Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как Мичурин создал грушевое яблоко↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тысячи лет росли в садах яблони и груши. Яблони, как и полагается, давали яблоки, груши давали груши. Люди даже поговорку сложили: «Яблоко от яблони недалеко падает». И никогда до сих пор не бывало, чтобы на груше выросли яблоки, а на яблоне – груши. Но Мичурину как раз и хотелось создавать то, чего еще никогда не бывало. Он верил, что человек может по‑своему переделывать природу. И вот он задумал сделать такой опыт: срастить грушу с яблоней и посмотреть, какие плоды на этой груше‑яблоне вырастут.
Грушевое яблоко.
В саду у него росла яблоня – антоновка полуторафунтовая, у которой были огромные яблоки: в полтора фунта весом. Ее‑то Мичурин и решил взять для опыта. Он мог бы просто срезать с нее ветку или почку и прирастить, привить к грушевому дереву. Но он рассудил не так. У старой яблони – старые привычки. Ее не так‑то легко будет перевоспитать, переучить. Гораздо легче переучивать молодежь. Вот он и взял громадное яблоко антоновки полуторафунтовой, разрезал пополам, вынул темное круглое семечко и посеял. Из семечка выросло крошечное деревце с пушистыми листьями. Если бы этому деревцу дали расти, как оно хочет, из него вышла бы обыкновенная яблоня. Но Мичурину надо было породнить его с грушей. Он срезал с деревца несколько почек и прирастил их к молоденькой груше. Почки прижились. Из них пошли ветки. Ветки покрылись листьями. Мичурин понемногу срезал грушевые ветки, чтобы они не мешали яблоневым – не отнимали у них соков. Получилось небывалое, сказочное дерево: сверху яблоня, а снизу груша. Как няня держит ребенка на руках, так груша держала и кормила яблоню. И от этого листья и ветки на яблоне делались все больше похожими на грушевые. Но тут случилась беда: кормилица‑груша сильно заболела. Что тут было делать? Отдать ребенка другой няне? Этого Мичурин делать не хотел. Он боялся, что новая няня начнет на свой лад перевоспитывать ребенка. И Мичурин решил, что ребенок уже настолько вырос, что может и сам себя прокормить. Мичурин пригнул к земле ствол заболевшей груши в том месте, где к ней была приращена яблоня, и присыпал отводок сверху землей. Яблоня пустила корни. Теперь она уже могла жить самостоятельно. Но для нее не прошло даром то, что ее вскормила и воспитала груша. Когда на деревце в первый раз появились яблоки, они оказались не простыми яблоками. Они были так похожи на грушу, что все спрашивали: – Что это: груша или яблоко? Так появилось новое, небывалое еще дерево: груша‑яблоня. Некоторые говорили: посмотрим, что будет дальше. Если у этого дерева и потомство будет такое же, тогда и в самом деле можно будет сказать, что Мичурин создал новое растение. Но все сомнения исчезли, когда потомки нового дерева тоже дали плоды, похожие и на грушу и на яблоко. Много удивительных растений создал Мичурин. Если бы не он, в природе не было бы северного абрикоса, северного винограда, сладкой рябины и многих других плодов. Или же пришлось бы ждать сотни лет, пока они появятся.
На одной ветке растут груши и кисть рябины.
Но Мичурин говорил: «Мы должны уничтожить время и вызвать в жизнь существа будущего, которым для своего появления надо было бы прождать века». И Мичурин побеждал время, вызывая в жизнь существа будущего. Он смело скрещивал южные, нежные сорта с северными, выносливыми. Он скрещивал не только яблоню с яблоней или грушу с грушей, но и совсем разные растения: сливу с абрикосом, черешню с вишней, вишню с черемухой, терн со сливой, рябину с боярышником и мушмулой. У него в саду возникали сказочные растения: церападус, сладкая рябина, сладкий терн, слива‑абрикос, дыня‑тыква, тыква‑огурец. Нелегко было работать Мичурину. Но ничто не могло сломить его, заставить отказаться от любимого дела. Был случай, когда разлившаяся река затопила его сад. А потом начались морозы, река замерзла и похоронила под обломками льда молодые деревца. Много тут погибло ценных растений, которые Мичурин вырастил с таким трудом и такой любовью. Но Мичурин не пал духом, а продолжал свою работу с еще большим упорством. Каждый его опыт требовал не одного года, а многих лет терпеливой работы. Ведь дерево растет долго и не скоро начинает давать плоды. Во времена Мичурина садоводы думали, что хороший сорт яблока или груши – это находка. А Мичурин знал, что на одну только удачу надеяться нельзя. Он часто говорил: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача». Если надеяться на подарки от природы, на счастливый случай, нужны сотни лет, чтобы бедные северные сады стали богатыми. Было время, когда Мичурин, склонившись над картой, раздумывал о том, как продвинуть на север границу абрикоса, винограда, груши, яблони. И вот теперь уже не только на карте, но и на земле мичуринские абрикосы продвинулись до Тамбова, мичуринский виноград дошел до Кирова, мичуринская яблоня китайка золотая – до Петрозаводска, мичуринская груша бере зимняя – до Москвы и Ленинграда. Триста новых растений родилось в саду у Мичурина. Но он сделал не только это. Он создал науку о том, как создавать растения. Вся его жизнь – это пример для нас, пример того, как надо бороться за новое и нужное дело, не отступая ни перед какими препятствиями. Когда он начинал свою работу, у него не было сада, ему приходилось выращивать груши и яблони на пустыре, на свалке. У него было так мало земли, что приходилось выгадывать при посадках каждый вершок. Целые ночи напролет он просиживал за починкой часов, чтобы заработать деньги на опыты, на покупку семян, черенков, саженцев. Когда нужно было перенести сад на новое место, Мичурину не на что было нанять подводу. Он должен был на собственных плечах перетаскивать за семь километров свою зеленую семью – молоденькие яблони, груши, вишни. Только немногие понимали в те времена, какие удивительные открытия сделал Мичурин. Он был великим ученым, а его считали всего только садоводом‑самоучкой, потому что у него не было профессорского звания. Царское правительство ничего не делало, чтобы ему помочь. Чиновники не помогали, а мешали ему. Все пошло по‑другому после Великой Октябрьской революции – при советской власти. Мичурину стала помогать вся страна. И теперь у нас уже много таких садов, где растут созданные им чудесные плоды. Сотни и тысячи его учеников продолжают его дело: сотворение растений будущего. И ты тоже можешь стать мичуринцем, если только захочешь.
М. Ильин и Е. Сегал
В гостях у Мичурина
Однажды Иван Владимирович Мичурин привел приехавших к нему пионеров к ореховому кусту, ветки которого поникли от обилия крупных орехов. – Вы любите орехи, ребята? – спросил Иван Владимирович. – Конечно, любим! – Значит, любите? А кто из вас умеет их выращивать? – продолжал спрашивать Иван Владимирович. Ребята чистосердечно признались, что они даже и не пробовали выращивать орехи. – Жаль, – посетовал Иван Владимирович. – Это дело по силам вам, ребята. Вот вырастите ореховые деревья или кустарники и будете срывать с веток готовые бутерброды с маслом. Все ребята засмеялись. – А вы не смейтесь, я ведь не шучу. В орехах много белков, жиров и других питательных веществ. Из орехов приготовляют ореховое молоко и сливки, делают вкусные пирожные, халву и конфеты… Среди вас есть кто‑нибудь из Ивановской, Брянской или Тульской областей? – поинтересовался Иван Владимирович. Такие ребята нашлись. – У вас в лесах есть большие заросли лесных орехов – лещины. Если о них заботиться, ухаживать за ореховыми кустами, можно намного увеличить их урожай. Научитесь сами размножать эти ценные растения и насаждайте орешник в новых местах. Особенно хорошо сажать его на склонах оврагов… Отгребите‑ка землю от этого орехового куста, – попросил Иван Владимирович.
Лещина.
Ребята отгребли. – Смотрите, как много корней расходится в разные стороны от куста. Они густой сеткой переплели почву, ее даже сильный дождь не сможет размыть, а это особенно ценно для борьбы с разрастанием оврагов. Вот вы и разводили бы в оврагах пионерские ореховые рощи. Этим самым вы и овраги победите и большой урожай орехов вырастите. Великое спасибо вам все скажут. – Иван Владимирович, почему в лесу орехи мелкие, а на этом кусте такие крупные? – Этот культурный садовый сорт зовется фундуком. Раньше такие кусты с крупноплодными орехами росли только на юге. Я и скрестил крупноплодный фундук с нашей морозостойкой лещиной и получил этот орех. Он выносит наши суровые зимы и, как видите, дает высокие урожаи.
У плодов садового фундука скорлупа тоньше, а ядро крупнее, чем у лесного ореха.
– Иван Владимирович, а это что за дерево? – спросили ребята, увидев в мичуринском саду рослое деревце с большими красивыми листьями и круглыми плодами. – А это маньчжурский орех, он совсем не боится морозов, и его тоже следует разводить в школьных питомниках. Но у этого ореха есть и недостатки: мелкое ядро и очень толстая скорлупа – ее и молотком не сразу разобьешь. Я скрещиваю маньчжурский орех с южным грецким орехом, у которого крупные плоды, заполненные вкусным ядром, а скорлупа тонкая. Таким скрещиванием и хорошим уходом я стараюсь переделать природу грецкого ореха, чтобы он мог расти и приносить плоды в более северных районах. Стремлюсь я сделать холодостойкими и сладкие каштаны. Уж очень они вкусные и сытные. Десяток крупных поджаренных каштанов – отличный завтрак. Честь и хвала будет тому из вас, кто сумеет в наших местах вырастить сладкие каштаны! Недавно я узнал, что в городе Сызрани опытники вырастили у себя в саду грецкие орехи и собрали первый урожай. Молодцы! Как будет хорошо, если и вы примете участие в работе по продвижению грецкого ореха и сладкого каштана в более северные районы! Иван Владимирович на прощанье одарил гостей чудесными плодами из своего сказочного сада. Ребята сказали ему: «Эти фрукты мы покажем родным и товарищам по школе, а семечки выберем, посеем и у себя будем выращивать такие же деревья, как ваши». Иван Владимирович проводил гостей до самой калитки. Он просил ребят писать о своей работе, обещал прислать им семена и черенки лучших сортов.
Г. Широков
Фруктовые леса
В горах Крыма, Кавказа и Средней Азии на каждом шагу встречаются яблони, а под ними золотистым ковром устилают землю опавшие спелые яблоки. Они лежат ровными кругами вокруг стволов, и эти круги резко выделяются на фоне побуревшей осенней травы. Когда глядишь на них, даже досадно становится: столько добра пропадает! Вы подбираете беспризорные яблоки, набиваете ими карманы, шапку, но стоит надкусить одно из них, как все становится ясным, и, вытряхивая шапку, выворачивая карманы, вы водворяете свою добычу на прежнее место. У яблок горьковато‑кислый, терпкий вкус. Это дички, хотя по размерам они куда больше китайки, а иногда равны некрупным яблокам сорта «коричное». Их нельзя есть, и все же это – богатство. Ведь сколько сил и времени тратят садоводы на выращивание из семян подвоя – молодых яблонек, чтобы привить на них черенки или глазки культурных сортов! А какое множество яблонь в горах! К тому же дикорастущие яблони наших гор не боятся ни морозов, ни холодных зимних ветров. Сама природа приготовила щедрый подарок советским садоводам. Среди гор, поднимающихся к югу от Алма‑Аты, столицы Казахстана, раскинулись целые леса диких яблонь. Алма‑атинские лесоводы задумали превратить их в огромные высокогорные сады. На молодые двухлетние яблони‑дички они прививают глазки румяного апорта, золотисто‑смуглого ранета и других культурных сортов. Глазки принялись, молодые побеги перенесли две зимы и чувствуют себя отлично, хотя высоко в горах Казахстана зимы злые и холодные. Пройдут годы, и под грузом ароматных сладких яблок будут гнуться ветви деревьев в горах. Дикие леса превратятся в сказочный сад.
Е. Рубцова
Как хлеб на стол пришел
Мы каждый день едим хлеб. Без хлеба и не сядем за стол. Какая еда без хлеба! Без него не наешься досыта, без него все невкусно. Черный или белый ломоть душистого хлеба – сытный, вкусный, никогда не приедается, не надоедает. Он дает людям силы для жизни и работы. Все любят хрустящие баранки, пышные пироги и блины, сладкое печенье, медовые пряники, сухари. Это тоже хлеб. Это все испечено из муки. Видели вы, как животным – коровам или лошадям – дают мелко нарезанную солому, посыпанную отрубями? Это тоже хлеб. «Хлеб – всему голова», – говорит старинная русская пословица. Есть хлеб – сыты и люди и животные. Нет хлеба – голод, беда. Хлеб – это богатство народа. Золотые колосья украшают государственный герб Союза Советских Социалистических Республик. Золотые колосья украшают гербы всех пятнадцати советских социалистических республик. Давным‑давно люди нашли хлебные растения, но прошло много тысяч лет, пока они научились выращивать хорошие хлеба. В хлебе – труд, знания и заботы многих поколений: отцов, дедов, прадедов. Не так просто вырастить хлеб. Как бы ни грело солнышко, как бы ни поливал землю дождь, – пшеница, рожь и другие растения, которые называют культурными, не вырастут, не накормят людей, если сами люди не будут трудиться на земле. Кажется, что о свете и тепле для растений нечего заботиться – солнце дает и свет и тепло. Но заботиться обязательно нужно. Человек должен знать, когда посеять, чтобы растение получило столько тепла, сколько ему нужно. Да как посеять, чтобы солнце лучше освещало и грело. Да как приготовить землю, чтобы она давала питание, чтобы воздух и воду к корням пропускала. Без воды и пищи растение умрет. Жизнь хлебных растений зависит от людей. Они и почву могут сделать плодородной, и, если нет дождя, дадут ей влагу; если мало пищи, дадут пищу. Только все это не так легко и просто. Чтобы вырастить хлеба, нужна земля, и землю надо обработать. Одними руками ничего не сделаешь – нужны орудия. Нужно уметь и вырастить хлеба, а для этого надо многое знать.
Посмотришь на зернышко пшеницы желтого или коричневато‑золотистого цвета, и не верится, что оно может ожить, что из него что‑то вырастет. Зернышко сухое, твердое, даже разгрызть его трудно. И маленькое – такое маленькое, что на ногте пальца шесть – восемь зерен поместится. А зернышко ржи еще меньше да тоньше. Простым глазом не разглядишь, что там, внутри зернышка. Надо его осторожно разрезать и посмотреть через увеличительное стекло, через микроскоп. Зернышко покажется в сто раз больше, и тогда в одном конце зерна, который потолще, можно увидеть отгороженный щитком зародыш растения – зачатки корешков, стебля и будущего колоса с листьями. А вся остальная часть зерна – это «склад». «Склад» большой, в несколько раз больше зародыша. Здесь хранится запас питания для будущего растения – крахмал и белки. Это на первое время, пока растение не сможет само находить питание. Только все‑таки не видно, что зерно живое. Жизнь в нем на время замерла, притаилась. Оживают зерна, когда их посеют в мягкую, влажную землю, когда солнце пригреет эту землю. Зерна начинают впитывать воду из почвы и набухают так, что чуть ли не вдвое толще становятся. Тут зародыш начинает расти, а щиток всасывает питание из «склада» и передает зародышу. Через несколько дней зародыш корешка так разрастается, что разрывает кожуру зернышка и выпускает наружу сразу несколько корешков. Корешки растут вниз, пробиваются глубже в землю. Пройдет еще денек‑другой, и из зародыша выйдет росток. Этот тянется из земли наверх, к свету, к солнышку. Так и растут: корешки – все глубже в землю, а росток – из земли, выше к свету. И вот какое диво: чтобы комочки почвы не поранили, не поцарапали нежные, молодые корешки и росток, они прикрыты чехликами. Чехлики, как наперстки, защищают и корешки и росток от опасностей и раздвигают почву. На кончиках корешков всегда есть чехлики. Сотрется, слущится один – образуется другой на смену. А у ростков иначе. Когда путешествие ростка под землей окончится, когда, прикрытый чехликом, он выйдет из земли, – чехлик вдруг перестает расти. Он свое дело сделал, проводил наверх росток и теперь остановился. Росток тянется, а чехлик стоит на месте. Росток напирает на чехлик – не по росту стала рубашка! Побеждает росток. Он разрывает бесцветный, прозрачный чехлик и уже один тянется выше. А из расколотого чехлика выходит первый зеленый листочек. За первым появляются еще два зеленых листочка. Когда большое поле, засеянное семенами пшеницы или ржи, покрывается густой зеленью, люди говорят: «Хлеба взошли». Появились три листочка, и зеленый побег вдруг перестает расти. Всходы долго остаются маленькими. Что такое? Что случилось? Может, они совсем больше не будут расти? Нет, будут. Растение и сейчас продолжает развиваться, но только скрытно от глаз. Там, в земле, из подземного узелка стебля выходят вторые корни, несколько корней. Они образуются выше первых, ближе к поверхности земли, а разрастаются потом сильнее, проникают глубже в почву. Вслед за этими вторыми корешками выходят и новые побеги. Каждый побег, как и первый, прикрытый своим чехликом, тянется наверх, выходит на свет и выпускает листочки. Значит, первый, главный побег ждал товарищей. Но вот появились по сторонам молодые побеги. Теперь над землей уже не три листика, а целый кустик. Сколько всего побегов? Это по‑разному бывает. Бывает один, два, бывает пять, шесть стебельков. Может быть пятьдесят и больше. Как растение кустится, сколько выпустит побегов и какая дальше будет у него судьба – все зависит от людей: хороши ли были семена, да вовремя ли их посеяли, да хорошо ли землю подготовили, довольно ли в ней влаги и питания. Того питания, которое было в самом зерне, ненадолго хватает. «Склад» опустел, зародыш все забрал для своего роста. Теперь у растения есть и корешки и листья, и оно само находит пищу. Разрастаются корешки вглубь да вширь, чтобы добыть питание. Знаете, какие корни у пшеницы и ржи? Если одно взрослое растение аккуратно выкопать с корнями и смыть всю землю, увидим большой пучок корней, около двух метров в длину. Если все корешки оборвать и положить в одну линию – метров пятьсот выйдет, целых полкилометра! Каждый корешок покрыт множеством волосков. Этими волосками корни и высасывают из почвы питание. Ну, а если волоски оборвать да положить в длину один за другим? На двадцать километров протянутся! Вот какие корни старатели! Им нужна хорошая, рыхлая, богатая водой и пищей почва, тогда они досыта накормят и напоят растение. В каждом побеге скрыт главный секрет – колос. Зародыш колоса был уже в зернышке, а потом зачаток его развился еще больше в побеге. Но придет время, стебель‑соломка вырастет и выставит зеленый колос наружу. Потом зацветут колосья еле видными, невзрачными цветками. Цветки выпустят пыльцу, растение опылится, и в колосьях начнут наливаться зерна. У каждого зернышка свое место, свой домик. Сколько зерен в одном колосе? По‑разному бывает. У обычной пшеницы по тридцать – сорок зерен в каждом колосе. А у ветвистой пшеницы сто пятьдесят и даже двести зерен в одном колосе, но там на стебле не простой колос, а плотная метелка из семи – девяти колосьев.
Колосья ржи, пшеницы и ветвистой пшеницы.
Из одного зернышка выходит несколько стеблей, несколько колосьев. Посмотрите, сколько одно семечко может родить зерен! Сначала зерна в колосе совсем мягкие. Если вытащить зерно да сдавить, из него выйдет жидкость молочного цвета. Люди тогда говорят: «Хлеба в молочной спелости». В это время растение только внизу желтеет, а наверху все зеленое. Потом все поле, засеянное пшеницей или рожью, начинает желтеть. Желтеет стебель, желтеют листья, желтеют и зерна в колосьях. Они становятся тверже, но, как воск, разрезаются ногтем. Это значит – пшеница в восковой спелости. Еще немного постоит в поле пшеница, немного затвердеют зерна – и хлеба уже надо убирать, иначе зерна сами начнут высыпаться на землю. Так растет пшеница, так растет и рожь. Когда скосят и обмолотят урожай, зерна отправят на мельницу. Там измельчат зерна в порошок. Это мука. На ситах просеют – мука будет мелкая, мягкая. Останутся крупные части – отруби. Это животным. Солома тоже пригодится в хозяйстве – на корм и постель животным. А из муки будут печь хлеб.
М. Белахова
Пшеница и пырей
Пшеница – кормилица людей. Самый лучший хлеб – белый, вкусный, питательный – делают люди из пшеничных зерен. Огромные пространства земли заняты посевами пшеницы, ее золотыми нивами, похожими на волнующееся безграничное море. Пшеница много дает человеку, но немало и спрашивает с него. Она любит хорошо удобренную почву на севере, жирный, богатый чернозем на юге – в степях Украины, Кубани, Дона. Она боится засухи и сильных холодов. Она требует много труда и ухода за собой. Но так драгоценны ее зерна, что люди никаких трудов не жалеют, чтобы выращивать ее как можно лучше, собирать как можно больший урожай. Каждую весну вспахивают колхозники землю и старательно высевают семена пшеницы, чтоб не пропало понапрасну ни одно зерно. Каждый год сызнова сеют люди пшеницу, с волнением следят, как появляются всходы, как колосятся стебли и зреют новые тяжелые зерна. Сжаты, скошены нивы, обмолочены скирды, убрано зерно в закрома, а весной – снова сеять! Но есть у пшеницы родственник, совсем не такой, как она. Это сорняк – пырей. С незапамятных времен ненавидит его каждый, кто обрабатывает землю. Русские крестьяне – деды и прадеды наших колхозников – наградили пырей разными гневными прозвищами: «ползучий корень», «сосун‑трава», «ведьмина пшеничка». А еще раньше римляне назвали его «агропирум», что в переводе на русский язык означает «полевой огонь». Это название так пристало к пырею, что даже в науку вошло. Когда вы, ребята, со временем будете всерьез изучать ботанику – науку о растениях, вы встретите это название – «агропирум».
Пырей.
Чем же заслужил пырей свою недобрую славу? Да тем, что размножается он не только семенами, а главным образом многолетним, живучим и ползучим своим корневищем. Корень у него дает отростки не только вниз, но распространяется во все стороны. Как огонь, расползается он под землей. Вытесняет, словно сжигает, всякие другие корешки. И каждую весну на ползучем корневище отрастают вверх и выбиваются из под земли новые стебельки этой жесткой травы – пырея, – которую даже скот не любит. Но вот однажды к знаменитому садоводу Ивану Владимировичу Мичурину пришел молодой человек. Он принес с собой чемоданчик со склянками, пробирками и сказал: – Иван Владимирович, кажется, мне удалось сделать пырей полезным растением… А Мичурин тоже очень не любил пырей, как все, кто стремится, чтобы земля приносила человеку только пользу. Хоть и создал сам Мичурин много чудесных, необыкновенных растений, но даже и он удивился словам своего гостя. – Ого! – сказал он. – Как же ты этого добился? – Я скрестил с пыреем пшеницу, – спокойно, не смущаясь, ответил молодой человек. – Ведь они – родственники. Мичурин знал, конечно, что пырей и пшеница в родстве между собой. Недаром народ прозвал пырей «ведьминой пшеничкой». Но родство это дальнее, и ведь каким врагом был всегда вредный, пакостливый пырей для кормилицы человечества, красавицы пшеницы!
Многолетняя пшеница.
– Смелый ты человек, – сказал Мичурин своему молодому гостю. – Если тебе в самом деле удалось это сделать, ты целый переворот совершишь в земледелии. Пырей перестанет быть вредителем, а пшеница сделается многолетней. – Именно так, Иван Владимирович! – обрадованно подхватил гость. – Такова и была моя задача – сделать пшеницу многолетним злаком, чтобы не приходилось ее каждый год сызнова сеять, а по нескольку лет подряд можно было снимать с нее урожай без пересева. Мичурин осмотрел зерна, принесенные молодым человеком в стеклянных пробирках и колбочках. Как опытный мастер и знаток растений, он сразу распознал, что смелый гость его действительно добился большой удачи. Зерна были чуть поменьше, чем у настоящей, хорошей пшеницы, но несравненно крупнее, чем у дикаря‑пырея. Мичурин одобрительно улыбнулся: – Так ты хочешь, стало быть, чтобы землеробы наши один год сеяли, а пять лет подряд с одного посева урожай снимали? Дерзко задумано, что говорить… Только как бы не обленились, – добавил он, шутливо прищурившись. Улыбнулся и гость: – Вы, Иван Владимирович, каждый год плоды с деревьев снимаете… Дерево раз посадите, а потом и получаете урожай подряд много лет… Только и разница будет, что до сих пор две горячих поры было у пахаря‑земледельца: посевная да уборочная, а теперь останется только одна уборочная. С почетом и похвалой проводил Мичурин своего гостя‑ученика. Теперь этот смелый молодой человек – всем известный академик Николай Васильевич Цицин, создатель уже широко применяемой многолетней пшеницы.
В. Лебедев
Тарелка супа
Мы ежедневно садимся за стол обедать. Из чего состоит наша пища? Большей частью из растений. Попробуем сосчитать, сколько различных овощей в тарелке борща, щей или супа. Мы находим кусочки листьев капусты, клубней картофеля, корней свеклы, моркови, репы, петрушки, сельдерея, семена гороха или фасоли, целые жесткие листочки лавра, горькие семена перца. Каждый корешок имеет свой запах, свою окраску.
Большие круглые кочны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что значит «голова». Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда, как сладкое блюдо. В древнем мире считали капусту целебным средством при разных заболеваниях. Известный математик древней Греции Пифагор писал, что капуста «…представляет из себя овощ, который поддерживает постоянно бодрость и веселое, спокойное настроение духа». Несомненно одно, что капуста, особенно квашеная, полезна для пищеварения. В течение всей зимы в квашеной капусте сохраняются нужные человеку витамины. Капуста с давних пор возделывалась на Руси нашими предками – славянами. Щи, пироги с капустой, квашеная капуста – излюбленные кушанья русских. Капуста в диком виде растет на скалистых берегах Европейского материка. У нее высокий стебель с пучком прямых листьев, не завивающихся в кочан. Нужно было в течение многих веков возделывать такую капусту на хорошо удобренной, влажной почве в низинах у рек и озер; нужно было часто поливать ее, чтобы получить большие и нежные листья; нужно было отбирать растения с крупными, завивающимися в кочан листьями, – в результате, в наше время мы имеем множество сортов капусты, различных по форме и цвету и созревающих в разное время.
Цветы капусты.
Много труда надо затратить, чтобы вырастить кочан капусты. Весной сеют в парниках семена, выращенную рассаду высаживают в поле с хорошо удобренной почвой. Капусту поливают, подкармливают растворами солей. Готовые кочны срезают и хранят в овощехранилищах, чтобы всю зиму мы имели свежую капусту.
Кочанная капуста.
Если спросить читателя, где у капусты плод, то, наверно, многие сделают грубую ботаническую ошибку, указав на кочан.
Цветная капуста.
Брюссельская капуста.
Кольраби.
Савойская капуста.
Каждый плод содержит семена. Разрезав же кочан капусты, семян мы в нем не найдем. Капуста – двулетнее растение. Весной высаживают в землю кочерыжки капусты с корнем, сохраненные в подвале в течение зимы. Из кочерыжки вырастут тонкие стебли с небольшими листочками и кистями желтых цветков. Из опыленных цветков образуются плодики – стручки с круглыми мелкими семенами.
На вашей тарелке вареный или жареный картофель. Картофель! Что в нем особенного? Однако у картофеля длинная и интересная история. Для обстоятельного рассказа о нем потребовалась бы отдельная книга. Родина картофеля – берега Чили и горы Перу в Южной Америке. На горных плоскогорьях перуанцы еще в древности возделывали картофель, называемый там «паппа». Только морозоустойчивый картофель мог выдержать холод и ветер высоких гор. Картофель служил основной пищей горных индейцев. О том, что картофель был древней культурой, свидетельствуют найденные при раскопках сосуды, имеющие форму клубней картофеля.
Дикий картофель.
В Европе картофель не был известен до 1536 года, до завоевания испанцами Южной Америки. Картофель не сразу был признан европейцами и долго путешествовал из страны в страну как диковинное растение. Сначала он появился в Испании, затем в Италии, где получил название «тартуфоли», которое потом превратилось в «картуфоли» и «картофель». Во Францию картофель попал в конце XVIII века, получив название «пом де терр», то есть «яблоко земляное». В Россию первый мешок картофеля был прислан из Голландии Петром Первым. Распространялся картофель среди населения чрезвычайно медленно. В середине прошлого столетия принудительное введение посадок картофеля вызвало среди крестьян так называемые «картофельные бунты». Царские войска жестоко расправились с бунтовавшими крестьянами. Таким образом, всем известный теперь картофель начал культивироваться в России всего сто лет назад. Большой вклад в науку о картофеле сделали советские ученые. Советские ботаники совершили ряд экспедиций на родину картофеля – в Южную Америку, где нашли дикие виды его, неизвестные до сих пор. Путем скрещивания культурного картофеля с привезенными дикими видами были созданы новые сорта для суровых условий Крайнего Севера. Выведены хорошие советские сорта картофеля, высокоурожайные, невосприимчивые к заболеваниям. Работы советских ученых содействовали продвижению картофеля на север и на юг нашей Родины.
Культурный картофель.
Особенность картофеля заключается в том, что на стеблях, обсыпанных (окученных) рыхлой землей, образуются особые веточки с округлыми клубнями. Клубень – это утолщенный стебель, покрытый почками и наполненный питательным веществом – крахмалом. Перезимует такой клубень, а весной под действием тепла и влаги прорастут его почки и дадут новое растение картофеля. Эти толстенькие стебли, которыми размножается картофель, мы и употребляем в пищу.
Морковь не сразу стала сочной, красной, сладкой. Дикая морковь с тощим, жестким, невкусным корнем произрастает по берегам Волги и на побережье Средиземного моря. Четыре тысячи лет морковь употребляется в пищу. Но долгое время нужно было возделывать морковь на хорошей почве, чтобы получить вкусные, сочные корнеплоды различных сортов и размеров – от длинной «валерии» до круглой «каротели».
Дикая морковь и сорта культурной моркови: «каротель», «нантская» и «Валерия».
Морковь – растение двулетнее. В первый год в корне накопляются питательные вещества, и если оставить корень на зиму в земле или посадить в землю весной, то из него вырастет высокий стебель. На верхушке стебля появятся белые шапки соцветий, состоящие из мелких цветочков. Растения с такими цветками, в том числе и морковь, относятся к семейству зонтичных. Но морковь не всегда была двулетним растением. Дикая морковь – однолетнее растение, зацветающее в первое же лето, – имеет тонкий и жесткий корень. Культурная морковь создавалась в течение многих столетий путем отбора и воспитания. К нашему времени получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов. Корни моркови бывают не только розовые, но и белые, желтые и фиолетовые. О каждом растении, используемом человеком, дошло до нас много былей, небылиц, преданий и сказок. В средние века морковь считали лакомством гномов – сказочных маленьких лесных человечков. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с вареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье. Доверчивые люди носили в лес миски с морковью, но золота, увы, не находили.
Приготовление любого супа, закусок и большинства мясных блюд не обходится без лука. «Лук! Ну что можно сказать о самой обыкновенной луковице?» – подумает читатель. А между тем лук – весьма своеобразное растение. Возьмите в руки луковицу, обратите внимание на золотистые, прозрачные, но очень плотные пленочки, покрывающие ее. Философы древности, разрезая луковицу поперек, объясняли на ней своим ученикам строение вселенной. Они тогда утверждали, что вселенная состоит из нескольких сфер – оболочек, окружающих Землю. Луковица была первым наглядным пособием при изучении астрономии. Мы разрежем луковицу не поперек, а вдоль. Луковица состоит из толстых, сочных белых чешуй – листьев, прикрытых плотной пленкой, не пропускающей воду. Между чешуйками можно увидеть почки – зародыши новых луковок. Почему луковица имеет такое строение? Это можно понять, лишь узнав, как и в каких условиях развивается луковичное растение. Из семени лука вырастают корешок и стебелек. При этом верхушка стебелька удерживается долгое время оболочкой семени в почве. Вырастающий стебель образует на поверхности земли петлю, напоминающую форму натянутого лука. По мере разрастания трубчатых листьев, часто называемых «перьями» зеленого лука, в нижней части стебля образуется луковка. К концу лета листья засыхают. Отобрав молодые луковки, сохраняют их в течение зимы, а следующей весной высаживают для получения более крупных луковиц. Из крупных луковиц вырастают стебли, называемые «стрелками», на верхушке которых образуется шаровидный зонтик мелких цветочков. Рассмотрев их внимательно, можно установить, что цветочки лука похожи на миниатюрные цветки лилий. И действительно, лук относится к семейству лилейных.
Цветущий лук.
Возделывание лука началось в древнейшие времена в Китае, а затем в Индии и Египте. На китайском языке лук обозначается одной буквой – иероглифом «дзунг», что считают доказательством древности его происхождения. В египетских гробницах находили остатки луковиц, а на саркофагах и на стенах древнейших зданий – многочисленные изображения лука, что свидетельствует о широком распространений его пять – шесть тысяч лет назад.
Луковицы.
В армиях древней Греции и Рима добавляли в пищу солдатам большое количество лука, считая, что лук возбуждает силу, энергию
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.015 с.) |