировщи­ка? (Убедиться в безопасности, посмотреть нале­во, дойдя до середины дороги — направо.)

s Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрестках? (При зеленом свете светофора или разрешающем сигнале регулировщика.)

s Какие сигналы светофора вы знаете? Что обознача­ет каждый сигнал?

s Какие сигналы милиционера-регулировщика вы знаете? Каково их значение для пешеходов?

s Почему нельзя играть на проезжей части дороги? (Это опасно для жизни.)

Игра «Лучший пешеход»

Первый вариант. Дети делятся на две команды. Вос­питатель выполняет роль регулировщика. Дети дер­жат в руках кружки трех цветов (красный, желтый, зеленый) и поднимают на сигнал регулировщика кру­жок соответствующего цвета. За каждую ошибку ко­манда получает штрафное очко. Выигрывает команда, у которой их меньше.

Второй вариант. Воспитатель выполняет роль регу­лировщика, дети шагают на месте на сигнал «разре­шен переход», хлопают в ладоши на сигнал «запре­щен переход». Итоги подводит Незнайка. Он предла­гает нарисовать ему улицу со светофором. Воспитатель анализирует рисунки, и дети дарят их Незнайке.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

В ПОМОЩЬ ОСПИТАТЕЛЮ

 

Организация поездки детей в автобусе, пешеходной экскурсии

1. Группу детей, построенную не более чем в два ряда, разрешается водить только по тротуару или обо­чине дороги в сопровождении двух взрослых.

2. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов или игрушек. Предметы и игрушки, которые при падении могут покатиться или улететь по ветру, дол­жны находиться у взрослого, сопровождающего группу.

3. Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели перехода, либо на перекрестках по линии продолжения тротуаров. Вос­питатель, дойдя до середины проезжей части, подни­мает красный флажок, предупреждая водителей, что колонна детей переходит улицу, и держит его до тех пор, пока не перейдут все. Для более организованного перехода улиц младшими и средними группами реко­мендуется использовать цветную веревочку, за кото­рую по обе стороны должны держаться дети.

4. Перевозка детей разрешается только в автобусах.

5. К управлению автобусом допускается лишь опыт­ный водитель, хорошо знающий трассу.

6. Число перевозимых детей должно строго соответ­ствовать количеству посадочных мест.

Каждую группу должны сопровождать двое взро­слых. Перед отправкой автобуса заведующий детским садом и воспитатели обязаны убедиться, что двери и окна закрыты.

7. Водитель автобуса может трогаться с места толь-
ко с разрешения заведующего.

♦«Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»

♦«Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасно­го поведения на улице».

♦«Пешеходом быть — наука!»

♦«Этого могло не случиться».

♦«Что нужно знать детям и родителям о правилах дорожного движения».

♦«Улица требует к себе уважения».

♦«Знаете ли вы особенности местоположения детско­го сада?» и^др.

Воспитатели должны регулярно (один раз в полуго­дие) проводить совместные с родителями мероприя­тия, собрания. Они устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, приглашают родителей поучаство­вать в соревнованиях, КВН. Большой интерес пред­ставляет игра «Счастливый случай», где дошкольни­ки демонстрируют знания о правилах движения, а ро­дители делятся опытом воспитания у детей привычки культурного, грамотного поведения на улице, решают проблемные ситуации на дорогах, получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.

Воспитатели систематически организуют выставки детских поделок, аппликаций, рисунка по теме. Они должны ориентировать родителей на то, чтобы те посто­янно решали с ребенком проблемные ситуации на доро­ге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пе­шехода и пассажира и сами были в этом примером.

Соблюдение детьми правил пешехода невольно дис­циплинирует и родителей. Они еще активнее включа­ются в процесс воспитания и обучения ребенка, тру­дятся совместно с воспитателями, помогают в изготов­лении атрибутов, дидактических игр.

Магнитофонная запись беседы с детьми

Диалоги с детьми используются для прослушивания перед работой с родителями («круглый стол», диспут и т.д.).

♦Что обозначают сигналы светофора?

♦По какой стороне тротуара надо идти?

Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад?

Какие ты знаешь дорожные знаки и что они обо­значают?

Как надо вести себя в автобусе (троллейбусе)? Если ты уронил мяч и он покатился на дорогу, как ты поступишь?

С кем ты переходишь дорогу (ее проезжую часть)? Когда ты переходишь дорогу с мамой, она тебя дер­жит за руку?

С мамой (папой) ты переходишь дорогу обязательно по пешеходному переходу? Или иногда переходите прямо по дороге, где перехода нет? Где можно переходить улицу?

Анкета для родителей

Используется перед родительским собранием

Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?

Ведя ребенка в детский сад, Вы отпускаете его са­мостоятельно переходить дорогу (мостовую)? Обучаете ли Вы своего ребенка правилам поведения в транспорте?

Знает ли Ваш ребенок, где находится школа, в которой он будет учиться? Как туда идти, где пе­реходить улицу, какие знаки встречаются по до­роге?

Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения? Хотелось бы Вам получить квалифицированную кон­сультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?

Ситуации для анализа

Мама идет с сыном из детского сада по тротуару. Мальчик бежит впереди нее где попало и мешает пешеходам. Мама не реагирует на это. Вопрос. Как надо поступить маме?

♦ Мама с сыном идет по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему че­рез дорогу.

Вопрос. Как надо было поступить маме?

♦ Мама идет с сыном по улице. Около ларька толпит­ся народ. Мама отпускает руку ребенка и подходит к ларьку.

Вопрос. Как надо поступить маме?

♦ Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руке мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним. Вопрос. Как надо поступить папе?

Правила, поведения при сезонных изменениях погоды

Материал помещается в папки-передвижки или ширмы для работы с родителями.

Пасмурный день

Повышается опасность для водителей и пешеходов. В такую погоду водителям плохо видно пешеходов и пешеходам плохо видно, стоит или движется машина. Надо быть очень осторожным. Внимательно осматри­вайте дорогу и улицу.

Внимание! Наступила зима...

Дороги стали скользкими, вполне можно упасть. Водителю трудно остановить машину. В такую погоду надо быть очень осторожным.

Идет снег...

Обратите внимание, что люди идут, подняв ворот­ники, стекло машины залеплено снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор.

При дожде...

Надо быть очень осторожным, так как дорога стано­вится мокрой и скользкой, можно упасть. Затормозить машине трудно. Когда идет дождь, стекло у нее бывает грязным, поэтому водителю плохо видно лю­дей и светофор. Да и зонты мешают осматривать доро­гу. Надо очень внимательно, не спеша переходить до-< рогу!

Рекомендации родителям младших дошкольников

Раздаются каждому родителю при проведении собрания, «круглого стола».

Уважаемые мамы и папы!

Вы являетесь образцом поведения. Вы — объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо по­мнить

 

 

всегда и тем более, когда делаете шаг на проез­жую часть дороги вместе с малышом.

Чтобы Ваш ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения тер­пеливо, ежедневно, ненавязчиво.

♦Ваш ребенок должен играть только во дворе под Ва­шим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!

♦Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуации на дороге, улице, во дворе, объяс­няйте, что происходит с транспортом, пешеходами.

♦Знакомьте малыша с транспортом, пешеходами.

♦Развивайте у ребенка зрительную память, внима­ние. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденно­го. Пусть Ваш малыш сам приведет Вас в детский сад, а из детского сада домой.

В этом возрасте Ваш ребенок должен знать:

— на дорогу выходить нельзя;

— дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку. Вырываться нельзя;

— переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом:

— пешеходы — люди, которые идут по улице;

— чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться светофору:

Красный свет — Движенья нет. А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт»;.

— машины бывают разные, это — транспорт. Ма­шинами управляют шоферы (водители). Для ма­шин (транспорта) предназначено шоссе (доро­га, мостовая);

— когда мы едем в автобусе, троллейбусе, нас на­зывают пассажирами;

— когда мы едем в транспорте, нельзя высовы­ваться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень.

Мамы! Папы!

Отнеситесь ответственно к нашим советам. Ведь от Вашей культуры поведения на улице, в общественном

 

 

транспорте, от Вашего уважения правил дорожного дви­жения зависит жизнь и здоровье Вашего ребенка!

Советы родителям старших дошкольников

Уважаемые мамы и папы!

Вот и подрос ваш малыш, стал взрослее, любозна­тельнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее. Но ваш авторитет ничуть не умень­шился. Так что вы остаетесь для него верным помощ­ником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Зная индивидуальные чер­ты своего ребенка (анатомию, физиологию, нервную систему, интеллект, темперамент), продолжайте помо­гать ему постигать науку уважения к улице: настойчи­во, но не навязчиво, систематически и терпеливо.

Воспитывайте у ребенка привычку быть вниматель­ным на улице, осторожным и осмотрительным.

На прогулке, по дороге в детсад и домой закреп­ляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ему проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте вни­мание на свои действия (почему вы остановились пе­ред переходом, приему именно в этом месте и т.д.).

Ваш ребенок уже знает и должен строго выполнять определенные правила.

♦Ходить по тротуару следует с правой стороны.

♦Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны.

♦Переходить дорогу полагается только шагом.

♦Необходимо подчиняться сигналу светофора.

♦В транспорте нужно вести себя спокойно, разгова­ривать тихо, держаться за руку взрослого (и пору­чень), чтобы не упасть.

♦Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбу­са, высовывать в окно руки.

♦Входить в транспортИвыходить из него можно, толь­ко когда он стоит.

♦Играть можно только во дворе.

Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дво­ре, за пешеходами и транспортом, светофором и обяза­тельно обсуждайте увиденное с ребенком. Пусть он по пути Домой споет вам песню или расскажет стихотво­рение, а потом нарисует то, что видел. Почитайте ему подходящее художественное произведение и обязатель­но побеседуйте о прочитанном.

Только ваша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице!

Приложение 3

СЛОВА, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

РЕБЕНОК ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ШКОЛУ

 

Улица

 

автодорога

автомагистраль

шоссе

проезжая часть

мостовая

 обочина

тротуар

пешеходная дорожка

пешеход

пассажир

водитель

шофер

пешеходный переход

светофор

милиционер-регули



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.258 с.)