Основные характеристики программ продвинутого уровня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики программ продвинутого уровня



Критерий Показатель
Возраст учащихся 12-18 лет
Срок реализации от 1 года обучения
Количество часов в неделю от 4 до 9 часов часов
Задачи программы - оказание помощи учащимся в выстраивании индивидуальной траектории личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения; - организация участия учащихся в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование сложных, около профессиональных и профессиональных знаний (возможно из разных предметных областей) в рамках содержательно-тематического направления программы.
Требования к результатам реализации · 100% освоение обучающимися программы в соответствии с требованиями к результатам освоения содержания конкретной программы · Представление результатов обучающихся в формах промежуточной (итоговой) аттестации, предусмотренной конкретной программой · Публичное представление образовательных результатов и достижений в различных формах коллективного и (или) персонального участия в мероприятиях муниципального, регионального, межрегионального, федерального или международного уровней: выставках, концертах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и пр. (в том числе дистанционных формах)
Обеспечение преемственности содержания программ в ДОД Содержание программы продвинутого уровня связано с основной профессиональной образовательной программой по данной направленности. В пояснительной записке программы продвинутого уровня целесообразно указать, на какие основные профессиональные образовательные программы ориентирует учащихся данная программа.

- актуальность - соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей; обоснование актуальности должно базироваться на фактах – цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы;

Актуальность определяется как ориентированность на решение наиболее значимых для дополнительного образования детей проблем. Актуальность может базироваться на анализе социальных проблем, материалах научных исследований; на анализе педагогического опыта, детского или родительского спроса, современных требований модернизации образования, потребностей общества и социальном заказе, потенциале образовательной организации и т.д. Важно найти актуальные, значимые моменты для конкретной программы, необходимо объяснить, почему именно данная программа (ее направление, вид деятельности) важны и актуальны для современных детей. Актуальность может и должна рассматриваться не только как личная заинтересованность педагога в решении поставленной проблемы средствами своего направления деятельности, но и как личная заинтересованность в решении этой проблемы со стороны других участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов школ и т.д.).

- новизна может быть объективной (действительное новшество, ранее нигде и никем не используемое), корпоративной (новшество для данной организации), субъективной (новшество только для этого педагога). Также новизна может быть определена относительно рода занятия, осуществляемого в данном объединении. Большим потенциалом новизны в программе обладают процессы интеграции смежных или различных направленностей. Например, интегрированная программа шахматного клуба и туристического объединения позволяет уравновесить аспекты физического и интеллектуального воспитания и развития, а также развить у шахматистов волю к преодолению трудностей, а у туристов необходимую сосредоточенность, наблюдательность и другие личностные качества. Новизна может также касаться отдельных компонентов программы. В формулировках можно использовать отражающие степень новизны слова: «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено», кратко пояснять, что существенного разработчик внес в программу в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и формам реализации.

- педагогическая целесообразность - это аргументированное обоснование педагогических приемов, использования форм, средств и методов образовательной деятельности разработчиком программы в соответствии с целями и задачами дополнительного образования детей. Важно показать собственные взгляды педагога на проблему и определить практическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения; степень отражения в программе условий для социального, культурного, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности учащегося; наличие инновационных подходов.

- отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;

- адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе, возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе, иные медико-психолого-педагогические характеристики. В данном разделе дается характеристика возрастно-психологических особенностей учащихся, обосновываются принципы формирования групп, количество учащихся в группе. Разработчику программы необходимо определить группу детей, для обучения которых предназначена программа: пол, возраст, степень предварительной подготовки, предполагаемый состав групп одновозрастные или разновозрастные, уровень образования, степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье детей и т.д., то есть указать характерные особенности детей, которые будут учитываться при наборе для обучения;

- объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

- особенности организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ;

- формы обучения - очная, очно-заочная, заочная, очно-дистанционная, дистанционная (ФЗ № 273, г.2, ст.17, п.4).

- срок освоения программы – определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.

Цель и задачи программы:

- цель программы - это конкретный, охарактеризованный качественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.

Цели могут быть направлены:

· на развитие ребенка в целом;

· на развитие определенных способностей ребенка;

· на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;

· на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;

· на воспитание учащихся в соответствии с высокими моральными ценностями;

· на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;

· на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.

При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности, отражать развитие личностных качеств, а также общих и специальных способностей.

Цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый конечный результат. Цель должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна;

-задачи программы – конкретные, измеримые шаги по достижению цели программы. Задачи должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить, привить, развить, сформировать, воспитать.

Если срок реализации программы более одного года, то рекомендуется выделять задачи для каждого года обучения.

3.5.3. Содержание программы: должно быть отражено в учебном плане и содержании учебного плана.

- учебный план содержит наименование разделов и тем, определяет последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля), оформляется в виде таблицы (Таблица 4); составляется на каждый год обучения:

Таблица 4

№ п.п.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля/аттестации

Всего Теория Практика
1

Раздел 1

1.1. Тема 1.1.        
1.2. Тема 1.2.        
И т.д.          
2

Раздел 2

2.1. Тема 2.1.        
2.2. Тема 2.2.        
И т.д.          

Итого часов

       

-содержание учебного плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения.

Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме.

При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:

· содержание составляется в соответствии с учебным планом;

· формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в учебном плане;

· необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (модулю);

· материал следует излагать назывными предложениями;

· содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;

· в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.).

Планируемые результаты

Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагога дополнительного образования являются планируемые результаты ее освоения учащимися, которые представляют собой:

-систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы;

- письменную формулировку предполагаемых достижений учащегося, которые он сможет продемонстрировать.

Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.

При проектировании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо ориентироваться НЕ СТЫКОВКА С ПРЕДЫДУЩИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ на метапредметные и личностные результаты образования, а также предметные.

Под метапредметными результатами понимаются усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:

-мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);

-когнитивным (знания, рефлексия деятельности);

-операциональным (умения, навыки);

-эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).

Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать:

-теоретические знания по программе;

-практические умения, предусмотренные программой.

3.6. Комплекс организационно-педагогических условий:  

3.6.1. Календарный учебный график - это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, продолжительность каникул, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.п..

Календарный учебный график является обязательной составной частью образовательной программе и составляется для каждой учебной группы.  

Организация дополнительного образования детей имеет право выбора оформления календарного учебного графика, закрепив его форму через локальный акт образовательной организации.  



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.033 с.)